Мусульманские памятники Башкортостана
Оценка 4.8

Мусульманские памятники Башкортостана

Оценка 4.8
Научные работы
docx
история +1
Взрослым
20.01.2018
Мусульманские памятники Башкортостана
Введение Башкиры, татары, мишари, когда-то принявшие идеологические новации и принципы единобожия, объективно стали частью мировой Исламской цивилизации. Этот акт повлиял на все стороны жизни неофитов, и до сих пор он является важнейшим элементом этнического самосознания. За прошедшие столетия в регионе появилось множество памятников, связанных с исламом. Да и как могло быть иначе, если у башкир со временем начала проникновение к ним мусульманской религии прошло около 10 веков, а у татар этот отрезок истории был еще продолжительнее… Цель работы: изучение и исследование древних мусульманских памятников Башкортостана. Задачи исследования: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Сбор информации. 3. Группы мусульманских памятников. Объект исследования: мусульманские памятники Республики Башкортостан. Предмет исследования: история создания памятников. Основными методами работы являются: - изучение и анализ краеведческой литературы - изучение материалов, фотографий, научной литературы, легенд - экскурсии. В качестве рабочей гипотезы выскажу предположение, что «мусульманская археология» призвана решать вопросы культурно-идеологического развития в эпоху средневековья у таких крупных этносов, какими являются башкиры, татары, мишари. Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории и культуры Башкортостана, родного языка и литературы, специальных факультативах по краеведению.Мавзолей – кэшэнэ. С XIII века в Башкортостан проникает и утверждается мусульманская религия. Распространение ее повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых», являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются «кэшэнэ». На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII-XIV вв., из которых два в Чишминском, а третий в Кугарчинском районах.
Ишмухаметова Аделина 2016 Дорогами Отечества.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  села Зяк – Ишметово  муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»   Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся «Дорогами Отечества» Номинация «Этнография» Мусульманские памятники  Башкортостана                                                                    Подготовила:Ишмухаметова Аделина Хамитовна                                                                    учащаяся  9 класса МБОУ СОШ  с.Зяк­Ишметово                      Куюргазиский район                                                                         Руководитель: Ишмухаметова Эльза.Мидхатовна                                                                   учитель истории МБОУ СОШ с.Зяк­Ишметово                       Куюргазинский район                      Телефон 83475768307                              e­mail:   zjak­[email protected] с.Зяк­Ишметово, 2017 г. Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Хронологические рамки мусульманской древности …………………….4 2. Мусульманские памятники Башкортостана………………………………6 3.Анализ полученных данных………………………………………………..9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….10 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...11 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….12 2 Введение       Башкиры,   татары,   мишари,   когда­то   принявшие   идеологические   новации   и принципы единобожия, объективно стали частью мировой Исламской цивилизации. Этот   акт   повлиял   на   все   стороны   жизни   неофитов,   и   до   сих   пор   он   является важнейшим элементом этнического самосознания. За прошедшие столетия в регионе появилось множество памятников, связанных с исламом. Да и как могло быть иначе, если у башкир со временем начала проникновение к ним мусульманской религии прошло около 10 веков, а у татар этот отрезок истории был еще продолжительнее…  Цель работы:  изучение и исследование древних мусульманских памятников Башкортостана. Задачи исследования: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Сбор информации. 3. Группы мусульманских памятников.  Объект исследования: мусульманские памятники Республики Башкортостан. Предмет исследования: история создания памятников. Основными методами работы являются: ­ изучение и анализ краеведческой литературы ­ изучение материалов, фотографий, научной литературы, легенд ­ экскурсии.  3 В качестве рабочей  гипотезы  выскажу предположение, что «мусульманская археология» призвана решать вопросы культурно­идеологического развития в эпоху средневековья у таких крупных этносов, какими являются башкиры, татары, мишари. Практическая   значимость  заключается   в   том,   что   данную   работу   можно использовать   на   уроках   истории   и   культуры   Башкортостана,   родного   языка   и литературы, специальных факультативах по краеведению. Основная часть 1. Хронологические рамки мусульманской древности Территориальные рамки рассматриваемого материала включают лесостепную зону Башкирского Предуралья (с привлечением памятников Восточного Татарстана и Самарской области) и Зауралья (юг Свердловской, Челябинская и западная часть Курганской области). Сложнее составить представление о хронологических рамках мусульманских древностей в регионе. На сегодняшний день самые ранние памятники датируются   здесь   X   в.,   но   не   исключено,   что   в   будущем   будут   выявлены археологические   объекты IX  века  (такое   предположение   реально  для  территории Татарстана). Таким образом, если весь процесс исламизации делится на три этапа: I. II. III. – проникновение новой религии, – распространение монотеизма, – утверждение ислама, то нас больше всего интересуют первые два. Поскольку мусульманские памятники, близкие к современности, находятся «в сфере   интересов»   этнографической   науки,   верхний   предел   для   археологии   мы фиксируем   XVI­XVII   вв.   Это   актуально   и   в   связи   с   тем,   что   где­то   в   этом промежутке   происходит   замена   раннемусульманского   похоронного   ритуала современным обрядом.  Все мусульманские объекты эпохи средневековья в регионе делятся на три группы:   а)   грунтовые   могильники;   б)   некрополи   с   каменными   надгробиями   и 4 исламскими   эпитафиями;   в)   мавзолеи­кэшэнэ.   Когда   мы   рассуждаем   о необходимости   комплексного   подхода   к   изучению   мусульманских   памятников Башкортостана, это продиктовано не только большим числом изучаемых объектов, но  и  их  познавательной  «разноплановостью». Грунтовые  могильники  раскапывают археологи   (но   здесь   важны   также   антропологические   исследования   человеческих черепов);   однако   в   могилах   попадаются   не   только   останки   людей,   но   и   кости животных (особенно лошадей) – значит, нужны остеологические анализы; динамику изменения   похоронной   обрядности   и   влияние   идеологических   догматов   на   все стороны   жизни   этноса,   изучают   этнографы;   мусульманские   эпитафии   на надмогильных плитах разбирают специалисты по восточной эпиграфике, а понять архитектурно­строительные  особенности   исламских   монументальных   усыпальниц могут лишь люди с архитектурным образованием. Вот и получается, что «исламская археология» не только включает в себя раскопочные работы, но и подразумевает тесное  взаимодействие   со   специалистами   различных,   весьма   сложных   областей знаний.   При   этом   было   бы   неверным   утверждать,   что   будущим   религиоведам придется   начинать   исследовательскую   работу   на   пустом   месте,   поскольку предыдущими   поколениями   ученых­гуманитариев   было   сделано   довольно   много. Правда, сделать предстоит значительно больше. 5 2. Мусульманские памятники Башкортостана Мавзолей – кэшэнэ.  С   XIII   века   в   Башкортостан   проникает   и   утверждается   Распространение   ее   повсеместно   сопровождалось мусульманская   религия. строительством молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых», являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники   искусства   у   башкир   называются   «кэшэнэ».   На   современной   территории республики   имеются   три   мавзолея,   построенные   в   XIII­XIV   вв.,   из   которых   два   в Чишминском, а третий в Кугарчинском районах. Один из них – мавзолей – кэшэнэ Хусаин бека (Приложение 1), находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин   бека,   одного   из   активных   проповедников   и   деятелей   мусульманского духовенства.   Над   могилой   имеется   камень  (Приложение  2),  на   котором   следующая надпись:   «Справедливый   в   своих   решениях   Хаджи   Хусаин   бек   сын   Омар   бека   из Туркестана,   покойного   боже   мой   помилуй   милостью   обширной,   чти   же   его   своим благодеянием. Скончался девятого дня благословенного богом четвертого месяца 1339 года». 6 Здание   в   своем   первоначальном   виде   до   наших   дней   не   сохранилось. Первоначальная форма кэшэнэ была очень похожей на кэшэнэ Турахана (Приложение 3), расположенного близ аула Нижнее Тирмэ в том же Чишминском районе. Основание кэшэнэ   построено   из   больших   неотесанных   камней,   а   для   постройки   купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни. Весь облик здания напоминает форму «тирмэ», представляет архитектурный образ, в то время господствовавший в степях Башкортостана. Кэшэнэ Бэндэбикэ  (Приложение 4). Это архитектурное сооружение находится близ   аула   Максют   в   Кугарчинском   районе.   Об   этом   кургане   имеется   интересная легенда. В стародавние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов   казахских   и   башкирских   племен.   Решительная   и   проницательная   башкирка Бэндэбикэ сумела в одно время уговорить всех соплеменников и соседей жить в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением не только у соплеменников, но и у окружающих народов. Бэндэбикэ воспитала мальчика Ерэнсэ Сэсэна и, когда он достиг совершеннолетия и стал батыром, вышла за него замуж. С течением времени Бэндэбикэ состарилась, а Ерэнсэ Сэсэн, будучи в расцвете сил, обольщенный успехами, начал продумывать   о   других   женщинах   и   набегах   в   страну   казахов.   Когда   он   попросил благословения Бэндэбикэ на поход, она решительно возразила и предсказала неудачу. Уязвленный   Ерэнсэ   Сэсэн   со   своей   дружиной   отправился   в   поход,   что   сильно расстроило   больную   Бэндэбикэ.   Вскоре   она   скончалась.   Башкиры   исполнили последнюю просьбу покойной и похоронили ее в своем доме, скрытом под курганной насыпью. При первом же столкновении войско Ерэнсэ Сэсэна потерпело поражение, и он сам   попал   в   плен.   Однако,   узнав,   что   Ерэнсэ   Сэсэн   является   мужем   уважаемой   и признанной всеми святой Бэндэбикэ, казахи отпустили его домой. Сооружение на территории Башкортостана таких мавзолеев – кэшэнэ говорит о сравнительно высоком развитии культуры народа.  Баймакский район, д. Мансурово: могила Мужавира­хазрата (Приложение 5). Здесь покоится прах одного из самых уважаемых и почитаемых в республике старцев – 7 Мужавира Сиражетдинова, больше известного как Мужавир­хазрат. К нему приезжали со   всего   СССР.   Он   принимал   всех,   вне   зависимости   от   национальности, вероисповедания   и   пола.   Еще   в   1939   году   Мужавир­хазрат   предсказал   Великую Отечественную войну. За это он получил тюремный срок – 10 лет. Однако отбывал наказание 6 лет за то, что смог вылечить от смертельной болезни кого­то из членов семьи   тюремного   начальства.   Умер   старец   28   июля   1967   года.   Погребен   по мусульманскому обычаю на старом кладбище невдалеке от родной деревни Мансурово. Люди до сих пор приезжают на могилу хазрата получить исцеление. Хайбуллинский район, д. Валитово: Гатаулла ишан. Сегодня имя Гатауллы ишана, как его называют в народе, ставят в один ряд с известным Зайнуллой ишаном Расулевым. Вместе они путешествовали по свету, совершали хадж в Мекку, учились в Стамбуле,   получив   религиозное   звание   ишана,   распространяли   новое   религиозное учение среди башкир, сделали большой шаг в обучении мировым наукам в медресе. Оба в народе считались святыми, обладали способностями к врачеванию путем гипноза и тибетской медицины, предсказывали будущее. Учалинский   район:   гора   Ауштау   и   родник   Аулия   (Приожение   6).  Гора Ауштау овеяна легендами. Самая знаменитая из них – это легенда о святом пророке (аулие) Рамазане. По этой легенде, аулия со своей семьей странствовал по этим местам, был   убит   местными   жителями   по   незнанию.   Когда   ему   отрубили   голову,   его   тело, держа ее в руках, поднялось на вершину горы Ауштау. В тот же день у подножия горы забил родник Аулия. Тогда башкиры, чтобы хоть как­то загладить свою вину, со всеми почестями   похоронили   пророка   на   вершине   горы.   Родник   Аулия   оживает   только весной, на несколько недель, в мае­июне. Его воды славятся целебными свойствами. Вода из этого родника может храниться годами. Миякинский   район,   д.   Ильчигулово:   гора   и   источник   Нарыстау (Приложение   7).  По   преданию,   здесь   на   горе   похоронены   сподвижники   пророка Мухаммеда – сын и отец Зубаир бин Заит и Абдуррахман бин Зубаир. Вода, стекающая c  подножия горы, считается  целебной.  По  словам  местных  жителей,  не  раз те,  кто приезжал к источнику за помощью, – вылечить суставы, спасти близких от пьянства или 8 тяжелой   болезни   –   возвращались   сюда   снова:   сказать   роднику   «спасибо».   Рядом   с источником расположена мечеть. На горе установлена стела с именами сподвижников. Рашитов   Бахтыгарей   Абдулганеевич   родился   в   1853   году   в   деревне   Зяк­ Ишметово Кумертауского района, БАССР. По национальности татарин, образование начальное. Он был муллой, был покорен Аллаhу, соблюдал все обязанности и избегал запрещенного. Его арестовали 11 апреля 1930 года, реабилитировали 15 мая 1930 года. В 2012 году в нашей деревне поставили памятник Бахтыгарею Абдулганеевичу. И назвали его Аулией нашей деревни, в переводе с татарского означает «святой». Как дар божий, он проповедовал религию ислам. Он находился в тюрьме города Стерлитамак. Рассказывал,  что  сорок раз  прочитал   молитву,  просил  бога об  освобождении  и  его отпустили. Умер в 43 года. Его семья живет в городе Оренбурге.    Бахтыгарей   учил детей в медресе, оно находилось там, где сейчас построен медпункт. Жили скромно, небогато, выделялись своим трудом. Просто был хорошим человеком, и как было принято в те года нет религии и нет муллы и за то, что он мулла его арестовали. Но, благодаря молитвам, освободился рано, остался живым.       3.Анализ полученных данных В ходе исследования мусульманских памятников пришла к выводу, что в эпоху средневековья   в   Башкортостане   получили   развитие   такие   виды   изобразительного искусства, как наскальные изображения, монументальная скульптура и архитектура. Для   выполнения  наскальных  изображений  использовались   обнаженные   выходы  скал. Изображение человека воплотилось в основном в мелких вещах и в монументальной скульптуре   степной   полосы   Башкортостана.   Кочевники   по   обычаю   над   могилой покойников   ставили   высеченные   из   камня   фигуры   человека,   которые   археологи называют «каменными бабами». Древние башкиры таким путем стремились изображать двойника покойника. «Каменных баб» не обязательно надо было делать похожими. 9 Заключение На   основе   проведенной   мной   исследовательской   работы,   я   пришла   к следующему выводу: наша гипотеза о том, что «мусульманская археология» призвана решать вопросы культурно­идеологического развития в эпоху средневековья у таких крупных этносов, какими являются башкиры, татары, мишари подтверждается. Под   влиянием   мусульманства   среди   башкир   начинается   распространение арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами известных тогда людей. Одна из них принадлежит человеку по имени Хусейн   бек,   который   умер   в   1339   г.   и   погребен   под   одноименным   мавзолеем. Помимо  мавзолеев  на  Южном Урале  археологами исследовано  более 10  рядовых 10 кладбищ башкирских племен XIII­XIV вв. Материалы исследований показывают, что абсолютное большинство умерших в них было уже погребено по мусульманскому обычаю:   без   вещей,   в   узких   могилах,   головой   на   запад,   лицом   на   юг. В   то   же   время   археология   на   материалах   своих   памятников   точно   фиксирует многочисленные  случаи,  когда  умерших  хоронили с серьезными отклонениями  от ортодоксального мусульманского погребального обряда. Например, во многих из них обнаружены языческие пережитки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зеркала) и других предметов. Эти примеры   свидетельствуют   о   том,   что   мусульманская   религия   полностью   не вытеснила   в   быту,   в   сознании   тогдашних   башкир   традиционные   обряды   и религиозные   представления,   сложившиеся   в   глубокой   древности   под   влиянием языческой религии. Использованная литература 1. Азнагулов   Р.Г.  Родной   Башкортостан.  Учебное   пособие   для  5  класса. Уфа, 1998 год. 2. Акманов И.Г. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 класса. Уфа, 2005 год. 3. Аширов Наиль. Журнал «Панорама Башкортостана». Уфа, 2007 год. 4. Галин   С.А.   Культура   Башкортостана.   Учебник   –   хрестоматия   для   7 класса. Уфа, 2002 год. 5. Гвоздикова   И.М.  Хрестоматия   по   истории   Башкортостана.   Уфа,   1996 год. 6. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? Уфа, 1994 год. 7. Интернет – ресурсы. 8. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа, 1997 год. 11 9. Мавлетов  В.С. Цветущий край, благословенный. Учебное  пособие  для учащихся. Уфа, 2001 год. Приложение 1 12 Кэшэнэ Хусаин бека в  Чишминском районе Приложение 2 13 Камень на могиле Хусаин­бека Приложение 3  Кэшэнэ Турахана в Чишминском районе Приложение 4 14 Кэшэнэ Бэндэбикэ  в Кугарчинском районе Приложение 5 Баймакский район, д. Мансурово: могила Мужавира­хазрата 15 Приложение 6 Учалинский район: гора Ауштау и родник Аулия      Приложение 7 Миякинский район, д. Ильчигулово: гора и источник Нарыстау 16

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана

Мусульманские памятники Башкортостана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018