Технологическая карта
Урока Музыка
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3 Г
Образовательная программа: «Школа России»
Тема урока: «Э.Григ сюита"Пер Гюнт"»
Цель урока: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Задачи урока:
Дидактические:
-знакомство с новыми музыкальными терминами и явлениями. |
Развивающие: -развитие чувства музыкального стиля; -расширение словарного запаса; -развитие умения слушать и воспринимать музыку; -развитие умения сравнивать и анализировать; -развитие исполнительской культуры. |
Воспитательные:
-воспитание уважения к культурному музыкальному наследию;
-воспитание толерантности к культуре других стран и народов.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знание понятия: сюита, драма.
-умение проводить интонационно-образный анализ, выступать в роли слушателей и исполнителей, узнавать изученные музыкальные сочинения, определение их авторов.
Личностные:
-усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкальноготворчества.
Метапредметные:
Познавательные:
-освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной);
-логические действия, работа с информацией
Регулятивные:
-целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыки и разных форм музицирования;
-коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
Коммуникативные:
-работа в группе;
-расширение представлений учащихся о музыкальной культуре.
Основные понятия: Сюита, драма.
Формы работы на уроке: фронтальная.
Используемые ресурсы: презентация, учебник, раздаточный материал.
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
Организационный момент
|
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока |
Словесный: слово учителя
|
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу урок музыки. -Садитесь. Проверка готовности к уроку -Проверьте свою готовность к уроку( на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник). - Сегодня мы отправляемся в путешествие в необычное место. Здесь всегда праздник. Здесь можно найти новых друзей. Здесь можно услышать новую музыку и узнать много интересного.
|
Приветствуют учителя |
Фронтальная |
|
|
-контроль и коррекция ответов, |
Регулятивные:самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность.
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.
|
Постановкатемы и целей урока.
|
Цель этапа: тренировать навыки, и память, и логику. |
Словесный: фронтальный - целеполагание Словесный: беседа опрос
|
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. -Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.
|
|
Фронтальная,индивидуальная |
|
|
-выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; -выбирать верный ответ задания из предложенных.
|
Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока. Познавательные: постановка и решение проблемы; Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
|
«Открытие» детьми нового знания
|
Цель: познакомить учащихся с новой темой |
Практический: работа с правилом
Словесный-объяснение
Практический: выполнение упражнения из учебника
|
-В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт». Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт» -Что же такое сюита? (в тетрадь) Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру. Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать .Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку. -Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты. -Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» .
|
- В первом выражении единицы, а во втором – сотни.
|
Фронтальный, групповой |
|
|
-проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений; -выбирать верный ответ задания из предложенных.
|
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Личностные: положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.
|
Первичное закрепление.
|
|
Практический-учебно-производственный труд
|
Слушание «Утро»
-О чем рассказывает эта музыка? (о пробуждении природы, о красоте родного края) -Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности? (плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов). |
|
Фронтальный |
|
|
-проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений; -выбирать верный ответ задания из предложенных.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации .
|
Личностные: Понимание ценности здоровья |
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
Цель: закрепление нового материала. |
Практический-карточка |
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов. Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем. Слушание «Танец Анитры» — Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистая, изящная) -Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты) -Как вы думаете какой характера у Анитры? «Красив и грациозен Танец девушки Анитры был. Блеск в очах, восточный пыл… Дом родной Пер позабыл.» Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного. Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! Слушание « В Пещере горного короля» - Как музыка звучала в начале? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно). - Что произошло дальше? (музыка стала звучать быстрее и громче.) - Что это изменилось в музыке (темп и динамика). Слушание «Смерть Озе» ...Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер! ...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает... -Что изображает музыка? -Какой темп? Характер?
|
|
Фронтальный, групповой |
|
|
-выбирать верный ответ задания из предложенных.
|
Регулятивные: Самооценка учебной деятельности.
|
|
Вокально хоровая работа(15-20мин) -слушание песни; -повторение песни.
|
Цель: закрепление нового материала. |
Практический: упражнение |
Слушание «Песня Сольвейг» -За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля. -О чем поет Сольвейг? (Она поет о любви к Перу). -Какое настроение у Сольвейг? (грустное, печальное) -Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала? (подвижная, светлая) А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия? (Эта мелодия передает надежду на встречу).
-Ребята, а теперь давайте вспомним песню, которую мы пели с вами ранее, песня «Дети Земли» Петряшева. (раздам тест песни, включу плюс песни, чтбы дети послушали) -Вспомнили песню? -Но прежде чем мы с вами начнём петь, нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Артикуляционная гимнастика: «Щёчки пожевали», «зубки почистили», «губки и язык покусали» ,губы вытянули и круговыми движениями вправо и влево. Упражнения для красивого тембра голоса: «Протяжные слоги» - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук). «Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке. -А теперь давайте споём её вместе.
|
|
|
|
|
-проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
|
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания.
|
Рефлексия. Итог деятельности |
Цель: подведение итогов темы, чему научились. |
Практический: работа с учебником по плану Словесный: рассуждения детей
|
-С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? -Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом). -Композитор с помощью музыки может рисовать картины. -Что он для этого использует? (Для этого он использует средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).
-Я узнал(а)… -Как вы думаете, в чем же настоящее счастье? (в любви к своим близким, к своей родине)….. -Давайте завершим наш урок красивой и доброй песней. |
-Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальный |
|
|
|
Регулятивные: Самооценка учебной деятельности. Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности.
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.