Музыкальная артикуляция
Термин звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии (кантилена, партаменто, маркато, легато). Звуковедение вместе с голосообразованием входит в понятие вокальной техники.
Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции (articulo (лат.) – расчленяю). Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:
1. как работа органов речи, направленная на произнесение звуков;
2. как одно из средств осуществления фразировки;
Музыкальная и речевая артикуляция объединены естетвенно в пении. Хормейстер может работать в отдельности в каждой из них.
Штриховая техника является элементом артикуляции. Шкала степеней слитности и расчлененности условно разделяется на 3 зоны:
1) слитность звуков – legato;
2) расчлененность звуков – non legato;
3) краткость звуков – staccato;
Каждая из этих зон включает целый ряд градаций.
Штрихи объединяются в группы по определенным признакам:
– звуковысотные (с использованием измененной звуковысотности):
glissando
partamento - пение без фиксированной частоты
– динамические (с использованием динамики):
sf
marcato
marcando
– тембровые: пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные безтекстовая вокализация
Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала.
Катилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.
legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. В нотах не проставляется. Лиги в нотах относятся не характеру звуковедения, а к особенностям подтекстовки или фразировки.
Прием legato трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего legato удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение legato при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает legato, скачкообразное осложняет. Legato может иметь разные градации.
Если при пении на гласные хоровая партия начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.
Если зал обладает свойством реверберации, следует перейти на штрих non legato.
Non legato - сложный штрих, содержит элементы legato и staccato. Звуки теряют свою непрерыность, приобретают относительную самостоятельность. Разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания, во время задержки голос перестраивается на новый звук без “подъезда”, ощущение четкой атаки каждого звука должно сохранится.
Non legato – применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере или для обозначения значительности текста. В работе над такими партитурами, чтобы не получилось однообразного пения по слогам, надо наметить динамику фраз, предложений.
Marcato – выделяя, подчеркивая – штрих более жесткий чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко, степень разная. В хоровой практике используется как средство овладения ритмом произношения, в зависимости от стиля и исполнительной задачи имеет различные градации. Обычно акцент совпадает с сильной долей (если расходится – надо обозначить). Акцент можно достигнуть за счет ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звуков. Акцент бывает 3 видов: метрический, ритмический, фразирующий.
Staccato – отрывисто – мастерство заключается в сокращении продожительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Звуковой поток на staccato трактуется как единая певческая линия на одной певческой позиции. Staccato должно быть упругим и всегда легким, но негромким. Работа над овладением этим штрихом прививает гибкость голосу, точность атаки, уничтожение “подъездов”. Придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Может иметь самые разные градации. Упражнение на staccato тренирует мышцы диафрагмы. Staccatto хорошо активизирует голосовые мышцы, полезно для детской практики. Лучше всего отрабатывать на слог “ку”.
Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности).
Glissando – сользя от звука к звуку (в практике пения церковных хоров применяется только как вокальное упражнение).
Portamento – перенося звук – Прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнтелем, между звуков образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором.
Функции артикуляции.
Музыкальная и речевая арикуляция в пении объединяются. Хормейстер при необходимости работает над каждой.
Артикуляция выполняет целый ряд функций. Главная – расчленение или связывание музыкальной ткани произведения. Иными словами, с помощью артикуляции осуществляется фразировка, что важно для осуществления формы произведения, как высшего проявления исполнительского искусства.
Важным артикуляционным приемом является цезура. Цезурность - это система разделительных обозначений:
1) паузы (частные, мелкие разделительные и более крупные, общие, вплоть до генеральных);
2) дыхание (может быть общим, индивидуальным, цепным и по фразам);
3) собственно цезура(ы) (в узком понимании – специальные разделительные обозначения, короткая люфтпауза. Которая выполняется за счет длительности предыдущей фразы, а не за счет последующей; во время люфтпаузы певец, солист, как правило не берет дыхание, в хоре же лучше добирать дыхание);
4) снятие – укороченные, полные, перетяжки (приемы окончания музыкальных построений, мотивов, фраз, предложений) в одних случаях артикуляционная цезура совпадает с синтаксическим разделением текста, в других – нет, и вводится исполнителем.
Важную роль в музыкальной артикуляции играет система штрихов с их разными градациями.
Артикуляция может выполнять акустическую функцию, помогая привести звучание хора в соответствие с акустикой зала. При реверберации лучше петь не legato, а non legato, которое в этих условиях будет звучать слитно как legato. Паузы в этом случае следует удлинять. Артикуляция сама может вызвать представление об определенной акустике. С помощью marcato типа “эхо” можно создать впечатление отдаленного звучания. Применением legato или non legato, или staccato можно подчеркивать ритмический контраст фраз. Мелкие длительности часто исполняются legato, а крупные – non legato.
Артикуляция может сама подчеркивать интонационную структуру мелодии. Поступательное движение может исполняться legato, а движение по звукам аккорда – non legato.
Артикуляция, а именно штрихи, диктуются характером музыкальной особенности фактуры. На практике штрихи часто используются шаблонно. Так если произведение по характеру певуче, то его поют legato; если энергичное, то поют marcato, шутливое и изящное staccato. В музыке же штрихи могут быть гораздо более разнообразны, но их смена должна оправдываться как особенностями произведения, так и замыслом исполнителя. Если текст произведения дан в переводе, то для его выразительности часто необходим творчески осмысленный подход к артикуляции – где-то следует отказаться от неоправданной цезуры, где-то поменять штрих, т.е. необходимы артикуляционные поправки по сравнению с оригиналом. Музыка с родным исполнителю текстом также требует применения разнообразных артикуляционных средств для преодоления инерции восприятия, для впечатляющей выпуклости фраз, но при этом все нововведения должны быть оправданы логикой развития текста и музыки. Нельзя также забывать о стилистических особенностях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.