Музыка: Как мы понимаем современность
Оценка 4.8

Музыка: Как мы понимаем современность

Оценка 4.8
docx
24.04.2020
Музыка: Как мы понимаем современность
1.docx

Как мы понимаем современность

Содержание:

1.    Трактовка понятия в музыке.

2.    Новые темы в искусстве начала XX века.

3.    Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231».

4.    Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).

Художественный материал:

Поэзия:

1.    М. Герасимов. «Песнь о железе». Фрагменты.

Музыка:

1.    А. Онеггер. «Пасифик 231». Фрагмент (слушание);

2.    М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня» (пение).

Живопись:

1.    П. Боннар. «Пейзаж с поездом».

2.    К. Юон. «Утро индустриальной Москвы».

3.    Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию».

Характеристика видов деятельности:

1.    Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2.    Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3.    Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учётом критериев, представленных в учебнике).

4.    Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5.    Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

Что же такое «современность» в музыке?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.

Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.

Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.

Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?

Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.

Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».

Артур Онеггер - выдающийся прогрессивный французский композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции современного искусства. Убеждённый антифашист, он был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления. Онеггер - художник-мыслитель, которого· волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый, он запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями ХХ века в области средств выразительности и в то же время доступный массовой аудитории.

«Пасифик 231» - марка паровозов, которые с огромной скоростью возили за собой тяжеловесные составы. Именно шум паровоза и воссоздаётся в этой музыке, в которой можно уловить и скрежет деталей, и лязг тормозов, и ускоряющееся движение.

«Я не стремился подражать шумам локомотива, - говорил Онеггер, - но хотел передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением в чисто музыкальном построении... Оно исходит из объективного восприятия: неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и прогрессивное его ускорение». Композитор писал также: «...я преследовал в «Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных контрапунктами в духе И. С. Баха».

Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.

Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов...

Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».

Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме (даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931 году).

Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.

Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько фрагментов из этого стихотворения:

В железе есть нежность,
Игривая снежность,
В шлифованном - светит любовь;
Закатная алость,
Порыв и усталость,
В изломе, заржавленном - кровь.

В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.

Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него высшим аргументом в пользу высокой красоты железа?..

Вопросы и задания:

1.    Как вы сами считаете, чем отличается наша современность от предшествующих времён? В чём её объективные преимущества и недостатки? (При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства).

2.    Что по-вашему, в большей степени определяет характер пьесы А. Онеггера «Пасифик 231» - индустриальная идея или идея художественная? Аргументируйте свой ответ.

3.    Рассмотрите нотный пример 27 на стр. 121. Подумайте, какой момент движения поезда в нём отражён – начало, полный ход, окончание? Аргументируйте свой ответ.

4.    Как вы воспринимаете метафоры и сравнения, представленные в стихотворении М. Герасимова «Песнь о железе», - органично и естественно; как дань времени; как надуманное преувеличение? Почему?

5.    Какие ещё произведения литературы и искусства могли бы дополнить содержание данного параграфа? (При подготовке ответа на вопрос используйте возможности сети Интернет).


 

Как мы понимаем современность

Как мы понимаем современность

Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме

Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме

Так, французский композитор А.

Так, французский композитор А.

Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется

Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется

Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты…

Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты…

При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства)

При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020