Вопрос «деления» исторических эпох — неоднозначный, о нем спорят уже не менее века. Но в данном случае проще пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж Средневековья связан с падением Западной Римской империи. Средневековье — огромная историческая эпоха, и сейчас речь пойдет только о Западной Европе. Удивительное дело произошло с музыкой. Во-первых, раннее Средневековье демонстративно не замечало наследия античности. (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел в наш, XXI век).
Музыка Средневековья: какой она была? Церковная музыка и
современный рок
Вопрос «деления» исторических эпох — неоднозначный, о нем
спорят уже не менее века. Но в данном случае проще
пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж
Средневековья связан с падением Западной Римской империи.
Средневековье — огромная историческая эпоха, и сейчас речь
пойдет только о Западной Европе. Удивительное дело
произошло с музыкой. Вопервых, раннее Средневековье
демонстративно не замечало наследия античности.
(Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры
произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к
культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел внаш, XXI век). Вовторых, на протяжении многих веков музыка
звучала только в церкви. То есть единственные сохранившиеся
письменные музыкальные памятники родились в церкви и
известны благодаря церкви. Очевидно, что народная музыка
существовала и както взаимодействовала с духовной. Но о
народной музыке известно немного, а светской, видимо,
практически не существовало — она расцвела только через
несколько веков. Как чувствовал себя и воспринимал мир
человек Средневековья? Он нисколько не напоминал человека
античного мира. Человек Средневековья, образно говоря, жил
на пороге Чистилища. Это был глубоко религиозный человек.
И весь характер средневековой культуры, искусства и
образования определяется зависимостью от христианской
церкви. Но раннехристианская церковная музыка не моглапоявиться ниоткуда. Были унаследованы приемы псалмодии из
ритуального древнеиудейского пения, склад ряда песнопений
восходит к музыкальным традициям Сирии, Армении и Египта.
Воспринимая образцы древней культовой музыки, безвестные
церковные композиторы перерабатывали их, создавая то, что
дошло до наших дней. Но не все остались безвестными.
Некоторые имена первых «композиторов» известны и даже
многим знакомы. До сих пор в некоторых районах (Милан в
Италии) используется так называемое амвросианское пение,
полностью дошел и повсеместно остался (в католицизме)
григорианский хорал — и то, и другое названо по имени двух
крупных церковных деятелей. Епископ и папа Амвросий (ок.
340−397) — епископ, креститель блаженного Августина,
святой католической и православной церкви. АвторитетАмвросия был столь велик, что его «слушались» императоры, а
народ приписывал ему многочисленные чудеса, в том числе и
то, что он воскресил умершего мальчика. Как «музыкант»,
святой Амвросий известен созданием так называемого
антифонного пения (используется до сих пор). А также ему
приписывается авторство некоторых гимнов. С одним его
гимном может быть знаком человек, далекий от всех религий
— это гимн Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Дело в том, что
через полторы тысячи лет французский композитор Марк
Антуан Шарпантье написал свою музыку к словам, а еще через
несколько веков Прелюдия к этому гимну стала музыкальной
заставкой Евровидения (чем сейчас и является). Григорий I
Великий (ок. 540−604) — папа римский, почитается
католической и православной церковью («Двоеслов»).Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви.
А также как основатель григорианского хорала (по его имени)
— традиционного литургического пения римскокатолической
церкви. Авторство большинства песнопений приписывается
именно Григорию. Григорианский хорал поют сейчас, он же лег
в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он
стал называться cantus planus — кантус планус — «ровное
пение». Из этого «кантус» — песня — родилось слово
«шансон». В конечном итоге весь (католический) мир был
охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения
(с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании). В
настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже
новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной
практики, его используют представители поп и роккультур(Enigma и другие). Один из известных авторов гимнов —
монах Ноткер Заика (840−912 годы). Он считается создателем
около полусотни гимновсеквенций. Монаху Гвидо
Аретинскому человечество обязано появлению известной нам
записи нот. Судный день — День гнева Многие христианские
хоралы и гимны впоследствии разрабатывались крупнейшими
композиторами, некоторые стали фактически культурным
достоянием человечества. К таким гимнам относится
знаменитый «День гнева» (Dies Irae). Его до сих пор поют как
часть некоторых служб, его активно использовали
композиторы в своем творчестве, его продолжают
использовать попмузыканты и авторы киномузыки. Автором
гимна считается францисканский монах и поэт Фома
Челанский (это уже XIII век, 1200−1265 годы). Этот гимнможно услышать в музыке Берлиоза, Листа, Верди, СенСанса,
Рахманинова — причем, не единожды, Шостаковича. Кого
интересует попкультура, могут послушать песню «La mort»
Жака Бреля, испанскую рокгруппу Dark Moor или испанскую
же Mägo de Oz, немецкую готикметалгруппу Aeternitas,
итальянскую рокгруппу Rhapsody of Fire, шведскую блэк
металгруппу Dissection, голландскую симфоникметал группу
Epica, и так далее. «Гдето в доме (хотя, может, это ему
приснилось) хор запел Dies Irae в кантус плянус». (Пинчон
Томас, американский писательпостмодернист, лауреат
Национальной книжной премии, роман «V».). Не только
хоралы Средневековья оказали влияние на дальнейшее
развитие музыки. Многие темы и сюжеты оказались
востребованы в дальнейшем. Текст и идея Судного дняактивно использовался в литературе: от Вальтера Скотта и
Гёте до Курта Воннегута и Умберто Эко («Имя розы»). У
Оскара Уайльда есть Сонет «На пение Dies Irae в Сикстинской
капелле», в «Призраке оперы» мастера французских
детективов Гастона Леру сам Призрак использует этот гимн.
Средневековые «ужастики» Еще один из наиболее популярных
сюжетов — Пляска смерти. Этот аллегорический сюжет из
драмы и живописи перешел позже в музыку и в кинематограф
(Ф. Лист, К. СенСанс, М. Мусоргский «Песни и пляски
смерти», Д. Шостакович, рокгруппы — в музыке, также
фильмы «Правила игры» Жана Ренуара, «Седьмая печать»
Бергмана, «Рим» Ф. Феллини и так далее). У Стивена Кинга
есть книга «Пляска смерти» («Danse Macabre») о жанре
ужасов. Не от Средневековья ли пришла к нам эта тема в видеромановужасов, фильмов ужасов? Также интересен, по
видимому, спектакль белорусской театральной группы
DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в
стиле карнавальной уличной культуры Средневековья.
Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse
Macabre»). Что касается вообще смеховой культуры
Средневековья — это отдельная тема, она хорошо освещена в
книгах философа М. Бахтина. Человечество всегда любило
посмеяться, в том числе и над тем, что считалось священным.
Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной
обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем
на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался
к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда
подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископПьер Корбейль. Из восточных стран Прибыл к нам осел,
Сильный и красивый, Годный для поклажи. Эй, господин осел,
спойте, Откройте прекрасные уста, Получите вволю овса и
сена. Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не
танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в
музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура
вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только
в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде
рок и фолкмузыкантов. Почему — сложный вопрос и особая
тема. Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что
музыка в Восточной Римской империи отличалась от той,
которая сформировалась в Западной Европе.