МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
на тему:
«Цели монолога. Целевая аудитория. Мнение. Нормы публичной
речи. Регламент.»
по дисциплине
«Общие компетенции профессионала» специальности
44.2.01 Дошкольное образование
Разработчик: Тусинова Марина Николаевна
Преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Жигулевский государственный колледж» (ГАПОУ СО «ЖГК»)
Самара, 2024 год
Тема: Цели монолога. Целевая аудитория. Мнение. Нормы публичной речи. Регламент.
Цели урока:
1. Развитие понимания целей и структуры публичного выступления.
2. Освоение навыков анализа целевой аудитории.
3. Формирование умения выражать мнение и следовать нормам публичной
речи.
4. Понимание важности соблюдения регламента выступлений.
Ход занятия:
I. Введение
1. Объявление темы урока.
Преподаватель: Сегодня мы будем говорить о важных аспектах публичных выступлений — целях монолога, особенностях работы с аудиторией, правильном выражении мнения и соблюдении норм публичной речи.
2. Актуализация знаний
Вопрос ученикам: Вспомним, какие бывают цели у публичного выступления? (Ответы учеников: информирование, убеждение,
мотивация, развлечение.)
II. Основная часть
1. Определение целей монолога.
Преподаватель: Публичная речь всегда имеет цель. Каковы же могут быть эти цели?
○ Информирование: передача новой информации слушателям.
○ Убеждение: изменение взглядов или мнений слушателей.
○ Мотивация: вдохновление на конкретные действия.
○ Развлечение: создание позитивной атмосферы, расслабление аудитории.
Упражнение: разделитесь на группы и придумайте примерную тему для каждого типа цели.
2. Анализ целевой аудитории.
Учитель: Важный аспект любого выступления — понимание своей аудитории. От неё зависит выбор стиля, содержания и даже тона выступления.
Вопросы для обсуждения:
○ Какие факторы нужно учитывать при анализе аудитории? (Возраст, образование, интересы, культурный контекст.)
○ Приведите примеры разных типов аудитории и расскажите, как это повлияло бы на ваше выступление.
Практическое задание: Представьте, что вам предстоит выступить перед разными группами людей: школьниками, студентами, бизнесменами, пенсионерами. Подумайте, как вы будете адаптировать своё сообщение для каждой из групп.
3. Выражение мнения.
Преподаватель: Важно уметь чётко и аргументированно высказывать свою позицию. Но при этом нужно помнить о нормах этикета и уважительном отношении к мнению других.
Основные правила:
○ Ясность и конкретика.
○ Аргументация.
○ Уважительное отношение к другим точкам зрения.
Ролевая игра: представим, что вы участвуете в дискуссии. Ваша задача — выразить своё мнение по предложенной теме (например, «Нужно ли вводить обязательную вакцинацию?») и аргументировать его.
4. Нормы публичной речи.
Преподаватель: Существуют определённые нормы, которым стоит следовать при выступлении. Это касается как лексики, так и поведения оратора.
Основные моменты:
○ Избегание жаргона и грубых выражений.
○ Логичность и последовательность изложения.
○ Поддержка зрительного контакта с аудиторией.
○ Адекватная жестикуляция.
Вопросы для обсуждения:
○ Почему важно соблюдать нормы публичной речи?
○ Что произойдёт, если эти нормы будут нарушены?
5. Регламент.
Учитель: Время выступления тоже имеет значение. Важно уложиться в отведённое время, чтобы не утомлять аудиторию и не потерять её внимание.
Правила:
○ Планируйте своё выступление заранее.
○ Следуйте таймингу.
○ Готовьтесь к возможным вопросам от аудитории.
Задание: Попробуйте составить план своего выступления длительностью 5 минут на любую тему. Включите туда вступление, основную часть и заключение.
III. Заключение
1. Подведение итогов
Преподаватель: Давайте подведём итоги нашего урока. Что нового вы узнали сегодня? Как эти знания помогут вам в реальной жизни?
2. Домашнее задание.
Напишите текст небольшого выступления (до 300 слов), учитывая всё, чему вы научились сегодня. Тематика выступления — свободная.
Рефлексия:
После окончания урока ученики заполняют короткую анкету, где оценивают полезность занятия и отмечают, что было особенно интересно или сложно.
Это занятие поможет студентам лучше подготовиться к публичным выступлениям, развить уверенность в себе и научиться грамотно доносить свои мысли до аудитории.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тесты по теме: "Цели монолога. Целевая аудитория. Мнение. Нормы публичной речи. Регламент."
Вариант 1
1. Какие цели могут преследовать публичные выступления?
a) Информирование
b) Убеждение
c) Мотивация
d) Все вышеперечисленное
2. Что является ключевым фактором при подготовке выступления перед различной аудиторией? a) Опыт оратора
b) Уровень подготовки аудитории
c) Структура выступления
d) Время дня
3. Почему важно учитывать целевую аудиторию при подготовке выступления?
a) Чтобы выбрать правильный тон общения
b) Чтобы правильно подобрать содержание
c) Чтобы определить уровень сложности материала
d) Все перечисленные варианты верны
4. Какой из перечисленных факторов относится к нормам публичной речи?
a) Использование сложных терминов
b) Четкость и ясность формулировок
c) Длительность пауз между предложениями
d) Выбор цвета одежды
5. Какое утверждение верно относительно соблюдения регламента?
a) Выступающий всегда должен выступать дольше запланированного времени
b) Лучше закончить выступление раньше, чем выходить за рамки времени
c) Важно уделять больше внимания содержанию, чем соблюдению временных рамок
d) Можно отклоняться от плана, если есть интересные идеи
6. Какова роль аргументации в выражении мнения?
a) Помогает сделать мнение убедительным
b) Позволяет избежать критики
c) Делает выступление длиннее
d) Не играет важной роли
7. Можно ли использовать жаргонные выражения в публичной речи?
a) Да, если аудитория состоит из специалистов в данной области
b) Нет, это считается нарушением норм публичной речи
c) Да, если выступление носит развлекательный характер
d) Только в исключительных случаях
8. Кто определяет регламент выступления?
a) Оратор самостоятельно
b) Организаторы мероприятия
c) Аудитория
d) Обычно это совместная договоренность между организаторами и оратором
9. Каково основное правило при работе с аудиторией разного возраста?
a) Использовать один и тот же материал для всех возрастов
b) Изменять содержание и подачу материала в зависимости от уровня восприятия аудитории
c) Говорить быстрее, чтобы успеть передать всю информацию
d) Игнорировать возрастные особенности аудитории
10. Важнейшей частью успешного выступления является:
a) Содержание
b) Форма подачи
c) Взаимодействие с аудиторией
d) Соблюдение регламента
e) Всё вышеперечисленное
Вариант 2
1. Какие типы выступлений существуют?
a) Информационные
b) Убедительные
c) Мотивирующие
d) Развлекательные
e) Все вышеперечисленные
2. Что помогает оратору эффективно взаимодействовать с аудиторией?
a) Умение читать мимику и жесты
b) Правильное использование пауз
c) Способность отвечать на вопросы
d) Владение темой выступления
e) Всё перечисленное
3. Каковы основные элементы публичного выступления?
a) Вступление
b) Основная часть
c) Заключение
d) Все перечисленные элементы
4. Зачем важно планировать выступление заранее?
a) Чтобы уложиться в отведенное время
b) Чтобы не забыть важные моменты
c) Чтобы выступление выглядело структурированным
d) Для уверенности в собственных силах
e) Все указанные причины
5. Какой элемент отсутствует в правильной структуре публичного выступления?
a) Введение
b) Кульминация
c) Переход от одной части к другой
d) Заключение
6. Как правильно заканчивать выступление?
a) Резюмируйте основные идеи
b) Поблагодарите аудиторию за внимание
c) Предложите задать вопросы
d) Используйте все три варианта
7. Как лучше всего поддерживать интерес аудитории?
a) Постоянно менять тему разговора
b) Рассказывать анекдоты
c) Использовать визуальные материалы
d) Делать акценты на ключевых моментах
8. Для чего нужен анализ целевой аудитории?
a) Чтобы привлечь внимание
b) Чтобы правильно подобрать аргументы
c) Чтобы установить контакт с аудиторией
d) Чтобы выбрать подходящую форму подачи материала
e) Все вышеуказанные пункты
9. На что влияет соблюдение норм публичной речи?
a) На восприятие оратора аудиторией
b) На качество взаимодействия с аудиторией
c) На доверие к оратору
d) На продолжительность выступления
e) На все вышеперечисленные аспекты
10. К чему может привести несоблюдение регламента?
a) Потеря интереса аудитории
b) Нарушение программы мероприятия
c) Негативное впечатление о выступающем
d) Проблемы с организацией последующих выступлений
e) Все перечисленные последствия
---
Ответы на тесты:
Вариант 1
1. d
2. d
3. d
4. b
5. b
6. a
7. b
8. d
9. b
10. e
Вариант 2
1. e
2. e
3. d
4. e
5. b
6. d
7. d
8. e
9. e
10. e
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.