Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.
ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»
для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Цель и Задачи занятия:
повторить сведения о сложном предложении, его структуре,
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения,
развивать умения применять теоретические знания на практике в будущей профессиональной деятельности
научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
правильно ставить знаки препинания, повторив виды ССП, СПП, уметь их различать, видеть структуру.
Роль русского языка в овладении профессии Делопроизводитель
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-
распорядительные документы,
контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное
обслуживание, принимать и
передавать факсы.
содержание терминов по теме
Предложения, состоящие из нескольких простых,
называются …..
Назовите средства связи простых предложений в сложном.
сложные предложения
союзные бессоюзные
Сложносочиненные
ССП
Какие предложения называют сложносочиненными?
Чем ССП отличается от СПП?
БСП?
Синтаксическая разминка
Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Социальная функция (1) присуща многим документам (2) так как создаются они (3) для удовлетворения различных потребностей (4) как общества в целом (5) так и отдельных его членов.
Синтаксическая разминка
Социальная функция присуща многим документам, так как создаются они для удовлетворения различных потребностей как общества в целом, так и отдельных его членов.
Ответ:
2,5
ССП: ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Сочинительные союзы
соединительные | противительные | разделительные |
И, да (=и), ни…ни, и…и, не только…но и, как…так и, тоже, также | А, но, да (=но), зато, однако | Или, либо, или…или, либо..либо, то…то, не то…не то |
Документы могут исполняться несколькими структурными подразделениями, и они передаются им поочередно или одновременно в копиях.
[ ], и [ ]
проблемная ситуация
1.НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Можно назвать множество систем документации которые классифицируются по различным признакам.
б) Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права являются правовой основой деятельности учреждения
в) Контроль исполнения документов - совокупность действий обеспечивающих своевременное исполнение документов.
2. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Не допускается пользоваться сведениями из документов ограниченного доступа в открытых выступлениях в публикациях в открытой печати.
б) Если должностное лицо подпись которого заготовлена на проекте
документа отсутствует то документ подписывает лицо исполняющее
его обязанности или его заместитель.
3. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Отметка об исполнителе включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона помещается на лицевой или на оборотной стороне последнего листа документа.
б) Завершенные дела постоянного и долговременного хранения
остаются в структурных подразделениях для справочной работы а затем сдаются в ведомственный архив.
в) Документы могут исполняться несколькими структурными
подразделениями и они передаются им поочередно или одновременно в копиях.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1.НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
а) Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам.
б) Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения
в) Контроль исполнения документов - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.
2. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Не допускается пользоваться сведениями из документов ограниченного доступа в открытых выступлениях, в публикациях в открытой печати.
б) Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте
документа отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее
его обязанности, или его заместитель.
3. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
а) Отметка об исполнителе включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона, помещается на лицевой или на оборотной стороне последнего листа документа.
б) Завершенные дела постоянного и долговременного хранения
остаются в структурных подразделениях для справочной работы, а затем сдаются в ведомственный архив.
в) Документы могут исполняться несколькими структурными
подразделениями, и они передаются им поочередно или одновременно в копиях.
Ошибки и недочёты, связанные с употреблением сложных предложений
1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.
Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.
Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.
Ср.: Документы, которые исполняются несколькими структурными подразделениями, передаются им поочередно или одновременно в копиях, а подлинник передается ответственному исполнителю, названному в резолюции первым, а необходимость размножения документов и количество копий определяется лицом, организующим исполнение, а при необходимости безотлагательного исполнения поступившего документа допускается ознакомление исполнителя с его содержанием до рассмотрения документа руководством организации.
2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.
Ср.: Ведение табеля, внесение в него изменений должно быть осуществлено службой документационного обеспечения, а утверждается табель руководителем ведомства.
правильно
В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!
Ср.: Если ведение табеля, внесение в него изменений должно быть осуществлено службой документационного обеспечения, и утверждается табель руководителем ведомства.
3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.
Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения, что без России Приднестровье не может полноценно функционировать, необходимость стабилизации положения на Украине.
4.Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.
Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств.
В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу).
Правильно:
5.Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:
- неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.
Например:
1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь утвердить документы – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что...
2. Необходимо то, чтобы они были доставлены вовремя – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;
- неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:
Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех.
Правильно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.