Музыка - это математика

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создавать музыку при помощи компьютера, как минимум, интересно. Процесс рождения новой мелодии или экзотического звучания чрезвычайно увлекателен, а с появлением современных технологий еще и достаточно прост для того, чтобы любой новичок со временем постиг искусство извлечения нот из компьютера. Программные средства, представленные на рынке, дарят почти безграничные возможности каждому желающему быть вовлеченным в процесс музыкального творчества, и без разницы, кто он: искушенный композитор, саунд-дизайнер, экспериментатор или просто человек, который где-то услышал потрясший его музыкальный отрывок и теперь хочет сделать нечто свое. Единственное, что нужно: креативность, компьютер и, в ряде случаев, дополнительное оборудование.
Иконка файла материала 1.docx
Создавать музыку при помощи компьютера, как минимум,  интересно. Процесс рождения новой мелодии или  экзотического звучания чрезвычайно увлекателен, а с  появлением современных технологий еще и достаточно прост  для того, чтобы любой новичок со временем постиг искусство  извлечения нот из компьютера.  Программные средства, представленные на рынке, дарят почти  безграничные возможности каждому желающему быть  вовлеченным в процесс музыкального творчества, и без разницы, кто он: искушенный композитор, саунд­дизайнер,  экспериментатор или просто человек, который где­то услышал  потрясший его музыкальный отрывок и теперь хочет сделать  нечто свое. Единственное, что нужно: креативность, компьютер  и, в ряде случаев, дополнительное оборудование.  Предположим, что все необходимое имеется, а дело встало за  выбором подходящего ПО и нескольких советов, от которых  можно было бы оттолкнуться. В статье "Музыка ­ это  математика" я расскажу как раз об этом, а помогать мне будетприглашенный эксперт Пею Солаков (П.С.).  Пею Солаков, профессиональный музыкант и композитор,  работает, по большей части, в сфере компьютерных  развлечений. За последние 2 года выпущено около 9­ти  мультимедийных продуктов, в разработке которых он принимал непосредственное участие.  Вначале мы разберемся с общими вопросами терминологии,  комплектации "компьютерной студии" и выделим основные  типы желательного ПО, обязательно рассказав о каждом. Затем  мы предложим список заслуживающих внимания программ с  описанием, комментариями и рекомендациями. А в заключении  предложим ряд наборов ПО ("bundles") для разных нужд,  учитывая, помимо прочего, и ценовой фактор.  Терминология  При написании данного материала автор был вынужден  довольно часто прибегать к использованию специфических слов и словосочетаний, которые, в принципе, известны любому, кто  хоть чуть­чуть знаком с миром музыкального продакшена, и не  носят явного терминологического характера, но краткой  расшифровки все равно требуют.  Music production platform (платформа музыкального  производства) ­ программный пакет, состоящий из нескольких  подпрограмм, которые объединены общей оболочкой и  охватывают собой все этапы музыкального производства;  виртуальная софтверная студия.Sample (сэмпл) ­ это записанный или сгенерированный звук,  который затем используется в качестве инструмента или просто элемента звучания при музыкальном производстве.  Sampler (сэмплер) ­ программа, позволяющая записывать,  собирать и обрабатывать сэмплы.  Synth (синтезатор) ­ программа, позволяющая генерировать  сэмплы.  Sequencer (секвенсор) ­ сегодня так называют ПО или его часть, которое отвечает за запись, воспроизведение и редактирование  данных в формате MIDI.  Mixing software (микшер) ­ в нашем случае мы имеем в виду ПО или его часть, которое отвечает за "смешивание" музыкальных  рисунков, созданных при помощи секвенсора.  Также на протяжении всей статьи встречаются фразы  "дружественный по отношению к пользователю", "стабильный"  и т.п. Это неслучайно. Процесс создания музыки очень сложен  сам по себе, так что дополнительная головная боль  гарантирована в тех случаях, когда для полноценного  использования отдельно взятого продукта требуется затратить  усилия, равноценные, как минимум, выучиванию иностранного  языка с нуля. Именно поэтому мы намеренно не стали  упоминать, к примеру, Steinberg"s Cubase и Nuendo.Кроме того, мы рекомендуем при выборе инструментария не  забывать об аспектах, касающихся автоматизации. Сегодняшнее музыкальное ПО дает своим пользователям возможность  автоматизировать буквально любой этап работы на лету. Это  очень важно. В противном случае, велик риск превратить  увлекательный и волнующий процесс творения в скучное и  рутинное повторение одних и тех же действий без видимого  результата.  И последнее: мы рассматриваем исключительно софтверную  домашнюю студию без использования внешнего hardware.  Разумеется, тот и другой подход хороши по­своему, но мы  специально выбрали software­only из­за большей простоты его  реализации и использования.  Samplers  Итак, у нас родилась идея, теперь нужно вытянуть ее из головы  и превратить в звучание. Написать сразу симфонию, к  сожалению, не выйдет. Придется обойтись на старте всего лишь одним инструментом, причем от выбора его зависит окрас и  характер итоговой композиции. В нашем случае, будем  пользоваться технологией сэмплирования. Здесь к нам на  помощь придут сэмплеры и/или синтезаторы (об этом типе ПО  чуть ниже).  Обычно для работы с более­менее простыми вещами хватает  ресурсов встроенных в music production platforms сэмплеров.  Но по мере возрастания комплексности поставленных задач  наличие внешнего сэмплера желательно, а иногда и вовсенеобходимо. Чаще всего это происходит, если мы имеем дело  со сложным в плане компьютерного воспроизведения  инструментом, например, сэмплированной гитарой или набором барабанных сэмплов.  Kontakt  Разработчик: Native Instruments  Сайт: https://www.native­instruments.com  Получивший огромное количество наград, этот сэмплер дает  пользователям широкий спектр возможностей: 5 режимов  сэмплирования, 30 фильтров и эффектов, работа с 3D­ звучанием на 16 каналов, поддержка собственных скриптов,  универсальные алгоритмы импорта звуков в любых форматах.  П.С.: "Отличная программа. По сути, является  многофункциональной студией сэмплирования. Дает  возможность применения к каналам различных базовых  эффектов, но в хорошем качестве. Главная проблема Kontakt  заключается в том, что приемлемого уровня автоматизации  иногда очень трудно достичь".  Battery  Разработчик: Native Instruments  Сайт: https://www.native­instruments.com  Поставляемый в комплекте с 32 барабанными наборами, этот  сэмплер имеет компактный и даже минималистский интерфейс,  что, впрочем, не сказывается на его возможностях. Особенно  хорош при использовании внешнего MIDI­контроллера. Но  порой слишком требователен к системным ресурсам.  П.С.: "Один из лучших барабанных сэмплеров, что я когда­либоиспользовал, но имеет тот же минус, что и Kontakt".  EXSP24  Разработчик: emagic  Сайт: https://www.emagic.de  Концепцией этой программы заявлена формула "звук как  скульптура", откуда и вытекает очень щепетильное отношение к каждому аспекту сэмплирования. Правда, это никоим образом  не сказывается на внутренней логике продукта, которая  понятна с первого знакомства.  П.С.: "Крайне стабильный и, пожалуй, самый дружелюбный по  отношению к пользователю сэмплер. Рекомендую тем, кто  любит грамотную автоматизацию, но, само собой, не в ущерб  функционалу".  Halion  Разработчик: Steinberg  Сайт: https://www.steinberg.de  Дебютировал в 2001 году и с того времени прочно обосновался  среди лидеров. Последняя на сегодняшний день версия ­ Halion  3 ­ понимает все известные звуковые форматы, имеет  встроенный браузер коллекций и библиотек, корректно  обращается с памятью и поддерживает аудиофайлы с частотой  до 384 KHz.  П.С.: "Опять же, хороший многофункциональный сэмплер.  Иногда наблюдаются необъяснимые проблемы технического  характера, но они легко устранимы".  CDXtractРазработчик: Safta Consulting Inc  Сайт: https://www.cdxtract.com  Это не сэмплер в привычном понимании, а скорее удобный  каталогизатор и конвертер уже готовых звуков. Умеет искать  файлы по ключевым словам и не зависит от используемой  операционной системы.  П.С.: "Обязательная утилита при работе с сэмплами. Этим все  сказано".  Synths  Как правило, у человека, занимающегося созданием музыки на  компьютере, со временем появляется желание или  необходимость выйти за рамки звучания традиционных  инструментов, и тогда, не найдя подходящих вариантов в  Интернете, он включает синтезатор. Так же как и в случае с  сэмплерами, надо пытаться использовать возможности  синтезаторов, встроенных в music production platforms, по  максимуму и обращаться к внешним программам лишь в  крайних случаях.  Absynth  Разработчик: Native Instruments  Сайт: https://www.native­instruments.com  Как и всем продуктам от Native Instruments, Absynth  свойственен некоторый пафос при общении с пользователем,  но, как бы то ни было, это не сказывается на возможностях  программы: 9 источников звука, более 1000 пресетов, 14 типов  фильтров, множество эффектов, включающих в себя  реверберацию, echo, pipe, mutli­tap.П.С.: "Один из лучших синтезаторов на рынке. Absynth ­ это  решение "все в одном", позволяющее действительно творить  чудеса".  Minimosta  Разработчик: Gmedia Software  Сайт: https://www.gmediamusic.com  Это одна из многих софтверных версий популярного  аналогового синтезатора Minimoog. Перечислить все  характеристики этой программы одним абзацем нереально,  поэтому приведем слова разработчиков, так характеризующих  свое творение: "эмулятор Minimoog на стероидах". От  конкурентов его отличает правильный, на наш взгляд, подход:  не простое копирование оригинала, а заметное расширение его  возможностей.  П.С.: "Главный плюс очевиден: в качестве фундамента  используется классный аналоговый синтезатор, но помимо  этого можно автоматизировать практически каждый элемент".  impOSCar  Разработчик: Gmedia Software  Сайт: https://www.gmediamusic.com  Еще один синтезатор от Gmedia. Еще одна переработка. Только  на сей раз в роли "предка" выступает OSCar, выпущенный в 80­х годах и использовавшийся в работе такими грандами, как  Ultravox, Jean­Michel Jarre, Stevie Wonder, Underwold и Orbital.  Все хорошее составлено и, как обычно, дополнено.  П.С.: "Очень простой, но в то же время при грамотном  использовании может дать неожиданные результаты".Vanguard  Разработчик: ReFX  Сайт: https://www.refx.net  Функционально богатый с первого взгляда синтезатор на  поверку оказывается пригодным лишь в ограниченном  количестве случаев, связанных с производством определенного  типа электронной музыки, но зато там он показывает себя  настоящим чемпионом.  П.С.: "Хороший трансовый синтезатор".  Music production platforms  После того как мы нашли и подготовили все необходимые  сэмплы, наступает время организовывать их в мелодии или  ритмы. Тут нам понадобится секвенсор для создания  музыкальных рисунков (паттернов, "patterns") и микшер для  построения композиции из получившихся рисунков. Об этом  стоит рассказать чуть подробнее.  Во­первых, рисунки ­ это крайне удобный и даже могучий в  некотором смысле подход к музыкальному творчеству. Он  хорошо знаком программистам, но для композитора, только что столкнувшегося с компьютером, в новинку. Имея дело с  музыкальным ПО, нам всегда приходится разбивать  композицию, условно говоря, на слои. Затем мы оперируем  этими слоями, смешиваем их и видоизменяем.  Во­вторых, говоря "микшер", мы имеем в виду как раз  смешивание слоев, а не работу с записанными в студииаудиотреками.  По сложившейся традиции, на базе секвенсора и микшера с  добавлением везде разного количества функциональных  надстроек обычно разрабатываются большинство music  production platforms, с помощью которых можно работать, не  обращаясь к другому ПО вообще. Хоть все продукты в этом  сегменте рынка концептуально очень похожи, тем не менее, они  разнятся, причем не только арсеналом дополнительных утилит,  но и реализацией базовых частей.  FL Studio  Разработчик: ImageLine Software  Сайт: https://www.flstudio.com  Этот продукт не нуждается в представлении, ибо является  одной из самых распространенных платформ; о ней знает  каждый, имеющий хоть какое­то отношение к миру  компьютерной музыки. Продается в нескольких комплектациях. Цена варьируется от $49 до $449, а желающим предлагается  скачать демо­версию, которая не имеет функциональных  ограничений за исключением запрета на сохранение проектов.  П.С.: "Известная Fruity Loops ­ одна из популярнейших  платформ музыкального производства. С ее помощью можно  решить как простые, так и максимально комплексные задачи.  Ввиду дружелюбного интуитивного интерфейса Fruity Loops  является идеальным вариантом для новичков, с помощью него  легко осваиваются все фундаментальные принципы работы в  области музыкального продакшена".Live  Разработчик: Ableton  Сайт: https://www.ableton.com  От характеристик этого монстра особо впечатлительные  личности рискуют упасть в обморок. Live дает возможность  пользователям не просто заниматься сочинением музыки, а  контролировать все мелочи, при этом не скатываясь в  многочасовое кручение рычажков. Кроме этого, Live крайне  востребован у людей, исполняющих электронную музыку на  концертах, благодаря концепции работы с композициями в  реальном времени.  П.С.: "Это случай, когда человек бросает вызов своей  креативности. По­другому не скажешь. Live предлагает  совершенно иной подход к компьютерному творчеству, имея в  качестве основной концепции "живое" создание музыки.  Правда, я бы рекомендовал браться за Live, только обладая  некоторым опытом, иначе ничего путного не выйдет".  Reason  Разработчик: Propellerheads Software  Сайт: https://www.propellerheads.se  Суть этой программы можно передать словосочетанием  "рабочая станция". Весь функционал разбит на девайсы  (devices), которые соединяются между собой с помощью  проводов в буквальном смысле слова. Reason явно придется по  душе тем, кто обожает штекеры, контроллеры и прочий  антураж настоящих студий. Впрочем, остальные тоже смогут по достоинству оценить интересные находки разработчиков.  П.С.: "Очень свежий взгляд на музыкальный продакшен. Ксожалению, своеобразная архитектура программы, давая  интересные преимущества, также накладывает кое­какие  ограничения. На любителя".  Заканчивая тему платформ, добавим, что, наверное, каждый,  кто знаком с компьютером более 10 лет, знает, откуда растут  корни электронной музыки, ­ из трэкеров. На сегодняшний день  в мире существует великое множество представителей этого  программного сословия, и большинство из них бесплатны.  Пожалуй, лучшие трэкеры были написаны еще под DOS, но уже  имеют и Windows­адаптации. Мы рекомендуем обратить  внимание на Milky Tracker (https://www.milkytracker.net) и,  конечно же, Buzz (https://www.buzzmachines.com), который, по  нашему мнению, является лучшим или, по крайней мере, самым  близким к этой заветной цели трэкером.  Post production и эффекты  После того как композиция написана и сделана, приходит черед пост­продакшена, который, если провести параллели с  живописью, является последним мазком в нашей картине.  Порой эта стадия приносит гораздо больше веселья, чем само  придумывание. Можно сидеть и выводить уровни часами до тех  пор, пока не будет достигнуто желаемое звучание.  Из ПО для пост­продакшена мы можем рекомендовать лишь  один продукт ­ Adobe Audition (https://www.adobe.com). Он  вырос из очень популярного когда­то аудиоредактора CoolEdit  производства компании Synthrillium Software, которую в свое  время купила Adobe. Концепция Audition с первого взглядапроста: Photoshop от мира аудио ­ и мы не можем не  констатировать тот факт, что разработчики сделали  действительно многое в данном направлении. Программа  получилась очень стабильной, удобной, с множеством  дополнительных настроек (например, редактор спектра),  хорошо поддается автоматизации.  Пользоваться всевозможными эффектами также лучше во  время пост­продакшена. Это объясняется тем, что они  отбирают слишком много сис­темных ресурсов. Все программы, приведенные ниже, имеют поддержку DX и VST, так что  проблем с их внедрением возникнуть не должно.  Список продуктов, работающих с эффектами, мы намеренно  оставили без описаний, ограничившись лишь мнением Пею  Солакова, так как сухое перечисление характеристик вряд ли  сможет помочь в выборе такого инструмента: все  индивидуально, ­ тем более, что каждая программа имеет демо­ версию.  Waves Diamond Bundle  Разработчик: Waves  Сайт: https://www.waves.com  П.С.: "Включает в себя все распространенные эффекты,  поэтому занимает далеко не самую последнюю позицию среди  конкурентов".  Waves IR1  Разработчик: WavesСайт: https://www.waves.com  П.С.: "Возможно, лучший ревербератор на рынке".  Ozone & Spectron  Разработчик: iZotope Software  Сайт: https://www.izotope.com  П.С.: "iZotope позиционируют себя как лидирующего  разработчика ПО для работы с аудио. В чем­то я готов с ними  согласиться. К использованию рекомендуется".  OHMBoyz  Разработчик: OHMForce  П.С.: "Мой любимый delay".  Spektral Delay  Разработчик: Native Instruments  Сайт: https://www.native­instruments.com  П.С.: "Этот delay предлагает даже большие возможности, чем  предыдущий. Для тех, кому интересны микроскопические  детали звука".  Amplitube  Разработчик: IK Multimedia  Сайт: https://www.ikmultimedia.com  П.С.: "Обязательная программа, если в композиции  планируется использовать гитару".  Analogflux Suite  Разработчик: VoxengoСайт: https://www.voxengo.com  П.С.: "Набор утилит, которые понадобятся в случае, когда  возникнет желание привнести в музыку атмосферу аналоговых  технологий".  Напоследок  Как было обещано, мы с Пею Солаковым формируем ряд  наборов музыкального ПО для разных нужд.  "Бесплатный"  Buzz, свободно­распространяемые VST инструменты и  эффекты, также огромное количество бесплатных сэмплов в  сети.  П.С.: "Идеально подходит для тех, кто желает изучать и делать  компьютерную музыку, не тратя при этом денег".  "Новичок"  FL Studio, Adobe Audition, Voxengo.  П.С.: "Хорош именно для новичков, которые планируют извлечь из процесса не только удовольствие, но и знания. Также  возможно использование в сфере звукового и мультимедиа­ дизайна".  "Электронный гик"  Reason, Adobe Audition, продукты от iZotope.  П.С.: "Подходит людям, интересующимся производством  исключительно электронной музыки. Я рекомендую этот набор  тем, кто хочет делать композиции в стилях house, techno и  r"n"b"."Расширенный"  Live, Adobe Audition, продукты от Waves, продукты от iZotope,  MIDI­контроллер.  П.С.: "Этот набор придется по душе тем, кого увлекает  структурная часть музыкального процесса. При желании можно  добавить Reason или FL Studio".  И в качестве маленького дополнения к любому набору имеет  смысл обзавестись программой Bhajis Loops (Chocopoolp  Software, https://www.chocopoolp.com) для Palm PC, которая  поможет тут же записать родившуюся идею в карманный  компьютер, не рискуя ее забыть.