Музыкально-литературная композиция "Письма из прошлого"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкально- литературная композиция с элементами театрализации , хорошо подобран видеоряб и фонограмма песен , а так же музыкальных композиций В. Гаврилина
Иконка файла материала Музыкально_литературная композиция..docx

Сценарий музыкально – литературной композиции

 «Письма из прошлого»

Разработала

Учиель музыки

МОУ «БурхунскаяСОШ»

Бордова С.Ф.

 

Музыкальный фон.

На сцене появляется девушка в руках конверт, сложенный в треугольник

Девушка:

Однажды, разбирая старые письма, я наткнулась на маленький пожелтевший конверт, адресованный моей бабушке… Это были письмо моего деда с фронта , прочитав которые я поняла, сколько в нём тепла , любви и надежды.

Мой дед вернулся с фронта живым, и их жизнь с бабушкой удалась, она была долгой и счастливой! Но это письмо попавшее ко мне в руки, заставило меня задуматься о судьбах тех людей, кто писал и ждал эти письма в страшные военные годы! Ведь далеко не до каждого адресата они доходили, хотя в этих треугольных конвертах хранилась чя то душевная радость и боль, вера и надежда, счастье и потери. Пусть же сегодня они долетят до нас весточкой из далека, превратившись в целую солдатскую повесть, и передадут нам святую правду о судьбае каждого человека!  (девушка уходит)

На экране видео – письмо «Письмо  с фронта»

Звучит музыкальный фон на сцене лавочки появляются ребята, они общаются между собой. Один мальчик останавливается возле сумки, лежащей на лавке.

Дима: Ребята! Идите сюда быстрей, посмотрите, что я нашёл!

Рита:Ну что там у тебя?

Дима : Вот смотрите( вытаскивает военную сумке с письмами)

Дети начинают разбирать письма,  заставка «Почтальонка» Гаврилина.

Рита: Это же письма! Письма с войны! Как же они уцелели?

Ксения: Послушайте! Если они здесь, значит, до адресатов они так и не дошли.

Алина вскрикивает: А ( закрывает лицо руками)

Дима: Что с тобой, Алина?

Алина: Мне стало больно!

Дима: Ты ударилась?

Алина: Нет просто больно вот здесь (показывает на сердце). Однажды моя бабушка рассказала историю, услышанную от своей мамы о девочке-почтальонке в годы войны, я подумала, что она эту почту могла разносить.

К микрофону подходит Логвинова В. Читает стихотворение «Почтальонка»

Стихи о почтальонке

Ей пятнадцати нет -девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.

Ребятишкам –картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.

В деревнях –старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!
Коли  серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.

Вести черные –похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя –Беда.

Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.

 

Герман: Я понял! Эти письма должны прочитать мы, дети 21 века, и рассказать всем о них! И тогда их герои станут бессмертны! Потому, что они будут жить в каждом из нас! А мы всегда будем помнить о них.

Вика: Читай, пожалуйста, читай!

Герман ( разворачивает конверт, подходит к микрофону читает письмо

Привет, Маруся и семья! Поклон родителям, детишкам!
За письмецо к вам взялся я, пока в боях есть передышка.
Как я? Всё также: бью врагов, как и положено солдату,
а надо – умереть готов за всё, что дорого и свято –
за Дом наш – маленькую Русь, где ты, детишки, батя с мамой…
За это бился я и бьюсь и скоро вновь в атаку встану…

Звучит мелодия песни «Тёмная ночь» на сцене ребята 6 класса. После песни Герман закрывает письмо и кладёт его в вещь мешок.

Муз фон. На сцену выходят Рита и Алина.

Рита: Как же было людям тяжело в военные годы, тем кто воевал и тем. кто находился в тылу! Мы узнали об этом на много позже, по рассказам, книгам, фильиам. Фильмам, в которых рядом всегда слёзы и радость, счастье и любовь, подвиг и мужество!

Алина Наши прадеды вернулись с войны живыми весной 45 года Но тридцать миллионов людей навсегда остались на полях сражения, подарив нам жизнь, взамен отдав свою!

Звучит фон песни «От героев былых времён» на сцене 8 класс исполняют песню.

После песни видео-вставка «Фронтовые письма» небольшой фрагмент у микрофона Герман, Дима, Вика.

Герман: Сколько же судеб были спрятаны в этой сумке. Вот одна из них:

« Здравствуйте, дорогие мои матушка и батя! Ещё немного , ещё чуть - чуть и я буду дома..»

Дима читает стихотворение «Последний бой»

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ

 Последняя ночь перед боем, смертельным для роты.

Притихшие  звёзды, пролились дождём небеса.

Любимым бойцы посвящают прощальные оды

В надежде, что письма, конечно, найдут адреса.

 

В сторонке - комроты, назначен приказом недавно,

Старательно пишет: «Они не пройдут, я клянусь!»

Чтоб мама не плакала, думала только о главном,

В конце приписал: «Я вернусь! Я вернусь! Я вернусь!»

После  Дима закрывает письмо и кладёт его в вещь мешок.

 

Вика: Этот боец обязательно вернётся домой целым и невредимым. И внук его вернётся живым только с другой войны, а я получу от него долгожданное письмо!

Звучит фонограмма песни «Русский парень» на сцене 7 класс

После песни звучит видео-заставка «Фронтовые письма» на сцене появляются ребята.

Рита: Посмотрите , а к этому письму прикреплена фотокарточка. Какая красивая девушка.

( звучит фоновая музыка поворачивает письмо зрителю, подходит к микрофону, читает письмо «Досвидание мальчики»)

( послесварачивает письмо кладёт в вещь мешок на сцене ребята к ним подходит девушка)

Ксения:Здравствуйте ,ребята, можно к вам присесть

Ребята : Конечно

Ксения : А чем это вы так увлечены?

Дима : Мы читаем письма! Письма с фронта!

Ксения: С фронта? Удивительно!Это же очень ценно! В нашей семье тоже есть одна  ценность! Моя сестрёнка никогда с ней не расстаётся . Это кукла – Алёнушка!У неё одна история. Одна жизнь.

( звучит муз. Фон для Вилоры. Выходят Вилора и Женя , в руках у Жени  тряпочная кукла. Вилора читает стихотворение « Алёнушка»)

Алёнушка

Нияра Самкова

Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.

Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.

Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»

« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна -

-Продолжала девочка, рыдая, -
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;

Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.

Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.

Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.

Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.

Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.

Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»

Алина: Какое красивое имя, Алёнушка! Много красивых женских имён в России: Марья, Катюша, Лизавета! Они звучат напевно и плавно, так что песню сложить хочется! И песни о них складывали и пели, их поют и сейчас!

 

(ребята уходят со сцены.  Звучит фоном «Ты ждёшь Лизавета» на сцене 10 класс. После выступления Звучит фоном песня «Катюша» на сцене 5 класс)

( после исполнения песен видео-заставка фрагмент «Письма» выходят ребята участники представления в руках письма, по очереди начинают читать)

Рита:Здравствуй, дорогая моя Машенька! В первых строчках своего письма хочу сказать тебе, что очень тебя люблю!

 

Алина: Привет, сестрёнка! Мы наступаем! Я знаю, Победа близка! Всё будет хорошо!

Дима:Саша ,Нюра, ьратик Ваня! Шлю вам огромный привет из далека!

Вика: Дорогие мама и батя! Простите , что давно не писал! Был в госпитале! Но сейчас со здоровьем всё в порядке1 На волнуйтесь за меня!

Герман: Любимая моя, Дашенька! Посмотри на улице весна! Она прекрасна как ты!

(  фоновая музыка .Ребята закрывают письма и прикрепляют к вещь- мешку , на сцене Алина Пестова и Яна Портнова читают стихотворенье Фронтовые письма»)

Фронтовые письма

Евгений Кабалин

Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Карандашные строчки
на случайных листках
о боях, и о прочем
мимо политрука.
На трёхтонках надсадных,
на бипланах ночных
достигал адресатов
треугольник с войны.
Жили люди в разлуках
от письма до письма.
Эту радость без стука
приносили в дома.

Лишь конверты-квадраты
из бумаги штабной
возвещали о Братских,
опылив сединой.
Рассыпалась из армий
похоронок крупа
о всех тех, кто с плацдармов
в рай солдатский попал,
и по строчкам казённым
растекалась слеза,
как помин вознесённым
высоко в небеса.
Письма нам возвращают
пласт военных времён,
только вот не вмещают
миллионы имён,
миллионы улыбок
нерождённых детей,
многотонную глыбу
горя, бед и смертей.
Почту деда в пакете
с пожелтевшей тесьмой
прочитаю я детям…
И в письме за письмом
мы услышим звучанье
затаённой струны
в треугольниках-чайках
незнакомой войны.

 

 

 

Звучит песня Мартынова « Письмо отца», на сцене Ксения и ребята 9 класса песня микшируется на экране видеоряд Ветеранов Бурхуна «Что бы помнили»

Ксения:  75 лет прошло с тех пор, как вернулись солдаты с войны и мы победили!75 лет мы не слышим звуков бомбёжек и грохота снарядов! 75 лет над нами мирное небо! Но эта повесть в треугольных конвертах долетела до нас сквозь годы, чтобы мы всегда с вами помнили, в сердцах и душах своих помнили, совершая дела и поступки свои – помнили мечтая и любя на этой земле – помнили, кому мы обязаны жизнью!

 

Звучит песня «Победная весна» в исполнении учащимися 9 класса

 

Текст песни «Победная весна»

1.Война разрушила всё

Деревни, сёла, города.

А сколько пoгибло людей

В войну тогда

 

С винтовками шли на врага,

А за станками мальчишки стояли,

И жёны ушедших бойцов

Страдали. Надеялись. Ждали.

 

Припев:

 

Будь, будь!

Россия моя - будь!

Героев своих не забудь!

Их по именам знай!

И не забывай

       

 

2.В боях полегли деды,

В боях полегли отцы,

В боях полегли сыны,

Ой, добрые молодцы...

 

Кто уж имел детей,

А кто только был влюблён,

Лежат во сырой земле

С именами... и без имён...

3.Мы будем вспоминать

Героев тех времён,

Кто жизни не жалел,

Забыв покой и сон

 

Тех, кто пришёл домой

Цел и невредим,

Кто знал, что ждут его

И знал, что победим!

 

 

Текст песни «Победная весна»

1.Война разрушила всё

Деревни, сёла, города.

А сколько пoгибло людей

В войну тогда

 

С винтовками шли на врага,

А за станками мальчишки стояли,

И жёны ушедших бойцов

Страдали. Надеялись. Ждали.

 

Припев:

 

Будь, будь!

Россия моя - будь!

Героев своих не забудь!

Их по именам знай!

И не забывай

        II

В боях полегли деды,

В боях полегли отцы,

В боях полегли сыны,

Ой, добрые молодцы...

 

Кто уж имел детей,

А кто только был влюблён,

Лежат во сырой земле

С именами... и без имён...

     III

Мы будем вспоминать

Героев тех времён,

Кто жизни не жалел,

Забыв покой и сон

 

Тех, кто пришёл домой

Цел и невредим,

Кто знал, что ждут его

И знал, что победим!

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru