2
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.
Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».
3
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.
4
по методике Карла Орфа решаются следующие задачи:
Развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений;
Развитие у детей коммуникативных навыков, умения договариваться, согласовывать свои действия;
Развитие чувства ответственности, умения взять инициативу на себя;
Привитие умения слушать друг друга и себя не только во время музицирования;
Развитие способности радоваться успеху другого, помогать другому;
Развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятия музыки, создание слушательского опыта;
Освоение игры на ударных инструментах, инструментах детского оркестра;
Исполнение песенок, попевок, сочинение мелодий на основе заданного текста;
Приобретение навыков игры в ансамбле (музицирование).
5
Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, имена, рифмы.
Для пения используются маленькие песенки-бусинки, которые поются без аккомпанемента фортепиано – с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов – ксилофонов, металлофонов и разнообразных шумовых. Мелодии состоят из простейших «интонаций-кубиков».
Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинатных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музицирование.
6
ДОСТОИНСТВА ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
Развитие слуха, восприятия;
Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
7
«Звуки стихий»
1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.
2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
8
«Маша шла»
Маша шла, шла, шла. Апельсин нашла.
Апельсин какой? Апельсин большой!
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— меняем имя;
— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;
— соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
9
Система К.Орфа «Элементарное музицирование»
10
Особым методом обучения и воспитания К.Орф сделал импровизацию. «Импровизации – это не только уроки музыки, это уроки жизни. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять» ( И.Карлей)
Главная функция элементарной музыки – творческое самопознание и самовыражение.
15
ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОЙ МЕТОДИКИ:-Для организации музыкальных занятий совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование.-Благодаря своей универсальности и экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками раннего развития.-Она может быть приспособлена к любым национальным условиям, что позволяет использовать лучшие образцы народной культуры.-Учитывает индивидуальные особенности, навыки, потребности, способности ребенка.-Закладывает огромный потенциал в развитие детей раннего возраста и его дальнейшую творческую деятельность.-Малыши могут творить, создавать новые образы, хорошо и быстро ориентироваться в новом материале, а так же радоваться успехам.-Они учатся общаться со сверстниками, вступать в контакт, становятся более активными, эмоциональными и толерантными, т.е. социально адаптированными.
16
На комплексных музыкальных занятиях у детей развиваются: МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.
17
ЧУВСТВО РИТМА.Движения и ритм неразрывно связаны между собой. Когда ребенок исполняет простейшие движения под музыку: притопывание, хлопки, щелчки, играет на шумовых инструментах (бубенчики, маракасы, кастаньеты, барабанчики и т.д), то он закладывает хорошую ритмическую базу, которая пригодится ему на всю жизнь. Ведь основа любого вида танцев и игра на любых инструментах - чувство ритма. При этом вырабатывается скорость реакций, а так же умение ждать и находить момент вступления.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Способствуют развитию чувства ритма и правильной артикуляции, выразительности речи, расширению словарного запаса. Дети учатся владеть родным языком, посредством приобщения к народному фольклору.
18
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.Образное мышление очень необходимо для исполнения любой музыки, потому что, исполняя музыку, дети «погружаются» в образ, исполняя доступные для них пантомимы, актерские этюды, тем самым открывается заложенный в каждом ребенке артистизм.
ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Помогает ощутить гармонию звучания поэзии и музыки. Детки с удовольствием будут заучивать стихи, а впоследствии стараться читать их выразительно, осознавая связь слова и музыки. Так развивается элементарный музыкальный театр.
ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ
учат детей взаимодействовать между собой, совершенствуя ранее приобретенные навыки владения ритмом, темпом, динамикой. Так легко развивается чувство ансамбля.
19
МУЗЫКАЛЬНО–ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.