Музеи в современном международном сотрудничестве
Оценка 4.9

Музеи в современном международном сотрудничестве

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
МХК +1
Взрослым
26.06.2017
Музеи в современном международном сотрудничестве
Музей – это светлый памятник диалога культур, а его судьба отражает трагедию войн и противоречивое прошлое народа. В данной работе особое внимание обращено на историю возникновения музеев, их влияние на общественное мнение; оценку зарубежной культуры, прошлого и современных реалий иностранных государств;непосредственное вовлечение музеев в дипломатический процесс; интернациональные проблемы современного музейного сообщества, роль музея в системе современных международных отношений.
Музеи в современном международном сотрудничестве.docx
Музеи в современном международном сотрудничестве Содержание  Введение………………………………………………………3 История возникновения музеев………………………..........6 Систематизация музеев………………………………….........8 1. 2. 3. 4. Музей   и   общественные   представления   о   зарубежном искусстве, истории, реалиях современного мира……………………….12 5. Музеи ­ пространство дипломатического воздействия……16 6. 7. Заключение……………………………………………………21 Список используемой литературы………………………….23 Введение Сфера духовной жизни общества весьма обширна. Она включает в себя науку,   религию,   искусство,   а   также   язык,   мораль,   право,   философию, образование, т.е. духовную культуру во всех своих проявлениях[1]. В своей работе я более пристально рассмотрю музеи. Музей – светлый памятник   диалога   культур,   а   его   судьба   отражает   трагедию   войн   и противоречивое   прошлое   народа.   В   данной   работе,   хочется     обратить внимание на роль Музея в системе современных международных отношений. Хочется   отметить,   что   различные   аспекты   темы   рассматривались   как   в классических трудах, так и в последних по времени публикациях: работах историков,   музеологов,   юристов,   специалистов   по   международным отношениям. Новый музей Акрополя хочется    сделать «эпиграфом» своей статьи. Ведь   это   собрание,   демонстрирующее   тысячелетний   путь   греческого   само   является   своеобразным   источником   исторической искусства, информации.   Он   ярко   свидетельствует   о   европейской   внешней   политике нового   и новейшего   времени,   международных   отношениях   современности. Действительно,   музей   повествует   о   разрушении   Парфенона   войсками   и  флотилиями различных стран. Музей создан в результате интернационального сотрудничества   ученых,   архитекторов,   меценатов   многих   стран.   В   его открытии приняли участие главы нескольких государств Европейского Союза. Новый музеон – своеобразный довод в многолетнем споре Греции и  Великобритании. Дискуссия идет о моральном праве обладать мраморными шедеврами Парфенона.              В данной работе, на мой взгляд, важно отметить общественную и научную значимость ряда взаимосвязанных вопросов:  1.   влияние   музеев   на   общественное   мнение,   оценки   зарубежной культуры, прошлого и современных реалий иностранных государств.  2. непосредственное вовлечение музеев в дипломатический процесс; 3. интернациональные проблемы современного музейного сообщества.  Актуальность   вопросов,   как   мне   представляется,   обусловлена значением культурных ценностей в современном мире. Воздействие культуры на все стороны жизни социума, в том числе на международные отношения – аксиома, не требующая доказательств.  Обратим внимание только на один аспект проблемы: в информационном обществе возрастает роль символа, который непосредственно воздействует на сознание, как отдельного человека, так и общества в целом.   Музеи   становится   доступным   миллионам   посредством   электронных технологий, школьного образования, туризма.   Например,   отмечая   первую   годовщину   открытия   Нового   музея Акрополя,   пресса   писала   о   почти   миллионе   посетителей   сайта   нового хранилища. Упоминались в СМИ и сотни тысячи «друзей музея».   Музей в XXI веке многообразен. Военные музеи, музеи министерств иностранных дел специально посвящены проблемам внешней политики.  Музеи   как   научные   центры   изучают   внешнюю   политику, взаимопроникновение культурных традиций. Традиционно художественные и исторические музеи специальное внимание уделяют зарубежному искусству и историческим артефактам. [3]   В   крупных   городах   мира   открыты   музеи   зарубежного   искусства. Выставляя иностранное искусство музеи «являются посольствами» культуры той  или  иной страны. Характерный  пример  показывает музейная  политика времен холодной войны.[4]   В   1948   г.   в   Москве   был   закрыт   Государственный   музей   нового западного искусства, известный как первое в мире специальное хранилище шедевров   французского   импрессионизма.  Этот   уникальный   музей   так   и   не смог   принять   посетителей   после   реэвакуации.   В   здании   ГМИИ   проходила выставка подарков И.В.Сталину. С   1949   по   1953   год   в   Москве   нельзя   было   увидеть   целостную презентацию зарубежного искусства. Причины подобной изолированности не только   внутриполитические,   они   наглядно   отражали   международные отношение эпохи. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и   экспонированием   предметов   ­   памятников   естественной   истории, материальной   и   духовной   культуры,   а   также   просветительской   и популяризаторской деятельностью[2]. Таким образом, музеи выполняют очень важные функции для общества – они сохраняют и представляют ценности, утрачиваемые   обществом;   привлекают   внимание   к   тем   общечеловеческим ценностям,   которым   угрожает   современный   прогресс,   сохраняют   ценности   способствуя   непрерывности   и как   историко­культурное   наследие, преемственности поколений и культур[3]. §1. История возникновения музеев. Феномен   коллекционирования   уходит   своими   корнями   в   глубокую древность. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить   предметы,   имеющие   сакральную,   престижную   и   эмоциональную значимость,   представляющие   интерес   с   познавательной   или   эстетической точки зрения[4]. Понятие   «музей»   впервые   использовали   древние   греки,   однако   в античном   мире   оно   никогда   не   употреблялось   по   отношению   к   собранию предметов.   Древнегреческое   слово   «мусейон»   (museion)   в   буквальном переводе означает «место, посвященное музам», то есть святилище муз. Эти сакральные постройки обычно представляли собой портик с жертвенником. Нередко   мусейоны   становились   центрами   своего   рода   литературных сообществ,   служа   местом   не   только   поклонения   музам,   но   и   проведения творческих состязаний поэтов.  Первые   учреждения   музейного   типа   –   «кунсткамеры»   или   просто «камеры»,   «кабинеты»,   галереи   –   появились   в   XVI­XVII   веках.   Круг коллекционеров   складывался   из   наиболее   образованных   и   интеллектуально развитых представителей своего времени, которые являли своими действиями нараставший в обществе интерес к культурному наследию.  Кунсткамеры   ­   представляли   собой   собрание   предметов   природного мира, т.е. мира человека, животных, растений и минералов, а также предметов «искусственного   мира»,   т.е.   предметов   сделанных   руками   человека. Основателями   многих   коллекций   были   профессора,   врачи,   аптекари   или   интересующиеся   научными   открытиями   или богатые   аристократы, природными   явлениями.   Собирательство   стало   непременным   атрибутом светского человека, выражением его индивидуальности[5]. Первым   музеем   России   стала   созданная   Петром   I   в   1714   году Кунсткамера.   Собрание   музея   на   тот   момент   представляло   собой   личные коллекции и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской   канцелярии,   в   том   числе   и   купленные   во   время   Великого посольства в Европу. С 1719 года Кунсткамера распахнула свои двери для посетителей [6]. Первым,   кто   сделал   шаг   к   созданию   общедоступного   музея,   был Франческо I Медичи, который приспособил для размещения своих коллекций здание,   построенное   Дж.   Вазари   в   1584   г.   во   Флоренции[7].   Коллекция Медичи   представляла   собой   собрание   произведений   искусства, а   также редкости   и   древности,   естественно­научные   образцы,   рисунки   известных художников с изображением экзотических животных, рыб и растений[8]. Формирование   первого   музея   в   современном   смысле   этого   слова происходит   после   Великой   французской   революции.   Это   было   связано   с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля   являвшийся   королевской   резиденцией, 1791   г.   объявило   Лувр, собственностью   государства.   Музей   Лувра   выполнял   задачу   сохранения национального   художественного   достояния.   Его   новой   функцией   стало распространение   знаний   и   поэтому   двери   музея   открылись   для   широкой публики. Картины, экспонаты были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог[9]. XIX   век   в   России,   выдвинул   перед   музеями   задачи   не   только познавательные,   но   и   образовательные,   способствующие   расширению кругозора. Особое место в создании отечественных музеев на рубеже XIX­XX веков   сыграли   меценаты   П.И.   Щукин,   А.А.   Титов,   А.А.   Бахрушин,   С.И. Мамонтов, П.М.  Третьяков. Крупные  российские   промышленники  вошли  в историю именно потому, что способствовали развитию русской культуры, ее духовному   обогащению,   поддерживали   материально   творчество   писателей, артистов, художников. Меценатам русская культура обязана и тем, что они собрали и сохранили для потомков богатейшие культурные и художественные ценности, способствовали не только созданию новых музеев, но и театров, картинных галерей, памятников[10]. Новым витков в развитии музейного дела, и культуры в целом, явилось создание после Второй мировой войны ЮНЕСКО и других международных неправительственных организаций, таких как:   Международный совет музеев (ИКОМ)   и   Международный   совет   по   памятникам   и   достопримечательным местам   (ИКОМОС)[11].   Именно   они   приняли   на   себя   ответственность   за сохранение культурного наследия. §2. Систематизация музеев. Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким   признакам.   Необходимость   систематизации   возникает   на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений[12]. В XIX веке  в  связи  с  дифференциацией   науки  начинают  выделяться   археологические, музеи   разных   профилей   —   художественные, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. В советское время, в связи с созданием сети государственных музеев сложилась сложная   структура   с  различными   профилями,  статусами   и   ведомственным подчинением.   Сейчас   виды   музеев,   задачи,   содержание   их   деятельности необычайно разносторонни. При   классификации   музеев   их   можно   условно   поделить   на   типы: научно­просветительские, исследовательские, учебные. Тип музея зависит от того   какая   категория   посетителей   является   его   целевой   аудиторией: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети[13].  Классификация   по   профилю   отражает   связь   музеев   с   определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль   музея   определяет   состав   коллекций,   тематику   экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности[14]. Профили музеев разнятся:  комплексный (например, Новгородский музей­заповедник);  технический (например, Немецкий технический музей в Берлине),    естественнонаучный(например,   музей   геологии   Центральной Сибири);   художественный   (например,   Новокузнецкий   художественный музей);  мемориальный (например, литературно­мемориальный музей Ф.М. Достоевского);  краеведческий  (например, Алтайский  государственный  краеведческий музей (г. Барнаул, Россия);  военно­исторический (например,   музей военной истории «Стрелецкие  палаты» Российского военно­исторического общества);  музей военной техники (например, Музей боевой техники под открытым небом в сквере им. Г.К. Жукова)  музеи предприятий (помимо уже названных научно­технического музея   им.   академика   И.П.   Бардина   и   музея   боевой   и   трудовой   славы Кузнецких   металлургов   музеи   истории   предприятий   есть   в   «Городской клинической больнице №1» г. Новокузнецка[15], в Институте повышения квалификации учителей есть «Музей образования»)  и другие. Музеи   бывают   исторические   (экспозиции   посвящены   историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях), зоологические   (в   экспозицию   входят   чучела   животных   и   др.),   музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности.  Также музеи делятся по типу хранимого наследия:  Коллекционные   музеи ­   музеи,   основой   деятельности   которых являются собрания движимых материальных предметов. Таким образом, можно   сделать   вывод,   что   все   музеи   нашего   города   коллекционные, поскольку их фонды могут быть перемещены.  Ансамблевые музеи — музеи, деятельность которых базируется в первую   очередь   на   ансамблях   недвижимых   памятников   архитектуры, истории,   природы.   Внутри   группы   выделяются   виды   музеев:   музеи­ монастыри, музеи­храмы, музеи­дворцы, музеи­усадьбы, музеи­мастерсике, дома­музеи.   К   ансамблевым   музеям   можно   отнести   Литературно­ мемориальный музей Ф.М. Достоевского[14].  Средовые   музеи,   музейные   учреждения,   деятельность   которых базируется   в   первую   очередь   на   музеефицированных   фрагментах природной   и   историко­культурной   среды.   Основную   роль   играют сохраненные или восстановленные взаимосвязи между элементами среды и элементы   нематериального   наследия.   В   настоящее   время   в   сторону средового   музея   эволюционируют   многие   музеи­заповедники,   музеи­ усадьбы[15]. Еще   одним   критерием   для   систематизации   музеев   является определение собственника   музея.   Так   музеи   бывают   государственные, муниципальные, общественные, корпоративные, церковные, частные[16].  Также   выделяются   группы   музеев по   статусу.   Статус   музея определяется постановлением органов власти или вышестоящих организаций и определяет положение музея в иерархии музейной сети, круг его особых прав   и   обязанностей[15].   К   музеям   со   статусом   особо   ценных   объектов культуры, их всего 29, отнесена Третьяковская галерея и Эрмитаж.  Еще   одним   критерием   для   систематизации   музеев   является их административно­территориальная   принадлежность (центральные   музеи, национальные   музеи,   республиканские   музеи,   краевые   музеи,   областные музеи, районные музеи, городские музеи, сельские музеи)[17]. §3.   Музей   и   общественные   представления   о   зарубежном   искусстве, истории, реалиях современного мира.          Современная   жизнь   предъявляет   новые   требования   к   музеям. Повышается роль музея не только как хранителя наследия и традиций, музей становится   фактором   укрепления   стабильности   развития   региона   и национальной   самобытности.   Музей   посредством   экспозиций   и   музейно­ педагогической   деятельности   формирует   гражданственность   и   патриотизм населения,   воспитывает   социальную   ответственность,   служит   преодолению межэтнической разобщенности[19].        Современные   задачи   музеев   связаны   с   постановкой   актуальных проблем,   в   частности,   с   обучением   и   воспитанием   посетителей.   Такая установка на музейное дело сформировалась не сразу. Постепенно в связи со стремлением к открытому обществу, осмысление музея, как центра культуры, обладающего   образовательными   возможностями,   стало   преобладать   над другими. Музей   способствует   формированию   исторического   сознания, нравственной   памяти   и   духовности.   Сохраняя   традиции,   вносящие стабильность   в   общество,   современный   музей   претерпевает   значительные изменения, становясь все более открытым для общества. В настоящее время музеи способствуют передаче ценностей культуры в современном   мире,   участвуют   в   образовательном   процессе,   способствуют формированию   культурной   идентичности   личности, толерантность[20].   воспитывают  Современный музей участвует в формировании общественного мнения. Это особенно важно в условиях глобализации.[21] Международные выставки влияют   на   общественное   мнение   и   поэтому   являются   одним   из   факторов, определяющих климат международных отношений. К примеру, «Визиты» Моны Лизы — Джоконды в США в 1963 г., в СССР   и   Японию   в   1974   г.   стали   одним   из   символов   нового   периода международных отношений, последовавшего за годами холодной войны. Еще одним ярким примером служат две выставки 1978–1981 гг. «Париж —   Москва»   и   «Москва   —   Париж».   Они   проводились   соответственно   в парижском Музее Центра им. Ж. Помпиду и московском ГМИИ им. А. С. Пушкина.   Выставки   вызвали   феноменальный   общественный   резонанс благодаря   своеобразному   эффекту   «открытого   железного   занавеса».   Они демонстрировали все основные направления в искусстве, литературе 1900– 1930­х гг., в том числе и те, которые считались в нашей стране идеологически вредными. Были представлены произведения, авторы которых эмигрировали во Францию. Многие работы до этой выставки не демонстрировались в СССР или показывались только на зарубежных выставках.  Проект   «Москва   —   Париж»   подчеркивал   особый   характер двусторонних отношений СССР — Франция в общей системе международных отношений конца 1970­х — начала 1980­х гг.  Музейная выставка — наглядная демонстрация политических символов, знаков, в том числе и в международной сфере. Примером служит выставка «Москва — Берлин», проходившая в ГМИИ им. А. С. Пушкина в мае — июне .   Проект   демонстрировал   антигуманные   проявления 1996   года[22] тоталитаризма. Выставка заставляла сопоставить историю СССР и Германии 1930­х гг., задуматься над трагическими страницами прошлого двух народов.    В 2003 г. международную дискуссию вызвал проект Музея авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, в рамках которого должен   был   экспонироваться   самолет   В­29 «Энола   Гэй»,  с   которого   была сброшена атомная бомба на Хиросиму в августе 1945 г. [23] Художественный или исторический музей перестает ассоциироваться в общественном   сознании   с   элитарным   и   весьма   малочисленным   слоем общества. Но происходит это, как ни парадоксально, не за счет посещаемости музеев жителями страны.  Многие   люди   ни   разу   в   своей   жизни   не   переступали   порог   музея. Прежде   всего,   хочется   отметить,   что   традиционно   музей   –   пространство детства.   Дети   во   всем   мире   –   самая   заметная   аудитория   музея.   И сформированное в юности представление о нравственности, красоте, знаниях различных народов мира, мира без границ остается с человеком навсегда.  Научно обоснованный и гуманистически направленный рассказ об опыте цивилизаций,   о   своей   собственной   стране   –   вот   лучший   урок   подлинного патриотизма, «детская прививка» от ксенофобии и национализма.  Музеи традиционно считают молодежь своей аудиторией. Еще в 1926 г. выдающийся   ученый,   директор   Государственного   музея   изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Н.И.Романов призывал развивать в нашей стране занятия с детьми в музее, используя зарубежный опыт.[24] Современный опыт вовлечения молодежи «в сферу влияния» музеев очень многообразен.[25]  Социальную   значимость   музеев   в   наши   дни   изменяют   два   явления. Первый из них — массовый туризм, который знакомит миллионы людей с шедеврами мировых цивилизаций. Историки музейного дела показывают, что уже в XVIII­XIX веке туристические путеводители по Европе традиционно включали   описания   крупнейших   музеев.[26]   Сегодня   музей   – распространенный пункт, в плане иностранного гостя страны. Второй   фактор   связан   со   спецификой   современных   масс­медиа. Международная выставка — обязательный объект внимания телевизионных программ,   газет   и   журналов.   Причем   традиционно   музейный   вернисаж интерпретируется   в   СМИ   как   «хорошая   новость»,   столь   редкая   в   общем потоке сообщений об экономическом кризисе, терроризме, насилии. Так — и совершенно   оправданно   —   формируется   положительный   образ   музея   как феномена   современной   культуры.   Афиши,   сообщающие   о   международных выставках, заметны в исторических центрах городов всего мира, о выставках сообщают журналы и газеты.  Именно поэтому информационное воздействие музея   распространяется   на   очень   широкую   аудиторию,   и   не   только   его посетителей. Современный музей является важным институтом современного гражданского общества.   Следует   заметить,   что   во   всем   мире   для   туриста   или   зрителя телевизионной   программы   памятник   истории   и   культуры,   выставленный   в музее, приобретает значимость культурного символа и знака, а не объекта пристального изучения и осмысления. Английский исследователь Ф. Шутен отмечает,  что   посетитель   приходит  в  музей   не  для  получения   знаний,  а  с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов), использует музей как среду общения.[27]   Из  этого  не  следует, разумеется, что  функции  музеев становятся  в современный период примитивными, вульгаризируются. Напротив, благодаря развитию Интернета музеи способны донести знания о мировом искусстве до миллионов   людей   во   всем   мире.   Крупнейший   художественный   музей Метрополитен в Нью­Йорке предлагает посетителям своего сайта уникальный интернет­проект The Timeline of Art History, в котором представлена научно­ популярная информация об искусстве различных регионов мира. В качестве иллюстрации   предлагаются   репродукции   экспонатов   музея.   Интерактивная карта   мира   символизирует   общечеловеческую   ценность   искусства, исторического   опыта   различных   народов.   Сверхпопулярный   ресурс   Google размещает с 2009 года высококачественные электронные репродукции музея Прадо непосредственно на своих страницах. [28]Шедевры Дюрера, Веласкеса и   Рафаэля   доступны   всем   пользователям   Интернета,   среди   которых преобладает молодежь.  3. Музеи – пространство дипломатического взаимодействия.   Совершенно   самостоятельной   проблемой   является   взаимодействие дипломатии   и   музейной   культуры,   которое   имеет   давние   исторические традиции. Зачастую шедевры искусства, символы прошлого непосредственно вовлечены   в   дипломатические   отношения   и   становятся   музейными памятниками – памятниками истории внешней политики[29].  Строго   говоря,   история   искусства   –   а   значит   и   музейного   дела   – неразрывно связана с дипломатией, подобно тому, как она взаимосвязана с эволюцией социальной власти и государственности.  Драгоценная   «Сальера»   Бенвенуто   Челлини,   выполненная   для французского короля Франциска I в 1540­1543 гг., была подарена Карлом IX Валуа эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому. Сегодня это один из символов Венского Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum).  Коллекция западноевропейского серебра в Оружейной палате Кремля – одна   из   лучших   в   мире   –   сложилась   из   посольских   даров   московским государям XVI – XVII вв.  Скульптура   гигантского   орла,   созданная   японскими   мастерами   из полутора   тысяч   деталей,   вырезанных   из   слоновой   кости   –   дар   японского императора   Мэйдзи   Николаю   II   по   случаю   его   коронации   в   1896   г  [30]. Сегодня она украшает московский Государственный музей искусства народов Востока.  «Музейный   взгляд»   на   историю   дипломатических   отношений показывала   выставка   и   приуроченная   к   ее   открытию   фундаментальное научное   издание   «Россия   –   Британия:   к   450­летию   дипломатических отношений», вышедшее в Москве в 2003 году. Экспозиция и каталог подробно комментировали   судьбу   памятников   музея­заповедника   «Московский Кремль»,   прямо   связанных   с   контактами   наших   стран   –   от   переговоров монархов – до сделок купцов и переписки поэтов. История   музейного   дела   неразрывно   связана   с   историей   внешней политики. Например, передачу СССР  ГДР коллекции Дрезденской галереи (Пергамского   алтаря,   многих,   многих   других   произведений   искусства, вывезенных из послевоенной Германии) «в целях укрепления и дальнейшего развития   дружественных   отношений   между   советским   и   германским народом»[31].  Нельзя не заметить, что в некоторых случаях на музейных коллекциях непосредственно   отражались   внешнеполитические   инициативы,   амбиции лидеров[32].   Приобретение   в1779   правительством   Екатерины   II   коллекции сэра Pоберта Уолпола, 198 картин, включая шедевры Ван Дейка, Пуссена, Рубенса   и   Рембрандта,   содействовало   блеску   Эрмитажа.   Этот   и   многие подобные жесты (например, строительство копий лоджий Рафаэля) наглядно демонстрировал Европе политику просвещенной государыни[33]. Проведение   музейных   выставок   и   посещение   музеев   сопровождает государственные визиты глав государств, встреч на высшем уровне. В нашей стране эта традиция восходит к Великому посольству Петра I, который как показывает Т.Ю.Юренева, специально посещал европейские собрания[34]. Сегодня музей становится местом дипломатического взаимодействия. Например,   торжественное   открытие   музея   «Старый   Английский   двор» состоялось 19 октября 1994 г., в дни первого официального визита в нашу страну королевы Великобритании. Королева Елизавета II приняла участие в открытии экспозиции в памятнике архитектуры XV – XVII вв.   В   2001   г.   выставка   ювелирного   искусства   «Болин   в   России. Придворный ювелир конца XIX — начала XX веков» в Успенской звоннице Московского   Кремля   была   приурочена   к   официальному   визиту   короля Швеции   Карла   XVI   Густава   и   королевы   Сильвии   в   Россию.   Ряд художественных и историко­культурных вернисажей за рубежом прошел под патронатом Президента России. Так, в 2005–2006 гг. в США была проведена выставка шедевров XII – XX вв. «Россия!».  Идея фундаментальной выставки «Италия — Россия. Россия — Италия. От   Джотто   до   Малевича»   2004–2005   гг.   возникла   в   ходе   двусторонних дипломатических   переговоров   и   была   поддержана   Президентом   России   и премьер­министром Италии. Выставку посетили 204 000 человек. 200­летие установления   дипломатических   отношений   между   Россией   и   США   было отмечено выставкой «300 лет искусства США» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, на   которой   демонстрировалось   200  произведений   национального   искусства Северной Америки. Выставка 2007 г. прошла под патронатом Госсекретаря Соединенных Штатов и министра иностранных дел Российской Федерации. 50­летие   Европейского   союза   и   10­летие   Соглашения   о   партнерстве между Россией и ЕС в Москве было отмечено выставкой в Третьяковской галерее. На этой уникальной выставке были представлены по три работы от каждой   из   27   стран   Европейского   союза.   Во­первых,   важное   для национального   искусства   и   влиятельное   в   контексте   европейской   истории искусств   произведение   средневекового   или   классического   искусства   до середины XIX в. Второе произведение — второй половины XIX — первой половины   XX   в.,   —   несущее   в   себе   идею   культурной   или   политической модернизации и самоопределения в меняющемся мире. Третий экспонат — произведение искусства от 50­х гг. XX в. до наших дней, отражающее новую реальность и идею открытого общения[35]. Выставка была открыта в мае 2007 г.   Напомним,   что   18   мая   в   Самаре   состоялась   встреча   Россия   —   ЕС   на высшем уровне.  В   марте   2010   года   президенты   России   и   Франции   открыли   в   Лувре выставку «Святая Русь: искусство с древнейших времён до Петра I». Начало работы   уникальной   выставки   ознаменовало   официальное   открытие   Года России во Франции и Года Франции в России. Характерно, что Францию в Москве   представляла   ретроспектива   творчества   Пикассо,   испанца   по происхождению.  Ярким примером международного музейного проекта, направленного на повышение престижа страны, является выставка «Сокровища мира», которую Кувейтский национальный музей показывает в различных странах. Зачастую   музейная   экспозиция   служит   наглядной   иллюстрацией определенного   политического   принципа   внутренней   и   внешней   политики государства. Вот характерный проект, осуществленный в ФРГ. 2 июня 2006 г. канцлер   Германии   Ангела   Меркель   открыла   постоянную   экспозицию «История   Германии   в   образах   и   свидетельствах»,   посвященную   200­летию истории   Германии.   Исторический   музей   Германии   был   основан   актом политической воли, без здания и коллекции. [36] Еще   один   характерный   пример   взаимосвязи   «большой   политики»   и музейного дела. В начале января 2008 года в Великобритании вступил в силу закон   о   защите   от   возможных   исков   российских   культурных   памятников. Закон связан с проведением в Лондоне выставки «Из России: французские и русские   шедевры   из   Москвы   и   Санкт­   Петербурга,   1870–1925».   В   прессе высказывались   опасения,   что   экспонаты   могут   быть   арестованы   по требованию лиц, считающих, что Российская Федерация имеет неисполненные финансовые   обязательства   перед   ними,   или   изъяты   по   требованию наследников собственников шедевров, национализированных в нашей стране после 1917 г. Очевидно, что трагические события сегодняшних войн отражаются на жизни   музеев.   В   результате   военных   действий   в   Ираке   и   Афганистане расхищены музейные коллекции и архивы. Международные проблемы музейного сообщества «Большая» политика отражается и на профессиональных, специальных проблемах музейного дела. Забывать   о   них   нельзя,   как   и   нельзя   превратить   их   обсуждение   в политиканство,   тему   для   желтой   прессы.   Следует   назвать   авторитетные международные   институты,   призванные   содействовать   взвешенному   и всестороннему   обсуждению   значимых   вопросов,   затрагивающих   интересы различных государств и народов. Интернациональным   центром   разрешения   профессиональных   проблем современного музейного сообщества является Международный совет музеев (The   International   Council   of   Museums   —   ИКОМ).   Эта   организация   была создана в 1946 г. в условиях широкого международного движения за создание более гуманного мира.  Например, совершенно новой формой сотрудничества стало создание филиалов   музеев   одной   страны   на   территории   другого   государства. Например, Лувр представлен в Абу­Даби[37], Центр Помпиду — в Шанхае, а музей Родена — в Сан­Паулу[38].  Хранение   и   экспонирование   предметов   искусства   в   филиалах авторитетных западных музеев позволяет, в частности, решить две проблемы: учесть национальные интересы страны происхождения памятника истории и искусства,   а   с   другой   стороны,   обеспечить   сохранность   коллекций   при технической и научной помощи развитых стран.  «Музей   творит   действительность   из   ее   собственных   элементов»   — утверждают специалисты[39]. Сказанное относится не только к особой форме эмоционального познания, которую олицетворяет музей сегодняшнего дня. ЗАКЛЮЧЕНИЕ         Собирание   и   демонстрация   различных   диковин,   редкостей, предметов искусства с древности является частью человеческой культуры. Формирование и развитие музеев с XVIII­XIX веков привело к появлению современных   культурных   учреждений,   в   основе   которых   лежит   научно­   фондовая   и   экспозиционно­выставочная исследовательская   работа, деятельности. Систематизация   музеев   достаточнj  сложна   и   зависит   от   выбранных критериев. Наиболее распространено деление музеев по профилям.       Музеи   —   важные   институты   информационного   общества   —   Выставочная, полноценные   субъекты   международных   отношений. просветительская работа влияет на общественное мнение. Музеи участвуют в формировании   идейного   контекста   двусторонних   и   многосторонних отношений. Выставки и публикации о них в средствах массовой информации создает достойный образ страны за рубежом.  На   взаимопонимание   между   народами   влияют   интернациональные просветительские,   образовательные   и   научные   проекты.   Международная деятельность   музеев   —   одна   из   форм   профессионального,   научного   и художественного сотрудничества в сегодняшнем мире. Как любое профессиональное международное сообщество, работники музеев проводят работу, которая сама по себе позволяет установить прочные «мосты   взаимопонимания»   между   различными   странами.   Речь   идет   и   о   хранителей   коллекций, частных   инициативах   коллекционеров, исследователей.  Свою достойную роль играют музеи, расположенные на приграничных территориях,   сохраняющие   профессиональные   контакты   даже   в   условиях   Деловая   репутация   и охлаждения   двусторонних   отношений. профессиональная этика — надежные ориентиры международных отношений в сфере культуры.  Сотрудничество   музеев   различных   стран   мира   —   дорога   для взаимопонимания, для пропаганды культуры мира, дружбы между народами.  Выставки и другие международные проекты представляют собой акты гражданской народной дипломатии. Акции музеев зачастую непосредственно взаимосвязаны   с   межгосударственными   дипломатическими   контактами. Визиты   на   высшем   уровне   сопровождаются   масштабными   музейными проектами. Значимые двусторонние выставки символизируют дружественные отношения между странами.  Культурные   связи   —   один   из   самых   гуманистических   и   поэтому наиболее   эффективных   инструментов   в   механизме   внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям.  Ведь   искусство,   научное   знание,   культурные   традиции   —   достояние всего   человечества,   они   выше   границ   и   национальных   барьеров. Объединяющее начало подлинного искусства, образования и науки — мощная социальная   сила.   Современный   Музей   призван   служить   не   только сегодняшнему   дню,   но   и   будущему.   В   том   числе   —   и   развитию международных отношений, которые только благодаря совместным усилиям могут стать более гармоничными. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Обществознание. Боголюбов   Л.Н.   8   класс:   учеб.   для общеобразоват   .   учреждений   /Л.Н.   Боголюбов,   Н.И.   Городецкая   –   М.: Просвещение, 2012. – 223 с. 2. Варламова Т.Н. URL: http://www.studmed.ru/docs/document42342? view=1  (Дата обращения:01.02.2016) 3. защиты Варламова   Т.Н.   Культурное   наследие   как   объект   социальной   URL:http://www.studmed.ru/docs/document42342? view=1&page=3     (Дата обращения:01.02.2016) 4. Варламова   Т.Н.   Культурное   наследие   как   объект   социальной защиты   5. Группы   музеев   по   административно­территориальной принадлежностиURL:http://www.museum.ru/RME/sci_adm.asp   обращения:01.02.2016) (Дата 6. Группы   музеев   по   принадлежности (собственнику) URL:http://www.museum.ru/RME/sci_sob.asp     (Дата обращения:01.02.2016) 7. Группы   музеев статусу URL:http://www.museum.ru/RME/sci_stat.asp (Дата обращения:01.02.2016) 8. Группы   музеев   по   типу наследия URL:http://www.museum.ru/RME/sci_nasled.asp (Дата обращения:01.02.2016)     по хранимого 9. Кузнецкая   крепость   URL: http://kuzn­ krepost.ru/index.php/glavnaya.html (Дата обращения:01.02.2016) 10. Музеи URL:http://www.kultura­nk.ru/mesta/muzei.html   (Дата обращения:01.02.2016) 11. Музей   гимназии URL:http://gymnasia73.site50.net/index.php? option=com_content&view=section&id=20&Itemid=109 (Дата обращения:01.02.2016) 12. Муниципальное   учреждение культуры URL:http://www.nkmuseum.ru/     (Дата обращения:01.02.2016) музейной   13. Направления   деятельности  URL:http://www.museum.ru/RME/musbis.asp (Дата обращения:01.02.2016) 14. Ожегов   С.И.   Словарь URL:   http://tolkslovar.ru/m7965.html (Дата обращения 01.02.16) Группы 15.   музеев   по статусу URL:http://www.museum.ru/RME/sci_stat.asp  16. Группы   музеев   по   административно­территориальной принадлежности URL:http://www.museum.ru/RME/sci_adm.asp  17.  Варламова   Т.Н.   Культурное   наследие   как   объект   социальной защиты  URL:http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1&page=3  18. Варламова   Т.Н.   Культурное   наследие   как   объект   социальной защиты  URL:http://www.studmed.ru/docs/document42342?view=1&page=3 19.Хинц Х.­М. Музейное дело и новые национальные музеи истории и 4.   Новости   ИКОМ.   №   2006. //     культуры http://www.icom.org.ru 20.Например:   Всемирная   туристская   организация,   Международный   по   мест, совет Международная   конвенция   перевозчиков   предметов   изобразительного   и   исторических   памятников охране   искусства, Building, Architecture & Urbanism.   The International     Network   for   Traditional 21.О   проблеме   глобального   информационного   общества   См.: Современные   глобальные   проблемы   /   Отв.   ред.   В.Г.Барановский, А.Д.Богатуров. М., 2010. С. 254­255. 22.Москва­Берлин.   1900­1950.   Изобразительное   искусство.   Кино. Фотография. Грандиозный совместный русско­немецкий проект осуществлен Берлинской   Архитектура.   Литература.   Музыка.   Театр. галереей большого   и   ГМИИ     ряда   им. учреждений   А.С.Пушкина культуры       с   обеих участием стран.               http://www.rosbalt.ru/2003/08/21/114795.html           23.Цит.   по.:Информационное   агентство   Росбалт 24.Романов Н.И. Занятия с детьми в музее по американскому методу //   С.33­35.   Бюллетень   ГМИИ.   №   2.   1926. Жизнь   музея:         25. Музей и дети: Воспитание поколений. Опыт ГМИИ им. А.С.Пушкина   М., в     эстетическом   воспитании   детей   и   юношества. . 2010. 26. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 36­37. 2004.                    27.      Шутен Ф. Преодолевая  барьер  между профессионалами и С.     посетителями   //   Museum.   1999.   2.   С.   28­29.   См.   обзор   российской Указ.соч. практики: Чувилова И. В. 28. Проект называется «The Prado Museum's Masterpieces in ultra high resolution» и доступен на сайте http://earth.google.co.uk 29. 16 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 3. №     2002.                  30.  Сегодня  скульптурная группа «Орел  на сосне»  украшает зал Востока. Государственный искусства народов музей                  31. Замятина А.Н., Климов С.Б. Сокровища Дрезденской галереи. М., С.3. 1955.                   32.   Интересные   данные   о   внешнеполитических   акцентах   крупных   правителей   Рима   см.: художественных   коллекций   Птолемеев, Кнабе   Г.С.   Материалы   к   лекциям   по   общей   истории   теории   культуры   и   Юренева культуре   античного   Рима.   1993.   349;   М.,   С.   Музей С.30. Т.Ю.           33. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины»…: Вторая половина XVIII культуре. мировой в           века.   366.                 34.   Юренева   Т.Ю.   Музей   в   мировой   культуре.   С.176­177. 1992. СПб, С.                 http://www.tretyakovgallery.ru/russian/events/2007/0521/         35.Сайт   Государственной   Третьяковской   галереи           36.Хинц Х.­М. Музейное дело и новые национальные музеи истории и 4. культуры   Новости   ИКОМ.   №   2006. //     http://www.icom.org.ru 37. Любопытно, что открытие филиала Лувром в одной из богатейших   критике   со   стороны   большей стран   мира   «подверглась части   представителей   французского   творческого   и   культурного   а   директор истеблишмента   Британского   музея   Нейл   МакГрегор   заявил   в   интервью   парижской   газете за   ее   коммерческий   характер, во “Либерасьон“, французскую   традицию   культурной   дипломатии».   См.:   Музеи:   споры   о вписывается решение что это           всемирном   предназначении   //   Курьер   ЮНЕСКО. 3. 2007.                  38. Камминс А. Предисловие // Информационный бюллетень ИКОМ №     России. 2007. №3. 39.Тезис принадлежит  польскому музеологу В. Глюзинскому. Цит.по: Грицкевич   В.П. века. СПб., 2004. С.60.   История   музейного   дела   до   конца   XVIII

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве

Музеи в современном международном сотрудничестве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017