Музейно-педагогическая деятельность в сельской школе
как фактор формирования гражданской идентичности.
Перегудова С.М,
учитель истории и обществознания
Школы х. Ямы
филиал МОУ СОШ х. Клетский
В условиях социокультурной модернизации России общество все более осознает необходимость духовно-нравственной консолидации, сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, государству, настоящему и будущему своей страны.
Цель современного образования определяется как «формирование духовно – нравственной личности» и проблема воспитания вновь выходит на передний план в системе российского образования.
Формирование гражданской идентичности учащихся является важной частью всего учебно – воспитательного процесса. Это особенно актуально в условиях когда, с одной стороны, кризис идентичности, порожденный переменами 1990 – х гг., привел к значительному отчуждению гражданина от государства и общества, к утрате чувства принадлежности к своему народу; с другой, возникает множество негативных форм поведения современной российской молодежи.
В этих условиях все гражданско – патриотическое воспитание должно быть направлено на приобщение школьника к «коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу».
В качестве отправной точки обратимся к формулировке стратегического ориентира воспитания Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Структуру гражданской идентичности, как и любого вида идентичности, характеризует две стороны. Первая сторона характеризует осознание принадлежности к тому или иному государству, которая имеет для определенного индивида значимый смысл. Вторая сторона характеризует феномен индивидуального сознания, признак качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта. Эти стороны не взаимоисключают друг друга, a подчеркивают внимание на различных аспектах гражданской идентичности co стороны индивида и со стороны общества».
К более важным факторам выработки коллективной субъективности гражданской общности относятся:
- общее историческое прошлое;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, который является средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), созданная на конкретном опыте совместной жизни, закрепляющая основные принципы взаимоотношений внутри совместной общности и ее институционального устройства:
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
К показателям сформированности гражданской идентичности у детей относятся такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление. Естественно, очень важно обеспечить формирование у детей образа России в целостности ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием формирования гражданственности и патриотизма личности.
Таким образом, сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру и вовлечение школьника в социально значимую музейно-педагогическую деятельность становится важнейшим фактором в формировании российской гражданской идентичности.
Однако здесь сталкиваются противоречия:
- между закрепленной на уровне ФГОС необходимостью формирования гражданской идентичности обучающихся как личностного результата образования и недостаточным использованием ресурсов сельской школы для достижения данного результата;
- между имеющимся значительным образовательным потенциалом музейно-педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности сельских школьников и не разработанностью педагогических механизмов его использования для обеспечения результативности обозначенного процесса с учетом специфики жизнедеятельности сельских школ.
Значимость использования различных форм подобной работы в учебно – воспитательном процессе школы была востребованной и актуальной всегда.
Отсюда цель музейно-педагогической деятельности: воспитание гражданина – патриота через уважение к прошлому и настоящему своей страны, малой Родины, к памяти предков и современников в рамках многоуровневой краеведческой деятельности.
Задачи:
• системно использовать различные формы музейно-педагогической деятельности, формирующие гражданскую идентичность и позитивную социализацию;
• приобщать к исследовательской и творческой деятельности патриотической направленности
• организовать формы внеурочной деятельности, направленные на развитие личности ребенка как гражданина своей страны;
• обеспечить условия для воспитания уважительного и бережного отношения к ценностям большой и малой родины.
Формирование российской гражданской идентичности многогранный и сложный процесс, охватывающий урочную и внеурочную систему исторического и обществоведческого образования. Элементы музейно-педагогической деятельности, включенные в такие предметы, как история, обществознание, литература, география, биология могут помочь в этом процессе. Одной из эффективных форм познавания родного края на любом уровне воспитывающих результатов (от приобретения знаний, опыта переживания до опыта социального действия) является интеграция краеведческой деятельности в рамках предметной недели.
В практике работы школы ежегодно проводятся открытые предметные декады с элементами краеведческого материала. Они состоят из комплекса мероприятий, сочетающих разнообразные и разноуровневые формы внеурочной работы на основе исторических источников школьного музея. Декады позволяют осуществить комплексный подход к изучению родного края. Активность учащихся в рамках декады расширяет и углубляет знания о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства и гражданской позиции. В декадах принимают участие все классы. Работа носит характер коллективно-творческого дела. План работы составляется на совместном заседании методического совета. Привлекаются и представители сельского Дома культуры, представителей ТОС.
В течение последних лет сложилась устойчивая система популярных и традиционных мероприятий декады:
1. Конкурсы рисунков и презентаций
2. Участие в районной краеведческой олимпиаде.
3. Час в музее.
4. Игра – путешествие по станциям/ квесты для учащихся среднего звена.
5. Трогательные экскурсии для начальных классов.
6. Уроки Мужества.
7. Защита исследовательских проектов.
В организации подготовки и проведения декад можно выделить несколько этапов:
I. Информационно – познавательный.
Подготовка информационного стенда по тематике декады с планом проводимых мероприятий. Проведение классных часов по различным темам в рамках тематики декады. Подготовка и проведение викторин «Знаешь ли ты?». На стендах отражаются цели и задачи декады, план мероприятий, названия и условия конкурсов, информация по подготовке к общешкольной игре – путешествию по станциям.
II. Творческо - конкурсный.
Проведение разнообразных конкурсов для учащихся всех звеньев школы: конкурсы рисунков для младших классов, плакатов, стихов, шаржей для среднего звена; презентаций, проектов для старшего звена.
III. Экскурсионный.
Организация экскурсий в зависимости от тематики декады.
IV. Организационный.
Подготовка к игровым общешкольным мероприятиям.
V. Творчески - игровой.
Участие всех классов в играх для учащихся младшего и среднего звена в течение первой недели, и проведение итогового отчетного мероприятия декады для учащихся старшего звена.
VI. Итоговый.
Награждение победителей конкурсов, активных участников на общешкольной линейке по итогам декады.
В тематике декад главное направление – события нашей малой Родины.
Например, с 2016 года стартовал пятилетний план краеведческих мероприятий, посвященных предстоящему 30– летнему (в 2021 году) юбилею Новоахтубинской школы (Школы х. Ямы). Для подготовки к данному событию идет активный сбор информации о школе, первых учителях и ее директорах, о судьбах учеников, обо всей нашей малой Родине – Клетском (ранее Новоахтубинском) сельском поселении.
Результатом поисковой работы стал комплекс исследовательских работ, которые будут объединены в рукописные книги по тематикам. Так, исследования о школе войдут в книгу «30 лет вместе», проекты об участниках, не вернувшихся с войны в книгу «Тысячи верст», работы о ветеранах, вернувшихся с войны и проживавших в мирное время в хуторе Ямы вошли в Книгу Судеб (создана и пополняется в настоящее время) и т.д..
Использование форм и средств музейно-педагогической деятельности – открывает огромные личностно – и практико-ориентированные возможности для формирования культуры гражданственности, организации личностного опыта учащихся на основе научных знаний.
При использовании материалов музея в педагогической деятельности у школьников будут развиты:
- чувство патриотизма и гордости за свою страну;
- положительное принятие своей этнической идентичности;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- позитивное восприятие мира, уважение семейных ценностей;
- моральная самооценка.
Если принимать во внимание деятельностный компонент, который определяет те условия, при которых формируются основы гражданской идентичности, то сюда можно отнести:
- участие в школьном самоуправлении с учетом возрастных категорий детей;
- выполнение норм и требований школьной жизни;
- умение разрешать конфликты, вести равноправный диалог;
- участие в общественной жизни школы».
Одной из важных составляющих гражданского воспитания подрастающего поколения является «организация и проведение разнообразных событий и праздников патриотической тематики. Таких как: День Победы, День защитников Отечества, юбилеи великих событий и замечательных людей, праздники различных родов войск и т.д. При этом проведение таких праздников осуществляется как особая социально–культурная деятельность».
Участие учеников в праздничных мероприятиях предоставляет возможность раскрыть свои способности, в том числе и учит общению.
Таким образом, достижение гражданской идентичности является важной задачей для развития личности. Формирование российской гражданской идентичности возможно осуществить только совокупностью усилий семьи, школы, общественных организаций, социума в целом, освоения правовой, политической, нравственной культуры через самообразование и самовоспитание. В основе гражданско – патриотического воспитания – совместная деятельность детей и взрослых. Задача учителя помочь ребятам понять свое место в этом мире и учиться работать над собой, чтобы стать настоящими гражданами своей страны: свободными, ответственными, толерантными, креативными и духовно-нравственными личностями. Включение в музейно-педагогическую деятельность учащихся несет в себе огромный образовательный и воспитательный потенциал, формирует активную гражданскую позицию, создает базу для понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ведет к осознанию необходимости открытости общества, незыблемой ценности свободы общения, мысли и убеждений. Краеведение не способно решить все проблемы школы и общества, но может внести ощутимый вклад в гражданско - патриотическое воспитание учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.