Музыкально-педагогическая концепция К.Орфа

  • pptx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала К.Орф.pptx

Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа

2

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. 

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

3

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. 

4

по методике Карла Орфа решаются следующие задачи:
Развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений;
Развитие у детей коммуникативных навыков, умения договариваться, согласовывать свои действия;
Развитие чувства ответственности, умения взять инициативу на себя;
Привитие умения слушать друг друга и себя не только во время музицирования;
Развитие способности радоваться успеху другого, помогать другому;
Развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятия музыки, создание слушательского опыта;
Освоение игры на ударных инструментах, инструментах детского оркестра;
Исполнение песенок, попевок, сочинение мелодий на основе заданного текста;
Приобретение навыков игры в ансамбле (музицирование).

5

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.
       Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, имена, рифмы.
    Для пения используются маленькие песенки-бусинки, которые поются без аккомпанемента фортепиано – с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов – ксилофонов, металлофонов и разнообразных шумовых. Мелодии состоят из простейших «интонаций-кубиков».
    Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинатных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музицирование.

6

ДОСТОИНСТВА ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
Развитие слуха, восприятия;
Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

7

«Звуки стихий»
1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и  начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.
2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

8

«Маша шла»
Маша шла, шла, шла. Апельсин нашла.
Апельсин какой? Апельсин большой!
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— меняем имя;
— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;
—  соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

9

Система К.Орфа «Элементарное музицирование»
Элементарная музыка – это не музыка сама по себе : она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику.
Элементарные движения – шаг, бег, повороты, прыжки, кружения….
Элементарные инструменты – человеческое тело (щелчки, притопывания, хлопки, шлепки…) и простейшие ударные и шумовые инструменты (барабаны, ксилофоны, кастаньеты, маракасы…).
Элементарные тексты – простейшие поэтические формы – считалки, попевки, загадки, народный фольклор.

10

Особым методом обучения и воспитания К.Орф сделал импровизацию. «Импровизации – это не только уроки музыки, это уроки жизни. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять» ( И.Карлей)
Главная функция элементарной музыки – творческое самопознание и самовыражение.

11

12

13

14

15

ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОЙ МЕТОДИКИ: -Для организации музыкальных занятий совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование. -Благодаря своей универсальности и экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками раннего развития. -Она может быть приспособлена к любым национальным условиям, что позволяет использовать лучшие образцы народной культуры. -Учитывает индивидуальные особенности, навыки, потребности, способности ребенка. -Закладывает огромный потенциал в развитие детей раннего возраста и его дальнейшую творческую деятельность. -Малыши могут творить, создавать новые образы, хорошо и быстро ориентироваться в новом материале, а так же радоваться успехам. -Они учатся общаться со сверстниками, вступать в контакт, становятся более активными, эмоциональными и толерантными, т.е. социально адаптированными. 
 

16

На комплексных музыкальных занятиях у детей развиваются:   МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.
Если правильно подходить к этому, то даже у годовалых ребятишек можно развить музыкальный слух за 4-6 месяцев. Для этого надо активировать общие слуховые навыки (способность различать высоту, краску различных звуков - музыкальных и внемузыкальных и т.д.), и «настроить» абсолютную высоту звуков у каждого ребенка. Показать детям, что музыка бывает различной по темпу, по ритму, по настроению, тем самым сформировать у ребенка вкус. Эта методика уже дала замечательные результаты среди детей и взрослых, которые раньше вообще  «не попадали в ноты», а теперь поют чисто и уверенно.  

17

ЧУВСТВО РИТМА. Движения и ритм неразрывно связаны между собой. Когда ребенок исполняет простейшие движения под музыку: притопывание, хлопки, щелчки, играет на шумовых инструментах (бубенчики, маракасы, кастаньеты, барабанчики и т.д), то он закладывает хорошую ритмическую базу, которая пригодится ему на всю жизнь. Ведь основа любого вида танцев и игра на любых инструментах  - чувство ритма.  При этом вырабатывается скорость реакций, а так же умение ждать и находить момент вступления.

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
 Способствуют развитию чувства ритма и правильной артикуляции, выразительности речи, расширению словарного запаса. Дети учатся владеть родным языком, посредством приобщения к народному фольклору.  

18

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Образное мышление очень необходимо для исполнения любой музыки, потому что, исполняя музыку, дети «погружаются» в образ, исполняя доступные для них пантомимы,  актерские этюды, тем самым открывается заложенный в каждом ребенке артистизм. 
ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Помогает ощутить гармонию звучания поэзии и музыки. Детки с удовольствием будут заучивать стихи, а впоследствии стараться читать их выразительно, осознавая связь слова и музыки. Так развивается элементарный музыкальный театр.

ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ
 учат детей взаимодействовать между собой, совершенствуя ранее приобретенные навыки владения ритмом, темпом, динамикой. Так легко развивается чувство ансамбля.

19

МУЗЫКАЛЬНО–ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
 учат детей изображать настроения звуков с помощью спонтанных, элементарных движений – притопов, щелчков, хлопков. Ребенок начинает воспринимать и понимать музыку через движение. Никогда не забудется то, что познано через игру!

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ и УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ. Во время урока ребенок постоянно находится в движении, тем самым совершенствуются координация движений, мелкая и общая моторика, равновесие. Развиваются и укрепляются голосовые связки. Вырабатываются навыки правильного дыхания.  

20

21

22

23

Спасибо за внимание!