МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
День науки и творчества
Кафедра «ИСТОРИЯ.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
МУДРЫЙ ЛИ ПРАВИТЕЛЬ ХАММУРАПИ
Иссаков Тимур Петрович,
ученик 5Б класса
Научный руководитель:
Васильев Дмитрий Владиславович,
учитель истории и английского языка
Чебоксары – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Вавилонское царство. 4
2. Царь Хаммурапи. 5
3. Законы царя Хаммурапи. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 9
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 12
ВВЕДЕНИЕ
Когда я изучал историю древних цивилизаций на уроках истории, то узнал о царе Вавилона Хаммурапи и его законах. Я задумался о том, мудрый ли это правитель? Защищали ли его законы простых людей? Заботился ли Хаммурапи об обычных жителях? Ведь со временем с появлением государственности стало сильнее проявляться неравенство людей. Богатые наживались на бедных. Мне стало интересно провести небольшое исследование, насколько справедливы были законы царя Хаммурапи и в чьих интересах он действовал.
Целью данной работы является исследование деятельности Хаммурапи по созданию законов.
Задачи исследования:
· проанализировать историю Вавилонского царства;
· раскрыть личность царя Хаммурапи;
· проанализировать законы царя Хаммурапи.
Объектом исследования является история формирования законов царя Хаммурапи. Предметом исследования выступают законы царя Хаммурапи. Хронологические рамки исследования охватывают 1793—1750 год до н. э.
Территориальные рамки исследования обусловлены значимостью и сложностью исторических событий, происходивших в Междуречье Тигра и Евфрата.
Гипотеза исследования заключается в том что, вавилонский царь Хаммурапи создал законы, которые защищали интересы полноправного населения страны.
Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Законы Вавилонского царя изучались в развитии, события и факты рассматривались в их взаимосвязи и в конкретной исторической обстановке. До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные сведения о народах, обитавших в древности в бассейне Тигра и Евфрата (в Месопотамии). В разных книгах так называемого Ветхого завета неоднократно упоминаются Вавилония и Ассирия, но интерес к ним носит односторонний характер. Описываются войны и мирные взаимоотношения этих государств с Израилем и Иудеей. Некоторые сведения о прошлом Вавилонии и Ассирии сохранил знаменитый греческий историк Геродот, посетивший в середине V в. до н. э. ряд восточных стран. Гораздо больше сведений имел вавилонский жрец Берос, который жил и писал в III в. до н. э. когда его страна находилась под греко-македонским господством. Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» в трех книгах на греческом языке.
В 40-х годах прошлого столетия английский археолог Лэйард раскопал огромную библиотеку царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), состоящую из 20 000 глиняных книг. К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков. Структуру общества изучали Эд. Мейер и М. Вебер. Историк В. В. Струве исследовал круга полноправных жителей в древнем Двуречье.
К сожалению, деятельности Хаммурапи не уделено должного внимания, поэтому в исследовании хотелось бы рассмотреть его деятельность подробно. Структура работы состоит из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
1. Вавилонское царство
Вавилонское государство располагалось в Двуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Двуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.[1,56]
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона.[1,57] Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилонское царство по имени его столицы, стало большим и сильным. Однако после смерти Хаммурапи его царство потерпело ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.[1,61]
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. возникает Ново-Вавилонское или Халдейское царство. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.[3,132] Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.[3,234]
Итак, я пришел к выводу, что при царе Хаммурапи Вавилонское царство стало сильным и могучим государством.
2. Царь Хаммурапи
Хаммурапи — самый известный правитель древней Месопотамии. Известность к царю пришла благодаря активной деятельности по объединению Месопотамии и принятому Кодексу законов. Правосудие, в понимании царя Хаммурапи, было важнейшим этапом построения государства, а исполнение всех правил — основа спокойной жизни граждан.
Хаммурапи стал шестым царем I аморейской (вавилонской) династии. Отец Хаммурапи умер рано, когда сын был еще очень молод. В статусе наследника престола молодой Хаммурапи всегда был возле отца и принимал самое активное участие во всех государственных делах. Он точно знал, какие размеры у его государства, какое войско в подчинении и сколько жителей насчитывает его царство. Все эти знания очень помогли молодому Хаммурапи. Кроме того, государство отца было одним из самых больших в Месопотамии, военной силе которого завидовали многие.
В первые двадцать лет правления Хаммурапи вел поиск информаторов, союзников и укреплял приграничные крепости. Это обеспечило ему успех в последние годы правления, когда Хаммурапи вел несколько успешных войн и присоединил к своему царству значительные территории.
Правление Хаммурапи принесло экономический подъём в страну и новые методы в орошении земледелия. Широко использовалась плавка металлов, что послужило толчком для создания нового и более совершенного оружия. Но самые важные реформы коснулись централизации царской власти и ее укрепления, что отразилось в Кодексе законов царя Хаммурапи. Точных данных, когда появились законы, не сохранилось, но принято считать 1760 до н. э. датой появления Кодекса.[4,14]
Законы Хаммурапи — это важнейший памятник древневосточного права, благодаря которому можно сложить впечатление о том, какой была жизнь в древнем Вавилоне. Текст законов (282 статьи) был высечен на огромном столбе и стоял на городской площади, чтобы каждый житель Вавилона мог прочитать их. Не смотря на свой молодой возраст, на момент восхождения на престол, царь Хаммурапи пробыл при власти достаточно большое время — 43 года.
Следовательно, Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.
3. Законы царя Хаммурапи
В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона. На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.(Приложение № 3)
На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи, с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи разделен на три части.
В первой вводной части текста говорится о том, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, которых в судебнике Хаммурапи насчитывалось в количестве 282. [2,8]
Законы делили население на две основные группы: рабовладельцов и рабов. В тоже время, социально общество делилось на полноправных жителей и неполноправных жителей.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав. [2,8]
Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.
Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу. Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они выделялись из казны.
Я пришел к выводу, что Хаммурапи был мудрым правителем. Но в своих законах он заботился о статусе царя и рабовладельцах и не учитывал интересы рабов. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем еще заботился Хаммурапи в своих законах, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.
Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате моего исследования, я выяснил, что при Хаммурапи Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета. Государство было большим и сильным, и это стало заслугой царя Хаммурапи.
Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.
Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
Таким образом, цели и задачи моей работы выполнены. На основании вышеупомянутого, я с уверенностью могу сказать, что вавилонский царь Хаммурапи был мудрым правителем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. М.,1914. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации» (под ред. И.М.Дьяконова) Ч.1. Месопотамия. М., 2013.
2. Дьяконов, И.М. Старовавилонские законы. Комментарий. ВДИ. 2002. №3.
3. Дьяконов И.М. Основные черты древнего общества (реферат на материале Западной Азии). Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 2011.
4. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока Под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера
5. Никольский Н.М. Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье. Минск., 2012.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1.Законы Хаммурапи.
[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. - С., 2017. - Режим доступа: http://artlibrary2007.narod.ru/zokoni_hammurapi.doc
2. Вавилонское царство
[Электронный ресурс]: Электрон. текстовые дан. - С., 2015. - Режим доступа:
http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Карта Вавилонского царства при Хаммурапи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Хаммурапи
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Столб с законами Хаммурапи
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.