УДК 374
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
Авдонина Д.С., Прохорова М.П., Кузьмина Л.А, Лебедева Т.Е.
Нижний Новгород.
Аннотация: В данной статье мы рассмотрим методику проведения мастер-класса по пиксиляции. Данная техника достаточно популярна из-за своей простоты, минимального количества необходимого оборудования и материала и конечно же из-за того, что дети становятся главными героями своего мультфильма. Материалы статьи могут быть полезны не только при подготовки к мастер классу для детей, но и для организации классного часа, съемки видео-приветствия для конкурса, организации досуга в детских лагерях.
Ключевые слова: пиксилция, стоп-моушен анимация, мастер класс, мультипликация.
Одной из инновационных форм в работе с детьми, которая реализует все требования ФГОС, является стоп-моушен анимация. Данная техника увлекательна и познавательна для детей. Изучая основы профессий связанных с мультипликацией и особенности создания мультфильма, дети в игровой форме реализуют свой творческий потенциал и приходят к осознанию того, что снять мультфильм это не просто нарисовать персонажа и нажать на клавишу компьютера «Сделать мультфильм».
Самым простым способом познакомить детей с мультипликацией, создать необычный видео-ролик для конкурса или просто весело провести время с детьми это снять мультфильм в технике пиксиляция. Данная техника является относительно новой, и заменят обычную съемку видео покадровыми фотографиями. Техника не имеет точного устоявшегося определения, поэтому под понятием «пиксиляция» в дальнейшем мы будем понимать технику стоп-моушен анимации, в которой место нарисованных, слепленных, сшитых и других неодушевленных персонажей занимают живые люди. Важная черта пиксиляций – это её гибкость и подвижность, другими словами техника может быть гармонично, объединена с другими техниками, например, объектной и рисованной анимацией на монтажных стыках. Так французский режиссёр Мишель Гондри внутри своего фильма «Пена дней» умело объединил пиксиляцию и объектную анимацию, что дополнило его картину.
Самое важное в пиксиляции в том, что это не серийная съемка, а покадровая. Т.е. каждое простое движение (например шаг, взмах руки, поворот головы и др.) дробиться на более маленькие движения (фазы движения) после которых необходимо замереть, что бы сделать кадр. Этот процесс заставляет нас задуматься о особенностях движения, заставляет активироваться мозг. Стоит отметить, что если снять движение на видео и разбить его на кадры на моменте монтажа или пост-обработки, то это не будет считаться пиксиляцией, т.к. при просмотре не будет создаваться впечатление кукольного движения.
Техника пиксиляция хороша для мастер-классов по ряду причин. Во-первых, она позволяет охватить большое количество людей. Во-вторых, дети сами являются и актёрами и режиссерами. Во время съемки дети могут по – разному взаимодействовать друг с другом, снимать кадры, придумывать сюжеты, монтировать и в результате увидеть себя со стороны в мультфильме. В третьих, данная техника малобюджетная. Для организации съемок нужен штатив, фотоаппарат ноутбук (желателен, но не обязателен) и сами актёры – дети, а так же любые подручные средства по типу бумаги, канцелярских товаров, игрушек и прочей мелочи, которые есть в каждом лагере, школе, центре детского творчества.
Первым этапом является подготовка к мероприятию, на котором будут проходить съемки. Процесс съемки от знакомства до рефлексии занимает два академических часа. Меньшее время, например 45 минут, не актуально, т.к. в процессе съемки дети увлекаются, у них часто появляются всё новые и новые идеи, и остановить поток очень сложно. Так же процесс написания сценария отымает много времени. Необходимо подобрать просторное помещение, сдвинуть парты к стенам. Если мастер-класс будет проводиться в лагере или санатории, то вы смело можете задействовать всю территорию, расширив локации для съемки в сюжете. Если место ограничено, то вы можете установить в нужную точку штатив и закрепить на нем фотоаппарат еще до начала мероприятия. Для съёмок пиксиляции может пригодится, что угодно. Парики, дождик, мишура, карандаши, бумага, плюшевая игрушка, шаль или платок и т.п. Всё что есть у вас под рукой.
Другим важным этапом подготовки является то, как вы сбросите детям готовый мультфильм. Вы можете смонтировать мультфильм вместе с детьми и сбросить им его на телефон через блютус. Так же вы можете сохранить видео в облачном хранилище и поделиться ссылкой на мультфильм в социальных сетях учреждения. Важно, что бы после мастер-класса у детей осталось видео. Оно является залогом, того, что ребенок и его родители в дальнейшем захотят ходить в ваше объединение. Если видео снимается в рамках развлечения или просто на память, оно тем – более должно остаться у ребенка.
В начале занятия необходимо познакомить детей между собой, если они не знакомы. Затем установите контакт между ними за счёт небольшой игры. Для этого хорошо подойдет игра на знакомство «Броуновское движение». Обговорите с детьми, что вы сегодня будете делать, что они получат в результате, и как вы скинете им видео.
Важно, что бы дети понимали, что они должны будут делать во время занятия. Поэтому, можно показать детям подборки видео на тему пиксиляция. На you tube большое количество подобных видео. Посмотрите несколько видео и обсудите: какой элемент кому больше понравился, как его воссоздать. Особенность техники пиксиляция заключается в «магии» кадра. Другими словами человек может проехать по комнате не передвигая ногами, пройти сквозь стену, появиться из неоткуда.
Следующим этапом является написание сценария. Сценарий должен состоять из трёх частей: вступление, основная часть и концовка. Во вступлении важно продумать с чего начнется история, кто из детей, как появится в кадре, что должен сделать ребёнок, что бы в кадре появился другой актёр. Например, в кадр может с помощью покадровой съемке войти один человек, хлопнуть в ладоши и появится, кто-то ещё или все дети.
В основной части разворачиваются события. События могут быть ни как не связаны друг с другом, как часто и бывает в детской пиксиляции: персонажи разными способами появляются и исчезают из кадра. Либо можно написать сказочный сценарий, со злодеями и добрыми героями, и путешествием по локациям клуба, лагеря, школы и т.д.
В концовке должны появиться все герои и выйти на поклон. Финальными кадрами станут поочередное исчезание персонажей. Достаточно эффектно получается, когда дети поочередно появляются в кадре и рядом с ребенком появляется его имя, и исчезает вместе с ним. Решить вопрос с подписью имён актёров можно разными способами. Самый простой способ – добавить имена на стадии монтажа. Более сложными и интересными способами являются таблички с «мигающими» буквами. Так же если есть возможность, можно задействовать меловую доску. Ребёнок стоит спиной к доске, а на ней покадрово появляется его имя.
Меловая доска это полезный инструмент в работе в технике пиксиляция. На доске можно рисовать элементы, которые будут оживать в руках ребенка, дети могут улететь из кадра на нарисованных воздушнах шарах, нарисовать портал и пройти в него, а также осуществлять и другие магические фокусы. Хорошим примером пиксиляции с применением меловой доски является клип Hilary Grist на песню Chemikal reaction, где героиня с помощью меловой доски поднимается в небо, едет на машине, ловит птичек и путешествует на корабле.
В пиксиляции можно пропустить этап раскадровки. Более эффективно потратить это время на то, что бы показать детям, как правильно двигаться, что бы получить плавный кадр. Если вы снимаете не на улице лучше сразу подключить камеру к ноутбуку и осуществлять съёмку через программу dragon frame. Так вам сразу буде возможно видеть удачные и не удачные кадры и удалять их. Важно, что бы все дети примерили на себе роль актёра, режиссёра, делающего кадры, и монтажёра, если монтаж предусмотрен мастер классом.
Для этапа монтажа важно выбрать простую программу. Это могут быть программы для монтажа сторис для социальной сети инстаграмм. Данные программы бесплатные, легко скачиваются, просты и понятны в обращении, любой ребенок может в них работать без труда, чувствуя себя успешным. Так же на этом этапе важно разрешить детям самим нажимать на клавиши и конки. Вы должны направлять детей, подсказывая порядок действий, а ребята сами должны нажимать на иконки. На этапе монтажа вы должны предложить ребятам выбрать и вставить заставку с названием вашего учреждений, заставку с названием мультфильма и титры с указанием авторов работы, если последние не сняты в технике пиксиляция. Позвольте детям самим выбрать музыку или добавить озвучание, покажите, как наложить эффект блёсток, взрывов и т.д.
Съёмки важно закончить на положительной ноте. Если говорить о формате мастер класса, то необходима рефлексия. Для этого дети должны посмотреть получившийся мультфильм. Обсудите с детьми, что им понравилось, а что нет. Будет плюсом, если вы предложите детям визитки с контактной информацией вашего образовательного учреждения. В конце занятия поаплодируйте друг - другу. Это позволит МК закончиться на положительном моменте.
Таким образом, мастер класс по пиксиляции это способ не просто привлечь внимание детей и родителей к деятельности центра и к детской мультипликации, но и весело провести время со своими воспитанниками. При съемке мультфильма в технике пиксиляция, необходимо забыть о серьёзности, можно позволить детям дурачится в кадре. Хочешь передвинуть стул силой мысли, пожалуйста. Хочет ребёнок летать - пожалуйста. Из-за ограниченного времени необходимо помнить о позитивной атмосфере занятия и минимальном количестве теоретической информации. Если вам не хватает времени, по какой либо причине, откажитесь от этапа «монтаж», смонтировав мультфильм самостоятельно.
Список литературы:
1. Авдонина Д.С. Особенности занятий в системе дополнительного образования детей /Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В. // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 72-73.
2. Прохорова М.П. Перспективы и проблемы реализации массовых открытых онлайн-курсов / Прохорова М.П., Булганина С.В., Белоусова К.В., Лабазова А.В. // Глобальный научный потенциал: научно - практический журнал. 2019. №4(97). URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/97/g-n-p-4(97)-main.pdf
(дата обращения: 25.09.19).
3. Прохорова М.П. Тенденции и проблемы развития проектного управления / Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Бездетко К.А., Егорова Т.А. // //Глобальный научный потенциал: научно - практический журнал. 2019. №3(96). URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/96/g-n-p-3(96)-main.pdf (дата обращения: 25.09.19).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.