Музыка XIX века: какой она была? Бетховен, штрихи к портрету

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бетховен, штрихи к портрету Людвиг Ван Бетховен — величайшее явление в мировой культуре. Человечество любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн Европы (Евросоюза) — это музыка Бетховена. Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его жизни — глухоту (а речь идет о музыканте). Образ гениального композитора наполняется своими мифами, что, впрочем, естественно. Незаурядная личность предполагает различные «интерпретации». «Дома Бетховена», Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека. (Ромен Роллан. Жизнь Бетховена).
Иконка файла материала 1.docx
Музыка XIX века: какой она была?  Бетховен, штрихи к портрету Людвиг Ван Бетховен —  величайшее явление в мировой культуре. Человечество  любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн  Европы (Евросоюза) — это музыка Бетховена.  Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его жизни — глухоту (а речь идет о музыканте). Образ  гениального композитора наполняется своими мифами,  что, впрочем, естественно. Незаурядная личность  предполагает различные «интерпретации». «Дома  Бетховена», Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека. (Ромен Роллан.  Жизнь Бетховена). Если кто­то хочет почитать неакадемическую, а художественную биографию  Бетховена, то он может обратиться к творчеству Ромена  (Ромэна) Роллана (Нобелевский лауреат по литературе).  Ромен Роллан — не только знаменитый писатель, но и  ученый­музыковед. Его перу принадлежат многие книги  о музыке, и несколько посвящены Бетховену («Жизнь  Бетховена»). А прообразом главного героя многотомного романа­эпопеи «Жан­Кристоф» стал также Бетховен.  Именно за этот роман Ролан получил Нобелевскую  премию по литературе. Автором еще одной  художественно­биографической книги является чешский писатель Антонин Згорж. («Один против судьбы»). И  даже без мистического триллера о Бетховене необошлось! (Лесли Кентон. «Сердце Людвига»). Похоже,  что автор сего триллера тот же самый, кто  специализируется на многочисленных книгах о том, «как  избавиться от стресса, целлюлита и всего прочего за 10  дней», теперь перешел от диетологии к мистике. Если  это один и тот же автор, судя по имени­фамилии, то в  данном случае произошла довольно необычная  «переквалификация». Что касается кинофильмов — то  среди них встречаются и вполне «биографические», и  «фантазийные». Только в последние годы снято немало  фильмов о Бетховене. Только это не тот, который  называется «Бетховен» и всем знаком «по собаке». Это в  целом хорошие фильмы, которые отнюдь не претендуютна биографическую точность. Можно посмотреть  «Бессмертную возлюбленную» (англо­американский  фильм 1994 года, режиссер Бернард Роуз, в главной роли Гэри Олдмен). Можно посмотреть «Переписывая  Бетховена» (Германия­США­Венгрия, 2006 год,  режиссер Агнешка Холланд, в главной роли Эд Харрис).  Довольно интересен фильм «Eroica» (Англия, 2003 год,  режиссер Саймон Селан Джонс, в главной роли Ян Харт). Возможно, не стоит смотреть англо­итальянскую картину «Lezione 21» (режиссер Алессандро Барико, 2008 год).  Режиссер здесь — знаменитый писатель, но фильм  получился очень и очень спорный. Наконец,  парадоксальным образом Бетховен представлен и вмультипликации — это образовательные фильмы для  детей («Исторические личности» в США, «Сказки  старого пианино» — Россия). Штрихи к портрету  Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, дата крещения  17 декабря 1770 года. Семья была небогатой, по  происхождению — фламандцы, по роду деятельности —  музыканты. Отец горел желанием сделать из сына  «второго Моцарта», но карьеры концертирующего  виртуоза­вундеркинда не получилось, зато была  постоянная «муштра» за инструментом. Уже в детстве  Людвиг начинает подрабатывать (школу пришлось  бросить), а в 17 лет принимает на себя ответственность  за семью: работает на постоянном окладе и дает частныеуроки. Отец пристрастился к спиртному, мать рано  умерла, в семье оставались младшие братья. Тем не  менее Бетховен находит время и посещает  вольнослушателем Боннский университет. Там он бывает на лекциях Евлоrия Шнейдера — будущего якобинца и  комиссара конвента. Вся молодежь была тогда охвачена  революционным порывом, доносящимся из Франции.  Идеалы «свободы, равенства, братства» навсегда  остались идеалами Бетховена — а это предполагало и  большие разочарования в жизни. Удается ему вырваться  в Вену — там он выступает перед Моцартом, который  дает молодому музыканту высокую оценку. Скоро он  переезжает в Вену совсем, впоследствии помогаетперебраться туда и младшим братьям. С этим городом  будет связана вся жизнь Бетховена. В Вене он берет  уроки по специальным предметам, среди его учителей — Гайдн и Сальери (Сальери посвящены три скрипичные  сонаты Бетховена). Он выступает в салонах венской  аристократии, а потом и в собственных концертах, перед  широкой аудиторией. Пальцы его на клавиатуре  окрестили «демоническими». «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не  удастся». (Бетховен. Письма) Уже в молодые годы  Бетховен понял, что глохнет («Вот уже два года, как я  тщательно избегаю всякого общества, потому что не  могу же я сказать людям: „Я глухой!“ Это было бы ещевозможно, будь у меня какая­нибудь другая профессия,  но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее».  Бетховен. Письма). Периодические вмешательства  врачей излечения не приносили, глухота  прогрессировала. К концу жизни он уже не слышал  ничего. Но оставался внутренний слух — правда,  услышать «воочию» услышанное внутри было уже  невозможно. А общение с людьми было крайне  затруднено, с друзьями практиковались записи в  «разговорных» тетрадях. Некоторое отторжение от  «мира людей» и объяснимая нелюдимость могли  произойти — но не от мира музыки… Всеслышащий  глухой — так его иногда называли. И он слышал главное:не только музыку, а и идеи, чувства. Он слышал и  понимал людей. «Эту любовь, страданье, упорство воли,  эти чередования уныния и гордости, внутренние драмы  — все это мы находим в великих творениях  Бетховена»… (Роллан). Как определить знаменитую 2­ю  часть 7­й симфонии? Я лишена слов, чтобы описать эту  музыку. Вероятно, не я одна, судя по тому, как много  она цитируется. Только одних фильмов можно насчитать пару десятков — и это все хорошие фильмы (например,  «Парад планет»). Известны сердечные привязанности  Бетховена. Но он так и остался одиноким. Кто была его  «бессмертная возлюбленная», письмо к которой было  найдено после смерти композитора, достовернонеизвестно. Один из неожиданных вариантов ответа дает  фильм, упомянутый выше, но эта картина принадлежит к разряду «фантазийных». К 1814 году к Бетховену  приходит всемирная слава. Начинается Венский конгресс — после победы над Наполеоном и вступлением войск  России, Австрии и Пруссии в Париж — и начинается  знаменитый мирный Венский конгресс с оперы Бетховена «Фиделио». Бетховен — европейская знаменитость.  Бетховен зван в императорский дворец на празднество в  честь именин российской императрицы, которой дарит  подарок: написанный им Полонез. Но Бетховен не был  бы Бетховеном, если бы ухватился за благосклонность  властей и подался в придворные музыканты. Слишком онбыл независим и горд. Он был настолько независимым,  что умудрился однажды «поставить на вид» самому Гёте, перед творчеством которого преклонялся. При их  единственной встрече случился казус: они тут же  столкнулись с семьей императора. Гёте почтительно  склоняется перед императором Францем, а Бетховен с  независимым видом расталкивает свиту и проходит  мимо. «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта  царей», — сказал Бетховен о Гёте. А Гёте также остался  недовольным Бетховеном. Что поделать: два гения, один  — тайный советник и министр фон Гёте, второй —  свободный художник, в грош не ставивший титулы.  Правдивость этой истории иногда оспаривается, но фактостается фактом: в высказываниях друг о друге у  Бетховена и Гёте сквозит недовольство…