Мультимедийный урок
Оценка 5

Мультимедийный урок

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство +1
Взрослым
29.09.2018
Мультимедийный урок
Сопровождение урока мультимедийной презентацией позволяет учащимся не только слышать учителя, но и видеть перед собой учебную задачу, над которой ему предстоит работать. Этим самым мы добиваемся более комфортных условий для работы ученика. Не расслышал-прочти. Не успел за мыслью учителя- прочти.
Мультимедийный урок.docx
История   создания   и   использования   в   общеобразовательной   школе   компьютерного   оборудования   и электронных дидактических средств обучения пишется на наших глазах. Мы с вами являемся ее авторами и творцами. Первый этап информатизации осмыслен и активно реализуется: миллионы рублей выделяются на поставку   компьютерной   техники   в   школы   и   подключение   к   Интернет,   наработан   значительный   банк электронных   ресурсов   образовательного   назначения,   разработаны   десятки   программных   средств автоматизации   деятельности   учителя,   завуча,   директора   школы,   миллионы   учителей   активно   осваивают информационнокоммуникационные технологии. Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки).   Современный   мультимедийный   урок   строится   по   той   же   структуре,   что   и   традиционный: актуализация   знаний,   объяснение   нового,   закрепление,   контроль.   Используются   те   же   методы: объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный,   частично­поисковый   и   другие.   Однако   уже   сегодня очевидно,   что   направленность   на   оперативную   обратную   связь   с   пользователями,   принципиальная избыточность   информации   и   возможность   выстраивания   индивидуальной   образовательной   траектории   в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного   предмета   как   дидактического   феномена,   и   его   структуру,   и   дидактические   функции.   Таким образом,   современный   мультимедийный   урок   эта   переходная   форма   от   традиционного   обучения   к открытому образованию. Педагогическая практика показывает, что большинство учителей предпочитает использовать на уроке лишь один компьютер и мультимедийный проектор. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость   ограничения   работы   ученика   перед   экраном   монитора);   использование   мультимедийного проектора позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Прежде всего, хотела бы обратить внимание педагогов, готовящих мультимедийный урок, на ключевые моменты при создании мультимедийной презентации, сопровождающей урок. Мультимедийная   презентация   —   сложный   информационный   объект,   выводимый   с   помощью мультимедийного проектора на на экран, т. е. это объект,  существующий как в пространстве,  так и во времени. Сильные стороны: 1. Пробуждается интерес учащихся к теме, предмету, что обеспечивает повышение мотивации учения 2. Визуальный ряд способствует концентрации внимания учащихся и запоминанию. 3. Позволяет компактно представить объёмный материал при объяснении или закреплении 4. Даёт   возможность   использовать   корректно   оформленные   схемы,   таблицы,   модели,   что   имеет воспитательное значение Мультимедийный  урок 5. Использование мультимедийных уроков повышает авторитет учителя. 6. Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Слабые стороны: 1. Процесс подготовки к мультимедийным урокам трудоёмкий, занимающий больше времени 2. Организационная сторона проведения таких уроков 3. Недостаточное оснащение рабочих кабинетов необходимыми средствами 4. Не все учителя готовы к применению презентаций. Возможности: 1. Создание и оснащение отдельного кабинета для проведения мультимедийных уроков 2. Желательно постоянное присутствие лаборанта для обеспечения проведения уроков­презентаций или соответствующая подготовка учителя. 3. Активное пополнение демонстрационным материалом методической копилки учителей школы 4. Приобщение учащихся к созданию уроков­презентаций. Проектируя   будущий   мультимедийный   урок,   учитель   должен   продумать   последовательность технологических   операций,   формы   и   способы   подачи   информации   на   большой   экран.   Стоит   сразу   же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения. Прежде всего, нам необходимо обратить внимание на экран, подумать о месте «активных зон», порядке размещения информации, управляющих кнопок и т.д. Зрительное восприятие экрана начинается с его левой верхней части. Поэтому здесь должна быть размещена начальная информация или наиболее актуальная, задающая   тон   всему   содержанию   учебного   эпизода.   Далее   восприятие   сужается   и   концентрируется   в основном по центру экрана. Мультимедийный   слайд   также   является   составным   информационным   пространственно­временным объектом,   на   котором   могут   находиться   другие   объекты,   и   этот   объект   мы   можем   выводить   на   экран единовременно  либо  по  частям.  Очень  важный  аспект   при  проектировании   обучающих   мультимедийных слайдов — обращать внимание как на компоненты содержания, так и на компоненты формы, встраиваемые в слайд, а также на систематизацию этих компонентов в курсе презентаций. Среди таких элементов формы — цветовая гамма объектов и фона; гарнитура, размер, начертание шрифтовых элементов, продолжительность и громкость аудиосигналов; вид, скорость и комбинации анимационных эффектов и т. п. Все элементы формы желательно учесть, и их можно варьировать для получения оптимального результата. Пространственная и временная структура слайда работают оптимально с точки зрения учебных целей, если в слайде реализовано разрешение следующих противоречий: 1) в форме слайда — между динамикой появления объекта и статикой его нахождения на экране,   в   совокупности   обеспечивающих   фокус   внимания   на   объекте.   В   этом   случае предусматривается деятельность детей в промежутках статики, чтобы наладить двунаправленный процесс общения, а не однонаправленного сообщения. в содержании слайда — между логикой изложения и образностью объекта, обеспечивающих двуполушарное   рассмотрение   учебной   проблемы   с   проведением   ассоциаций,   т.   е.   реализацию принципа наглядности в обучении. 2) Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало банальной данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Мультимедийный   урок   может   достичь   максимального   обучающего   эффекта,   если   он   предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Определенный комплекс устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод, то есть в относительно самостоятельную часть урока. Количество слайдов в мультимедийном уроке должно примерно   соответствовать   количеству   планируемых   учебных   эпизодов.   Разработчик   урока   должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу. Сопровождение урока мультимедийной презентацией позволяет учащимся не только слышать учителя, но и видеть перед собой учебную задачу, над которой ему предстоит работать. Этим самым мы добиваемся более комфортных условий для работы ученика. И аудиалы, и визуалы, и те, кто тут же реагируют на любую реплику учителя, и те, кому надо задуматься,­ оказываются в равных условиях. Не расслышал ­ прочти. Не успел за мыслью учителя ­ прочти. Исследования показывают, что в случае традиционного урока возможностей для полноценной работы, в частности,   восприятия   и   усвоения   на   уроке   нового   у   детей   не   так   уж   много:   так   называемая   «фаза врабатывания» у школьников в зависимости от возраста длится от 2 до 7 минут, в среднем — 4­5 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне, наступает «фаза оптимальной устойчивой работоспособности». Длится она около 20 минут (у младших школьников, по данным М. В. Антроповой, около 15­17 минут) [2], то есть уже после 22­25 минут урока дети нередко трудятся в пониженном темпе и способны в основном к повторению того, что уже усвоили, при дальнейшем прохождении нового материала может возникнуть информационная   перегрузка.   Последние   десять   минут   урока   вообще   трудно   найти   ребенка,   который   с легкостью и охотно выполняет задания — ученики в большинстве устали, наблюдается резкое снижение работоспособности.   В   ряде   случаев,   правда,   перед   окончанием   урока   может   наступить   так   называемый «конечный   прорыв»   —   незначительное   и   кратковременное   повышение   работоспособности.   Конечно   же, существует   зависимость   длительности   активной   работы   от   методики   проведения   уроков,   но   в   среднем динамика работоспособности именно такая. Попробуем   рассмотреть,   как   организована   самая   распространенная   форма   современного   урока   — комбинированный   урок   с   типичными   учебными   задачами.   Обычно   он   имеет   следующую   структуру: организационный момент, проверка домашнего задания и систематическое повторение, изложение нового материала, первичное закрепление изученного, подведение итогов и выдача домашнего задания. В   зависимости   от   длительности   этапа   проверки   домашнего   задания   и   систематического   повторения разные дети исчерпывают свою способность воспринимать то новое, что содержит урок, в лучшем случае к середине объяснения учителя, а в худшем — не воспринимают объяснение с самого начала. Соответственно этап закрепления превращается для некоторых чуть ли не в пытку — толком не изучили, а уже требуют применять. Отсюда на следующем уроке систематическое повторение оказывается по сути усвоением нового на практике, а дальше круг повторяется. Домашние задания, конечно, определенным образом  выправляют эту  ситуацию, правда, в случае, когда ребенок делает их сам, да и вообще делает. Мультимедийные средства при умелой организации учителем урока могут взять на себя функции ведения урока, которые могут определяться или на отдельный учебный эпизод, или на весь урок, то есть помогают ввести элементы самостоятельной учебной деятельности и при этом разгружают преподавателя во время занятия» [1]. С   учетом   специфики   мультимедийного   урока   можно   выделить   следующие   основные   принципы   его создания. Встраивание 1. Фактически все методы привлечения непрозвольного внимания и активизации познавательного интереса так   или   иначе   опираются   на   удивление.   А   ведь   именно   с   удивления   начинается   выбор.   Удивлением порождается обсуждение проблемы, учебный диалог. в урок «точек удивления». 2. Вариативное планирование. Под  планированием   не  подразумевается   жесткая  схема  урока,   т.   е.,   выражаясь  образно,   одна,   пусть широкая, река в долине обсуждаемой темы. Урок по­ настоящему результативен тогда, когда он движется по сложной системе рек, речушек и ручейков. И если ученик «уплыл» по своей реке, его не нужно «топить», река   ученика   —   одна   из   тех   рек,   которые   учителю   стоит   учесть   в   первую   очередь.   Иными   словами, некоторые   из   тех   путей,   по   которым   может   пойти   развитие   урока,   учитываются   учителем,   но   не навязываются ученикам как единственно необходимые. С другой стороны, куда бы учитель с учеником не уплыли по «реке фантазии», за временем урока стоит следить и существенные для понимания моменты охватить. Для реализации вариативности в мультимедийном уроке может пригодиться встраивание навигации по мультимедийным   слайдам,   а   также   использование   механизма   так   называемых   «триггеров»   —   условной анимации информационных объектов. 3. Учет особенностей восприятия детей в разные моменты урока. Этот   пункт   перекликается   с   вариативным   планированием   урока.   Слайды   разных   типов   имеет   смысл давать в разное время урока. Одни слайды хороши для актуализации опорных знаний: они могут содержать множество известных заданий и подразумевать их выполнение в высоком темпе. Другие слайды, содержащие образный материал, например схемы, подразумевающие творческое обсуждение, хороши для разбора новой темы.   И,   конечно,   стоит   разнообразить   урок   дидактическими   играми,   в   том   числе   мультимедийными, планировать приемы групповой работы и так далее, но учитывая время этих игр, не слишком увлекаясь в групповых обсуждениях, «не превращая урока в забаву», по выражению Ушинского. 4. Универсальность построения слайдов с практическими заданиями. Слайд  не должен быть  «одинок»  в учебном  курсе.  Оптимальной  является  такая  структура слайда с практическим заданием, которая позволяет при сохранении формы варьировать содержание и предлагать его детям снова и снова. С одной стороны, дети любят новое, а с другой — дети являются «консерваторами», им нравится отрабатывать то, что они уже умеют  делать. Разрешение этого  диалектического противоречия состоит в определении меры нового в знакомом, и поиск этой меры, а значит, методов пробуждения интереса учащихся   —   непрекращающийся   творческий   поиск   учителя   по   формулированию   и   визуализации   новых заданий для детей, а также отработке каждой формы с точки зрения необходимости и достаточности. 5. Решение педагогических задач с учетом всех компонент формы и содержания слайда. Любой мультимедийный  слайд содержит отдельные компоненты —  объекты,  которые появляются на экране: знаки, фотографии, сформулированные задания и так далее. Необходимо учесть всё, что появляется на экране, с точки зрения достижения основной и вспомогательных педагогических задач. 6. Формулирование проблемных вопросов и ответ на них. Для   каждого   свойства   объекта   на   мультимедийном   слайде,   будь   то   свойство   формы   и   содержания, разработчик слайда должен ответить себе в первую очередь на вопросы «зачем?» и «почему?», и только затем на вопросы «что?» и «каким образом?». Например, если наша цель — обратить внимание на какой­то объект и операции с ним, мы увеличиваем размер этого объекта относительно всех остальных, но мы сначала формулируем цель, а также причину:  почему именно сейчас нам понадобилось работать именно с этим объектом. Обучающие   мультимедийные   слайды   начинают   работать   с   полной   отдачей,   когда   они   технологично встроены в мультимедийный урок. Конечно же, в мультимедийном уроке не стоит «зацикливаться» только на заданиях   с   использованием   проектора,   на   каких­то   этапах   урока   его   использование   сознательно   не предусматривается,   например,   чтобы   обеспечить   здоровьесберегающий   режим.   Проектор   —   это   скорее ассистент,   который   постоянно   под   рукой,   партнер,   позволяющий   обустроить   урок   более   интересно   и продуктивно.   Организация   урока   как   с   использованием   проектора,   так   и   без   него   должна   учитывать психологические особенности детей по восприятию информации в течение всего занятия. В заключении, если Вы планируете "давать" несколько уроков при помощи презентации в одном и том же классе и по одному и тому же курсу, то имеет смысл заранее продумать общий шаблон. Это и школьникам проще для восприятия, да и для Вас. Презентации   позволяют   эффективно   и   полезно   использовать   время   на   уроках;   использовать   богатый наглядный материал, содержащий интересную, нужную, а порой, и очень важную информацию; способствуют повышению мотивации учения. Учитель должен четко определять для себя целесообразность проведения конкретного   урока   ­   презентации.   Надо   понимать,   что   презентация   является   всего   лишь   одним   из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент он требует соответствующего ему применения. Литература 1. Г.О.   Аствацатуров,   Л.В.   Кочегарова   "Эффективный   урок   в   мультимедийной образовательной среде". Библиотека журнала «Директор школы». Педагогига. № 6­ 2012. 2. Вопросы  школьной гигиены. Под. ред. М. В. Антроповой (Мета Васильевна Антропова). Просвещение 1967.

Мультимедийный урок

Мультимедийный урок

Мультимедийный урок

Мультимедийный урок

Мультимедийный урок

Мультимедийный урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2018