Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую.
Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально-литературных мероприятиях.
«Музыка в нашей жизни»
Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную,
народную или джазовую.
Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для
других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы
слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в
телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально
литературных мероприятиях.
А задумывался ли кто из вас: что такое музыка, какова ее роль в
нашей жизни? Слово «МУЗЫКА» в переводе с греческого
буквально означает «искусство муз». В жизни древних греков
музыка занимала большое место. Древние греки верили, что
человек, которого с детства обучали музыке, «не запятнает
себя никаким неблагородным поступком, он будет
полезен себе и Родине».
На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка: в
раннем детстве под ласковые звуки колыбельной ребенок
засыпает, на праздниках звучат веселые песни и танцевальная
музыка, в дни суровой годины труба собирает людей на ратный
подвиг, под звуки торжественного марша Ф. Мендельсона
совершается свадебный обряд, печально и горестно у одра
умирающего звучат плачипричитания.
Все виды искусства – музыка, театр, живопись, литература –
отражают жизнь во всем ее многообразии: рисуют картины
исторического прошлого и современной действительности,реальные события и сказочнофантастические, рожденные
народной выдумкой, изображают природу и народные
праздники.
Художественное отражение в искусстве жизненных явлений
называется содержанием произведения. В разных видах
искусства художественное содержание авторы воплощают по
разному: художники – краскам, писатели – словами,
композиторы – звуками. Звуки – это своеобразные символы,
графически выраженные нотами. Поэтому музыка – самый
сложный вид искусства. Реальный мир музыка отражает иначе,
чем другие виды искусства, например, живопись. Так,
невозможно в музыке передать зрительно воспринимаемые
образы: портрет человека, неодушевленные предметы. Музыка,
по сравнению с живописью, не имеет наглядности,
конкретности. Напротив, так как музыка пользуется звуками,
то она способна выражать все, что в жизни передается звуками:
пение птиц, шум леса, рокот моря, картины народного
праздника, — то есть образы внешнего мира.
Но самое главное могущество музыки – способность передавать
внутренний мир человека: его чувства, настроение, то есть
эмоциональное состояние. Музыка непосредственно связанная с
миром чувств и переживаний, называется лирической. В
музыкальном искусстве лирика занимает главное место. Понять
музыкальное содержание, разгадать творческий замысел
композитора порой очень сложно и на помощь приходят разные
средства. Так, в вокальной музыке – текст, в опере –
сценическое действие и текст. В инструментальной музыке, где
нет слов, содержание раскрывается лишь в музыкальных звуках,
и понять его сложнее.Для облегчения восприятия музыкального сочинения,
понимания его содержания композиторы обращаются к
некоторым приемам. Таковыми являются:
1. звукоизобразительные приемы;
2. жанровое подобие;
3. программность.
Большое место в музыке занимают картины и образы природы:
веселый щебет птиц, еле уловимый шум леса, грозные раскаты
грома. Для передачи этих явлений природы композиторы
используют звукоизобразительные приемы. К ним относятся
трели в высоком регистре, имитирующие голоса птиц. Пассажи,
напоминающие журчание ручейка, тремоло в низком регистре
вызывают ассоциации с глухой дробью барабана или ударами
грома.
Для изображения веселых, праздничных картин из народной
жизни или сдержаннострогих шествий воинов композиторы
обращаются к другому приему: вводят в произведение танец
или марш, или характерный ритм танца, напевную песенную
мелодию, или ровное движение аккордов, вызывающее у нас
представление о марше. Звучание некоторых элементов
народнобытовой музыки помогает правильно понять
содержание произведения. Таково действие приема жанрового
подобия.
Наконец, самым важным в инструментальной музыке является
программность. Многим своим произведениям авторы
предпосылают названия, например: «Дед Мороз» Р.Шумана, «Подснежник» П. И. Чайковского, авторские
пояснения – программы, раскрывающие содержание
произведения. Например, русский композитор А. К. Лядов в
качестве литературной основыпрограммы заимствует текст
русской народной сказки, обработанной А. Афанасьевым: «...
Баба Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась
ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и
выехала со двора, пестом погоняет, помелом след
заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья
трещали, сухие листья летели...» Удивительно красочно,
реально воплощается эта программа в пьесе А. К.
Лядова «Баба Яга». Из этого примера видно, что программной
называется такая музыка, где содержание выражено словесно: в
названии, эпиграфе, литературном тексте. Источником
программности могут быть и произведения других видов
искусства, например, живописи и скульптуры. Так,
фортепианный цикл М. П. Мусорского «Картина с
выставки» был создан под впечатлением от выставки русского
художника Гартмана, а пьеса Ф. Листа «Мыслитель» была
написана под впечатлением от скульптурного ансамбля
Микеланджело «Гробница Медичи». Несомненно, одно, каков
бы не был выбор автора, композиторы были убеждены в том,
что название или литературная программ помогут слушателю
понять содержание сочинения и тем самым музыка станет
доступной широким кругам слушателей.
Наряду с познавательной музыка выполняет важную
воспитательную роль. Создавая музыкальные произведения,
композиторы воплощают в них высокие гуманистические идеи,
красоту и чистоту помыслов и чувств героя, рассказывают омужественных и благородных поступках, утверждают доброе,
прекрасное и справедливое.
Слушая музыку, мы, подчас сами того не замечая, проникаемся
замыслом автора, сопереживаем героям, радуемся и
огорчаемся, впитываем в себя все хорошее и не принимаем,
негодуя, зло и коварство.
Таким образом, музыка помогает развивать эстетический идеал,
эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного,
формировать творческие способности человека. Замечательно
об этом сказал известный композитор И.
Дунаевский: «Наслаждение музыкой – не самоцель, а путь
к внутреннему самосовершенствованию во имя жизни, во
имя ее улучшения».