Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» помнят все. И что за Элемент — тоже понятно, это Любовь. Саундрек фильма включает музыку итальянского композитора Гаэтано Доницетти. А именно — сцену сумасшествия из оперы «Лючия ди Ламмермур». Drimi Shutterstock.com Дива Плавалагуна поет арию «O giusto cielo» из этой оперы. Желающие легко могут в этом убедиться. Опера «Лючия ди Ламмермур», конечно же, про любовь, и с очень большими страданиями.
Музыка XIX века: какой она была? Пятый элемент
музыки Гаэтано Доницетти
Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» помнят все. И
что за Элемент — тоже понятно, это Любовь. Саундрек
фильма включает музыку итальянского композитора
Гаэтано Доницетти. А именно — сцену сумасшествия из
оперы «Лючия ди Ламмермур». Drimi Shutterstock.com
Дива Плавалагуна поет арию «O giusto cielo» из этой
оперы. Желающие легко могут в этом убедиться. Опера
«Лючия ди Ламмермур», конечно же, про любовь, и с
очень большими страданиями. (Кстати, можно
посмотреть фильмоперу «Лючия ди Ламмермур»
украинской студии телевизионных фильмов 1980 года).А в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса
для механического пианино» на протяжении всего
действия звучит одна ария из оперы Доницетти — «Una
furtiva lagrima». Она же служит цементирующим
музыкальным ядром всей заключительной сцены
картины. Почему в современных хороших (не побоюсь
этого слова) фильмах так часто звучит музыка
итальянского композитора XIX века? Вспомним
некоторые биографические факты. Гаэтано Доницетти
Доменико Гаэтано Мариа Доницетти родился 29 ноября
1797 года в подвале небогатого дома в итальянском
городе Бергамо. Семья была бедной, отец служил
хранителем в ломбарде, мать была ткачихой. Гаэтанобыл младшим из трех сыновей. Никакого интереса к
музыке в семье не было, кроме возможной любви всех
рожденных в Италии по факту. Видимо, этим и
объясняется то, что сразу два сына стали
профессиональными музыкантами. Один из старших
братьев Гаэтано — Джузеппе Доницетти, стал
«руководителем всей музыки» при дворе турецкого
султана Махмуда Второго (Джузеппе так и звали:
ДоницеттиПаша). Гаэтано учился в благотворительной
школе при церкви, где его учителем был довольно
известный в то время немецкий композитор,
проживающий в Италии — Симон Майр. Доницетти
хотел сначала писать церковную музыку, но принаставничестве Майра познакомился с оперным
искусством. Музыкальный театр очаровал его сразу и
навсегда. В дальнейшем, где бы он не жил (разные города
Италии, а также Париж и Вена), он писал оперы — их у
него около семидесяти — и серьезные (сериа), и легкие,
комические оперы (буффа)! Это не считая работ в
других жанрах. За не такую уж большую жизнь —
невероятный результат (впрочем, то же относится к
композиторам всех предыдущих эпох и современникам
Доницетти — Россини и Беллини). Писал он
необыкновенно быстро — например, мог начать и
полностью закончить оперу практически за неделю. Это
была работа на заказ, которая требовала концентрациивсех сил. Настоящая работа на износ: ведь речь идет об
огромном произведении из большого количества
отдельных «номеров», музыкальнодраматургических
связок, увертюрой и так далее. Просто гигантское
произведение, целиком состоящее из музыки, которое и
длитсято несколько часов. Все нужно сочинить и
записать. При этом — подавляющее большинство его
опер до сих пор на мировых сценах. Несмотря на
востребованность, успех и фактически прижизненную
славу, Гаэтано Доницетти не обошло и горе. Все
рожденные дети умерли, погибла от холеры жена. Сам
Гаэтано Доницетти резко заболел. Диагнозы разнятся
(раньше очень любили приписывать многим сифилис,который в то время был повсеместно распространен и не
лечился), сейчас варианты разнообразнее, предлагаются
возможные уточнения. Пишу только лишь потому, что в
комментарии часто приходят «как бы правдолюбы»,
которые любят ворошить чужое белье, стараясь все
выкрасить в желтый цвет. Фактически у Доницетти
случился паралич с последующим нервным
расстройством. Сейчас предполагают другие причины
случившемуся, но это отдельная медицинская тема.
Навестившие Доницетти в Париже друзья (среди
которых был великий Джузеппе Верди) решили
перевезти больного в родной город. Там он провел
последние годы во дворце своего друга — баронессыСкотти. Умер Гаэтано Доницетти 8 апреля 1848 года.
Каждую из опер Доницетти можно изучать отдельно. В
данном случае предлагаю ограничиться одной —
«Любовный напиток». И гениальной арией «Una furtiva
lagrima». Любовный напиток Мечта об эликсире любви
не оставляет человечество на протяжении веков. Уж
когда зародилась сама идея о «любовном напитке» —
сказать трудно, наверное, очень давно. Всетаки так
удобно: подсунул комуто испить напитка, и чуть ли не
самая главная проблема в жизни решена. Видимо,
взаимности в лучшем из человеческих чувств часто не
случалось, раз возникла такая идея. Вот и в опере
«Любовный напиток» Гаэтано Доницетти действуетчудодейственный бальзам. Ну конечно, это бутылка
обычного дешевого итальянского вина. Но главное, что
отвергнутый любимой девушкой герой свято верит в
результат. И правильно делает, потому что все
заканчивается хорошо, герой и героиня женятся, к тому
же первый получает большое наследство от неожиданно
умершего дяди. Знакомый сюжет? Слеза украдкой Una
furtiva lagrima (Одна слеза блеснула в ее глазах украдкой.
Каких же еще доказательств искать? Она меня любит.
Да, она меня любит…) Это знаменитая ария из оперы. Ее
поет герой — крестьянин Неморино, заметив, что в
глазах любимой девушки блеснула слезинка. Что же это,
как не любовь? Прямое доказательство. Главное —верить. И хотя опера «Любовный напиток» комическая,
эта ария пронизана таким невероятным, таким
искренним чувством, что сама по себе является
шедевром. Не случайно она звучит во многих
кинофильмах (Михалков, Вуди Аллен и другие
режиссеры). Вот и в михалковском фильме у героини
скатывается украдкой слеза, да не одна, ария из оперы
Доницетти набирает громкость, фактически фильм
заканчивается музыкой. Остаются Доницетти и Карузо…
Эта ария — как сама Любовь, как Пятый элемент нашей
жизни. Если мелодию, гармонию (аккорды), ритм и тембр
рассматривать как четыре первых элементов музыки, то
пятым часто служит любовь. Просто любовь к миру. …есть на свете Доницетти, И Скарлатти есть на свете…
(Тимур Шаов. «По классике тоскуя»). Итальянская
музыка начала XIX века не исчерпывается фамилиями
Россини, Беллини и Доницетти. Творил в то время еще
Саверио Меркаданте. Странным образом, его почти 60
опер в наше время неизвестны и не исполняются. А вот
музыка, которую сочинили его правнуки уже в XX веке
— весьма известна. Эрнесто де Куртис — правнук
Меркаданте и автор знаменитой на весь мир песни
«Вернись в Сорренто». Но неаполитанские песни — это
отдельная большая тема.