Игра состоит из 4 туров, каждый тур представляет решение 4 задач. Первый - задачи на движение, второй - логические задачи, третий-задачи на переливание, четвертый задачи на составление уравнений. Задачи составлены таким образом, что уровень сложности возрастает, поэтому задачи решаемые для всех и в процессе игры не снижается мотивация.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении городской математической регаты среди команд
67классов общеобразовательных школ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Городская математическая регата (далее Регата) учащихся 678
классов общеобразовательных школ города проводится в условиях
модернизации образования и направлена на повышение познавательных
интересов, способностей и талантов обучающихся.
1.2.Данное положение разработано на основе Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
Государственного
образовательного стандарта (федеральный компонент)
утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования».
1.3.Настоящее Положение определяет организацию, порядок проведения
Регаты, порядок рассмотрения представленных материалов и награждение
победителей.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГАТЫ
2.1 Развитие у учащихся навыков самостоятельного решения сложных
нестандартных задач, математического мышления и способностей;
2.2 Расширение кругозора учащихся, формирование активного познавательного
интереса к предмету;
2.3 Формирование навыков групповой работы, умения рассказывать своё
решение в группе, совместно устранять недочеты в решении.
2.4 Углубление знаний учащихся по математике;
2.5 Развитие критичности мышления, настойчивости и инициативы;
2.6 Общий подъём математической культуры, интеллектуального уровня
учащихся.
III. Условия участия.
3.1. Математическая Регата проходит в два этапа: первый этап – для 6 классов,
второй – для 78 классов.
3.2. Участниками математической регаты считаются команды учащихся 67
классов. От каждой школы выступает не более одной команды. В составе
каждой команды – 4 человека (в игре для 67 классов команда должна иметь
смешанный состав 2+2).3.3 Участие неполных команд согласовывается с организаторами перед началом
регаты.
3.4.Каждая команда представляет название.
4.1 Регата является очным мероприятием, участие в Регате бесплатное.
IV. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕГАТЫ
5.1 В составе каждой команды – 4 ученика для 6классов, так же для 67 классов
4 ученика, но только команда должна иметь смешанный состав 2+2. Участие
неполных команд согласовывается с организаторами перед началом регаты.
5.2 Соревнование проводится в четыре тура. Каждый тур представляет собой
коллективное письменное решение четырех задач. Любая задача оформляется и
сдается в жюри на отдельном листе. Эти листы раздаются командам перед
началом каждого тура. На каждом таком листе указаны: номер тура, "ценность"
задач этого тура в баллах, время, отведенное командам для решения, двойной
индекс задачи и ее условие. Получив листы с заданиями, команда вписывает на
каждый из листов свое название, а затем приступает к решению задач. Каждая
команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из
задач, не подписанные работы – не проверяются. Если задача решена неверно, то
команда имеет право исправить решение. При этом начисляются штрафные очки
– по одному за каждую ошибку. Использование какойлибо математической
литературы или калькуляторов запрещено. Мобильные телефоны должны быть
отключены.
5.3 Тематика каждого тура определена:
1тур задачи на движение;
2 тур – задачи на переливание;
3 тур – задачи логические, геометрические, графические, на сравнение;
4 тур – задачи, решаемые составлением уравнения.
VI. РАБОТА КООРДИНАТОРОВ И ЖЮРИ.6.1 Проведением регаты руководит группа координаторов. Представители этой
группы организуют раздачу заданий и сбор листов с решениями; отвечают на
вопросы по условиям задач; проводят разбор задач и демонстрируют итоги
проверки.
6.2 Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура.
Жюри состоит из четырех комиссий, специализирующихся на проверке задач
каждого тура.
Критерии проверки каждая комиссия вырабатывает
самостоятельно. В каждой комиссии выделяется ответственный член жюри,
организующий работу этой комиссии. Он полномочен, принимать окончательные
решения в спорных ситуациях.
6.3 Разбор задач для учащихся осуществляется параллельно с проверкой. Итоги
проверки объявляются только после окончания этого разбора.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
каждой
командой
7.1 Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов,
набранных
турах.
7.2 Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения
итогов регаты.
7.3 Командыпобедительницы награждаются грамотами и сертификатами
участников, а все участники математической регаты получают сертификат
участника.
всех
во
VII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ
8.1 Проезд всех участников олимпиад оплачивается направляющей стороной.
Задания для Регаты
1 тур: Задача 1.1 1.21.31.4
Название команды:___________________________
ценность 6 баллов за одну задачу
Определите скорости и заполните таблицу:
V собственная скорость катера. V течения
реки.
реки.
V по течению
1.1
1.2
12 км/ч
3 км/ч
24 км/ч
V против течения
реки.
20 км/ч5 км/ч
42 км/ч
18 км/ч
34 км/ч
1.3
1.4
1 тур.(6 класс).
Ценность: 6 баллов за одну задачу. Максимальный балл24
Задача 1.1. Скорость течения реки равна 3 км/ч, а собственная скорость катера
17 км/ч.
Найдите скорость катера против течения.
Задача1.2. Собственная скорость теплохода равна 47,2 км/ч, а скорость течения
реки 4,7 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.
Задача 1.3. Скорость моторной лодки по течению равна18,4 км/ч. Скорость
лодки против течения 11,6 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.
Задача 1.4. Скорость моторной лодки по течению равна18,4 км/ч. Скорость
лодки против течения 12,4 км/ч. Найдите скорость течения реки.
Решение
1 тур. Ценность 6 баллов за задачу максимальный балл24.
Определите скорости и заполните таблицу:
V собственная скорость катера.
V по течению
V течения
реки.
реки.
1
2
12 км/ч
3 км/ч
24 км/ч
4
15
28
V против течения
реки.
9
20 км/ч3
4
23
38
5 км/ч
4
28
42 км/ч
18 км/ч
34 км/ч
Решение 1 тур:
(6 класс). Ценность: 6 баллов за одну задачу. Максимальный балл24
Задача 1.1. Скорость течения реки равна 3 км/ч, а собственная скорость катера
17 км/ч.
Найдите скорость катера против течения.
Ответ: 14 км/ч.
Задача1.2. Собственная скорость теплохода равна 47,2 км/ч, а скорость течения
реки 4,7 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.
Ответ: 51,9 км/ч; 42,5 км/ч.
Задача 1.3. Скорость моторной лодки по течению равна18,4 км/ч. Скорость
лодки против течения 11,6 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.
Ответ:15 км/ч.
Задача 1.4. Скорость моторной лодки по течению равна18,4 км/ч. Скорость
лодки против течения 12,4 км/ч. Найдите течения реки
Ответ:3 км/ч.
2 тур.
Ценность 7 баллов за одну задачу, максимальный балл – 28
Задача. 2.1
Замените знак звездочки * в числе *43* цифрами, чтобы оно делилось на 45.Задача 2.2.
Дети шпионов перехватили шифровку 12342562756278. В ней разные цифры
обозначают разные буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. У них
получились варианты « думай и трудись», « привет от деда», мой вопрос прост»,
« гуляй и отдыхай», «вперед к победам». Какая шифровка верна?
Задача 2.3
Какое из двух чисел больше:
5 555 555 553
5 555 555 557
или
6 666 666 663
6 666 666 667
?
Задача 2.4
Установите правило, по которому составлена таблица, и запишите недостающие
числа:
9
2
81
16
2
256
11
121
6
3
216
5
3
3 тур. Ценность 8 баллов за одну задачу.
Максимальный балл – 32 балла.
Задача № 3.1
Имеются двухлитровая и пятилитровая банки. Как сделать так, чтобы, в одной
из них оказался ровно один литр воды?
Задача № 3.2.
Из бочки, содержащей не менее 10 л бензина, отлейте ровно 6 л, используя
бидон вместимостью 5 л и девятилитровое ведро.
Задача № 3.3.
Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из
этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2
сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким
образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний
необходимо при этом сделать?
Задача № 3.4.
Парное молоко.
Бидон емкостью 10 л наполнен парным молоком. Требуется перелить из этого
бидона 5 л молока в семилитровый бидон, используя при этом трехлитровый
бидон.Решение задач 3 тура. Ценность одной задачи 8 баллов. Максимальный
балл – 32.
Задача № 3.1
Имеются двухлитровая и пятилитровая банки. Как сделать так, чтобы, в одной
из них оказался ровно один литр воды?
Решение.
Отразим результаты каждого шага переливания в таблице.
Набрать 2 л и вылить
Набрать 2 л и вылить
их в 5литровую
их в 5литровую
Набрать 2 л и наполнить
5литровую банку, вылив
банку
2
банку
4
туда 1 л
5
1
5
Банка
2 л
Банка
5 л
Задача № 3.2.
Из бочки, содержащей не менее 10 л бензина, отлейте ровно 6 л, используя
бидон вместимостью 5 л и девятилитровое ведро.
5 л
9 л
5
0
0
5
5
5
1
9
1
0
0
1
5
1
0
6
Задача № 3.3.
Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из
этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2
сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким
образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний
необходимо при этом сделать?
Решение.
Сосуд 12 л
Сосуд 5 л
Сосуд 8 л
1
2 4 4 9 9 1 1 6
0 0 5 0 3 3 5 0
0 8 3 3 0 8 6 6
Задача № 3.4.Парное молоко.
Бидон емкостью 10 л наполнен парным молоком. Требуется перелить из этого
бидона 5 л молока в семилитровый бидон, используя при этом трехлитровый
бидон.
Решение:
Будем "шаги" переливаний записывать в виде строки из трех чисел.
При этом сосуды размещены слева направо по мере убывания их вместимости:
Шаги
1й
2й
3й
4й
5й
6й
7й
8й
10 л
3
3
6
6
9
9
2
2
Бидон
7 л
7
4
4
1
1
0
7
5
3 л
0
3
0
3
0
1
1
3
4 тур. Ценность одной задачи – 8 баллов. Максимальный балл – 32.
Задача № 4.1.
Петя задумал число, которое сначала увеличил на 7, затем сумму увеличил в три
раза, из результата вычел15 и получил 30. Какое число задумал Петя?
Задача № 4.2.
К путешествию кок покупает каждому члену экипажа и туристам по
шоколадке. Известно, что если покупать шоколад в упаковке по 20 шоколадок в
каждой, то понадобится на 5 упаковок больше, чем упаковок по 24 шоколадки.
Сколько человек вмещает на корабле?
Задача №4.3.
Аня и Таня вместе веся 40 килограмм, Таня и Маня – 50 килограмм, Маня и
Ваня – 90 килограмм, Ваня и Даня – 100 килограмм, Даня и Аня – 60 килограмм.
Сколько весит Аня, если вес всех ребят без нее составляет 150 килограмм?Задача № 4.4.
Во время плавания в буфет корабля завезли фрукты, однако, цена была
достаточно высокой, и никто не покупал. Капитан предложил снизить цену на
20%, фрукты стали пользоваться спросом. На следующий день решили вновь
повысить цену на 20%. Дешевле или дороже первоначальной цены стал стоить
товар и на сколько %?
Решение заданий 4 тура.
Задача № 4.1.
Петя задумал число, которое сначала увеличил на 7, затем сумму увеличил в три
раза, из результата вычел15 и получил 30. Какое число задумал Петя?
Пусть число, которое задумал Петя, будет Х, тогда согласно условию задачи
составим математическую модель и решим уравнение:
(Х+7)*315=30
(х+7)*3=30+15
(х+7)*3=45
(х+7)=45:3
Х+7=15
Х=157
Х=8
Ответ: Петя задумал число 8
Задача № 4.2.
К путешествию кок покупает каждому члену экипажа и туристам по
шоколадке. Известно, что если покупать шоколад в упаковке по 20 шоколадок в
каждой, то понадобится на 5 упаковок больше, чем упаковок по 24 шоколадки.
Сколько человек на корабле?
Решение. Если х – число упаковок по 20 шоколадок, то:
20х = 24(х – 5);
х = 30 упаковок;
20 30 = 600 человек
Задача № 4.3.
Аня и Таня вместе весят 40 килограмм, Таня и Маня – 50 килограмм, Маня и
Ваня – 90 килограмм, Ваня и Даня – 100 килограмм, Даня и Аня – 60 килограмм.
Сколько весит Аня, если вес всех ребят без нее составляет 150 килограмм?Решение.
Аня + Таня =40кг
Таня + Маня =50 кг
Маня + Ваня =90кг
Ваня + Даня = 100кг
Аня + Даня =60кг
2Ани+2Тани+2Мани+2Вани+2Дани=340кг, следовательно
Аня+ Таня+ Маня+ Ваня+ Даня=170кг.
Так, как по условию Таня+Маня+Ваня+Даня=150кг, то вес Ани будет равен
170 – 150=20кг.
Ответ: вес Ани 20 кг.
Задача № 4.4.
Во время плавания в буфет корабля завезли фрукты, однако, цена была
достаточно высокой, и никто не покупал. Капитан предложил снизить цену на
20%, фрукты стали пользоваться спросом. На следующий день решили вновь
повысить цену на 20%. Дешевле или дороже первоначальной цены стал стоить
товар и на сколько %?
Решение
А стоимость товара
0,2А на столько снизили стоимость товара
А0,2А=0,8А столько стал стоить товар
0,2*0,8А=0,16А на столько повысили товар
0,8А+0,16А=0,96А стал стоить товар
Ответ. Товар стал дешевле первоначальной стоимости на 4%