«Музыка в нашей жизни»

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую. Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально-литературных мероприятиях.
Иконка файла материала 1.docx
«Музыка в нашей жизни» Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную,  народную или джазовую. Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для  других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы  слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в  телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально­ литературных мероприятиях. А задумывался ли кто из вас: что такое музыка, какова ее роль в нашей жизни? Слово «МУЗЫКА» в переводе с греческого  буквально означает «искусство муз». В жизни древних греков  музыка занимала большое место. Древние греки верили, что  человек, которого с детства обучали музыке, «не запятнает  себя никаким неблагородным поступком, он будет  полезен себе и Родине».   На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка: в  раннем детстве под ласковые звуки колыбельной ребенок  засыпает, на праздниках звучат веселые песни и танцевальная  музыка, в дни суровой годины труба собирает людей на ратный  подвиг, под звуки торжественного марша Ф. Мендельсона  совершается свадебный обряд, печально и горестно у одра  умирающего звучат плачи­причитания. Все виды искусства – музыка, театр, живопись, литература –  отражают жизнь во всем ее многообразии: рисуют картины  исторического прошлого и современной действительности,реальные события и сказочно­фантастические, рожденные  народной выдумкой, изображают природу и народные  праздники. Художественное отражение в искусстве жизненных явлений  называется содержанием произведения. В разных видах  искусства художественное содержание авторы воплощают по­ разному: художники – краскам, писатели – словами,  композиторы – звуками. Звуки – это своеобразные символы,  графически выраженные нотами. Поэтому музыка – самый  сложный вид искусства. Реальный мир музыка отражает иначе,  чем другие виды искусства, например, живопись. Так,  невозможно в музыке передать зрительно воспринимаемые  образы: портрет человека, неодушевленные предметы. Музыка,  по сравнению с живописью, не имеет наглядности,  конкретности. Напротив, так как музыка пользуется звуками,  то она способна выражать все, что в жизни передается звуками:  пение птиц, шум леса, рокот моря, картины народного  праздника, — то есть образы внешнего мира. Но самое главное могущество музыки – способность передавать внутренний мир человека: его чувства, настроение, то есть  эмоциональное состояние. Музыка непосредственно связанная с миром чувств и переживаний, называется лирической. В  музыкальном искусстве лирика занимает главное место. Понять музыкальное содержание, разгадать творческий замысел  композитора порой очень сложно и на помощь приходят разные  средства. Так, в вокальной музыке – текст, в опере –  сценическое действие и текст. В инструментальной музыке, где  нет слов, содержание раскрывается лишь в музыкальных звуках, и понять его сложнее.Для облегчения восприятия музыкального сочинения,  понимания его содержания композиторы обращаются к  некоторым приемам. Таковыми являются: 1. звукоизобразительные приемы; 2. жанровое подобие; 3. программность. Большое место в музыке занимают картины и образы природы:  веселый щебет птиц, еле уловимый шум леса, грозные раскаты  грома. Для передачи этих явлений природы композиторы  используют звукоизобразительные приемы. К ним относятся  трели в высоком регистре, имитирующие голоса птиц. Пассажи,  напоминающие журчание ручейка, тремоло в низком регистре  вызывают ассоциации с глухой дробью барабана или ударами  грома. Для изображения веселых, праздничных картин из народной  жизни или сдержанно­строгих шествий воинов композиторы  обращаются к другому приему: вводят в произведение танец  или марш, или характерный ритм танца, напевную песенную  мелодию, или ровное движение аккордов, вызывающее у нас  представление о марше. Звучание некоторых элементов  народно­бытовой музыки помогает правильно понять  содержание произведения. Таково действие приема жанрового  подобия. Наконец, самым важным в инструментальной музыке является  программность. Многим своим произведениям авторы  предпосылают названия, например: «Дед Мороз» Р.Шумана, «Подснежник» П. И. Чайковского, авторские  пояснения – программы, раскрывающие содержание  произведения. Например, русский композитор А. К. Лядов в  качестве литературной основы­программы заимствует текст  русской народной сказки, обработанной А. Афанасьевым: «...  Баба Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась  ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и  выехала со двора, пестом погоняет, помелом след  заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья  трещали, сухие листья летели...» Удивительно красочно,  реально воплощается эта программа в пьесе А. К.  Лядова «Баба Яга». Из этого примера видно, что программной  называется такая музыка, где содержание выражено словесно: в  названии, эпиграфе, литературном тексте. Источником  программности могут быть и произведения других видов  искусства, например, живописи и скульптуры. Так,  фортепианный цикл М. П. Мусорского «Картина с  выставки» был создан под впечатлением от выставки русского  художника Гартмана, а пьеса Ф. Листа «Мыслитель» была  написана под впечатлением от скульптурного ансамбля  Микеланджело «Гробница Медичи». Несомненно, одно, каков  бы не был выбор автора, композиторы были убеждены в том,  что название или литературная программ помогут слушателю  понять содержание сочинения и тем самым музыка станет  доступной широким кругам слушателей. Наряду с познавательной музыка выполняет важную  воспитательную роль. Создавая музыкальные произведения,  композиторы воплощают в них высокие гуманистические идеи,  красоту и чистоту помыслов и чувств героя, рассказывают омужественных и благородных поступках, утверждают доброе,  прекрасное и справедливое. Слушая музыку, мы, подчас сами того не замечая, проникаемся  замыслом автора, сопереживаем героям, радуемся и  огорчаемся, впитываем в себя все хорошее и не принимаем,  негодуя, зло и коварство. Таким образом, музыка помогает развивать эстетический идеал, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного,  формировать творческие способности человека. Замечательно  об этом сказал известный композитор И.  Дунаевский: «Наслаждение музыкой – не самоцель, а путь  к внутреннему самосовершенствованию во имя жизни, во  имя ее улучшения».