Первобытное общество Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше) — «Почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить.
Музыка древности: какой она была?
Первобытное общество Если спросить жителя
территорий бывшей Российской империи или хотя бы
СССР (территория поменьше) — «Почему весь мир без
исключения считает, что здесь была великая культура?»,
то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно
это понять? Разве что вспомнят школьный курс
литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и
еще какието «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме
Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не
меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд
ли с ходу ктото сможет ответить. Но при этом
существует и «равноудаленность» от европейскоймузыки. Одним словом, с музыкой дела обстоят на
данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.
А уж о музыкальном народном творчестве своего народа
(своих народов) и вовсе у людей представление крайне
смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют
какието старые песни, что же касается Центральной
России — здесь ситуация намного хуже. Хороших книг и
радио или телепередач, написанных доступно и
«популярно», крайне мало. Недавно появилась книга
английского комедиографа, писателя и драматурга
Стивена Фрая «Неполная и окончательная история
классической музыки». Небольшая справка Стивен Фрай
(родился в 1957 году) считается «эталонным носителеманглийского духа». Ктото может его знать по роли
Оскара Уйальда в одноименном фильме 1997 года, кто
то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер».
Ктото мог слышать его известные начитки аудиокниг
(например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и
читатели его прозы. Недавно Фрай выпустил книгу
«Неполная и окончательная история классической
музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык.
Это неплохая и насыщенная информацией книга,
написанная любителем музыки для таких же любителей.
Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор,
но сколько уважения и любви к предмету разговора!
Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати. Те, кторешит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в
плане ознакомления с этим странным явлением —
музыкой. Так что желающие могут просто прочитать
книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история
классической музыки». Но мне бы хотелось написать
свою Полную и неокончательную историю музыки. Что
такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем?
Откуда взялось понятие «классика»? Что было в
Западной Европе, а что — у восточных славян? А что
было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти
вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с
вашей помощью. Итак, сначала — откуда? Музыка —
ровесница человечества Естественно, обозначить«начало» невозможно. Не только «время», но и «место»:
везде, где жили когдато первобытные люди, везде
находят и подтверждение наличия у них первых
музыкальных инструментов. Но как можно судить о том,
какая это была музыка? Здесь, конечно, все больше
предположений, но эти предположения вполне имеют
право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете
живут первобытнообщинным строем целые народы. И их
культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и
множество исторических свидетельств
путешественников, миссионеров и всех остальных, кто
оказывался в гуще чужой культуры. Находки археологов
— тоже большая тема для исследований. Каменныеплиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки,
раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где
тетива — струна), флейты из костей и рогов различных
животных — это все первые инструменты. Довольно
рано появилось звукоподражание: например, пению птиц
или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть
просто необходимо во время охоты или военных
действий, для конспирации. Предполагается, что очень
рано сложились и первые песни первобытного общества:
мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали
особыми торжественными восклицаниями, пелиплакали
на погребениях умерших. Музыка была и составной
частью игры. Музыка часто была средством лечениябольных. Музыка всегда была тесно связана с
религиозными представлениями, она была частью всех
церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью
обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и
горестями. То есть музыка просто была всегда, она
вызрела внутри человеческой жизни. И не нужно
забывать, что огромное количество языков Азии и
Африки относятся к так называемым тоновым или
тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного
звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая
нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно
«лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.
Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, чтопрактически не было музыки «отдельно», она
существовала вместе со словами и танцем (или
пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец —
это уже элемент драмы, персонификации действующих
лиц, какогото сюжета. И это, в свою очередь, дальше
усложняет мелодию и слова. То есть все идет к
дальнейшему развитию. Исключительно интересный
вывод, который иногда встречается в исследованиях о
музыкальной культуре первобытных племен. В основном
— мелодии минорные (если кто помнит, минор — это
«грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор
(то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие
«обертоны». Это физическое явление, связанное сколебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука
есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые
16 призвуков. Так вот: что струна, что человеческий
голос дают первыми своими обертонами именно
мажорное трезвучие. Не придуманная какойто
многомудрой головой «история», а физическая
реальность и закон природы, о котором нужно иметь
представление, поскольку это будет важно и в
дальнейшем. Сама природа дает мажор, а человечество
всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в
этом противопоставлении довольно много условного, но
от этого не менее интересного). У меня нет ответа —
почему так происходит. Впрочем, существует у целыхнародов так называемое обертоновое пение (или
обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем
представление, можно послушать тувинскую,
монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое
пение — отдельная большая тема для разговора. И это
тоже очень древняя традиция и искусство. Итак, музыка
глубокой древности вошла вместе с человечеством в
следующий этап развития — и вошла уже с первыми
музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни
одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась
без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай
уже имели в своем распоряжении вполне
профессиональную музыку и музыкантов. В этихцивилизациях появилась и первая теория музыки. А
античные философы добавили к музыке и математику.