Как мы понимаем современность
Содержание:
1. Трактовка понятия в музыке.
2. Новые темы в искусстве начала XX века.
3. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231».
4. Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).
Художественный материал:
Поэзия:
1. М. Герасимов. «Песнь о железе». Фрагменты.
Музыка:
1. А. Онеггер. «Пасифик 231». Фрагмент (слушание);
2. М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня» (пение).
Живопись:
1. П. Боннар. «Пейзаж с поездом».
2. К. Юон. «Утро индустриальной Москвы».
3. Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию».
Характеристика видов деятельности:
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учётом критериев, представленных в учебнике).
4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.
5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.
Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.
Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Артур Онеггер - выдающийся прогрессивный французский
композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный
общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший передовые
тенденции современного искусства. Убеждённый антифашист, он был одним из
руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в
деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления. Онеггер -
художник-мыслитель, которого· волновали проблемы войны и мира, будущее
цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение
музыканта в капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому
мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый, он
запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и проблемами, создал
свой неповторимо оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями ХХ века
в области средств выразительности и в то же время доступный массовой аудитории.
«Пасифик 231» - марка паровозов, которые с огромной скоростью возили за собой тяжеловесные составы. Именно шум паровоза и воссоздаётся в этой музыке, в которой можно уловить и скрежет деталей, и лязг тормозов, и ускоряющееся движение.
«Я не стремился подражать шумам локомотива, - говорил Онеггер, - но хотел передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением в чисто музыкальном построении... Оно исходит из объективного восприятия: неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и прогрессивное его ускорение». Композитор писал также: «...я преследовал в «Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных контрапунктами в духе И. С. Баха».
Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов...
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме (даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931 году).
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.
Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько фрагментов из этого стихотворения:
В железе есть нежность,
Игривая снежность,
В шлифованном - светит любовь;
Закатная алость,
Порыв и усталость,
В изломе, заржавленном - кровь.
В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.
Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него высшим аргументом в пользу высокой красоты железа?..
Вопросы и задания:
1. Как вы сами считаете, чем отличается наша современность от предшествующих времён? В чём её объективные преимущества и недостатки? (При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства).
2. Что по-вашему, в большей степени определяет характер пьесы А. Онеггера «Пасифик 231» - индустриальная идея или идея художественная? Аргументируйте свой ответ.
3. Рассмотрите нотный пример 27 на стр. 121. Подумайте, какой момент движения поезда в нём отражён – начало, полный ход, окончание? Аргументируйте свой ответ.
4. Как вы воспринимаете метафоры и сравнения, представленные в стихотворении М. Герасимова «Песнь о железе», - органично и естественно; как дань времени; как надуманное преувеличение? Почему?
5. Какие ещё произведения литературы и искусства могли бы дополнить содержание данного параграфа? (При подготовке ответа на вопрос используйте возможности сети Интернет).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.