Музыка Средневековья: какой она была? Церковная музыка и современный рок

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопрос «деления» исторических эпох — неоднозначный, о нем спорят уже не менее века. Но в данном случае проще пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж Средневековья связан с падением Западной Римской империи. Средневековье — огромная историческая эпоха, и сейчас речь пойдет только о Западной Европе. Удивительное дело произошло с музыкой. Во-первых, раннее Средневековье демонстративно не замечало наследия античности. (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел в наш, XXI век).
Иконка файла материала 1.docx
Музыка Средневековья: какой она была? Церковная музыка и  современный рок  Вопрос «деления» исторических эпох — неоднозначный, о нем спорят уже не менее века. Но в данном случае проще  пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж  Средневековья связан с падением Западной Римской империи.  Средневековье — огромная историческая эпоха, и сейчас речь  пойдет только о Западной Европе. Удивительное дело  произошло с музыкой. Во­первых, раннее Средневековье  демонстративно не замечало наследия античности.  (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры  произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к  культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел внаш, XXI век). Во­вторых, на протяжении многих веков музыка звучала только в церкви. То есть единственные сохранившиеся  письменные музыкальные памятники родились в церкви и  известны благодаря церкви. Очевидно, что народная музыка  существовала и как­то взаимодействовала с духовной. Но о  народной музыке известно немного, а светской, видимо,  практически не существовало — она расцвела только через  несколько веков. Как чувствовал себя и воспринимал мир  человек Средневековья? Он нисколько не напоминал человека  античного мира. Человек Средневековья, образно говоря, жил  на пороге Чистилища. Это был глубоко религиозный человек.  И весь характер средневековой культуры, искусства и  образования определяется зависимостью от христианской  церкви. Но раннехристианская церковная музыка не моглапоявиться ниоткуда. Были унаследованы приемы псалмодии из ритуального древнеиудейского пения, склад ряда песнопений  восходит к музыкальным традициям Сирии, Армении и Египта. Воспринимая образцы древней культовой музыки, безвестные  церковные композиторы перерабатывали их, создавая то, что  дошло до наших дней. Но не все остались безвестными.  Некоторые имена первых «композиторов» известны и даже  многим знакомы. До сих пор в некоторых районах (Милан в  Италии) используется так называемое амвросианское пение,  полностью дошел и повсеместно остался (в католицизме)  григорианский хорал — и то, и другое названо по имени двух  крупных церковных деятелей. Епископ и папа Амвросий (ок.  340−397) — епископ, креститель блаженного Августина,  святой католической и православной церкви. АвторитетАмвросия был столь велик, что его «слушались» императоры, а народ приписывал ему многочисленные чудеса, в том числе и  то, что он воскресил умершего мальчика. Как «музыкант»,  святой Амвросий известен созданием так называемого  антифонного пения (используется до сих пор). А также ему  приписывается авторство некоторых гимнов. С одним его  гимном может быть знаком человек, далекий от всех религий  — это гимн Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Дело в том, что  через полторы тысячи лет французский композитор Марк­ Антуан Шарпантье написал свою музыку к словам, а еще через  несколько веков Прелюдия к этому гимну стала музыкальной  заставкой Евровидения (чем сейчас и является). Григорий I  Великий (ок. 540−604) — папа римский, почитается  католической и православной церковью («Двоеслов»).Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви.  А также как основатель григорианского хорала (по его имени)  — традиционного литургического пения римско­католической  церкви. Авторство большинства песнопений приписывается  именно Григорию. Григорианский хорал поют сейчас, он же лег в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он  стал называться cantus planus — кантус планус — «ровное  пение». Из этого «кантус» — песня — родилось слово  «шансон». В конечном итоге весь (католический) мир был  охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения  (с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании). В  настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже  новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной  практики, его используют представители поп­ и рок­культур(Enigma и другие). Один из известных авторов гимнов —  монах Ноткер Заика (840−912 годы). Он считается создателем  около полусотни гимнов­секвенций. Монаху Гвидо  Аретинскому человечество обязано появлению известной нам  записи нот. Судный день — День гнева Многие христианские  хоралы и гимны впоследствии разрабатывались крупнейшими  композиторами, некоторые стали фактически культурным  достоянием человечества. К таким гимнам относится  знаменитый «День гнева» (Dies Irae). Его до сих пор поют как  часть некоторых служб, его активно использовали  композиторы в своем творчестве, его продолжают  использовать поп­музыканты и авторы киномузыки. Автором  гимна считается францисканский монах и поэт Фома  Челанский (это уже XIII век, 1200−1265 годы). Этот гимнможно услышать в музыке Берлиоза, Листа, Верди, Сен­Санса,  Рахманинова — причем, не единожды, Шостаковича. Кого  интересует поп­культура, могут послушать песню «La mort»  Жака Бреля, испанскую рок­группу Dark Moor или испанскую  же Mägo de Oz, немецкую готик­метал­группу Aeternitas,  итальянскую рок­группу Rhapsody of Fire, шведскую блэк­ метал­группу Dissection, голландскую симфоник­метал группу Epica, и так далее. «Где­то в доме (хотя, может, это ему  приснилось) хор запел Dies Irae в кантус плянус». (Пинчон  Томас, американский писатель­постмодернист, лауреат  Национальной книжной премии, роман «V».). Не только  хоралы Средневековья оказали влияние на дальнейшее  развитие музыки. Многие темы и сюжеты оказались  востребованы в дальнейшем. Текст и идея Судного дняактивно использовался в литературе: от Вальтера Скотта и  Гёте до Курта Воннегута и Умберто Эко («Имя розы»). У  Оскара Уайльда есть Сонет «На пение Dies Irae в Сикстинской капелле», в «Призраке оперы» мастера французских  детективов Гастона Леру сам Призрак использует этот гимн.  Средневековые «ужастики» Еще один из наиболее популярных сюжетов — Пляска смерти. Этот аллегорический сюжет из  драмы и живописи перешел позже в музыку и в кинематограф  (Ф. Лист, К. Сен­Санс, М. Мусоргский «Песни и пляски  смерти», Д. Шостакович, рок­группы — в музыке, также  фильмы «Правила игры» Жана Ренуара, «Седьмая печать»  Бергмана, «Рим» Ф. Феллини и так далее). У Стивена Кинга  есть книга «Пляска смерти» («Danse Macabre») о жанре  ужасов. Не от Средневековья ли пришла к нам эта тема в видероманов­ужасов, фильмов ужасов? Также интересен, по­ видимому, спектакль белорусской театральной группы  DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в  стиле карнавальной уличной культуры Средневековья.  Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse  Macabre»). Что касается вообще смеховой культуры  Средневековья — это отдельная тема, она хорошо освещена в  книгах философа М. Бахтина. Человечество всегда любило  посмеяться, в том числе и над тем, что считалось священным.  Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной  обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем  на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался  к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда  подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископПьер Корбейль. Из восточных стран Прибыл к нам осел,  Сильный и красивый, Годный для поклажи. Эй, господин осел,  спойте, Откройте прекрасные уста, Получите вволю овса и  сена. Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не  танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в  музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура  вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только  в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде  рок­ и фолк­музыкантов. Почему — сложный вопрос и особая  тема. Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что  музыка в Восточной Римской империи отличалась от той,  которая сформировалась в Западной Европе.