«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора, Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.
В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.
Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.
— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.
Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П.
Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в
память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В.
А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она
неоднократно аранжировалась различными композиторами
для оркестра и обрабатывалась в самых разных
музыкальных стилях.
В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная
выставка работ русского художникаархитектора, Виктора
Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные
работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов,
архитектурные проекты, макеты, даже мастерскивыполненные игрушки. Во всем чувствовался большой
талант художника.
В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся
мужчина богатырского роста с пышной бородой,
энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный
русский художественный критик, выдающийся знаток
живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич
Стасов. Выставка была организована по его инициативе.
Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест
Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного
экспоната к другому.
— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг
Стасов, — не написать музыку по этим замечательным
работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что
многие из них просятся на музыку.Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович
Мусоргский написал десять фортепианных пьес,
объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка
всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти
зримо представляем работы художника, хотя и не видели
их.
Сюита — яркий образец программной музыки со своими
особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются
картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и
образами прошлого. Пьесы «картины» связываются между
собой темойинтермедией «Прогулка», изображающей
проход по галерее и переход от картины к картине. Такие
тематика и построение сюиты являются уникальными в
классической музыкальной литературе.Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным
пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за
инструмент, и мог изобразить что угодно.
Начинается сюита небольшой вступительной частью,
названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и
между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно
композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам
выставки и останавливается возле каждой работы
художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»;
мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека,
который медленно идет.
Прогулка к пьесе – «картине» «Тюильри» очень короткая
(8 тактов).
«Тюильри» (так называется парк в Париже) или,
уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры».Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея
сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и
нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по
характеру от предыдущей. Это живая жанровая сценка. В
ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного
летнего дня, ритм напоминает детские считалки и
дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая
ссора. Мелодия становится выразительной, как
человеческая речь, словно ктото из детей жалуется
старшим на товарища, который его обидел.
Поскольку сам Мусоргский за границей не был,
исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог
подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.
В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты
выразительные средства музыки, как много разных образов,
картин, настроений можно передать в музыкальныхпроизведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды
искусства, отражает всю многогранность жизни, может
быть средством осуждения социального угнетения и
несправедливости, выражать передовые идеи своего
времени. Мусоргский нашел в картинах художника не
только темы для музыкальных картин, — он нашел в них
определенное социальное содержание и подчеркнул его
своей музыкой.
Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты
считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение
состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл
молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии —
профессор Киевской консерватории.
С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в
концертный репертуар пианистов всего мира.Французский композитор М. Равель сделал замечательное
оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке
«Картинки с выставки» часто исполняются в
симфонических концертах.