Музыка древности: какой она была? Первобытное общество

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первобытное общество Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше) — «Почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить.
Иконка файла материала 1.docx
Музыка древности: какой она была?  Первобытное общество Если спросить жителя  территорий бывшей Российской империи или хотя бы  СССР (территория поменьше) — «Почему весь мир без  исключения считает, что здесь была великая культура?»,  то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно  это понять? Разве что вспомнят школьный курс  литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и  еще какие­то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме  Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не  меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд  ли с ходу кто­то сможет ответить. Но при этом  существует и «равноудаленность» от европейскоймузыки. Одним словом, с музыкой дела обстоят на  данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.  А уж о музыкальном народном творчестве своего народа  (своих народов) и вовсе у людей представление крайне  смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие­то старые песни, что же касается Центральной  России — здесь ситуация намного хуже. Хороших книг и  радио­ или телепередач, написанных доступно и  «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга  английского комедиографа, писателя и драматурга  Стивена Фрая «Неполная и окончательная история  классической музыки». Небольшая справка Стивен Фрай  (родился в 1957 году) считается «эталонным носителеманглийского духа». Кто­то может его знать по роли  Оскара Уйальда в одноименном фильме 1997 года, кто­ то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер».  Кто­то мог слышать его известные начитки аудиокниг  (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и  читатели его прозы. Недавно Фрай выпустил книгу  «Неполная и окончательная история классической  музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык.  Это неплохая и насыщенная информацией книга,  написанная любителем музыки для таких же любителей.  Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор,  но сколько уважения и любви к предмету разговора!  Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати. Те, кторешит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в  плане ознакомления с этим странным явлением —  музыкой. Так что желающие могут просто прочитать  книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать  свою Полную и неокончательную историю музыки. Что  такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем?  Откуда взялось понятие «классика»? Что было в  Западной Европе, а что — у восточных славян? А что  было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти  вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с  вашей помощью. Итак, сначала — откуда? Музыка —  ровесница человечества Естественно, обозначить«начало» невозможно. Не только «время», но и «место»:  везде, где жили когда­то первобытные люди, везде  находят и подтверждение наличия у них первых  музыкальных инструментов. Но как можно судить о том,  какая это была музыка? Здесь, конечно, все больше  предположений, но эти предположения вполне имеют  право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете  живут первобытно­общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств  путешественников, миссионеров и всех остальных, кто  оказывался в гуще чужой культуры. Находки археологов  — тоже большая тема для исследований. Каменныеплиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки,  раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива — струна), флейты из костей и рогов различных  животных — это все первые инструменты. Довольно  рано появилось звукоподражание: например, пению птиц  или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть  просто необходимо во время охоты или военных  действий, для конспирации. Предполагается, что очень  рано сложились и первые песни первобытного общества:  мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали  особыми торжественными восклицаниями, пели­плакали  на погребениях умерших. Музыка была и составной  частью игры. Музыка часто была средством лечениябольных. Музыка всегда была тесно связана с  религиозными представлениями, она была частью всех  церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью  обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и  горестями. То есть музыка просто была всегда, она  вызрела внутри человеческой жизни. И не нужно  забывать, что огромное количество языков Азии и  Африки относятся к так называемым тоновым или  тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного  звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая  нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно  «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога. Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, чтопрактически не было музыки «отдельно», она  существовала вместе со словами и танцем (или  пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец —  это уже элемент драмы, персонификации действующих  лиц, какого­то сюжета. И это, в свою очередь, дальше  усложняет мелодию и слова. То есть все идет к  дальнейшему развитию. Исключительно интересный  вывод, который иногда встречается в исследованиях о  музыкальной культуре первобытных племен. В основном  — мелодии минорные (если кто помнит, минор — это  «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор  (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие  «обертоны». Это физическое явление, связанное сколебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука  есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые  16 призвуков. Так вот: что струна, что человеческий  голос дают первыми своими обертонами именно  мажорное трезвучие. Не придуманная какой­то  многомудрой головой «история», а физическая  реальность и закон природы, о котором нужно иметь  представление, поскольку это будет важно и в  дальнейшем. Сама природа дает мажор, а человечество  всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в  этом противопоставлении довольно много условного, но  от этого не менее интересного). У меня нет ответа —  почему так происходит. Впрочем, существует у целыхнародов так называемое обертоновое пение (или  обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем  представление, можно послушать тувинскую,  монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение — отдельная большая тема для разговора. И это  тоже очень древняя традиция и искусство. Итак, музыка  глубокой древности вошла вместе с человечеством в  следующий этап развития — и вошла уже с первыми  музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни  одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась  без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай  уже имели в своем распоряжении вполне  профессиональную музыку и музыкантов. В этихцивилизациях появилась и первая теория музыки. А  античные философы добавили к музыке и математику.