Музейный урок-поиск "Путешествие в город посуды"
Оценка 4.9

Музейный урок-поиск "Путешествие в город посуды"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
1 кл—6 кл
08.11.2021
Музейный урок-поиск "Путешествие в город посуды"
Данный урок -поиск дает развивать устойчивый и углубленный интерес к общению с музейными экспонатами, развивает чувства уважения к своей земле, её истории, традициям и обычаям.
Музейный урок-поиск.doc

Музейный урок-поиск

 «Путешествие в город посуды»

Для учащихся 3классов.

Цели и задачи:

Развивать устойчивый и углубленный интерес к общению с музейными экспонатами;

1.Вырабатывать умения определять культурно-исторический контекст возникновения и бытования;

2.Воспитывать зрительскую музейную культуру;

3.Развивать чувства уважения к своей земле, ее истории, традиции и обычаям;

4.Формировать историческое сознание и музейную культуру, исследовательские навыки.

Форма проведения занятия: интегрированный музейный урок-поиск.

 

Инструментарий: карточки с новыми терминами; экспозиция школьного музея; книги учета экспонатов в школьном музее, экспозиция школьного музея «Чувашская изба»

 

Методы и приемы: рассказ; показ; беседа; диалог; игра.

 

Материал: глиняные горшки, корчаги, миски, деревянные ложки.

 

Ход мероприятия:

I. Организационный этап.

Сегодня у нас необычный урок. Отправимся с вами в путешествие. При слове «путешествие» сразу вспоминаешь о далёких странах. Там можно встретить много необычного.

 - Но прежде чем начать путешествие, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

– Правильно, ковер-самолет, машина времени.

– Существует ли «машина времени» в действительности?

-  Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе.

 

1. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

1) Она похожа на дом, но дом необычный.

2)  В этой «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не

сбиться с пути.

3) Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения  искусства, уникальные создания природы.

– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей.)

 

- Человек всегда хочет увидеть, узнать о чём-то новом. Но не всегда за необычным надо ехать в далёкие страны. Много удивительного можно увидеть и в наших музеях.

 

2. Сценка «Идем в музей»

Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что

там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама: Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын: О чем?

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском

Сражении,  нельзя.

Мама: Побывать нельзя, но в музее «Бородинская панорама" можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын: Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он

работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности

человека, его характере, интересах.

Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно

свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

 

Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

 

 

II. Основная часть.

1. Работа в энциклопедическом словаре.

 

Педагог: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(Ответы детей)

- Каждый из вас когда-то посещал музей. Что такое музей?

Работа со словарём.

- Как называется наш музей? (Школьный краеведческий.)

 

2. Знакомство с историей некоторых экспонатов.

- В нашем музее более 250 экспонатов. Они хранят много тайн. А теперь познакомимся с историей  некоторых экспонатов.

Проходят все в глубь музея.

 

2. Загадки и отгадки с поиском экспонатов:

- Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Здесь все, как и сто лет назад.

- По моим загадкам найдите в уголке чувашской избы отгадки:

1) Наша толстая Федора

    Наедается не скоро,

   А зато, когда сыта,

   От Федоры – теплота   (печь)

 

- Главное в крестьянской избе - это печь.

- Как вы думаете, почему?

- Правильно, печь - это тепло, это место для приготовления пищи, место, где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари.

Рассказ учителя о традициях изготовления посуды.

2)  В земле я родился.

     В огне закалился.

    Немного жил,

Многих кормил.

Упал, пропал,

Костей не собрал   (глиняный горшок)

Оказывается, посуда может о многом рассказать,  и даже прослеживая изменение видов посуды, можно  узнать об истории  народа. Так в глубокой древности, когда  предки чувашей кочевали по необъятным просторам Центральной Азии, они почти всю посуду изготавливали из кожи – кожаные мешки. Такую посуду легко было сложить, а при необходимости  их заполняли жидкостью.

            Примерно 1500 лет назад предки чувашей переходят к осёдлости. Начинают заниматься земледелием. Меняется образ  жизни, меняется  и посуда. Начинается изготовление посуды из глины.

В горшках готовили практически все блюда. От глиняного горшка берут начало многие современные виды посуды: кастрюли, контейнеры, супницы, баночки.

 

3)  Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не купить уже на рынке

Нынче глиняную ….(кринку)

Крынка (кринка) – очень древний вид сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.

 

4) Она бывает глубока, она бывает мелка, однако это не река (тарелка или миска).

А вот здесь живут миски. Миска - очень удобный вид столовой посуды для супа, похлебки, каши. Миски выполняли роль тарелок. Кроме простых горшков и мисок в чувашской избе иногда не было никакой другой посуды. Часто миски были очень большие, из них ела вся семья.

 

  5)   Длиннохвостая лошадка

Принесла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай пошире рот   (ложка)

 

А сейчас послушайте историю ложки. История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов. До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью. С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Русский народ их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком. А чуваши ели из простых ложек.

6) Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен, коль сядет большая семья. (стол)

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки.

- Какие экспонаты из глины вы ещё можете назвать?

 

6) Но конечно самой распространённой посудой была деревянная.  Чуваши изготавливали посуды, в основном из липы. Её древесины мягкая, легка для обработки,  но достаточно плотная,  имеет красивый золотистый цвет. Наиболее распространённым способом изготовления посуды из древесины было долбление, когда внутренняя часть выдалбливалась или выжигалась раскалёнными углями, а затем вычищалась долотом или стамеской.

Слова «посуда» не было в Древней Руси. То, из чего можно есть, называли «судно», а то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Первый раз слово «Посуда» встречается в России в 17 веке.

 

III. Рефлексия. Сегодня вы побывали в нашем школьном музее

- Как называется наш музей?

- Что вы видели в музее? О чем вы узнали?

- Что больше понравилось и запомнилось?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания?

- Считаете ли вы, что каждый человек должен знать как можно больше об истории своей малой Родины?

Наша экскурсия подошла к концу.  В нашем музее ещё можно много интересного посмотреть и узнать. Мы пригласим вас еще на экскурсии и расскажем много интересного о других вещах, которые хранятся в музее.

Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, свой город, делайте его лучше, красивее.

 

IV. Д/з.

- Понравились вам истории про посуду? Нарисуйте дома, что вам больше запомнилось или напишите небольшой рассказ.

 

V. Вывод по уроку.

Учитель: - Спасибо за работу. В заключении хочу прочитать стихотворение.

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

 

Рассказ учителя об использовании череса.

- А как вы думаете, что это такое?  (Черес)    

-  На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.

  -  Посмотрите, что стоит на столе?

 Стоит толстячок,

подбоченивши бочок,

шипит, кипит,

всем чай пить велит.  (самовар)

- Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Музейный урок-поиск «Путешествие в город посуды»

Музейный урок-поиск «Путешествие в город посуды»

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну)

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну)

Главное в крестьянской избе - это печь

Главное в крестьянской избе - это печь

А сейчас послушайте историю ложки

А сейчас послушайте историю ложки

V . Вывод по уроку. Учитель: -

V . Вывод по уроку. Учитель: -

Рассказ учителя об использовании череса

Рассказ учителя об использовании череса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021