Музыка XIX века: какой она была? Пятый элемент музыки Гаэтано Доницетти

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» помнят все. И что за Элемент — тоже понятно, это Любовь. Саундрек фильма включает музыку итальянского композитора Гаэтано Доницетти. А именно — сцену сумасшествия из оперы «Лючия ди Ламмермур». Drimi Shutterstock.com Дива Плавалагуна поет арию «O giusto cielo» из этой оперы. Желающие легко могут в этом убедиться. Опера «Лючия ди Ламмермур», конечно же, про любовь, и с очень большими страданиями.
Иконка файла материала 1.docx
Музыка XIX века: какой она была? Пятый элемент  музыки Гаэтано Доницетти  Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» помнят все. И  что за Элемент — тоже понятно, это Любовь. Саундрек  фильма включает музыку итальянского композитора  Гаэтано Доницетти. А именно — сцену сумасшествия из  оперы «Лючия ди Ламмермур». Drimi Shutterstock.com  Дива Плавалагуна поет арию «O giusto cielo» из этой  оперы. Желающие легко могут в этом убедиться. Опера  «Лючия ди Ламмермур», конечно же, про любовь, и с  очень большими страданиями. (Кстати, можно  посмотреть фильм­оперу «Лючия ди Ламмермур»  украинской студии телевизионных фильмов 1980 года).А в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса  для механического пианино» на протяжении всего  действия звучит одна ария из оперы Доницетти — «Una  furtiva lagrima». Она же служит цементирующим  музыкальным ядром всей заключительной сцены  картины. Почему в современных хороших (не побоюсь  этого слова) фильмах так часто звучит музыка  итальянского композитора XIX века? Вспомним  некоторые биографические факты. Гаэтано Доницетти  Доменико Гаэтано Мариа Доницетти родился 29 ноября  1797 года в подвале небогатого дома в итальянском  городе Бергамо. Семья была бедной, отец служил  хранителем в ломбарде, мать была ткачихой. Гаэтанобыл младшим из трех сыновей. Никакого интереса к  музыке в семье не было, кроме возможной любви всех  рожденных в Италии по факту. Видимо, этим и  объясняется то, что сразу два сына стали  профессиональными музыкантами. Один из старших  братьев Гаэтано — Джузеппе Доницетти, стал  «руководителем всей музыки» при дворе турецкого  султана Махмуда Второго (Джузеппе так и звали:  Доницетти­Паша). Гаэтано учился в благотворительной  школе при церкви, где его учителем был довольно  известный в то время немецкий композитор,  проживающий в Италии — Симон Майр. Доницетти  хотел сначала писать церковную музыку, но принаставничестве Майра познакомился с оперным  искусством. Музыкальный театр очаровал его сразу и  навсегда. В дальнейшем, где бы он не жил (разные города Италии, а также Париж и Вена), он писал оперы — их у  него около семидесяти — и серьезные (сериа), и легкие,  комические оперы (буффа)! Это не считая работ в  других жанрах. За не такую уж большую жизнь —  невероятный результат (впрочем, то же относится к  композиторам всех предыдущих эпох и современникам  Доницетти — Россини и Беллини). Писал он  необыкновенно быстро — например, мог начать и  полностью закончить оперу практически за неделю. Это  была работа на заказ, которая требовала концентрациивсех сил. Настоящая работа на износ: ведь речь идет об  огромном произведении из большого количества  отдельных «номеров», музыкально­драматургических  связок, увертюрой и так далее. Просто гигантское  произведение, целиком состоящее из музыки, которое и  длится­то несколько часов. Все нужно сочинить и  записать. При этом — подавляющее большинство его  опер до сих пор на мировых сценах. Несмотря на  востребованность, успех и фактически прижизненную  славу, Гаэтано Доницетти не обошло и горе. Все  рожденные дети умерли, погибла от холеры жена. Сам  Гаэтано Доницетти резко заболел. Диагнозы разнятся  (раньше очень любили приписывать многим сифилис,который в то время был повсеместно распространен и не  лечился), сейчас варианты разнообразнее, предлагаются  возможные уточнения. Пишу только лишь потому, что в  комментарии часто приходят «как бы правдолюбы»,  которые любят ворошить чужое белье, стараясь все  выкрасить в желтый цвет. Фактически у Доницетти  случился паралич с последующим нервным  расстройством. Сейчас предполагают другие причины  случившемуся, но это отдельная медицинская тема.  Навестившие Доницетти в Париже друзья (среди  которых был великий Джузеппе Верди) решили  перевезти больного в родной город. Там он провел  последние годы во дворце своего друга — баронессыСкотти. Умер Гаэтано Доницетти 8 апреля 1848 года.  Каждую из опер Доницетти можно изучать отдельно. В  данном случае предлагаю ограничиться одной —  «Любовный напиток». И гениальной арией «Una furtiva  lagrima». Любовный напиток Мечта об эликсире любви  не оставляет человечество на протяжении веков. Уж  когда зародилась сама идея о «любовном напитке» —  сказать трудно, наверное, очень давно. Все­таки так  удобно: подсунул кому­то испить напитка, и чуть ли не  самая главная проблема в жизни решена. Видимо,  взаимности в лучшем из человеческих чувств часто не  случалось, раз возникла такая идея. Вот и в опере  «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти действуетчудодейственный бальзам. Ну конечно, это бутылка  обычного дешевого итальянского вина. Но главное, что  отвергнутый любимой девушкой герой свято верит в  результат. И правильно делает, потому что все  заканчивается хорошо, герой и героиня женятся, к тому  же первый получает большое наследство от неожиданно  умершего дяди. Знакомый сюжет? Слеза украдкой Una  furtiva lagrima (Одна слеза блеснула в ее глазах украдкой. Каких же еще доказательств искать? Она меня любит.  Да, она меня любит…) Это знаменитая ария из оперы. Ее  поет герой — крестьянин Неморино, заметив, что в  глазах любимой девушки блеснула слезинка. Что же это,  как не любовь? Прямое доказательство. Главное —верить. И хотя опера «Любовный напиток» комическая,  эта ария пронизана таким невероятным, таким  искренним чувством, что сама по себе является  шедевром. Не случайно она звучит во многих  кинофильмах (Михалков, Вуди Аллен и другие  режиссеры). Вот и в михалковском фильме у героини  скатывается украдкой слеза, да не одна, ария из оперы  Доницетти набирает громкость, фактически фильм  заканчивается музыкой. Остаются Доницетти и Карузо… Эта ария — как сама Любовь, как Пятый элемент нашей  жизни. Если мелодию, гармонию (аккорды), ритм и тембр рассматривать как четыре первых элементов музыки, то  пятым часто служит любовь. Просто любовь к миру. …есть на свете Доницетти, И Скарлатти есть на свете…  (Тимур Шаов. «По классике тоскуя»). Итальянская  музыка начала XIX века не исчерпывается фамилиями  Россини, Беллини и Доницетти. Творил в то время еще  Саверио Меркаданте. Странным образом, его почти 60  опер в наше время неизвестны и не исполняются. А вот  музыка, которую сочинили его правнуки уже в XX веке  — весьма известна. Эрнесто де Куртис — правнук  Меркаданте и автор знаменитой на весь мир песни  «Вернись в Сорренто». Но неаполитанские песни — это  отдельная большая тема.