Музыка-как средство патриотического воспитания дошкольников.
Оценка 4.6

Музыка-как средство патриотического воспитания дошкольников.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
музыка
Детсад—7 кл
17.11.2021
Музыка-как средство патриотического воспитания дошкольников.
Консультация для педагогов "Музыка -как средство патриотического воспитания дошкольников"
НОВОЕ Музыка- как средство патриотического воспитания дошкольников.docx

«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

 

 

 Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Как  часто  звучат  слова: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма  являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

    Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан и патриотов своего Отечества.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

Задачи:

- ярко выплеснуть свои эмоции;

- выразить свое любовное отношение к родному краю, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений;

-  формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому;

 

                                                           - 2 -

- бережное отношение к природе (постоянно осуществляется как на образовательной деятельности, так и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

       В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.

 Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, стараюсь работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.

Мы вместе с воспитателем решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

 

                                                        - 3 -

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом  народа, с образцами  народного  музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов»,

 «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки  люди  начали  сочинять  очень  давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Называю дошкольникам имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, рассказываю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения  музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

- развитию первоначальных певческих навыков у детей;

- очень эффективны в качестве распевания.

Все песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко  использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

        В  работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в образовательные ситуации по изобразительной  деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто использую и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и  образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Использую  музыку  при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника  наша Республика – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

                                                      - 4 -

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Я, совместно с воспитателями, использую их в разных ситуациях: на занятиях – после чтения стихотворений  о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и на  утреннике, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре.

Рассказала детям о нашей родном  крае, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме.

В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «День рожденья д/с», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», « 9 Мая», «8 Марта», «День смеха», народные праздники:  «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу  принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами  народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к истории родного края.  

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Ежегодно в любую погоду мы совершаем  прогулки, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой.

 

                                                          - 5 -

 Я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День освобождения г. Макеевки от фашистских захватчиков», «День Защитников Отечества». Эти темы очень любимы детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!».  Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Республики, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. С тематическим концертом, посвященным «Дню Победы», наши воспитанники .

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания как педагогами, так и музыкальным руководителем нашего детского сада, дает ощутимые результаты:

- музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

- у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

- родители и дети стали активными участниками праздников;

- выступаем с концертными программами во  дворце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери

Я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать…

Я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать…

Музыка-как средство патриотического воспитания дошкольников.

Музыка-как средство патриотического воспитания дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021