Фомина Е.Н.
учитель начальных классов
МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
Мультимедийные технологии в начальной школе
Известно уже очень давно, что детям нужна
наглядность, чтобы лучше понимать и усваивать информацию. И сейчас, вместо таблиц,
схем и рисунков на ватмане, у нас есть новое средство обучения - мультимедиа.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном
процессе помогает нам решать важную задачу - повышение уровня знаний. ИТ
постоянно меняются и проникают в различные сферы интеллектуальной деятельности
человека, становясь новым инструментарием для развития интеллекта.
Активное внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс
начальной школы является ключевым элементом его современной модернизации. В
настоящее время эти технологии становятся одним из наиболее динамично
развивающихся и перспективных направлений в области информатизации образования.
Основные характеристики мультимедийных технологий включают:
- многокомпонентную среду, объединяющую звук, текст, фотографии, видео и аудио.
- простое хранение и использование больших объемов информации.
Понятие "мультимедиа" (от лат. Multum – много и media – средства) означает использование различных средств для передачи информации, включая видеоизображения, звук, текст, изображения и анимацию. Это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для работы с мультимедийным контентом.
В новом словаре иностранных слов и выражений "мультимедиа" определяется как разнообразные средства передачи информации – текст, звук, изображение, анимация и другие.
Рассмотрим более подробно сущность понятия "мультимедиа".
Происхождение термина "мультимедиа" связано с английским словообразованием: "multi" - много и "media" - среда. Таким образом, само слово отражает его смысл. В широком смысле мультимедиа представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, которые позволяют пользователю работать с разнообразными данными, организованными в виде единой информационной среды. Аппаратное и программное обеспечение играют важную роль в мультимедийной среде.
Дидактические возможности мультимедийных технологий представляют собой одну из ключевых проблем в области образования.
Педагогическое обоснование важности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе подтверждается анализом работ современных исследователей (Б. Андресен, Я. А. Ваграменко, В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, Н.П. Петрова, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, В.П. Тихомиров и др.).
Однако, признавая ценность педагогического опыта и современных тенденций в образовании, следует отметить, что на сегодняшний день недостаточно изучены и обоснованы основные принципы, необходимые для успешного применения мультимедийных технологий в формировании учебных компетентностей у младших школьников, включая системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное образование.
Применение мультимедийных технологий в сфере образования становится все более актуальным в свете продолжающегося развития информационных технологий и всеобщего распространения глобальной компьютерной сети Интернет. Особую необходимость в использовании мультимедийных ресурсов обусловливает переход от учебной парадигмы, основанной на усвоении знаний, к компетентностной модели, которая акцентирует внимание на развитии учащихся через интерактивное взаимодействие.
Мультимедийные технологии объединяют в себе возможности компьютерной системы по работе с текстом, звуком, видео, графикой, анимацией и другими формами мультимедийного контента. Они представляют собой комплекс технологий, которые позволяют компьютеру эффективно обрабатывать, хранить, передавать и отображать различные типы данных, включая текст, изображения, анимацию, видео, звук и другие.
В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное и непрерывное обновление знаний, а также их практическое применение становятся необходимостью на протяжении всей жизни. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера, и мультимедийных ресурсов в образовании основное внимание следует уделять организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию критического мышления, культуре общения, а также умению выполнять различные профессиональные и социальные роли. Традиционная система и практика обучения, основанные на пассивной передаче готовых знаний и неориентированные на потребности обучающихся, подвергаются резкой критике.
Исследования показывают, что использование мультимедийных ресурсов в образовательном процессе открывает новые возможности для улучшения обучения и воспитания. Это активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует организации самостоятельной и совместной работы учеников, и преподавателей на более творческом уровне. Кроме того, использование мультимедийных ресурсов привлекает учащихся к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.