Уроки музыки
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ
Самуил Майкапар. Мотылёк
Самуил Майкапар. Росинки
Антон Аренский. Расскажи, мотылёк
Эдвард Григ. Бабочка
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о композиторе С. Майкапаре. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера - весёлую, беззаботную, игривую.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вспомните замечательную пьесу Самуила Моисеевича Майкапара «Росинки» (исполняет ее). Как поэтично композитор изображает волшебную, чудесную картину природы - сверкающие росинки. С. Майкапар умел очень тонко передать в музыке настроение человека, какое-либо явление природы. С. Майкапар был одним из первых композиторов, кто посвятил почти все своё творчество детям. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы.
Они очень увлекательны, выразительны, красивы. Композитор удивительно похоже передаёт в музыке различные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения. Послушайте ещё одну пьесу С. Майкапара «Мотылёк».
Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Послушайте, как музыка расскажет вам о мотыльке, какой он (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлый, нежный, лёгкий, маленький.
П е д а г о г. Правильно, музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно. А почему пьеса называется «Мотылёк», а не «Бабочка»?
Д е т и. Бабочка летает более плавно, а мотылёк - быстро. Он маленький, подвижный, юркий.
П е д а г о г. Правильно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка рассказывает нам об этом (исполняет фрагмент).
Она звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер (исполняет первую часть пьесы).
Мотылёк беззащитен, всего боится. Он может спрятаться, стать незаметным, притаившись на цветке или травинке, сложив или расправив свои нежные прозрачные крылышки, похожие на цветок (исполняет окончание средней части), или, быстро вспорхнув, улететь (исполняет конец пьесы). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее целиком).
2-е занятие
Программное содержание. Различать смену характера средней части. Определять выразительное значение смены темпа, динамики, регистра. Передавать музыкальный образ в рисунке.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Прислушайтесь: меняется ли на протяжении пьесы характер музыки, как она звучит в начале, в середине, в конце? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В начале и в конце музыка повторяется. Она тихая, весёлая, игривая, лёгкая, а в середине музыка звучит немножко по-другому - громче, пугливее, беспокойнее.
П е д а г о г. Правильно, в начале музыка беззаботная, радостная, мотылёк легко, высоко кружится над лугом (исполняет первую часть). Но вот он начал снижаться. Музыка усиливается, звучит все ниже (исполняет фрагмент средней части). Наверное, мотылёк присмотрел самый красивый цветок и спускается, чтобы посидеть на нем. Но делает это робко, неуверенно, его прозрачные крылышки трепещут, дрожат (исполняет фрагмент повторно). Музыка взволнованная, трепетная, испуганная, беспокойная, суетливая, робкая. Вот он присел и замер (исполняет конец средней части), потом беспечно, игриво полетел, но вдруг чего-то испугался - музыка замедляется, звучит растерянно (исполняет начало третьей части), встрепенулся, вспорхнул и стремительно улетел (исполняет окончание пьесы). Какой инструмент можно использовать вместе с фортепиано, чтобы подчеркнуть весёлый, беззаботный, но в то же время робкий, испуганный характер музыки?
Д е т и. Колокольчик.
П е д а г о г. Мы возьмём только один колокольчик, чтобы он звенел очень тихо, нежно (даёт колокольчик ребёнку, исполняет вместе с ним пьесу). Попробуйте дома нарисовать мотылька таким, как о нем рассказала музыка.
3-е занятие
Программное содержание. Воспитывать любовь к родной природе. Сравнивать пьесы, близкие по характеру, опираясь на различение средств музыкальной выразительности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, какие замечательные рисунки вы нарисовали: красочные поляны, пестрящие разноцветными цветами, луга, а над ними кружатся или сидят на цветах и травинках мотыльки - маленькие, светлые, нежные, как музыка, которую вы слушали (исполняет пьесу). Давайте сравним две пьесы композитора С. Майкапара «Мотылёк» и «Росинки». Что в них общего? (Исполняет их.)
Д е т и. Обе звучат высоко, тихо.
П е д а г о г. Обе пьесы о природе, о ее красоте. Обе звучат нежно, светло, прозрачно. А чем они отличаются? (Исполняет пьесы повторно.)
Д е т и. В «Росинках» музыка отрывистая, звонкая, звучит без остановок, все время одинаково - росинки переливаются, сверкают, как бы звенят. А в «Мотыльке» музыка звучит то отрывисто, то плавно, то замирает совсем. Мотылёк то покружится, то остановится, то присядет на цветок, а потом испугался, вспорхнул и улетел. В середине пьесы мотылёк как бы приближается, опускается на цветок. Музыка звучит все ниже. Он боится, его крылышки дрожат, музыка пугливая, робкая.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе «Мотылёк» меняется темп. Есть замедления, остановки (исполняет фрагмент), звуки и отрывистые,- робкие, и плавные, скользящие, передающие мелкие движения крылышек мотылька, а в «Росинках» музыка звучит все время волшебно, нежно (исполняет фрагмент).
Обе пьесы очень ярко изображают то, о чем в них рассказывается. Мы как будто видим и сверкающие, чудесные росинки, и весёлого, но пугливого мотылька. В обеих пьесах замечательно передаётся настроение: в одной - восторженное, в другой - игривое, робкое. В музыке нет слов, но она звучит так выразительно и ярко, что они и не нужны. Следует только прислушаться к звукам и почувствовать, как прекрасна музыка, как выразительно рассказывает она о красоте природы, о слабом, беззащитном, нежном мотыльке или о сверкающих росинках (исполняет обе пьесы).
4-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мотылёк». Какая она по характеру? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Лёгкая, порхающая, игривая.
П е д а г о г. Да, а сейчас я спою вам песню о мотыльке, которую сочинил русский композитор Антон Степанович Аренский. Она называется «Расскажи, мотылёк». Как музыка рассказывает о мотыльке? (Исполняет песню.)
Д е т и. Музыка ласковая.
П е д а г о г. Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Поёт начало песни.)
Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (исполняет фрагмент).
В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист.)
А сейчас послушайте пьесу композитора Э. Грига «Бабочка». Музыка изображает полет очень красивой бабочки. Она то сложит, то развернёт свои чудесные крылышки. Летает она быстро, изящно порхая и кружась. Музыка полётная, капризная, неуловимая, очень красивая! (Звучит запись.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.