Уроки музыки
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ
Птицы
Поёт-поёт соловушка. Русская народная
песня (обработка Г. Лобачёва),
Синичка (сл. М. Клоковой, муз. М. Красева),
Роберт Шуман. Совёнок(стихи из сб. «Волшебный рог мальчика», русский
текст Я. Родионова),
Александр Аренский. Птичка летает (стихи В. Жуковского),
Эдвард Григ. Птичка.
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать характер песен, близких по названиям.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали несколько песен, в которых рассказывается о птицах: «Сорока», «Петушок» А. Лядова, «Курочка-рябушечка» Г. Лобачёва. Они различны по характеру, настроениям. (Исполняет фрагменты, дети определяют характер музыки.) Послушайте ещё две песни, в которых музыка изображает птиц - пение соловушки («Поёт-поёт соловушка») и щебет синички («Синичка»). Как поёт соловушка? (Исполняет песню.)
Д е т и. Нежно, немного грустно, красиво.
П е д а г о г. Да, музыка то спокойная, то немного грустная. В ней слышны трели и переливы соловьиного пения. Это русская народная песня, даже скорее попевка. Она состоит из трёх нот, трёх звуков, которые всё время повторяются (исполняет отдельно мелодию).
Композитор Г. Лобачёв сочинил к этой мелодии аккомпанемент (то есть сделал обработку народной мелодии). Именно аккомпанемент помогает изобразить в музыке пение соловья. Мелодия разукрашивается звучанием аккордов и мелкими звуками (украшениями), похожими на соловьиные трели. (Исполняет фрагмент аккомпанемента.) В самом конце песни слышно, как соловей выходил свои трели и вдруг вспорхнул. (Исполняет фрагмент.)
Послушайте, какие замечательные стихи о соловье написал русский поэт Г. Державин, как они созвучны музыке!
Соловей
На холме, сквозь зелёной рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья.
По ветрам лёгким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.
Песню «Синичка» сочинил детский композитор М. Красев. Какая музыка по настроению? (Исполняет песню.)
Д е т и. Нежная, немного грустная.
П е д а г о г. Да, эта музыка тоже немного грустная, но в отличие от песни «Поёт-поёт соловушка», она более игривая, приветливая, танцевальная. В аккомпанементе, в верхнем регистре, звучат лёгкие аккорды, которые похожи на пение синички, её бойкий щебет. (Исполняет фрагмент.)
Агния Барта - известная детская писательница, написала стихотворение «Синица». Послушайте его и скажите, похоже ли оно по настроению на нашу песню.
Скачет шустрая синица, - Вот присела на
минутку,
Ей на месте не сидится: Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок, И с дорожки - на плетень,
Завертелась, как волчок. Тири-тири, тень-тень-тень.
Д е т и. Похоже.
П е д а г о г. Да нет, не очень похоже. В стихотворении синица быстрая, проворная, шустрая, весёленькая, а песня М. Красева нежная, ласковая, немного грустная (исполняет фрагмент).
Похлопайте тихонько, нежно в такт музыке, когда услышите пение синички (исполняет песню).
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения, близкие по настроению, различать оттенки настроений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте песню композитора Р. Шумана «Совёнок». Какой характер музыки? (Исполняет песню.)
Д е т и. Грустный, печальный, жалобный.
П е д а г о г. Да, с совёнком никто не хочет играть, и он поёт свою песню тоскливо, жалобно, обиженно. (Песня звучит повторно.) А как звучит песня «Поёт-поёт соловушка»? (Исполняет её.)
Д е т и. Музыка спокойная, нежная, немного грустная.
П е д а г о г. На какой танец похожа эта песня? (Играет фрагмент.)
Д е т и. На вальс.
П е д а г о г. Правильно. Вы слушали ещё одну песню, близкую по настроению, тоже нежную и немного грустную - «Синичка». Она тоже отличается танцевальностью, но более игривая (исполняет песню). Кто хочет потанцевать под музыку, передать плавный, нежный характер вальса в песне «Поёт-поёт соловушка» и более игривый, но тоже нежный характер песни «Синичка»? (Дети выполняют задание.)
А какие инструменты помогут передать щебетание синички и трели соловья? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Колокольчики, треугольник, бубен. (Дети оркеструют песни.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки грустного настроения в произведениях с похожими названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сейчас вы услышите песню русского композитора А. Аренского «Птичка летает». Какой характер музыки? (Исполняет песню.)
Д е т и. Музыка спокойная, лёгкая, порхающая.
П е д а г о г. Да, музыка светлая, ласковая (исполняет фрагмент), потом она становится немного грустной, печальной (звучит средняя часть песни). Но вот опять музыка светлеет и успокаивается (звучит третья часть песни). В музыке слышно лёгкое, нежное щебетание порхающей птички.
У русского поэта Якова Петровича Полонского в его стихотворении «Птичка» есть такие строки:
Пахнет полем воздух чистый ...
В безмятежной тишине
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине.
Эти строки так созвучны музыке А. Аренского!
Норвежский композитор Э. Григ написал пьесу для фортепиано, которую назвал «Птичка». Как музыка без слов рассказывает нам о ней? (Играет пьесу.)
Д е т и. Музыка лёгкая, нежная, то чуть-чуть грустная, то тёмная, хмурая.
П е д а г о г. Молодцы. Вы услышали, как меняется характер музыки. В первой части пьесы музыка изображает робкую, маленькую птичку с трепещущими крылышками. Звучит то беспокойство (играет первую интонацию, затакт и начало 1-ro такта), то просветление (играет вторую интонацию, затакт ко 2-му такту и начало 2-ro такта).
Может быть, птичка ещё мёрзнет ранней весной от дуновения холодного ветерка, и её щебет звучит жалобно и беспокойно (повторяет первую интонацию), но она уже радуется наступившей весне и приветливо щебечет? (Играет вторую интонацию.) В музыке всё время слышится смена настроений: радостного и трепетно-жалобного. (Исполняет первую часть пьесы.) А как звучит средняя часть? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Тревожно, таинственно, темно.
П е д а г о г. Да, средняя часть звучит в низком регистре, хмуро, сурово, мрачно. Зима не хочет уступать место весне и нагоняет холодные ветры и стужу (играет начало средней части повторно). Дальше музыка изображает мечущуюся на ветру птичку. Её как бы сносит ветром, и крылышки её трепещут и дрожат (исполняет 5-12-й такты средней части). Но весна всё-таки побеждает суровую зиму. В третьей части пьесы даже слышно журчание сверкающих на солнце маленьких ручейков! (Исполняет фрагмент третьей части.)
В самом конце пьесы зима снова ненадолго напоминает о себе - появляется суровое, таинственное звучание (играет фрагмент коды). Но весна уже не отступит! Музыка светлеет, слышится весенняя капель (исполняет последние четыре такта пьесы, затем всю пьесу целиком).
Вы слушали несколько песен, в которых передавались разные оттенки грустного настроения: светлая грусть («Поёт-поёт соловушка», «Синичка») и грусть-жалоба («Совёнок). В пьесе «Птичка» Э. Грига слышатся разные оттенки грусти.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.