ЦЕЛЬ-Познакомиться с творческим объединением ТПХВ( Товарищество передвижных художественных выставок).
Задачи:
Ознакомиться с историей возникновения Тпхв
Раскрыть основные идеи и принципы , на которые опирались «передвижники» в своем творчестве.
Ознакомиться с творчеством ярчайших представителей тпхв.
Введение.
Товарищество передвижных художественных выставок (передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.
Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социального значения. Художники-передвижники стремились найти такую форму объединения, которая смогла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделала более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.
История возникновения. «Бунт четырнадцати».
В 1859 г. Был принят новый устав академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту:9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в совет академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «пир бога одина в валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ совета все 14 человек покинули академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Именно они организовали «санкт-петербургскую артель художников». Артель была первой попыткой образования в россии независимого творческого объединения художников.
Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники (Мясоедов, Перов, В. Е.) в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность.
"Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства.
Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Репин и Суриков, Серов и Левитан и многие другие
Первая выставка ТПХВ.
А.К.Саврасов «Грачи прилетели».
Первая выставка передвижников прозвучала как новое и отрадное явление, вызвав небывалый к тому времени бурный отклик. Это было программное выступление художников-демократов. На выставке были показаны работы 16-ти художников. При всей немногочисленности состава, выставка содержала значительные произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре и др.
Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» А .К. Саврасова , картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России.
Художественные принципы.
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность.
Ведущими стилями в искусстве передвижников был реализм.
Одним из важных качеств деятельности передвижников является стремление художников обнаружить несовершенство жизни, ее контрасты. Раскрыть в своих картинах истинную жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей- это было основной задачей.
Ведущее место в живописи передвижников старшего поколения занимает бытовой жанр, нередко заостренно-критический по своей направленности.
Также художники-передвижники в своих работах впервые стали изображать русскую природу, до селе считавшуюся недостойной.
Яркие представители ТПХВ.
Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Возглавил «Бунт четырнадцати». Во главе с Мясоедовым является основателем товарищества передвижных выставок.
Крамской Иван Николаевич
К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие.
Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты И. И. Шишкина, Григоровича, мальчика еврея, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался.
Репин Илья Ефимович (1844—1930) великий русский художник. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.
Очень плодотворно работал над портретами, самые значительные из них портреты композиторов Мусоргского и Глинки, художников Сурикова и Крамского и др.
Репин Илья Ефимович
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник . Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей.
Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней, находя понимание ее красоты.
Известность приобрели его картины «Над вечным покоем», «Вечер», «Весна», «Большая вода», «Тихая обитель», «Золотая осень» и др.
Левитан Исаак Ильич
Шишкин Иван Иванович (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью.
Знаменитые картины Ивана Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Сосновый Бор».
Шишкин Иван Иванович
Суриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины.
Соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством.
Самыми значимыми картинами автора стали полотна "Утро стрелецкой казни", потом "Меньшиков в Березове", легендарная "Боярыня Морозова", " Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", «Степан Разин».
Суриков Василий Иванович
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Знаменитый мастер - живописец, портретист и пейзажист, театральный художник.
В составе передвижников с 1878 года.
Творчество художника Васнецова было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин.
Самые известные полотна «Три богатыря» , «Витязь на распутье», « Иван Грозный» , «Иван-царевич на сером волке» и другие.
Васнецов Виктор Михайлович
Перов Василий Григорьевич(1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».
Автор жанровых картин ,проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», «Тройка»), психологических портретов («А. Н. Островский»; «Ф. М. Достоевский»).
Художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.
Перов Василий Григорьевич
Серов Валентин Александрович (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Иногда работал как театральный художник.
Как никто другой, Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, точно передавая пропорции лица человека.
Картины «Девочка с персиками» и «Девушка освещенная солнцем» наиболее известны.
Серов Валентин Александрович
Заключение.
Товарищество передвижных художественных выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство академии художеств, товарищество передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Серов и многие другие.
Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Товарищество передвижных художественных выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации. После кровавых событий 1917 года и распада ТПХВ общий уровень русской живописи пошел стремительно вниз, уже никогда более не достигнув того уровня, что являли нам Суриков и Левитан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.