Бетховен, штрихи к портрету Людвиг Ван Бетховен — величайшее явление в мировой культуре. Человечество любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн Европы (Евросоюза) — это музыка Бетховена. Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его жизни — глухоту (а речь идет о музыканте). Образ гениального композитора наполняется своими мифами, что, впрочем, естественно. Незаурядная личность предполагает различные «интерпретации». «Дома Бетховена», Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека. (Ромен Роллан. Жизнь Бетховена).
Музыка XIX века: какой она была?
Бетховен, штрихи к портрету Людвиг Ван Бетховен —
величайшее явление в мировой культуре. Человечество
любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн
Европы (Евросоюза) — это музыка Бетховена.
Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его
жизни — глухоту (а речь идет о музыканте). Образ
гениального композитора наполняется своими мифами,
что, впрочем, естественно. Незаурядная личность
предполагает различные «интерпретации». «Дома
Бетховена», Последуем примеру Бетховена и возродим у
людей веру в жизнь и в самого человека. (Ромен Роллан.
Жизнь Бетховена). Если ктото хочет почитать неакадемическую, а художественную биографию
Бетховена, то он может обратиться к творчеству Ромена
(Ромэна) Роллана (Нобелевский лауреат по литературе).
Ромен Роллан — не только знаменитый писатель, но и
ученыймузыковед. Его перу принадлежат многие книги
о музыке, и несколько посвящены Бетховену («Жизнь
Бетховена»). А прообразом главного героя многотомного
романаэпопеи «ЖанКристоф» стал также Бетховен.
Именно за этот роман Ролан получил Нобелевскую
премию по литературе. Автором еще одной
художественнобиографической книги является чешский
писатель Антонин Згорж. («Один против судьбы»). И
даже без мистического триллера о Бетховене необошлось! (Лесли Кентон. «Сердце Людвига»). Похоже,
что автор сего триллера тот же самый, кто
специализируется на многочисленных книгах о том, «как
избавиться от стресса, целлюлита и всего прочего за 10
дней», теперь перешел от диетологии к мистике. Если
это один и тот же автор, судя по именифамилии, то в
данном случае произошла довольно необычная
«переквалификация». Что касается кинофильмов — то
среди них встречаются и вполне «биографические», и
«фантазийные». Только в последние годы снято немало
фильмов о Бетховене. Только это не тот, который
называется «Бетховен» и всем знаком «по собаке». Это в
целом хорошие фильмы, которые отнюдь не претендуютна биографическую точность. Можно посмотреть
«Бессмертную возлюбленную» (англоамериканский
фильм 1994 года, режиссер Бернард Роуз, в главной роли
Гэри Олдмен). Можно посмотреть «Переписывая
Бетховена» (ГерманияСШАВенгрия, 2006 год,
режиссер Агнешка Холланд, в главной роли Эд Харрис).
Довольно интересен фильм «Eroica» (Англия, 2003 год,
режиссер Саймон Селан Джонс, в главной роли Ян Харт).
Возможно, не стоит смотреть англоитальянскую картину
«Lezione 21» (режиссер Алессандро Барико, 2008 год).
Режиссер здесь — знаменитый писатель, но фильм
получился очень и очень спорный. Наконец,
парадоксальным образом Бетховен представлен и вмультипликации — это образовательные фильмы для
детей («Исторические личности» в США, «Сказки
старого пианино» — Россия). Штрихи к портрету
Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, дата крещения
17 декабря 1770 года. Семья была небогатой, по
происхождению — фламандцы, по роду деятельности —
музыканты. Отец горел желанием сделать из сына
«второго Моцарта», но карьеры концертирующего
виртуозавундеркинда не получилось, зато была
постоянная «муштра» за инструментом. Уже в детстве
Людвиг начинает подрабатывать (школу пришлось
бросить), а в 17 лет принимает на себя ответственность
за семью: работает на постоянном окладе и дает частныеуроки. Отец пристрастился к спиртному, мать рано
умерла, в семье оставались младшие братья. Тем не
менее Бетховен находит время и посещает
вольнослушателем Боннский университет. Там он бывает
на лекциях Евлоrия Шнейдера — будущего якобинца и
комиссара конвента. Вся молодежь была тогда охвачена
революционным порывом, доносящимся из Франции.
Идеалы «свободы, равенства, братства» навсегда
остались идеалами Бетховена — а это предполагало и
большие разочарования в жизни. Удается ему вырваться
в Вену — там он выступает перед Моцартом, который
дает молодому музыканту высокую оценку. Скоро он
переезжает в Вену совсем, впоследствии помогаетперебраться туда и младшим братьям. С этим городом
будет связана вся жизнь Бетховена. В Вене он берет
уроки по специальным предметам, среди его учителей —
Гайдн и Сальери (Сальери посвящены три скрипичные
сонаты Бетховена). Он выступает в салонах венской
аристократии, а потом и в собственных концертах, перед
широкой аудиторией. Пальцы его на клавиатуре
окрестили «демоническими». «Я хочу вцепиться судьбе в
глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не
удастся». (Бетховен. Письма) Уже в молодые годы
Бетховен понял, что глохнет («Вот уже два года, как я
тщательно избегаю всякого общества, потому что не
могу же я сказать людям: „Я глухой!“ Это было бы ещевозможно, будь у меня какаянибудь другая профессия,
но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее».
Бетховен. Письма). Периодические вмешательства
врачей излечения не приносили, глухота
прогрессировала. К концу жизни он уже не слышал
ничего. Но оставался внутренний слух — правда,
услышать «воочию» услышанное внутри было уже
невозможно. А общение с людьми было крайне
затруднено, с друзьями практиковались записи в
«разговорных» тетрадях. Некоторое отторжение от
«мира людей» и объяснимая нелюдимость могли
произойти — но не от мира музыки… Всеслышащий
глухой — так его иногда называли. И он слышал главное:не только музыку, а и идеи, чувства. Он слышал и
понимал людей. «Эту любовь, страданье, упорство воли,
эти чередования уныния и гордости, внутренние драмы
— все это мы находим в великих творениях
Бетховена»… (Роллан). Как определить знаменитую 2ю
часть 7й симфонии? Я лишена слов, чтобы описать эту
музыку. Вероятно, не я одна, судя по тому, как много
она цитируется. Только одних фильмов можно насчитать
пару десятков — и это все хорошие фильмы (например,
«Парад планет»). Известны сердечные привязанности
Бетховена. Но он так и остался одиноким. Кто была его
«бессмертная возлюбленная», письмо к которой было
найдено после смерти композитора, достовернонеизвестно. Один из неожиданных вариантов ответа дает
фильм, упомянутый выше, но эта картина принадлежит к
разряду «фантазийных». К 1814 году к Бетховену
приходит всемирная слава. Начинается Венский конгресс
— после победы над Наполеоном и вступлением войск
России, Австрии и Пруссии в Париж — и начинается
знаменитый мирный Венский конгресс с оперы Бетховена
«Фиделио». Бетховен — европейская знаменитость.
Бетховен зван в императорский дворец на празднество в
честь именин российской императрицы, которой дарит
подарок: написанный им Полонез. Но Бетховен не был
бы Бетховеном, если бы ухватился за благосклонность
властей и подался в придворные музыканты. Слишком онбыл независим и горд. Он был настолько независимым,
что умудрился однажды «поставить на вид» самому Гёте,
перед творчеством которого преклонялся. При их
единственной встрече случился казус: они тут же
столкнулись с семьей императора. Гёте почтительно
склоняется перед императором Францем, а Бетховен с
независимым видом расталкивает свиту и проходит
мимо. «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта
царей», — сказал Бетховен о Гёте. А Гёте также остался
недовольным Бетховеном. Что поделать: два гения, один
— тайный советник и министр фон Гёте, второй —
свободный художник, в грош не ставивший титулы.
Правдивость этой истории иногда оспаривается, но фактостается фактом: в высказываниях друг о друге у
Бетховена и Гёте сквозит недовольство…