Мусоргский. Картинки с выставки - Тюильри

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях. В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора, Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. — А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку. Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
Иконка файла материала 1.docx
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ Тюильрийский сад (Ссора детей после игры) «Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П.  Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в  память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В.  А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она  неоднократно аранжировалась различными композиторами  для оркестра и обрабатывалась в самых разных  музыкальных стилях. В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная  выставка работ русского художника­архитектора, Виктора  Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные  работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов,  архитектурные проекты, макеты, даже мастерскивыполненные игрушки. Во всем чувствовался большой  талант художника. В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся  мужчина богатырского роста с пышной бородой,  энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный  русский художественный критик, выдающийся знаток  живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич  Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест  Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. — А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг  Стасов, — не написать музыку по этим замечательным  работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что  многие из них просятся на музыку.Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович  Мусоргский написал десять фортепианных пьес,  объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка  всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти  зримо представляем работы художника, хотя и не видели  их. Сюита — яркий образец программной музыки со своими  особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются  картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и  образами прошлого. Пьесы ­ «картины» связываются между собой темой­интермедией «Прогулка», изображающей  проход по галерее и переход от картины к картине. Такие  тематика и построение сюиты являются уникальными в  классической музыкальной литературе.Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным  пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за  инструмент, и мог изобразить что угодно. Начинается сюита небольшой вступительной частью,  названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно  композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам  выставки и останавливается возле каждой работы  художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»;  мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека,  который медленно идет. Прогулка к  пьесе – «картине» «Тюильри» очень короткая  (8 тактов). «Тюильри» (так называется парк в Париже) или,  уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры».Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея  сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и  нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по  характеру от предыдущей. Это живая жанровая сценка. В  ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного  летнего дня, ритм напоминает детские считалки и  дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится  выразительной, как  человеческая речь, словно кто­то из детей жалуется  старшим на товарища, который его обидел. Поскольку сам Мусоргский за границей не был,  исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду. В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальныхпроизведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды  искусства, отражает всю многогранность жизни, может  быть средством осуждения социального угнетения и  несправедливости, выражать передовые идеи своего  времени. Мусоргский нашел в картинах художника не  только темы для музыкальных картин, — он нашел в них  определенное социальное содержание и подчеркнул его  своей музыкой. Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты  считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение  состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл  молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии —  профессор Киевской консерватории. С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в  концертный репертуар пианистов всего мира.Французский композитор М. Равель сделал замечательное  оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке  «Картинки с выставки» часто исполняются в  симфонических концертах.