МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В статье раскрыт процесс создания мультфильмов с дошкольниками. Создание анимационных продуктов включает в себя разнообразную деятельность: речь, игра, познание, художественно-творческая деятельность и др. Результатом чего у старших дошкольников происходит разностороннее развитие качеств личности. Обосновано и раскрыто содержание проекта «Мультипликаторы», в котором принимают участие дети, родители, педагоги.
Ключевые слова: дошкольное образование, мультфильм, анимационная педагогика, творческие способности,
В наше время важно учитывать задачи дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Обязательно развитие таких качеств личности, как: усвоение норм и ценностей, расширение кругозора, помощь в раскрытии творческих способностей и потенциала дошкольника [1]. Исходя из педагогического опыта, всестороннее развитие дошкольника возможно через создание мультфильмов. Ведь события, которые происходят в мультфильме, помогают в воспитании эстетических чувств, эмпатии, развитии мышления, речи, фантазии и других качеств.
Важно, что мультфильм создается в оригинальной креативной манере, создаваясь на проблемной ситуации, которая встречается дошкольнику в реальной жизни. За простой сюжетной линией скрываются важные темы, которые необходимы для развития мировоззрения ребенка. В анимационных работах раскрыты интересные и познавательные моменты.
Исследованием влияния анимации на развитие дошкольников занимались О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова.
Педагог Юрий Евсеевич Красный считал, что основа анимационной педагогики является:
· У каждого ребенка есть творческие способности;
· Мультипликация дает возможность дошкольнику освоить окружающий мир, опираясь на свои интересы и делая их частичкой выразительных средств;
· Использование разнообразных видов детской деятельности в создании мультфильмов [2].
В книге «Мультфильмы своими руками» Лина Ивановна Курдюкова утверждает, что использование технологии мультипликации помогает развитию детей, стимулируя их творческую активность и раскрепощая мышление. Занимаясь мультипликацией, дети получают богатый опыт разнообразных видов деятельности[3].
Проанализировав ряд психолого-педагогической и искусствоведческой литературы (Г.Н. Козак, М.И. Яновский, Л.И. Баженова), а также исследований мультипликаторов (И.П. Иванов, Ю.Б. Норштейн) позволили сделать следующее утверждение: мультфильм - уникальный инструмент, который оказывает важное воздействие[4]. Так как благодаря ему происходит использование художественного приема - взаимосвязь фантастики и реальности. Такие мировые исследователи как Л.С. Выготский раскрывали особую роль воображения в развитии дошкольников. Получая различные эмоции с персонажами мультиков, дошкольники начинают создавать модель мира, начинают понимать, где добро и зло, перевоплощаясь в роли и формируя образы для подражания[5].
На базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 3» Всеволожского района мною был разработан проект «Мультипликаторы» в течение учебного года, целью которого является знакомство старших дошкольников с технологией создания мультфильмов.
В создании мультфильмов принимали участие педагоги, старшие дошкольники и их родители. В конечном итоге педагогами совместно с детьми и родителями была создана целая коллекция мультиков, которыми теперь пользуется детский сад, некоторые из них стали победителями различных районных и городских конкурсах.
Структура проекта включает три этапа:
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.
На подготовительном этапе велась следующая работа:
· Знакомство дошкольников с историей мультипликации;
· Показ классической мультипликации;
· Беседы: «Как раньше создавались мультфильмы?», «Твой любимый персонаж мультфильма»;
· Знакомство с профессиями, которые участвуют в создании мультфильма: мультипликатор, сценарист и др.;
· Проведение викторин, разгадывание загадок;
· Выставка рисунков.
2. Основной этап.
Результатом этапа стало создание мультфильмов с использованием способа фотосъемки и передвижки персонажей.
Были выбраны следующие темы для мультфильмов:
· «Россия-Родина моя»;
· «Мама»;
· «Новый год»;
· «Блокадный чай»;
· «ПДД»;
· «У Лукоморья дуб зеленый…»
· «Моя семья».
Создание каждого мультфильма проводилось в несколько этапов:
· Идея - выбор тематики. Тема выбиралась, исходя из событий или важных дат в ДОУ;
· Сценарий - выбор материала (сказки, стихотворения и др. материала);
· Создание персонажей и фона.
Очень важно учитывать возраст детей и их способность в зарисовки персонажей. Создание нескольких видов фона, учитывая события, происходящие в мультфильме. Данная работа проходит в несколько этапов, так как очень трудоемкая.
· Съемка.
Настройка оборудования и движение персонажей. Важна смена поз и местоположения по миллиметрам. Плавное движение героев будет происходить благодаря большому количеству кадров. Но учитывая особенности дошкольников, мы ограничили время анимационных работ, продолжительность которых у нас составляли 3-7 минут.
· Монтаж.
Монтажирование происходит на телефоне или компьютере в специальных программах. Каждый кадр проходит обработку и сохраняется. Затем всё соединяется в один мультфильм.
· Озвучивание.
В заключительном этапе создания анимационной работы происходит озвучка детьми, педагогами, а также подборка звуковых эффектов и музыкальное сопровождение.
3. Заключительный этап.
Готовые творческие продукты демонстрировались в ДОУ, а также родителям и детям нашей группы. Для родителей была презентован видео-материал всех этапов проекта «Как создавались мультфильмы». Родителям было предложено совместно с детьми создать маленький короткометражный мультфильм.
Важно отметить, что создание анимационной работы - это многогранная работа, включающая в себя разные виды деятельности: познание, коммуникация, речь, художественно-эстетическая и др.
Результатом проделанной работы создания мультфильмов у старших дошкольников является развитие таких качеств как: активность и любознательность, эмпатия и др. Таким образом, работа над созданием мультфильмов - это технология, которая позволяет воспитателю решать множество педагогических задач. Новые темы, различные виды материалов, оригинальные технологии, право выбора – все эти элементы помогают избежать однообразие детской деятельности.
Библиографические ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/.pdf Дата обращения: 20.01.2021.
2. Проектная деятельность в области эстетического воспитания дошкольников: создание мультфильма (из опыта работы): методическая разработка: авт. коллектив: Н.А. Гнедова, Л. Ф. Ионова [и др.] ; под ред. Г. А. Рубан. Самара, 2016.
3. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
4. Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
6. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
7. Долгова А. Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 22-25. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10993/ Дата обращения: 31.01.2021.
8. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.