Музыка детям. Великие композиторы.

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все великие композиторы. Очень краткая биография для использования на уроках при рассказе детям. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Его первым учителем был отец - композитор и скрипач. Уже в трехлетнем возрасте проявилась гениальная одаренность ребенка. В возрасте пяти лет он начал сочинять небольшие произведения. Таким же одаренным ребенком, прекрасной клавиристкой, была и его старшая сестра - Мария Анна Моцарт. В январе 1762 года отец повез своих чудо-детей в гастрольную поездку по Европе, которая в общей сложности продлилась десять лет. Везде, где они выступали: Мюнхене, Линце, Пассау, Вене, Людвигсбурге, Аугсбурге, Шветцингене, Франкфурте, Брюсселе, Париже их принимали очень тепло. В 14 лет Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры", избран членом Филармонической академии в Болонье. В поездках Вольфганг знакомится с музыкой разных стран. Знаковой для него стала встреча с И. К. Бахом, сыном известного композитора, который жил в Лондоне. После этого знакомства рождаются первые симфонии, он получает заказы на оперы. Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в полифонии у Дж. Б. Мартини, ставит в Милане оперу-seria "Митридат, царь Понтийский", а в 1771 г. - оперу "Луций Сулла». В 1773 году композитор возвращается обратно в Зальцбург и приступает к работе придворного концертмейстера. В этот период времени он сочиняет духовную музыку, дивертисменты, кассации, серенады - сюиты с танцевальными частями для разных инструментальных составов, которые исполнялись на придворных вечерах, на улицах, в домах австрийских горожан. Самое известное произведение подобного рода - "Маленькая ночная серенада", написанная в 1787г. в Вене. Это миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Моцарт пишет концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты, симфонию соль минор № 25, ставшую вершиной музыки этого периода и мн.др. Композитору хочется вырваться из провинциального Зальцбурга, где его удерживали деспотические притязания архиепископа. В 1777-1779г.г. Моцарт пытается устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Это время связано и с большими эмоциональными и художественными переживаниями - смерть матери, неудачная первая любовь к певице Алоизии Вебер – все это отразилось в клавирных сонатах, симфониях, концертах, большой симфонии № 31 D-dur, оперных постановках этого периода. Опера-seria "Идоменей, царь критский", поставленная в 1781г., выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Он рвет все отношения с архиепископом и отказывается вернуться в Зальцбург. В 1872 году композитор женится на Констанции Вебер (сестре Алоизии Вебер). Этот период отмечен прекрасным венским дебютом Моцарта, которым стала опера "Похищение из Сераля". В Германии её стали считать первой национальной немецкой оперой. Но, несмотря на успех композитора, его материальное положение было не блестящим. Чтобы обеспечить семью он вынужден давать уроки, сочинять вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии. С 1786 года начинается очень активная деятельность Моцарта, что пошатнуло его здоровье. В этом же году, за 6 месяцев, была написана одна из главных опер композитора - «Женитьба Фигаро», которая поразила совершенством музыки, неиссякаемым вдохновением. Огромный успех она имела в Праге, а в Вене прошла почти незамеченной. Ещё больший успех выпал на долю оперы «Дон-Жуан», написанную в 1987 году для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве. Либретто к этим произведениям написал Лоренцо да Понте. В 1789 году, после выдающейся оперы, в течение полутора месяцев, Моцарт пишет 3 наиболее известные симфонии: № 39, № 40, и № 41. Последним оперным творением композитора стала «Волшебная флейта», написанная в 1791 году, имевшая колоссальный успех. Великий композитор много работал для церкви. В последние дни жизни, с особой любовью, он трудился над «Реквиемом». История его написания загадочна. Незадолго до смерти Моцарта посетил таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему «Реквием» - траурную заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но его все время преследовали недобрые предчувствия. Таинственный незнакомец в чёрной маске, все время стоял перед его глазами. Композитору казалось, что эту заупокойную мессу он пишет для себя. Закончил произведение его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни. Причины его смерти до сих пор вызывают споры, Версия об отравлении австрийским композитором Антонио Сальери - не получила никаких подтверждений. Похоронен композитор в Вене на кладбище Святого Марка в общей могиле. Место его захоронения неизвестно. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге, при огромном скоплении народа, 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти. Основные оперы: Митридат, царь понтийский (1770), Идоменей, царь критский (1781), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786), Дон-Жуан (1787), Так поступают все женщины (1790), Милосердие Тита (1791), Волшебная флейта (1791). ...............................................
Иконка файла материала 9.docx
Вольфганг Амадей Моцарт  Вольфганг Амадей  Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге  (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Его первым учителем был отец ­ композитор и скрипач. Уже в трехлетнем возрасте  проявилась гениальная одаренность ребенка. В возрасте пяти лет он начал сочинять  небольшие произведения. Таким же одаренным ребенком, прекрасной клавиристкой, была  и его старшая сестра ­ Мария Анна Моцарт. В январе 1762 года отец повез своих чудо­ детей в гастрольную поездку по Европе, которая в общей сложности продлилась десять  лет. Везде, где они выступали: Мюнхене, Линце, Пассау, Вене, Людвигсбурге, Аугсбурге,  Шветцингене, Франкфурте, Брюсселе, Париже их принимали очень тепло. В 14 лет Моцарт  был награжден папским орденом "Золотой шпоры", избран членом Филармонической  академии в Болонье.  В поездках Вольфганг знакомится с музыкой разных стран. Знаковой для него стала  встреча с И. К. Бахом, сыном известного композитора, который жил в Лондоне. После  этого знакомства рождаются первые симфонии, он получает заказы на оперы. Особенно  плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в полифонии у  Дж. Б. Мартини, ставит в Милане оперу­seria "Митридат, царь Понтийский", а в 1771 г. ­  оперу "Луций Сулла». В 1773 году композитор возвращается обратно в Зальцбург и  приступает к работе придворного концертмейстера. В этот период времени он сочиняет  духовную музыку, дивертисменты, кассации, серенады ­ сюиты с танцевальными частями  для разных инструментальных составов, которые исполнялись на придворных вечерах, на  улицах, в домах австрийских горожан. Самое известное произведение подобного рода ­  "Маленькая ночная серенада", написанная в 1787г. в Вене. Это миниатюрная симфония,  полная юмора и изящества.  Моцарт пишет концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты,  симфонию соль минор № 25, ставшую вершиной музыки этого периода и мн.др.  Композитору хочется вырваться из провинциального Зальцбурга, где его удерживали  деспотические притязания архиепископа. В 1777­1779г.г. Моцарт пытается устроиться в  Мюнхене, Мангейме, Париже. Это время связано и с большими эмоциональными и  художественными переживаниями ­ смерть матери, неудачная первая любовь к певице  Алоизии Вебер – все это отразилось в клавирных сонатах, симфониях, концертах, большой  симфонии № 31 D­dur, оперных постановках этого периода.  Опера­seria "Идоменей, царь критский", поставленная в 1781г.,  выявила полную зрелость  Моцарта­художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и  творчества. Он рвет все отношения с архиепископом и отказывается вернуться в  Зальцбург.  В 1872 году композитор женится на Констанции Вебер (сестре Алоизии Вебер). Этот  период отмечен прекрасным венским дебютом Моцарта, которым  стала опера "Похищение из Сераля". В  Германии её стали считать первой национальной немецкой оперой. Но, несмотря на успех композитора, его материальное положение было не блестящим.  Чтобы обеспечить семью он вынужден давать уроки, сочинять вальсы и даже пьесы для  стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии.С 1786 года начинается  очень активная деятельность Моцарта, что пошатнуло его  здоровье. В этом же году, за 6 месяцев, была написана одна из главных опер композитора ­  «Женитьба Фигаро», которая поразила совершенством музыки, неиссякаемым  вдохновением. Огромный успех она имела в Праге, а в Вене прошла почти незамеченной.  Ещё больший успех выпал на долю оперы «Дон­Жуан», написанную в 1987 году для Праги.  Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве. Либретто к  этим произведениям написал Лоренцо да Понте. В 1789 году, после выдающейся оперы, в течение полутора месяцев, Моцарт пишет  3 наиболее известные симфонии: № 39, № 40, и № 41.  Последним оперным творением композитора стала «Волшебная флейта», написанная в  1791 году, имевшая колоссальный успех. Великий композитор много работал для церкви. В последние дни жизни, с особой  любовью,  он трудился над «Реквиемом». История его написания загадочна. Незадолго до  смерти  Моцарта посетил таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему  «Реквием» ­ траурную заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это  был граф Франц фон Вальзегг­Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за  собственное. Моцарт погрузился в работу, но его все время преследовали недобрые  предчувствия. Таинственный незнакомец в чёрной маске, все время стоял перед его  глазами. Композитору казалось, что эту заупокойную мессу он пишет для себя.  Закончил  произведение его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни. Причины его смерти до сих пор вызывают  споры, Версия об отравлении австрийским композитором  Антонио Сальери ­ не получила  никаких подтверждений. Похоронен  композитор в Вене на кладбище Святого Марка в общей могиле. Место его  захоронения неизвестно. В память о композиторе на девятый день после его смерти в  Праге, при огромном скоплении народа, 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио  Розетти. Основные оперы: Митридат, царь понтийский (1770), Идоменей, царь критский (1781),  Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786), Дон­Жуан (1787), Так поступают все  женщины (1790), Милосердие Тита (1791), Волшебная флейта (1791). Другие произведения: 17 месс, среди которых: «Коронационная» (1779), «Реквием» (1791)  49 симфоний, среди которых: «Парижская» (1778), № 36 «Хаффнер» (1782), № 37  «Линцская» (1783), № 38 «Пражская» (1786), №      39 (1788), №      40 (1788), №      41 «Юпитер»  (1788). Концерты, серенады, дивертисменты, ансамбли, сонаты, трио, дуэты, рондо, фантазии,  пьесы,  более 50 арий,  ансамбли,  хоры, песни.Михаил Иванович Глинка  Михаил Иванович Глинка ­ великий русский композитор, родоначальник   русской  классической музыки, основоположник  национальной  композиторской школы.  Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в имении своих родителей в селе Новоспасском Смоленской губернии.  В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на  фортепиано и скрипке. Первая учительница Глинки,  гувернантка Варвара Федоровна Кламер,  была приглашена из Петербурга. В 1822 году Михаил Иванович оканчивает Благородный  пансион при Главном педагогическом институте в  Петербурге, куда его привезли родители в 1817 году. Он всё  больше занимается музыкой и уделяет внимание композиции, сочиняет, пробует свои силы  в разных жанрах. В 1822 году появляются  его первые произведения. В этот период им  были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды»  на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь  осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского­Корсакова и другие. Уже в 1823 году он  работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра, над двумя оркестровыми  увертюрами и другими произведениями. К концу 1820­х годов, в результате крайне неудачного лечения, состояние здоровья  композитора ухудшается, но это не мешает его композиторской работе. Уже в эти годы  Глинка задумывается о путешествии за границу.  Он надеется, что путешествие даст ему  новые музыкальные впечатления, творческий опыт, знания в области искусства, которые он не мог бы приобрести у себя на родине, а так же, что поменяв климатические условия, он  поправит своё здоровье. В конце апреля 1830 года Глинка едет в Италию. Приехав в эту страну, он поселился в  Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Композитор  по­прежнему много работает над своими сочинениями. Здесь он изучает вокальный стиль  бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе». Значительную  часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер. Особое  внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям. В июле 1833 года Глинка покидает эту страну и направляется в Берлин. По пути, на  некоторое время, он останавливается в Вене. Он часто и с удовольствием слушает  оркестры Лайнера и Штрауса, много читает Шиллера и переписывает любимые пьесы. ВБерлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведённые здесь, привели его к  размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждого народа. Эта тема  теперь приобретает для него особую актуальность. Он готов сделать решительный шаг в  своем творчестве. "Мысль о национальной музыке (не говорю ещё оперной) более и более  прояснялась", ­ отмечает Глинка. В Берлине Глинка, под руководством немецкого  теоретика Зигфрида Дена, работает в области композиции, полифонии, инструментовки,  что помогает привести  в порядок его музыкально­теоретические познания. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка возвращается в Россию. Композитор  вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. "Запала мне мысль  о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась "Марьина роща", ­ говорил  Глинка. По приезду в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, где  еженедельно  собиралось избранное общество, которое  занималось литературой и музыкой.  Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.  "Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, ­ пишет Глинка, ­ Жуковский  искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу  глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального,  характерного для русских". В конце апреля 1835 года  композитор женится на своей дальней родственнице Марье  Петровне Ивановой и отправляется с ней в Новоспасское, где принимается за написание  оперы "Иван Сусанин". Премьера ее состоялась 27 ноября 1836 года на сцене  Петербургского Большого театра. Название оперы было изменено. В новом варианте она   называлась  «Жизнь за царя». Успех  был огромным. Первое представление новой оперы, "Руслан и Людмила", состоялось 27 ноября 1842 года,  ровно через шесть лет после премьеры "Ивана Сусанина". Однако новая опера Глинки, в  сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Композитор тяжело это переживал. Он уезжает в длительное заграничное путешествие ­ на этот раз во Францию и  Испанию. В Париже Глинка знакомится с французским композитором Гектором  Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Михаил Иванович решает дать благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года в Париже с успехом  прошёл большой концерт русского композитора в концертном зале Герца на улице Победы. Затем Глинка едет в Испанию.  Творческим результатом этой поездки явились две  симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года  была создана увертюра «Арагонская хота». По возвращении в Россию, в 1848 году, Глинка  продолжает изучать традиции народной испанской музыки.  Затем появляется новое  произведение ­ «Ночь в Мадриде».  Находясь за границей, Глинка все время думает о Родине. Он пишет симфоническую  фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из­за гор,  гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип  симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, показав сочетание  различных ритмов, характеров и настроений.Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Он  первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в  русском стиле. Последние годы Глинка постоянно путешествовал и жил в Петербурге, в Варшаве, в  Париже, в  Берлине из­за вражды и преследований, которым он подвергался. Личная жизнь композитора не сложилась и самым близким другом в конце жизни была его  любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли  Глинка сочинил некоторые фортепианные произведения. В 1856 году в Берлине Глинка неожиданно заболел. Михаил Иванович умер 15 февраля  1857 года. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро­ Невской лавры. Произведения: Оперы: «Жизнь за царя» (1836),  «Руслан и Людмила» (1837­1842) Симфонические произведения: Симфония на две русские темы (1834, окончена и  оркестрована В.Шебалиным); Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский»  (1842); Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччи на тему Арагонской хоты» (1845);  «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848); Испанская увертюра № 2  «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851); «Вальс­фантазия» (1839, 1856) Камерно­инструментальные сочинения: Соната для альта и фортепиано (неоконченная;  1828, доработана В. Борисовским в 1932); Блестящий дивертисмент на темы из оперы  Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса; Большой секстет Es­ dur для фортепиано и струнного квинтета (1832); «Патетическое трио» d­moll для  кларнета, фагота и фортепиано (1832) Романсы и песни: «Венецианская ночь» (1832); «Я здесь, Инезилья» (1834); «Ночной  смотр» (1836); «Сомнение» (1838); «Ночной зефир» (1838); «В крови горит огонь желанья» (1839); свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839); «Попутная песня» (1840);  «Признание» (1840); «Слышу ли голос твой» (1848); «Заздравный кубок» (1848); «Песнь  Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848); «Мери» (1849); «Адель» (1849); «Финский  залив» (1850); «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855); «Не говори, что сердцу  больно» (1856) Гимн Российской Федерации Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по  2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации. Васина­Гроссман В. Жизнь Глинки. — Государственное музыкальное Издательство:  М., 1957; Избранные статьи о Глинке, М., 1953.Фредерик Шопен  Фредерик Шопен  ­ польский композитор и пианист­виртуоз, один из величайших  музыкальных гениев всех времён. Автор многочисленных произведений для фортепиано.  Крупнейший представитель польского музыкального искусства. Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы  Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец ­ француз.  Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.  После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее  (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в  окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного  играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только  слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и  это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам  мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей  сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант  Войцех Живный. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.   Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось  семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время  было издано одно из первых его сочинений ­ полонез для фортепиано соль­минор.  Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам  Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Тогда Войцех Живный отказался от  занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.   Окончив училище, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера.Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в  Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика.  В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к  несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже  полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта,  который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе".  Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из  лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла").   Покровительство влиятельных князей Антона Радзивилла и Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными  манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его  личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в  каких­либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были  подернуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую  или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были  вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого,  тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой cachet  кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В  общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят  заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был  обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».  Событием, которое стало переломным  в жизни и творчестве Шопена, было Польское  восстание 1830­31 годов, заставшее его в Вене, откуда он направился в Париж через  Мюнхен и Штутгарт. Здесь Шопен узнал о падении Варшавы. В Вене и Штутгарте (1830­ 31г.г.) были начаты и созданы многие произведения, среди них: 1­е скерцо (1831­32г.г.), 1­я баллада (1831­35г.г.), "Революционный этюд" до минор (1831г.), ставший вскоре  знаменитым. Улицей Революционного этюда названа одна из улиц Варшавы.  Некоторые произведения были закончены в Париже. С сентября 1831 Шопен постоянно  жил в Париже, до конца своих дней сохранял духовные связи с Польшей.   В 1832 году Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже. Первый  концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями литературы  и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г.  Гейне и Э. Делакруа). В 1834­35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф.  Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шуманом.  В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких.  В конце 1838 года ­ на о.  Мальорка он знакомится с писательницей Ж. Санд, где неоднократно проводит в её имении Ноане летние месяцы. Любовь к Жорж Санд, дала ему больше огорчения, чем счастья. Их  связь сильно подточила здоровье композитора. Он страдает от астматических приступов.  Разрыв в 1847 году отношений с ней вызвал ухудшение самочувствия Шопена и ускорил  его смерть. В 1848 году он гастролирует по Великобритании. Это было его последнее  путешествие.Умер Шопен в Париже, где и находится его могила. Сердце композитора, согласно его  предсмертной воле, перевезено сестрой Шопена в Варшаву и замуровано в одной из колонн  в Костёле Святого креста.   Сочинения:  Для фортепиано с оркестром ­ 2 концерта (1829, 1830), вариации (1828),  рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianato и полонез (1831–35); камерно­ инструментальные ансамбли ­ соната для виолончели и фортепиано (1846), интродукция и  полонез для фортепиано и виолончели (1830), фортепианное трио (1829) и др.; для фортепиано ­ 3 сонаты (1828–44), фантазия (1841), 4 баллады (1835–42), 4 скерцо  (1832–42), 4 экспромта (1834–42), 21 ноктюрн (1827–46), 4 рондо (1825–34), 27 этюдов  (1829–39), 17 вальсов (1827–47), около 60 мазурок, 16 полонезов (1817–46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии, 1831–39), тарантелла (1841), болеро (1833), 3 экоссеза (1830), баркарола  (1846), колыбельная (1844), несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с  фортепиано (1829–47).  Людвиг ван Бетховен  Людвиг ван Бетховен (1770­1827) ­ немецкий композитор, пианист и дирижёр. За свою  жизнь ему приходилось быть бедным и богатым, счастливым и несчастным, и всё это  только открывало новые грани его таланта. Жизнь для него всегда была борьбой. Это  отразилось в его прекрасной музыке, которую мы слышим с детства. В  декабре 1770 года в германском городе Бонн  родился будущий гениальный  композитор Людвиг Ван Бетховен. Точная дата его рождения не установлена,  известна только дата крещения ­ 17 декабря. Музыкальные способности и черты характера он унаследовал у деда и отца. Дед – Луи Бетховен, служил капельмейстером в придворной капелле, обладал  независимым нравом, был настойчив и очень работоспособен, что впоследствии проявилось у внука. Отец Людвига, Иоганн ван Бетховен, тоже служил в капелле, хорошо пел и играл на  скрипке и клавесине. В 1767 году он женился на кухарке Магдалене Кеверих.  Отец был  против этого брака. В 1770 году в небольшой комнатке на чердаке у молодых родился сын. Назвали его  в честь деда Людвигом (от фламандского имени Луи). Никто и не подозревал, что на свет  появился гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы. После рождения Людвига, умирает дед будущего композитора ­  Луи Бетховен.  Семья  жила очень бедно, а после смерти Луи и вовсе стала бедствовать, так как поддержать ее  теперь стало некому. Отец Людвига страдал пагубной привычкой – страстью к спиртному.  Большую часть времени он проводил  в кабаке, а на спиртное нужны были деньги.        Уже  в четырёхлетнем возрасте мальчик стал проявлять музыкальные способности . Отец сразу  отнесся к этому как к новому источнику доходов. Он не был заинтересован в хорошемобразовании сына. Один преподаватель сменял другого. Главная цель его была скорее  подготовить Людвига к концертам, чтобы тот начал зарабатывать деньги. Принуждение и  побои стали главными методами воспитания. Но надежды отца не оправдались ­  выступления мальчика не принесли ожидаемых доходов. В 1782 году новым директором придворной капеллы в Бонне назначается Христиан Готлоба Нефе, который становится  наставником и учителем Людвига. Нефе пробудил в  своём ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. Бетховену в это  время уже 12 лет. Он свободно играет на клавесине, скрипке, органе, читает с листа. При  помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения Бетховена: вариации на тему  марша Дресслера, три фортепианные сонаты. С 13 лет Людвиг работает помощником  органиста в капелле, подрабатывает в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя  им во время репетиций. Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире  города. Он мечтает о признании знаменитых музыкантов. В 17 лет молодой человек переезжает в Вену. В этот музыкальный город он стремится всей  душой.  Его цель ­ встреча с Моцартом. Маэстро не сразу оценил его способности, но после исполнения импровизации, заданной Моцартом, сказал: «Обратите внимание на него, он  всех заставит о себе говорить». Вскоре Людвиг узнает, что его мать тяжело больна и ему  приходится вернуться в Бонн. В 1787 году умирает мать композитора, которую он очень любил. «Она была лучшим моим  другом», ­ говорил Бетховен.  На Людвига легли заботы о семье, так как отец совсем  опустился. Вскоре умирает и отец. Жизнь в Бонне была очень тяжела. Он много работал, чтобы содержать семью.  Непосильные нагрузки сказались на здоровье Людвига, он перенёс тиф и оспу, навсегда  оставившую на его лице следы. В 22 года композитор покидает Бонн. Бетховен давно уже стал настоящим виртуозом­музыкантом. Но как композитору ему  было необходимо совершенствовать свой талант, чего он не мог получить в Бонне. Случай  свел его с Йозефом Гайдном, который был проездом в их городе и услышал сочинения  молодого музыканта. Он пообещал оказать поддержку и порекомендовал ехать в Вену.  Заручившись рекомендательными письмами к влиятельным людям в музыкальной столице  Европы, Бетховен покинул родной город навсегда. Шел 1792 год. Бетховен опять возвращается в Вену – город прекрасной музыки и  множества музыкантов. К этому времени им написано уже более 50ти произведений. Он  играет совершенно новую музыку, его характер исполнения называют революционным.  Судьба опять сводит Бетховена с Гайдном. По достоинству оценивший талант молодого  музыканта, он становится его первым учителем. Но их отношения складываются очень непросто. «В Ваших сочинениях будут находить  много прекрасного, даже удивительного, но кое­что покажется тёмным и странным,  потому что Вы сами человек странный и мрачный, а стиль композитора ­ это он сам» ­  говорил Гайдн своему ученику.Около полутора лет Бетховен под руководством Альбрехтсбергера, учёного­теоретика,  изучает курс контрапункта. Но различное понимание музыки, мироощущение, мышление  также стали непреодолимой стеной между этими двумя людьми. Бетховен брал уроки  "вокального письма" и у знаменитого итальянца Сальери, который помог открыть  Бетховену его собственный вокальный стиль. В эти годы он формируется как композитор­ новатор, который стремится придумывать и создавать что­то новое. С 1775 по 1802 годы  композитор пишет 19 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, 2  симфонии, 6 струнных квартетов, фортепианные и струнные трио, а также большое  количество других сочинений. А Третья, Героическая, симфония, служит неопровержимым доказательством зрелости Бетховена­композитора.  Новые произведения очень популярны, особенно среди молодых музыкантов. Издатели  охотно печатают все сочинения композитора. В 26 лет у Бетховена проявляются первые признаки глухоты. В 1801 году, когда ему  исполнился 31 год, он пишет своему другу юности Вегелеру: я глух. Он говорит: «Хочу,  если удастся, пойти наперекор судьбе».  Но беда не приходит одна. В 1801 году угрюмый и нелюдимый композитор полюбил.  Полюбил страстно, безрассудно, всем сердцем, шестнадцатилетнюю аристократку  Джульетту Гвиччарди. Она стала той соломинкой для Бетховена, за которую он всеми  силами старался удержаться. Но девушка была легкомысленна и  вскоре вышла замуж. В  жизни Бетховена разыгралась драма. Неудачи в личной жизни тридцатидвухлетнего  Бетховена еще больше сказались на его болезни. Он переезжает  в городок Гейлигенштадт, недалеко от Вены, в надежде поправить свое  здоровье. Но лечение не дало никаких результатов. Более того, мысли о смерти не  покидают его. Но все­таки композитор находит в себе силы, чтобы справиться с этим  состоянием. «Только оно, искусство, оно меня удержало» ­ писал он братьям. Бетховен много работает: Третий фортепианный концерт c­moll, ор.37 (1800); cоната As­ dur, ор.26 с похоронным маршем и «Лунная соната»,  посвященная Джульетте Гвиччарди  (1802); соната d­moll с речитативом, ор.31 (1802); «Крейцерова» соната для скрипки и  фортепиано (1803)  и ряд других сочинений. Умирать Бетховену было просто некогда!  Но  из­за своего независимого характера,  композитор испытывает проблемы в финансовом  плане. Он дает частные уроки.  Предлагает свои услуги композитора  дирекции  королевско­императорских придворных театров, но не смотря на известность не получает  ответа на свое предложение. Людвиг принимает решение оставить Вену.  Чтобы он не  покинул Австрию влиятельные, богатые люди обязуются выплачивать композитору  ежегодную пенсию, впоследствии забывая об этом.  Нужда и одиночество сопровождают  его всю жизнь. Придуманный механиком­изобретателем Мельцелем метроном ­ стал поворотным в жизни  Бетховена. «Битва при Виттории», сочинение на военную тему,  было написано по  предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Исполняли его  симфонический  и два военных оркестра с ружейной и пушечной пальбой. Произведение  имело огромный успех. В это время Императорский театр  ставит оперу "Фиделио". Глухота очень мешает  композитору дирижировать, слух практически уже утерян. За его спиной капельмейстер  Умлауф, который исправляет ошибки. Популярность Бетховена растёт.С 1813 по 1818 годы Бетховен сочиняет мало и медленно, но даже написанные в состоянии  депрессии произведения его прекрасны. Соната для фортепиано ор.90, e­moll, две  виолончельные сонаты, обработки народных песен. С 1816 по 1822 годы написаны пять последних фортепианных сонат. И самая значимая в  творчестве Бетховена ­  Девятая симфония. 7 мая 1824 года она была исполнена.  Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор стоял у рампы, давал темпы для  каждой части. Публика была в восторге! Музыканты и певцы были поражены успехом.  Бетховен же стоял неподвижно ­ он ничего не слышал.  Незадолго до смерти Бетховен едет к брату Иоганну. На обратном пути Людвиг сильно  простудился и после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умирает.  Смерть композитора потрясла Вену. Все учебные заведения в этот день были закрыты.  Многотысячная толпа вышла проводить композитора в последний пут  Сочинения: Опера ­ Фиделио (1­я редакция под названием Леонора, постановка под названием  Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2­я редакция с добавлением увертюры  Леонора № 3, 1806, Вена; 3­я редакция 1814, Вена); Балеты: в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и оркестра — оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C­dur (1807), Торжественная месса (1823),  Кантаты: для симфонического оркестра — 9 симфоний (1­я, 1800; 2­я, 1802; 3­я,  Героическая, 1804; 4­я, 1806; 5­я, 1808; 6­я, Пасторальная, 1808; 7­я, 1812; 8­я, 1812; 9­я,  1823); Увертюры: к трагедии «Кориолан» Коллина (1807), к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.;  Концерты для инструментов с оркестром: 5 для фортепиано (1­й, 1795; 2­й, 2­я редакция  1798; 3­й, 1800; 4­й, 1806; 5­й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для  фортепиано, скрипки и виолончели (1804); Камерно­инструментальные ансамбли: 16 струнных квартетов (1798–1826), 10 сонат для  фортепиано и скрипки (в т. ч. 9­я, «Крейцерова»,  14­я «Лунная», 23­я «Аппассионата») 5  сонат для фортепиано и виолончели; для фортепиано — 32 сонаты, в том числе 14­я  «Лунная», вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c­moll; багатели); Песни:  в т. ч. цикл «К далёкой возлюбленной» (1816); обработки народных песен; Музыка к спектаклям драматического театра и др.Иоганн Себастьян Бах  Иоганн Себастьян Бах ­ великий немецкий композитор.   Им было создано более 1000  произведений: 119 духовных кантат, светские кантаты, произведения для хора, голосов и  оркестра, для различных инструментов – скрипки, клавесина, флейты, лютни и, конечно,  органа.  «Не ручей! — Море должно быть ему имя». Так сказал о Бахе другой  музыкальный гений — Бетховен. Интерес к его музыке не иссякаем. Ибо она занимает обширное и почетное место не только в мировом концертном репертуаре, но еще и в учебном. Иоганн Себастьян Бах продолжает  быть учителем буквально всех, кто занимается музыкой.  Иоганн Себастьян Бах родился  21 марта 1685 года в маленьком городке  Эйзенахе, расположенном в одной из областей Центральной Германии –  Тюрингии  в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Его отец был скрипачом, городским и придворным музыкантом. Своего младшего сына он сам  обучил музыке и отдал учиться в церковную школу. Так как у мальчика был прекрасный  высокий голос ­ сопрано, он стал петь в школьном хоре. Когда Иоганну шел десятый год,  его родители умерли. Заботы о сироте взял на себя старший брат, церковный органист в  соседнем городке Ордруфе. Он определил младшего брата в местный лицей и сам давал  ему уроки игры на органе. В дальнейшем Иоганн Себастьян овладел несколькими  музыкальными инструментами: клавесином,  скрипкой и альтом, а переписывая сочинения  разных авторов, самостоятельно обучился музыкальной композиции. Еще подростком, в  Ордруфе, Иоганн Себастьян Бах начал сочинять музыку: написал обработкипротестантского хорала для органа ­ своего любимого инструмента. В пятнадцать лет юноша перебрался на север Германии в далекий город Люнебург. Там он  поступил певчим­стипендиатом в школу при монастырской церкви. В школьной  библиотеке было много рукописей сочинений немецких музыкантов, которые с большим  интересом изучал будущий композитор. Через три года он успешно закончил школу.  В 1708 году Бах возвращается в Тюрингию и поселяется в городе Веймар. В этом же году  Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии  Барбаре, которая впоследствии родила  ему 7 детей, из  них выжило только четверо. Здесь при дворе герцога он становится органистом, а затем вице­капельмейстером  (помощником руководителя капеллы ­ группы певцов и инструменталистов). К тому  времени он стал непревзойденным исполнителем и импровизатором на органе и клавесине.  В течение трех лет в Веймаре Бах должен был сочинять к каждому четвертому  воскресенью новую духовную кантату. Всего,  таким образом,  появилось более тридцати  произведений. В Веймаре  были созданы одни из его лучших произведений ­ Токката и Фуга ре минор, Пассакалья до минор, хоральные прелюдии.  Однако, когда скончался  престарелый придворный капельмейстер, обязанности которого фактически выполнял Бах, то освободившуюся должность отдали его сыну, а не ему. Возмутившись такой  несправедливостью,  он подал прошение об отставке. В конце 1717 года  место придворного капельмейстера композитору предложил князь  Леопольд Ангальт­Кётенский, властитель маленького государства по соседству с  Тюрингией и Бах со своей семьей перебрался в Кётен. Князь  любил музыку, пел и играл на клавесине и виоле да гамба (старинный инструмент,  похожий на виолончель). Он  предоставил своему новому капельмейстеру хорошее материальное обеспечение и  относился к нему с большим почтением.  В Кётене  Бах написал много произведений для различных инструментов. Это пьесы для  начинающих:  маленькие прелюдии, двухголосные и трехголосные инвенции. Композитор  писал их для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом.  Первый из двух  томов монументального произведения ­ «Хорошо темперированного клавира»,  включающего 48 прелюдий и фуг, большое сочинение концертного плана ­  «Хроматическая фантазия и фуга». В Кётене были созданы два сборника клавирных сюит,  известных как «Французские» и «Английские».       Князь Леопольд брал с собой Баха,  совершая поездки в соседние государства. В1720 году композитора постигло тяжелое горе ­ скончалась его жена Мария Барбара,  оставив четверых детей. Через полтора года Бах снова женился. Его вторая жена, Анна  Магдалена, обладала хорошим голосом, была очень музыкальна. Занимаясь с ней, Бах  составил из своих пьес и частично из пьес других авторов две клавирные «Нотные  книжечки». С Анной Магдаленой композитор прожил счастливую жизнь. Она родила ему  тринадцать детей, из которых до зрелого возраста дожили шестеро. В 1723 году Бах переселился в Лейпциг ­ крупный торговый, а также культурный центр  соседней с Тюрингией Саксонии. С князем Леопольдом он сохранил добрые отношения. Но в Кётене возможности музыкальной деятельности были ограниченными: не имелось ни  большого органа, ни хора. К тому же у Баха подрастали старшие сыновья, которым он  хотел дать хорошее образование. В Лейпциге ему предложили должность кантора ­ руководителя хора мальчиков и учителя  певческой школы, при церкви Святого Фомы. На кантора Баха возлагалось много разных  обязанностей. Но ему пришлось принять и не выгодные для него условия, например ­  «не  выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Но несмотря на стесненные  условия и сложные жизненные обстоятельства, Бах увлеченно занимался творчеством. В  первые три года службы он почти каждую неделю сочинял и разучивал с хором новую  духовную кантату. Всего произведений Баха в этом жанре сохранилось около двухсот. Иеще известно несколько десятков его светских кантат. Он часто выезжал и давал концерты. Общаясь с музыкантами, он был чужд какого­либо высокомерия и о своем редкостном  мастерстве говорил так: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден,  достигнет того же». Немало забот, но и немало радостей доставляла Баху его большая семья. Четверо его  сыновей стали известными композиторами. Это Вильгельм Фридеман и Карл Филипп  Эмануэль (дети Марии Барбары), Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан (дети  Анны Магдалены). С годами здоровье Баха резко ухудшилось. Он стал плохо видеть. В начале 1750 года,  после перенесенных двух неудачных глазных операций, композитор ослеп и 28 июля  скончался.  Иоганн Себастьян Бах прожил нелегкую и трудолюбивую жизнь, озаренную гениальным  творческим вдохновением. Значительного состояния он не оставил. Анна Магдалена умерла через десять лет в доме  призрения для бедных. А младшую дочь Баха Регину Сусанну, дожившую до XIX века,  спасли от нищеты частные пожертвования, в которых большое участие принял композитор  Бетховен.   Николай Андреевич Римский­Корсаков  Николай Андреевич Римский­Корсаков ­ выдающийся русский композитор,  общественный деятель, педагог, дирижер ­ оставил огромное творческое наследие. Оно  включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы. Ему принадлежат  также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным вопросам  музыкального искусства. Широко использовал мотивы народных былин и сказок,  сокровища русского песенного фольклора.   Николай Андреевич Римский­Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине  недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано,  но по семейной традиции в 12­летнем возрасте его определили в Морской корпус в  Петербурге.  После окончания учебного заведения, в 1862 – 1865 годах, участвовал в  плавании на клипере «Алмаз»,  благодаря чему побывал в странах Европы, Северной и  Южной Америки. В 1861году Николай Андреевич стал членом кружка «Могучая кучка». Его участниками  были известные русские композиторы ­ Кюи, Мусоргский, а позднее и Бородин. Руководилим  композитор Балакирев ­ великолепный пианист, играющий все на память, новые мысли  и суждения, большой композиторский талант ­  все эти качества оказали большое  влияние  на эстетические взгляды молодого Римского­Корсакова и сформировали его как личность.  Он познакомился с сочинениями молодого человека и понял, что семнадцатилетнему  кадету суждено стать великим музыкантом и предложил ему написать симфонию. С этого  времени Римский­Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. Он с головой окунулся в  работу над своей Первой симфонией и завершил ее в декабре 1865 года. Произведение  было еще незрелым, чувствовалось, что молодой композитор находится в творческом  поиске. Однако уже в Первой симфонии чувствовался сильный, самобытный талант. В 1871 году Римский­Корсаков был принят в число профессоров Петербургской  консерватории и занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Одно из  значительных произведений раннего творчества ­ симфоническая картина "Садко". Здесь  композитор нашел свой художественный стиль. Ему очень точно удалось передать  впечатление неторопливого могучего движения волн. «Садко» был триумфально встречен  публикой, и, воодушевленный успехом, Николай Андреевич пишет симфоническую сюиту  «Антар». Основой сюжета произведения стала  восточная сказка Сенковского. Содержание сказки раскрыто композитором как ряд ярких музыкальных картин, сменяющих друг  друга. Сюита «Антар» тоже оказалась успешной, и молодого композитора начали  признавать мастером симфонической музыки. Интерес к музыке Востока был характерен  для русских композиторов XIX века. В дальнейшем эта тема стала одним из важных в  творчестве  Римского­Корсакова. В 1872 году он добивается очередного успеха ­  завершает оперу «Псковитянка». Это  произведение о судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского  государства. Сюжет ее взят из одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга  Л.А.Мея. Главное действующее лицо оперы — Иван Грозный показан сложным и  противоречивым человеком. Величавая мелодия распева при появлении царя — одна из  многих удачных находок «Псковитянки». Она очень значительно оценивалась  композитором: позднее он повторил ее в опере «Царская невеста». «Псковитянку»  называют высшим достижением первого периода творчества композитора. В 1873 году и по 1884 год Римский­Корсаков был назначен  и служил инспектором  духовых оркестров военно­морского ведомства, а затем директором «Бесплатной  музыкальной школы» (1874 ­ 1881). В это время была написана опера ­ «Майская ночь».  Николай Андреевич говорил, что Гоголь ­ это один из его любимых писателей, а его  «Майская ночь» ­ одно из его самых лучших произведений. В «Майской ночи» композитор  сумел показать соединение двух миров: мира реального и фантастического. Премьера  оперы состоялась 9 января 1880 года в Мариинском театре под управлением  Э.Ф.Направника. Публика была в восторге. Следующая опера ­ «Снегурочка» по сказочной  пьесе А.Н.Островского была исполнена  впервые в 1881 году. И вновь триумф. В этих  произведениях композитор использовал изучение русской и украинской народной песни и  отразил свою увлечённость сказочностью и языческой мифологией. Середина 90­х годов  становится временем  наиболее интенсивного творческого подъема. За фантастической  оперой­балетом "Млада" (1889) следуют опера­колядка "Ночь перед Рождеством" (1895),  опера­былина "Садко" (1896), лирические оперы "Боярыня Вера Шелога" (1898) и др. С 1883­го по 1894 год Николай Андреевич является помощником управляющего  Придворной певческой капеллой и выступает в качестве дирижера оперных спектаклей и  симфонических концертов. Творчество позднего Римского­Корсакова отличается тонким психологизмом. Композитор  обращается к раскрытию внутреннего мира человека, что особенно проявилось в операх  «Моцарт и Сальери» (на текст А.С.Пушкина, 1897 год), «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста» (1898).На рубеже XIX­ XX веков внимание композитора вновь привлекает опера­сказка. Он  отдает дань новым тенденциям русского музыкального искусства.  Под воздействием  новых настроений в обществе творчество приобретает иной, чем прежде, идейный смысл.  «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом  граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора  «небылица в лицах» ­ «Золотой петушок»  содержала едкую сатиру на самодержавие. Вклад в русскую музыкальную культуру Николая Андреевича Римского­Корсакова  неоценим. Его индивидуальность более всего раскрылась в операх. Интерес к истории, быту, обычаям народа, а так же мотивы народных былин и сказок, русский песенный фольклор ­ широко  использовались композитором в его творчестве. Дирижёрская деятельность Римского­Корсакова имела важное просветительское значение.  Через нее он  знакомил слушателей  с произведениями русских композиторов. Благодаря  его редакторской работе  были опубликованы и исполнены многие произведения русской  музыки ­«Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь», «Борис Годунов»,  «Хованщина».  Как педагог  Римский­Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров,  музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М.  Ипполитов­Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А.  Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров и стал  создателем  композиторской школы. Николай Андреевич Римский­Корсаков умер 21 июня 1908 года в усадьбе Любенск под  Петербургом. В 1944 в городе Тихвин открыт Дом­музей. В 1971 в Ленинграде — Музей­квартира  Римского­Корсакова. Сочинения: Оперы: «Псковитянка»  ( по одноимённой драме Л. А. Мея), «Майская ночь» (по одноимённой  повести Н. В. Гоголя), «Снегурочка» (по одноимённой пьесе А. Н. Островского), «Млада»,  «Ночь перед Рождеством» (по одноим. повести Гоголя), «Садко», «Моцарт и Сальери»  (текст А. С. Пушкина), «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста» (по одноим. драме  Мея), «Сказка о царе Салтане» (по сказке Пушкина), «Сервилия» ( по одноим. драме Мея),  «Кащей бессмертный» (по сюжету Е. М. Петровского),  «Пан воевода», «Сказание о  невидимом граде Китеже и деве Февронии»», «Золотой петушок» (по сказке Пушкина). Кантаты: «Свитезянка»  (слова А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора), «Песнь о  вещем Олеге» (слова Пушкина, для тенора, баритона, мужского хора),  «Из Гомера»  (прелюдия­кантата, для сопрано, меццо­сопрано, контральто, женского хора); для оркестра ­ симфонии: Симфония № 1,  № 2; "Антар", позже­ симфоническая сюита;  Увертюра на темы трёх  русских песен; музыкальная картина «Садко»; «Сербская фантазия» (Фантазия на сербские темы); «Сказка»; Симфониетта на русские темы ( переделана из неопубликованного  струнного квартета); Малороссийская фантазия ( не окончена),  Испанское каприччио  (Каприччио на испанские темы), сюита «Шехеразада»; «Светлый праздник» (Воскресная  увертюра); «Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева; « Дубинушка» (со смешанным хором); « Здравица» (А. К. Глазунову); « Неаполитанская песенка»;  для инструмента с оркестром ­ концерт для фортепиано, фантазия для скрипки, Мазурка на 3 польские темы для скрипки(редакция для скрипки и фортепиано), Серенада для виолончели; для инструмента с духовым оркестром: концерт для тромбона,  концертштюк для кларнета,  вариации на тему Глинки для гобоя ; камерно­инструментальные ансамбли: фортепианное трио;  фуга «В монастыре»; 4 вариации на хорал;  Хоровод (3­я часть из  коллективного струнного квартета «Именины»; струнный квартет G­dur; Allegro B­dur (из  коллективного струнного квартета «Пятницы»), тема и 4­я вариация (из коллективных  Вариаций на русскую тему, для струнного квартета); Канцонетта и Тарантелла для 2  кларнетов; 2 дуэта для 2 валторн;  Ноктюрн для 4 валторн и др. для фортепиано: 6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга; 4  пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд), 3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга); пьесы  (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая  фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему; Песенка (Andantino) из армейского  сборника "Арцункнер" ("Слёзы"); Финал из коллективной Шутки­кадрили в 4 руки и др. Стих об Алексее, божием человеке;  79 романсов обработки народных песен, сборники 100 русских народных  песен, собрание духовно­ музыкальных сочинений (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, собрание духовно­ музыкальных переложений, двойной хор «Тебе бога хвалим» и мн. другие.