Мультимедийные средства обучения: восхождение к православной культуре

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 16.docx
Мультимедийные средства обучения: восхождение к православной культуре П р и м е н е н и е   м у л ь т и м е д и й н ы х   с р е д с т в   о б у ч е н и я   в   ш к о л ь н и к о в : в о с п и т а н и и д у х о в н о ­ н р а в с т в е н н о м   с и т у а ц и о н н ы й   п о д х о д . Современный   подход   к   организации   образования   требует   интеграции обучения   и   воспитания   в   образовательном   процессе,   отдает   приоритет личностным образовательным  результатам обучающихся. При этом на первый план выходит духовно­нравственное воспитание школьников, задачи которого должны решаться не только во внеурочной воспитательной деятельности, но и на уроках, что является одним из важных аспектов гуманитаризации образования. Однако необходимо учитывать тот факт, что передача – присвоение информации сохраняет свою роль как ведущая задача урока. В этой связи, решая на уроке задачи   духовно­нравственного   воспитания   обучающихся,   следует   по­новому организовывать работу с информацией. Изменения в информационной среде современного общества, происходящие в последние   десятилетия,   находят   свое   отражение   в   сфере   образования   как развитие информатизации образования. Внедрение новых коммуникационных и информационных технологий в образование, с одной стороны, и необходимость гуманитаризации   образования   –   с   другой,   ставят   перед   педагогикой   задачи применения   таких   электронных   образовательных   средств,   которые   бы соответствовали   уровню   стремительно   развивающихся   информационных технологий, при этом адекватно отражали бы современные подходы к духовно­ нравственному воспитанию подрастающего поколения. М у л ь т и м е д и й н ы е   с р е д с т в а   о б у ч е н и я   могут   быть определены   как   средства   обучения,   основанные   на   современных электронных   технологиях,   предъявляющие   систематизированную   и структурированную   информацию,   отобранную   в   соответствии   с задачами   и   содержанием   духовно­нравственного   воспитания, возрастными особенностями обучающихся и обучения, представляющие ее в виде разного рода текстов, звуковых, изобразительных рядов и/или видеоряда; позволяющие предъявлять информацию нелинейно и носящие интерактивный   характер,   что   создаёт   условия   для   обнаруженияобучающимися   обнаружить   в   информации   собственные   смыслы.   При разработке и использовании мультимедийных средств обучения следует также   обращать   внимание   на   характеристику   технических   средств обучения   и   программного   обеспечения,   при   помощи   которых   они реализуются. Мультимедийные   средства   обучения   создают   предпосылки   для   успешного решения   задач   духовно­нравственного   воспитания   подростков.   Особенно эффективно эти предпосылки реализуются в рамках ситуационного подхода к организации   духовно­нравственного   воспитания   обучающихся.   Нашими исследованиями   установлено,   что   деятельность   по   духовно­нравственному воспитанию   оказывается   наиболее   результативной   в   рамках   специально сконструированных учителем педагогических ситуаций, которые представляют собой   «образы   бытия»   (то   есть   образы   реальных   событий   духовной   жизни), являются   целостными   по   своему   замыслу,   особенностям   организации педагогического взаимодействия и характеру педагогической инструментовки, предполагают воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, содержат в себе   возможность   для   своеобразного   духовного   кризиса,   обеспечивающего качественные   изменения   в   духовной   сфере   ребенка.   В   начальной   школе   на уроках   по   предмету   «Основы   православной   культуры»   целесообразно использовать мультимедийные средства обучения в рамках ситуаций встречи с прекрасным, трагическим и необычным. Философы и психологи (И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков) отмечают, что чувство прекрасного является одним из проявлений духовности человека.  Ситуации   встречи   с   прекрасным  могут   быть   организованы   как «минуты красоты». «Минута   красоты»   представляет   собой   презентацию,   состоящую   из   15–18 изображений,  предъявляемых   с  музыкальным   сопровождением.  Перед   первым просмотром обучающимся объясняются правила «минуты красоты»: красоту мы видим не только глазами, но и слышим, и чувствуем сердцем. Чтобы наше сердце почувствовало   красоту,   ему   надо   помочь:   сесть   ровно,   сосредоточиться   и направить   свое   внимание   на   экран.   И   конечно,   в   течение   минуты   нельзя разговаривать, надо сохранить все, что почувствует сердце, и, если захочется, поделиться впечатлением друг с другом потом, после «минуты красоты». Наиболее эффективным применение «минуты красоты» делает соблюдение следующих п р а в и л :  Для   изготовления   презентаций   используется   стандартная   программа   для Windows   (Microsoft   Office   PowerPoint);   переход   от   слайда   к   слайду   лучше сделать сглаженным, а фон слайда – глухого черного цвета.  Содержательно видеоряд должен быть связан с темой занятия, достаточно разнообразным и выразительным, по  возможности связанным  последовательно или контрастно. Например, «минута красоты» занятия, посвященного домашним животным, представляет собой ряд изображений кошек и котят от красиво­умилительных через неожиданные и забавные к таким изображениям, которые призваны вызвать сочувствие и сопереживание; заканчивается эта «минута красоты» двумя­тремя слайдами с «загадочными», «царственными» кошачьими «портретами».   Для первого этапа работы предпочтительнее отбирать фотоматериал, а не репродукции картин, поскольку младшим подросткам легче удерживать на них внимание   и   реагировать   адекватно.   Известен   случай,   когда   педагог   был вынужден временно отказаться от работы с имеющимся наглядным пособием, поскольку   неподготовленное   предъявление   картин,   предлагаемых   в   нем   (в частности, картины Н. Пиросмани «Медведица и медвежата»), провоцировало у школьников   недоумение   и   насмешки.   Поэтому   вводить   репродукции произведений русских и зарубежных художников следует постепенно; по мере готовности   учащихся   могут   предъявляться   произведения   иконописного искусства.  Фотографии большего формата предъявляются для просмотра в течение 5– 6 секунд, меньшего – 3–4. Это время представляется оптимальным, поскольку при   уменьшении   времени   предъявления   возникает   мельтешение,   а   при увеличении   провоцируется   рассеивание   внимания.  И   то   и  другое   приводит   к тому, что дети отвлекаются, могут начать обсуждать увиденное.   Музыкальное   сопровождение   должно   тщательно   подбираться,   поскольку музыка непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека. Для первого этапа работы также предпочтительнее использовать произведения так называемой современной классики, музыки со звуками живой природы; по мере готовности учащихся можно выбирать классическую и духовную музыку. На занятии наиболее уместно использовать «минуту красоты» в его начале – для   создания   определенного   эмоционального   настроя;   кроме   того,   «минута красоты»   в   этом   случае   позволяет   задать   содержательные   линии,   которые предполагается осветить. Другой вариант использования «минуты красоты» – в конце   занятия,   тогда   она   служит   эмоционально­содержательным   итогом.   Неследует после просмотра организовывать обсуждение увиденного с учащимися, для этого предназначены иные виды презентаций. Однако если сами учащиеся начинают разговор после «минуты красоты», это может послужить не только хорошим   диагностическим   средством,   но   и   предоставить   педагогу   самые неожиданные воспитательные возможности. «Минута   красоты»   позволяет   обратить   учащихся   к   внимательному,   более глубокому   погружению   в   безмолвный   диалог   с   окружающим   миром,   избегая словесного воздействия, учит видеть и воспринимать красоту мира во всем его многообразии. Такие ситуации дают возможность ребенку увидеть красоту природы, красоту Человека и красоту созданного им мира культуры, обнаружить прекрасное во внешне   неброских   вещах,   научиться   отличать   подлинную   красоту   от «красивости». Это позволяет ребенку погрузиться в мир православной культуры: увидеть,   «пережить»   и   понять   красоту   храма,   красоту   православного богослужения, а затем и красоту отношения подлинно верующего человека к окружающему миру и к другим людям. В  ситуациях   встречи   с   трагическим  (также   чаще   всего   представляющим собой с точки зрения мультимедийного обеспечения видеоряд с музыкальным сопровождением) ребенок сталкивается с «негативными» проявлениями бытия – страданием,   болезнью,   нищетой.   Важно,   чтобы   возникающие   при   этом переживания имели характер сочувствия, сострадания, побуждали к оказанию деятельной помощи. Такие ситуации позволяют более глубоко понять специфику православной культуры, знакомят со способами оказания деятельной помощи страдающему, попавшему в беду человеку, принятыми в рамках православной культуры.   Ситуации   встречи   с   трагическим   важны   не   столько   сами   по   себе, сколько   как   звено   в   цепочке   других   ситуаций,   реализующихся   не   только   на уроках, но и во внеурочной деятельности, например в социальных проектах. Ситуации  встречи   с   необычным  призваны   побуждать   ребенка   к   поиску смыслов,   заключенных   в   том   или   ином   явлении   православной   культуры.   Во многом   необычными   для   младшего   школьника   являются   произведения иконописи.   Применение   мультимедийных   средств   в   процессе   изучения иконописных   произведений   (например,   нелинейное   представление   элементов иконы на слайдах) позволяет детям акцентировать собственное внимание на тех деталях, которые представляются им не только наиболее привлекательными, но и   необычными,   загадочными,   непонятными,   обратиться   за   ответами   кправославной культуре. Это дает возможность донести до ребенка нравственный смысл иконы наряду с заключенными в ней глубокими духовными смыслами. Применение   мультимедийных   средств   обучения   с   целью   решения   задач духовно­нравственного   воспитания   требует   соблюдения   ряда   принципов, отвечающих ценностно­смысловой природе духовно­нравственного воспитания, ведущим   из   которых   является   принцип   диалогичности,   обеспечивающий понимание другого человека и иной культуры, ценностное отношение к Другому. Понятно, что электронное средство обучения является участником диалога постольку,   поскольку   через   него   к   другим   участникам   взаимодействия «обращаются» трансцендентные по отношению к ним ценности. Значит, на этапе отбора   или   создания   электронного   средства   обучения   обеспечение   принципа диалогичности заключается в таком представлении данных ценностей, которое адекватно их содержанию и обеспечивает их полное и точное выражение.  На этапе реализации занятия диалогичность использования мультимедийных средств   в   организационном   плане   обеспечивается   применением   хорошо разработанных в педагогической науке   методов и приемов ведения учебного диалога.   Так,   вначале   на   основе   уже   имеющихся   у   учеников   представлений выявляется проблема, касающаяся предъявляемой ценности, затем в процессе диалога учеников друг с другом и с учителем намечаются различные варианты решения данной проблемы. Затем, непосредственно знакомясь с предъявляемой посредством   мультимедийных   средств   обучения   ценностью,   ученики обнаруживают и присваивают в процессе решения проблемы новые смыслы.  Психологическим   основанием   диалогичности   на   медиауроке   служат принципы   (диалогические   позиции)   вненаходимости   и   доминанты   на собеседнике,   разработанные   Т.   А.   Флоренской*.   Принцип   вненаходимости, сформулированный первоначально М. М. Бахтиным, представляет собой, по Т. А. Флоренской, сохранение в процессе общения определенной отстраненности, бережно­созерцательного   отношения   к   человеку   без   навязывания   себя. Установка на вненаходимость помогает увидеть собеседника объективно, таким, каким   он   есть;   преодолеть   диктат   собственных   взглядов,   оценок,   вкусов, ожиданий.   Другой   принцип   диалога,   сформулированный   А.   А.   Ухтомским,   – доминанта на собеседнике. Человек, занятый собой, поясняет Т. А. Флоренская, не   слышит   собеседника   реально,   а   воспринимает   его   лишь   как   проекцию собственного Я – «двойника». Однако если он выдвигает на первый план другого собеседника,   тогда   у   него   постепенно   формируется   диалогическая   позиция,которая может быть обозначена, как «доминанта на другом» или «доминанта на собеседнике».  Таким   образом,   принцип   диалогичности   использования   мультимедийных средств обучения в нашем понимании заключается, во­первых, в  обеспечении адекватного отображения предъявляемой ценности через применяемое средство, что   достигается   на   этапе   его   создания   или   отбора.   Во­вторых,   в   процессе реализации урока (занятия) соблюдение принципа диалогичности обеспечивается в организационно­содержательном плане соблюдением правил ведения учебного диалога, а в плане межличностного общения – выдержанностью диалогических позиций вненаходимости и «доминанты на другом». Подчеркнем, что освоение правил   учебного   диалога   и   указанных   диалогических   позиций   содействует формированию   как   необходимых   приемов   мышления   и   личностных   свойств ребенка, так и его мировосприятия в целом, что, безусловно, явится прочной основой духовно­нравственного развития ученика (в данном случае речь идет о младшем   школьнике)   в   следующем   возрастном   периоде,   когда   общение   и взаимоотношения   с   другими   людьми   становятся   ядром   внутренней   жизни подростка. Подобный подход  может быть органично осуществлен при изучении основ православной   культуры,   поскольку   основным   ее   содержанием   являются ценности,   диалогичные   по   своей   природе.   Так,   при   изучении     истории возникновения   праздника   Рождества   Христова   в   качестве   ценности предъявляется   событие   рождения   Богочеловека   в   мире.   Схождение Невместимого сначала «во утробу Девичу», а затем и само Рождение «во яслех убогих»   являет   миру   глубину   божественного   самоумаления,   любви   Бога   к своему   творению   и   готовности   выйти   ему   навстречу.   Усвоение   этой   мысли возможно только через рассмотрение всего круга событий, которые объединены под знаком Рождества Христова. Подробное   знакомство  со   смыслом   и   значением   праздника   предваряется традиционным   изложением   истории   Рождества   с   поддержкой   видеоряда   или простого   просмотра   видеофильма.  Ученики   к   этому   моменту   уже   знакомы   с понятием   «икона»   относительно   изображения   святых   и   ангелов.   Теперь   им сообщается,   что   существуют   также   иконы   праздников,   и   предлагается предположить, что будет изображено на иконе праздника: событий много, есть ли среди них главное? Если да, то какое? Как его изобразить? Собрав и обсудив предположения   учеников,   обращаемся   к   рассмотрению   иконы   Рождества Христова.Икона Рождества Христова предъявляется в виде выполненной в стандартной программе Microsoft PowerPoint презентации (презентация «Икона Рождества»), в   которой   на   первом   слайде   помещается   икона   Рождества   Христова.   В зависимости  от подготовленности  учеников она может быть более или менее подробная; произведения русской иконописи предоставляют учителю в данном случае широкий выбор. Так, на наиболее лаконичных иконах Рождества, помимо пещеры   с   яслями,   животными   и   возлежащей   рядом   на   ложе   Богородицы, представлены   сцены   поклонения   волхвов,   явления   ангелов   пастухам;   Иосиф, беседующий   с   пастухом,   Саломия,   омывающая   младенца.   На   других,   более детальных иконах, набор эпизодов расширен: добавляются изображения пророка Исайи,   сцены   Благовещения,   явления   ангела   Иосифу,   повеления   кесаря   о переписи,   путешествия   в   Вифлеем,   посещения   волхвами   Ирода,   избиения младенцев, бегства в Египет.  На   последующих   слайдах  презентации   помещаются   элементы   этой   иконы, которые заранее создаются и сохраняются как отдельные рисунки посредством функции «Обрезка» из меню «Работа с рисунками». Затем с помощью триггеров, которыми   в   данном   случае   органично   служат   автофигуры   в   виде восьмиконечных   «рождественских»   звездочек   (придадим   им   голубой   цвет), посредством   гиперссылки   привязываем   слайды   с   фрагментами   иконы   к соответствующим сюжетам на первом слайде. На слайдах с фрагментами иконы помещаем в удобном месте автофигуры в виде стрелочек, указывающих влево («возврат»), и ко всем этим стрелочкам посредством гиперссылки привязываем первый слайд. Таким образом, получаем возможность с первого слайда попасть на   слайд   с   любым   выбранным   детьми   фрагментом   иконы,   а  затем   вернуться обратно к цельному изображению.  Нелинейное   представление  элементов   иконы   позволяет   ученикам   выбрать любую   последовательность   анализа   изображения.   Исследование   иконы заканчивается   постановкой   проблемного   вопроса,   который   должен   вывести учащихся на новый уровень осмысления действительности: почему иконописец все   события   праздника   уместил   на   одном   изображении,   как   будто   они происходят одновременно? Надо   отметить,   что   на   одном   из   занятий,   предваряющих   изучение   темы Рождества   Христова,   ученики   знакомятся   и   с   собственными   субъективными ощущениями   относительности   времени,   и   с   научными   представлениями   об относительности   времени   как   физической   величины.   На   этом   же   занятии формулируется антиномичное противопоставление времени и вечности.Теперь же ученики обнаруживают на иконе изображение вечности, которой принадлежат и события, и люди, и Сам Богомладенец, сходящий из вечности во время и пространство. Завершающим этапом работы служит итоговая беседа о том,   что   же   такое   православный   праздник,   чем   он   отличается   от   других праздников и почему верующие молятся, взирая на икону праздника. Вводится православное   понимание   праздника   не   как   простого   воспоминания   события, которое некогда произошло однажды, а особого освященного времени, которое дает человеку возможность встречи с вечностью. Таким образом, у обучающихся, с одной стороны, формируется правильное представление   о   православных   праздниках   вообще   и   Рождестве   Христове   в частности, с другой стороны, ученики также открывают свое собственное бытие во времени и возможность вхождения в вечность. В и к т о р и н ы   п о   о с н о в а м   п р а в о с л а в н о й   к у л ь т у р ы Предлагаемые викторины могут быть использованы в кружковой работе, во время   факультативных   и   воспитательных   занятий   в   основной общеобразовательной школе. В наш век информационных технологий педагогика не должна отставать от развития   общества.   Информационно­компьютерные     технологии,   выполняя различные образовательные и воспитательные функции, должны войти в систему педагогического мастерства. Особенно важно применение данных технологий на занятиях,   имеющих   культурологическую   направленность,   какими   являются факультативные, кружковые, воспитательные занятия по основам православной культуры.   Информационно­компьютерные   технологии   открывают   широкие образовательные   и   воспитательные   возможности,   способствуя   реализации принципов   наглядности,   эмоциональности,   креативности,   и   в   конечном   счете могут содействовать нравственному воспитанию личности.  Компьютерные   технологии   являются   альтернативой   некоторым традиционным   формам   ведения   занятий,   часто   более   востребованной   для повышения познавательной мотивации на занятиях ОПК, на которых отсутствует оценочная   составляющая.   Особенной   популярностью   среди   воспитанников кружка   пользуются   презентации­викторины,   служащие   для   обобщения   и закрепления пройденного материала с помощью игровой методики.  Компьютерные викторины разработаны в рамках авторской программы курса «Основы православной культуры» для детей 11–14 лет.Викторина «Образы Святых» посвящена обобщению и закреплению материала по   темам,   посвященным   особенностям   чинов   Святых   и   их   иконографии. Викторина   «Православные   праздники»   предназначена   для   обобщения   и закрепления материала по разделу «Евангелие в красках» – темам, связанным с двунадесятыми праздниками и Пасхой.  В   главном   меню   викторин­презентаций   содержится   перечень   разделов   с цифрами   от   1   до   5   (встречается   разное   количество).   Каждая   цифра соответствует вопросу и одновременно количеству баллов за правильный ответ на   выбранный   вопрос.   Степень   сложности   вопросов   в   каждом   разделе определяется количеством баллов, то есть возрастает от 1 и далее. Для игры обучающиеся должны разделиться на две или три команды, которые поочередно отвечают на вопросы. По щелчку мышки педагогом – координатором игры – по выбранной цифре появляется вопрос, а вернуться на главное меню можно   с   помощью   управляющей   кнопки   «домик».   По   окончании   игры   – подсчитывается общее количество баллов каждой команды.  Мультимедийные   средства   возможно   также   использовать   для   проведения и г р ,   позволяющих   обучающимся   лучше   понять   особенности   православной культуры.   Примером   может   служить   игра   «Тварное   или   нетварное?», позволяющая обучающимся закрепить знания о том, какие предметы являются «нетварными» (рукотворными, созданными человеком), а какие, с точки зрения православных   христиан,   созданы,   сотворены   Богом   (являются   «тварными»). Такие знания необходимы не только для постижения православной культуры: они позволяют детям отделить в своём создании те предметы и явления, над которыми   властен   человек   (может   их   создать,   починить,   усовершенствовать, управлять ими, вмешаться в процесс их функционирования, то есть обладает над ними полной, неограниченной властью), от тех, над которыми он не властен или обладает   ограниченной   властью,   с   которыми   он   взаимодействует,   которые требуют к себе бережного, «уважительного» отношения (растения, животные, явления     природы).     Взгляд     на     последние     как     на   «сотворённые», существующие   относительно   независимо   от   человека,   живущие   собственной жизнью  и  имеющие  собственные  законы  развития  способствует  воспитанию   у детей особого благоговейного отношения к предметам и явлениям окружающего мира, к живой и неживой природе. Мультимедийная   поддержка   игры   –   презентация,   созданная   с   помощью программы   Microsoft   PowerPoint   и   включающая   слайды   с   изображением рукотворных   и   нерукотворных   объектов.   Слайды   могут,   к   примеру,чередоваться следующим образом: солнце – автомобиль – жираф – карандаши  – радуга  –  архитектурное  сооружение – книга – горы – волк – бассейн – бабочка – кленовый лист – лошадь –  часы –  колосящаяся  рожь – ромашки – тюлень – калькулятор – облака – чашка – водопад – молния. Эти изображения могут быть заменены любыми другими, главное, чтобы они были хорошо видны и узнаваемы; в   презентации   лучше   использовать   фотографии.   Оптимальное   количество слайдов – 25; такое количество позволяет достаточно полно представить мир тварных   и   нетварных   объектов   и   не утомить   участников   игры.   Презентация делается   таким   образом,   что   изображения   тварных   объектов   после   ответа обучающихся поворачиваются по часовой стрелке. Перед   началом   игры   обучающимся   даётся   инструкция:   «Если   перед   вами появляется   изображение   предмета   или   явления,   сотворённого,   как   считают христиане,   Богом,   хлопайте   в   ладоши.   После   ответов   изображения   творений Божиих повернутся по часовой стрелке, а изображения предметов, созданных человеком, останутся без изменений». Картинки   для   создания   игры   «Тварное   или   нетварное?»   можно   найти   на сайтах: www.naturephotography.org.ua www.nostalgic.ru http://photopriroda.narod.ru www.design­web.com.  www.diarchy.ru Викторины   созданы   с   помощью   программы   «Презентация   Microsoft   Office PowerPoint»   и   для   своего   использования   требуют   установки   проектора   и демонстрационного экрана. У п р а ж н е н и я 1. Используя  представленные  в  пособии  презентации,  подготовьте «минуту красоты» для старших подростков. 2. Подготовьте и проведите «минуту красоты» в классе, где Вы являетесь классным руководителем. Пронаблюдайте за подростками во время проведения «минуты   красоты»,   на   основе   наблюдений   предложите   собственные рекомендации по проведению «минуты красоты».Литература 1.  Асвацатуров,   Г.   О.  Дизайн   мультимедийного   урока   :   методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Асвацатуров. – Волгоград : Учитель, 2009. – 133 с. 2.  Григорьев,   С.   Г.  Технологии   создания   электронных   обучающих   средств [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьев, В.   В. Гриншкун. – Режим доступа : http://imp.rudn.ru/Open/technology/index.html 3.  Роберт,   И.   В.  Теория   и   методика   информатизации   образования: психолого­педагогический  и  технологический  аспекты  /  И.  В.  Роберт. –  М. : ИИО РАО, 2008. – 274 с. 4.  Создание  и   использование   электронных   образовательных   ресурсов: совместно­распределенная деятельность : коллектив. моногр. / А. М. Коротков [и др.]. – Волгоград : Перемена, 2009. – 158 с. 5.  Соловцова,   И.   А.  Духовное   воспитание   в   православной   и   светской педагогике:  методология,  теория,  технологии  :  моногр. /  И.  А.  Соловцова. – Волгоград : Перемена, 2006. – 248 с. 6. Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии / Т. А. Флоренская. – М., 1991. – 244 с. 7.  Шалыгина,   И.   В.  Современный   мультимедийный   урок   [Электронный ресурс]:   дидактические   ориентиры   в   мире   технологий   :     практико­ ориентированная   электронная   моногр. :   научное   электронное   изд.   / И. В. Шалыгина. – М. : ИД «Садовое кольцо», 2006.