|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Родительское собрание
на тему: «Духовная жизнь семьи и развитие ребенка»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Юлкова Алина
Ейск, 2024 г
Класс: 3
Тема: «Духовная жизнь семьи и развития ребенка»
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу духовного воспитания ребенка в семье.
Задачи:
- показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в семье;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения у детей;
- формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми;
Учитель: Добрый день, дорогие родители! Начну я наше собрание с выдающего советского педагога Василия Андреевича Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Уважаемые родители, кто готов определить тему нашего сегодня собрания?
Родители: Тема нашего родительского собрание «Духовная жизнь семьи и развития ребенка».
Учитель: Абсолютно верно! В жизни человека есть особый период, называемый детством. Детство – это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как душевные, так и телесные, происходит процесс познания окружающего мира, образуются навыки и привычки. В детстве закладываются основы физического и психического здоровья. От того, каким ребенку откроется мир будет зависеть и его духовный мир. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно – религиозную, национальную и отечественную традиции. Из семейной традиции и благодаря ей на основе почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Воспитание – это питание, а не только влияние. Воспитывать – это питать: и душу, и плоть, и дух. Особое значение имеет правильное воспитание в младенческие годы. Как говорит психология, в первые три года формируется вся основа человеческой личности, дальше идёт только развитие. Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным для них. В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Учитель: Воспитание – это ещё и умение организовать жизнь ребёнка. Распорядок жизни должен быть у него, как и у взрослого: время – работе, время – отдыху. Надо, чтобы у него были обязанности по дому.
Разумные родители стараются до предела загрузить ребёнка: музыка, рисование, спорт и т.п. Это правильно. Надо дать меньше возможностей для бесцельного времяпрепровождения. Нужно, чтобы ребёнок уставал. Беспокойство, желание куда-то бежать бывают от праздности.
Отпускать детей просто на улицу сейчас очень рискованно. Ребёнку лучше всего быть всегда в семье. Чем дольше он будет в семье, тем лучше. Родителям нужно гулять с ним, ходить всегда на школьные мероприятия, провожать, встречать из школы. Нельзя в семье отделять жизнь детей от жизни родителей. Должна быть у всех общая жизнь, общие заботы, общие дела, общий отдых.
Проблема сейчас больше не в детях, а в том, что многие родители перестали быть домашними. Перестали любить дом, совместный семейный досуг.
Дети сейчас совсем не умеют играть, их общение сводится к бессодержательному толканию, к крику. Игра всегда человеку даёт какие-то навыки, она должна менять в лучшую сторону. Детская игра - творческая. Ребёнок сам творит тот мир, в котором он живёт. А когда ребёнок садится к компьютеру, перед ним открывается искажённый страстями мир, созданный взрослыми людьми. Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребёнка, может исказить его духовную жизнь, потрясти его психику.
Для детей великое счастье, когда родители играют вместе с ними. Сейчас эта традиция нарушилась. Вообще нарушились традиции семейной жизни: семейных вечеров, семейных обедов, семейного чтения, семейного проведения времени.
В прежние времена существовала традиция семейного чтения. Дети ещё не умеют говорить, а книги уже слушают. В хорошей литературе богатый язык. Человек и думает по-другому, когда у него богатство языковое, и мысль свою более чётко, образно выразить может. И мысли у него возникают хорошие. Словарный запас развивает ребёнка. Поэтому ничто не сравнится с тем богатством, которое есть в классической литературе.
Учитель: Для родителей важно знать, какие книги читает ребёнок, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придётся их выдёргивать. Перевоспитание – процесс очень трудный.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Учитель: Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать, и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
Учитель: Уважаемые родители, перед вами лежит модель пирамиды «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме пирамиды, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. (Поощрение, личный пример, убеждение, упражнение, принуждение).
Учитель: Родители, предлагаю вам пройти небольшую анкету для того чтобы определить является ли важным в вашей семье духовно-нравственное воспитание.
1.Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др?
а) да, это традиция нашей семьи,
б) раньше мы не уделяли внимание этим праздникам, тем не менее, в последнее время это стало традицией нашей семьи,
в) мы не празднуем эти праздники,
г) другой ответ.
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,
б) мы все больше в этом убеждаемся,
в) с этим утверждением мы не согласны.
г) другой ответ.
3. Участие священнослужителей в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, которые проводятся:
а) очень помогает, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но и родителям и педагогам,
б) дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие,
в) мы воздерживаемся от ответа,
г) другой ответ.
4. Должны ли быть мероприятия с родителями, детьми и духовными лицами?
а) да, в целом учреждении,
б) да, в пределах нашей группы,
в) затрудняюсь с ответом,
г) другой ответ.
5. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с педагогами?
а) положительное,
б) отрицательное,
в) воздерживаемся от ответа,
г) другой ответ.
6. Какие совместные мероприятия с представителями духовенства Вы бы хотели видеть в нашем?
а) совместные праздники
б) мастер – классы
в) беседы
г) «круглые столы»
д) «вопрос- ответ».
7. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?
а) о православных праздниках
б) о традициях нашей духовной культуры
в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.
8. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?
а) подаем пример в семье
б) читаем духовно-нравственную литературу
в) экскурсии по культурным достопримечательствам Краснодарского края.
9. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим
б) достойным гражданином своей страны
г) уважительным к людям
д) патриотом своей Родины
ж) умеющим дать нравственную оценку поступкам.
Учитель: Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить ситуации
СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт
СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
СИТУАЦИЯ: в семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Учитель: Вот и подходит к концу наше родительское собрание. Перед вами «волшебный портфель». Чтобы вы хотели положить в нее и взять с собой в будущее из приобретённых на собрание знаний.
Памятка родителям от ребенка
Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.