Музей образовательного учреждения.
Сарапулов Алексей Николаевич, старший преподаватель кафедры Древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, заместитель декана исторического факультета в своей статье «Школьный музей: общее и особенное» рассматривает прошлое и настоящее школьных музеев.
По мнению российских исследователей, «история отечественного образования изначально неотрывна от деятельности музеев. Уже 8 сентября 1802г. появился манифест об учреждении в России Министерства народного просвещения. В его седьмом параграфе говорилось, что в круг ведомства министерства входят помимо прочего «натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук быть могут». Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях XIX века. Однако вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной литературе. Неоценимое значение для идей школьного краеведения имеют труды К. Д. Ушинского, в которых он обосновывает абсолютную необходимость введения краеведческого элемента в обучение в русских школах и занятиях с учащимися по «истории своей ближайшей родины». К.Д. Ушинский считал, что дети должны изучать окрестности своего округа, свой город с его историческими памятниками и легендами. Эту работу необходимо отдавать в руки преподавателям истории, географии, родного языка («так как богатый материал оживится словом»). Идея о внесении элементов историко-краеведческих знаний в школьное обучение, органически связанная с методическим движением за введение в школах «родиноведения» и участием учителей в изучении своей страны, была поддержана прогрессивными педагогами. Большую методологическую ценность для разработки вопросов школьного исторического краеведения имели выступления и статьи видных советских педагогов А. П. Питкевича и Т.Х. Шацкого. С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годы и особенно в 70-е годы прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их-то признавали главнейшим резервом для
развития государственной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности, и как результат собственной поисково - собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. По данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ на 2003 г. в стране насчитывалось порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля - 2060, военно-исторических музеев - 1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. - 270.
Относительная условность термина "школьный музей" заставила Министерство образования России уточнить и дополнить старое название, и в разработанном "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". (Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16). Музей в образовательном учреждении создается "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся". Современные исследователи в целом трактуют понятие музея следующим образом: музей – это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния. Музей образовательного учреждения - это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов. Целью создания и деятельности школьного музея, согласно принятому положению, является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать непросто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей, как и любой другой осуществляет основные традиционные виды деятельности. Но, тем не менее, музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности.
Во - первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» и «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами - музеологами) для другой (аудитории).
Во - вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием.
К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он, главным образом, и осуществляет свою деятельность. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной исследовательской работы, когда накопленные материалы требуют размещения. На мой взгляд, важно отметить, что школьный музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы
музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив
учащихся, так называемый совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе собранных материалов.
5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства.
Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на
них посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают. Таким образом, феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Литература:
1.Журнал Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014 г. А.Н. Сарапулов. Образовательная деятельность школьных музеев. Школьный музей: общее и особенное.
2.КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-muzey-obschee-i-osobennoe
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.