МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Оценка 4.9

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Оценка 4.9
Документация
docx
музыка
Детсад
21.11.2018
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Данный материал рассказывает об использовании музыкальным руководителем детского дошкольного учреждения музыкально дидактических игр. Музыкально-дидактические игры как педагогические технологии в деятельности музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения. Виды музыкально-дидактических игр и использование в группах детского сада младшей средней и старшей. Нетрадиционные музыкально-дидактически игры
ВАрзина Маша-методичка 3.docx
Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования Центр развития ребёнка «Малыш» МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. Автор­составитель: Варзина М.Ю. Детство ­ это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь,  если   в   нем   царят   счастье,   радость   быть   самим   собой.   Мир   фантазии выдумки   у   детей   связан   с   игрой.   Вовсе   исторические   времена   дети   разных народов   играли   и   играют,   подражая   взрослым,   реализуя   свои   желания   и творческие потребности. Игра,   по   утверждению   психолога   Г.С.   Теплова,­   это   эмоциональная непосредственность   мотивов,   устремлённость   к   цели,   оценка   результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в   окружающий   их   мир.   Сделать   это   вхождение   желанным,   занимательным, значимым ­ задача взрослых. Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют   направленность   на   развитие   познавательных   способностей,   внимания, памяти,   мышления,   творческого   воображения.   Уровень   любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Основное   назначение   музыкально­дидактических   игр   –   формировать   у детей   музыкальные   способности   в   доступной   игровой   форме.   Музыкально­ дидактические   игры   обогащают   детей   новыми   впечатлениями,   развивают инициативу,   самостоятельность,   умение   творчески   мыслить,   помогают   детям разобраться   в   соотношении   звуков   по   высоте,   развивают   певческие   навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Применение   музыкально­дидактических   игр   на   занятии   дает возможность провести   его   наиболее   содержательно.   В   игре   дети   быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально­ритмических движений. Музыкально­дидактические   игры   должны   быть   просты   и   доступны, красочно   оформлены,   интересны   и   привлекательны,   такие   игры   вызывают желание   у   детей   играть,   петь,   слушать   музыку,   танцевать.   Музыкально­ 1 дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и  народных   музыкальных  произведений   вызывают   интерес   ребенка   к  музыке, формируют эмоционально­положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие   положительно   влияет   на   формирование   предпосылок   к   занятиям различными   видами   музыкальной   деятельности,   именно   поэтому   необходима помощь музыкально­дидактических игр. Музыкально­дидактические   игры   стимулируют   певческую   активность   и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение   взрослого   благотворно   влияет   на   мелодический   слух   ребенка,   а чередование   пения   и   музыки   в   аудиозаписи   придает   играм   особую эмоциональную   насыщенность,   позволяет   концентрировать   внимание   ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально­игровой деятельности.  Организуя   музыкально­дидактические   игры   нужно   предоставлять   детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям,   тем   они   сознательнее,   отзывчивее,   добросовестнее   относятся   к поручениям.   Предлагаем   вам   некоторые   музыкально­дидактические   игры   на развитие   у   детей   певческих   навыков,   восприятия   музыки   и   развития музыкального слуха. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА. Игра ­ оптимальное психолого­педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Элькони: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель­ удовольствие от игры ­ «Хочу.» Вторая цель ­ выполнять правила игры ­ «Надо». Третья цель ­ творческое выполнение игровой задачи ­ «Могу». Таким образом, складывается   основной   механизм   игры   «Хочу!   Надо!   Могу!»,   влияющий   на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля. В   условиях   музыкального   занятия   игры   носят   развивающий   характер   и ориентированы   на   овладение   детьми   двигательными   и   интеллектуальными умениями,   сенсорными   способностями,   развитие   навыков   сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. 2 ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ИГРЫ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В ТРЕХ АСПЕКТАХ.  физиологический, Первый   аспект   ­   связан   с   исследованиями В.М.Бехтерева,   И.М.Догеля,   И.М.Сеченова,   И.Р.Тарханова   и   др.,   которые выявили   положительное   влияние   музыки   на   различные   системы   человека. Взаимосвязь   музыки   и   ритмических   движений   повышает   общий   жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно ­ сосудистой, дыхательной, опорно­ двигательной систем, формирует произвольность психических функций. Второй аспект ­ психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально­ личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Третий аспект ­  педагогический.  Посредством  музыки   воспитывается   у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи ­ ритм, динамику, темп, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками   при   проведении   игры.   Создавая   предпосылки   для   дальнейших педагогических  воздействий,  музыка  направляет  слуховое  внимание  детей  на выполнение   условий   и   правил   игры.   Желания,   порывы,   чувство   радости, оживление,   приподнятое   настроение   активизируют   фантазию   ребенка,   его творческие проявления и сопровождают его в каждой игре. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ. Этапы   развития   музыкальной   игры   привели   к   поиску   классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому   управлению   процессом   игры.   Разносторонние   подходы отражали и разнообразные принципы классификации. Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально­ сенсорных   способностей   показала   первостепенную   роль   музыкально­ дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка   этой  группы  игр  была  продолжена  А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной  и нашла практическое применение у педагога­практика Н.Г.Кононовой, которая определила   основную цель   и   назначение   музыкально­дидактических   игр   ­ 3 формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:  Развитие звуковысотного слуха  Развитие чувства ритма  Развитие тембрового и динамического слуха  Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию  Развитие творческой активности  Формирование   нравственных   качеств   личности   (чувство   товарищества, ответственности и др.)  Обогащение новыми впечатлениями. Музыкально­дидактическая   игра   должна   включать   развитие   игровых действий.   Игровое   действие   должно   помочь   ребенку   в   интересной   для   него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально­дидактические   игры   должны   быть   просты   и   доступны, интересны   и   привлекательны.   Только   в   этом   случае   они   становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально­дидактические   игры   должны   быть   красочно   и   интересно оформленными.   Карточки   с   изображением   музыкальных   образов   ­   яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Дети   могут   сами   принять   участие   в   изготовлении   игр,   от   этого   игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми. Музыкально­дидактические   игры   можно   использовать   на   музыкальном   и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях. В своей работе я применяю музыкально­дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально­эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают   требования   программы   по   развитию   певческих   и   музыкально   – ритмических     движений,   а   так   же   в   области   восприятия   музыки.   Иногда музыкально­дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально­дидактических игр. Эти игры имеют 4 обучающий   характер   и   в  доступной   игровой   форме   у   детей   формируются   и развиваются музыкально­творческие способности. Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня ­ одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя  ребенок  напевает незамысловатую   мелодию.   Игры,   используемые   в   процессе   пения,   помогают научить   детей   петь   выразительно,   непринужденно,   брать   дыхание   между музыкальными   фразами,   удерживать   его   до   конца   фразы.   В   работе   над развитием   детского   песенного   творчества   использую   несколько   типов упражнений­игр:  Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)  Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)  Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)  Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)  Петь свои имена;  Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)  Подражать ритмическому звучанию инструментов;  Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)  Сочинение мелодии контрастного характера. В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную   деятельность,   особенно   в   сюжетно­ролевые   игры. Формирование   у   детей   песенного   творчества   оказывает   прямое   влияние   на развитие   воображения,   необходимых нравственных   качеств:   доброжелательности,  внимания   друг   к  другу,  а  также музыкальности в целом.   самостоятельной   деятельности, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять   образы   я   также   часто   обращаюсь   к   музыкально­дидактическим 5 играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Во   время   слушания   музыки   с   детьми   младшего   дошкольного   возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую   игры   «Кого   встретил   колобок»,   «В   лесу»,   «Песня­танец­марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку». Использование музыкально­дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ­ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений   под   музыку.   В   процессе   систематических   занятий   по   движению   у ребят   развивается   музыкально­слуховое   восприятия,   что   необходимо   им   в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально­игрового творчества. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально­дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под   музыку.   С   игрушками   бибабо   детям   интересней   выполнять   движения   в упражнении «Гулять­отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали». Деятельность   старших   дошкольников   отличается   активным   восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять   движения.   Большое   внимание   уделяю   умению   самостоятельно действовать   под   музыку:   придумывать   отдельные   движения   или   танец, используя   знакомые   плясовые   движения.   Творческие   задания   сочетаю   с игровыми   моментами.  («Ах   ты,   Ваня­Ванечка»).   Игровая   форма   разучивания движений   помогает   ребенку   правильно   выполнить   ритмический   рисунок,   в начале   простой,   а   потом   более   сложный.   С   первых   занятий   необходимо развивать   в   детях   стремление   самостоятельно   с   творческими   элементами выразительности двигаться под музыку. Таким   образом,   музыкально­дидактические   игры   оказывают   большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого   подхода   к   выполнению   задания.   Музыкально   ­   ритмическая 6 деятельность   детей   проходит   более   успешно,   если   обучение   элементам танцевальных   движений   осуществляется   в   сочетании   с   музыкально­ дидактическими играми. МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. В   образовательной   области   «Музыка»   большое   значение   уделяется развитию   музыкально­творческих   способностей   детей.   Поэтому   необходимо постоянно   пополнять   и   развивать   музыкально­предметную   среду,   как   в музыкальном   зале,   так   и   в   групповых   комнатах.   Музыкально­дидактические игры   используются   на   занятиях   и   в   самостоятельной   деятельности дошкольников. В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно­ тематическим   планированием   в   ДОУ.   Так   же   имеются   информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно   поиграть   с   ребенком   дома,   либо   получить   ответ,   на   любой   вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ Существуют   различные   виды   классификации   музыкально­дидактических игр.     Э.П. Костина разработала настольные музыкально­дидактические игры, которые используются для развития музыкально­сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида: 1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д. 2. Игры,   позволяющие   развивать   ритмическое   чувство   детей,   например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д. 3. Игры   для   развития   тембрового   слуха:   «Музыкальные   инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д. 4. Игры,   развивающие   динамический   слух:   «Громко­   тихо»,   «Кто   самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. 7 5. Настольные музыкально­дидактические игры представлены в определённой последовательности   с   постепенным   усложнением   музыкально­сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко ­ тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной   группе   уже   различаются   четыре   динамических   оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо). Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально­дидактические игры на три вида: 1. Спокойное музицирование. (настольные) 2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут   по   времени   от   момента   выполнения   музыкальных заданий(подвижные). 3. Игры, построенные по типу хороводных. 4. В   играх   первого   вида   предусматривается   статичное   поведение   детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 ­ 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или   иную   картинку,   поднимая   в   соответствии   со   звучанием   произведения флажки разных цветов и т. д. Второй   вид   дидактических   игр   характеризует   динамика   действий.   Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки ­ в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие ­ другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент   игры  ­  физкультурное   соревнование:   одна   подгруппа   детей   догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. В   дидактических   играх   третьего   вида   двигательная   активность   детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра ­ второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего   круга.   Победителями   становятся   дети   того   круга,   которые   точнее реагировали   на   смену   звучания.   Победители   поощряются   исполнением   их желания. Музыкально­дидактическая   игра   всегда   требует   значительной   слуховой сосредоточенности,   которая   и   приводит   к   совершенствованию   процесса 8 развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием,   а   не   автоматически   выполнять   задание.   То   есть   музыкально­ дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели. Одновременно   с   проведением   музыкально­дидактических   игровых упражнений   можно   вводить   в   работу   музыкально­дидактические   задания   на различение   не   только   основных   свойств   звука,   и   средств   музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно­печатный игровой материал,   созданный   руками   воспитателей,   персонажи   кукольного   театра, фланелегра   озвученные   музыкальные   игрушки.   Например,   для   различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по   3   разных   картинки,   тогда   педагог   может   убедиться   в   правильности выполнения   задания.   Если   при   проведении   музыкально   ­   дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно. В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием. Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в   то   же   время   им   следует   выделять   те   или   иные   средства   музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр   народные   мелодии,   фрагменты   авторских   произведений,   сами   сочиняют несложные пьесы. Музыкально­дидактические игры могут также проводиться и без   использования   фортепиано   ­   под   пение,   звуки   различных   музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д. Музыкально­дидактическим материалом игр является:  песни, инструментальные произведения;  набор музыкальных инструментов;  наборы музыкальных игрушек. Следует отметить, что кроме музыкально­дидактических игр в практике используются   и   музыкально­дидактические   пособия.   Музыкально­ дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как   на   занятиях,   так   и   в   самостоятельной   деятельности.   Музыкально­ 9 дидактические   пособия  в  основном  применяются   на  занятиях  для   наглядной иллюстрации   отношений   звуков   по   высоте   и   длительности,   для   упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Музыкально­дидактические   пособия   включают   зрительную   наглядность (различные   картинки,   карточки,   передвижные   приспособления   и   т.д.),   а музыкально­дидактические игры  могут не использовать наглядность. Благодаря   своему   разнообразию,   музыкально­дидактические   игры   и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников. Основное   назначение   музыкально­дидактических   игр   и   пособий   – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма,   тембровый   и   динамический   слух;   побудить   к   самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.  Музыкально­дидактические   игры   и   пособия   обогащают   детей   новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально­дидактических игр и пособий в том, что   они   открывают   перед   ребенком   путь   применения   полученных   знаний   в жизненной практике. В   основе   дидактического   материала   лежат   задачи   развития   у   детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально­дидактические   игры   должны   быть   просты   и   доступны, интересны   и   привлекательны.   Только   в   этом   случае   они   становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. 10 Приложение №1 МУЗЫКАЛЬНО­ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 1.«БОЛЬШИЕ  И  МАЛЕНЬКИЕ» Программное   содержание: Учить   детей   различать   короткие   и   долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной. – Большие ноги шли по дороге:               (долгие хлопки) Топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки) Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ! Программное   содержание: По   слуховому   восприятию   учить   детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение   соотносить   свои   действия   с   музыкой   –   способность   прохлопать ритмический рисунок   мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие. Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим. Игровые   действия: Отгадывать   длительность   звуков,   прохлопывать   их соответственно. Игровая цель: Угадать первым. 2.«В ЛЕСУ» Программное содержание: Развивать у детей звуко­высотный слух, учить различать   высокие,   низкие   и   средние   звуки.   Развивать   чувство   ритма,   учить различать короткие и долгие звуки. Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того,   как   дети   достаточно   хорошо   усвоили   это,   им   предлагают   поиграть   и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.  Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку. В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных   зверей:   Долгие   звуки,   когда   шагает   медведь   и   короткие,   когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца. ­Как по лесу у нас             У него соседи­          А на ветке птичка, 11 Зайка прыгает сейчас.      Бурые медведи.       Птичка – невеличка! Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память,   учить   детей   различать   короткие   и   долгие   звуки   по   слуховому восприятию, развивать у детей звуко­высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие. Игровые   правила: Прослушать   музыкальный   фрагмент,   не   мешать отвечать другим и не подсказывать, Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента. Игровая   цель: Угадать   первым,   чтобы   увидеть   соответствующую картинку. 3.«ВЕРТУШКА» Программное   содержание: Развивать   у   детей   представления   об изобразительных возможностях музыки. Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по   –   вращать   ее,   заглянуть   в   окошечко   на   вертушке   и   исполнить   знакомую песню,   соответствующую   появившемуся   в   окошечке   вертушки   изображению; ребенок   должен   объяснить,  почему   он   выбрал   именно   эту   песню,  какие   еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки. Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому   восприятию   соотносить   музыкальные   и   художественные   образы. Развивать   воображение,   умение   представить   картины   реальной действительности, переданные с помощью музыки. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. 4.«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ» Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. Ход   игры: Педагог   исполняет   знакомые   детям   песни   с   разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В  ходе   игры   педагог   исполняет   знакомые   детям   песни   и   предлагает   им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню 12 по   предложенному   педагогом  условному   изображению  ритмического   рисунка мелодии. Программное   содержание: Развивать   ритмическую   и   ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие   и   долгие,   уметь   передавать   ритмический   рисунок   с   помощью ассоциативных элементов: квадраты   и   прямоугольники,   соотносить   таким   образом   мелодию   с графическим изображением. Игровые   правила: Слушать   знакомые   мелодии,   не   мешать   и   не подсказывать другим. Игровые   действия: Отгадывать   песни,   прохлопывать   их   ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот. Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии. 5.«ДО, РЕ, МИ» Программное   содержание: Учить   детей   различать   образный   характер музыки,   соотносить   художественный   образ   с   музыкальным   образом, отражающим явления действительности. Ход   игры: Педагог   исполняет   песню   и   предлагает   ребенку   выбрать картинку,   соответствующую   ей   по   содержанию   художественного   образа,   при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке. Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально­аналитическую деятельность. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые   действия: Выбирать   соответствующее   изображение,   накрывать фишкой. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. 6.«ЗАЙЦЫ» Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили­ были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку 13 «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера. Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально­аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного   характера   (веселую,   плясовую   и   спокойную,   колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки. Игровые   правила: Прослушать   до   конца   мелодию,   не   мешать   отвечать другим. Игровые   действия: Отгадывание   характера   музыки,   выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы. 7.«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?» Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре   и   т.д.   Когда   дети   усвоят   звучание,   какого   регистра   соответствует художественному   образу   каждого   животного,   им   предлагается   поиграть   и определить   на   слух,   какой   персонаж   изображен   в   музыке   и   выбрать соответствующую картинку Программное   содержание: Развивать   музыкальную   память,   учить   детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах:   высоком,   низком,   среднем,   формируя   при   этом   звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Игровые   правила: Прослушать   мелодию   до   конца,   не   мешать   отвечать другим, выбирать соответствующую карточку. Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор   соответствующего   изображения,   можно   самостоятельно   исполнить мелодию в заданном регистре. Игровая цель: Угадать первым. 14 8.«КТО  В  ДОМИКЕ  ЖИВЕТ?» Программное   содержание: Развивать   музыкальную   память,   учить   детей узнавать   знакомые   мелодии   изобразительного   характера,   по   слуховому   и зрительному   восприятию  соотносить   музыкальный   и  художественный   образы. Развивать   звуковысотное   восприятие   музыки   –   умение   различать   высокие   и низкие звуки Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных   регистрах   (в   низком   регистре   и   в   высоком   ),   например,   «Кошка» Александрова.   Когда   дети   научатся   различать   высокие   и   низкие   звуки, передающие   соответственно   образы   детеныша   и   матери,   им   предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти   свои   комнаты.   После   этого   педагог   проигрывает   мелодию   «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые  действия: Отгадывать   мелодию,   выбирать   соответствующее   ей изображение. Игровая цель: Угадать первым. 9.«ЛЕСЕНКА» Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально­ аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию. Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от   отрывистого.   Развивать   представление   об   изобразительных   возможностях музыки Ход   игры: Педагог   исполняет   попевку   «Лесенка»   Е.Тиличеевой.   При повторном   исполнении   предлагает   детям   поиграть:   показать   рукой,   куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее. Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3. 15 Для 7 ступенек:             Для 5 ступенек:           Для 3 ступенек: ­До, ре, ми, фа,             Вот иду я вверх,          Вверх иду, соль, ля, си.                  И спускаюсь вниз.       Вниз иду. (на трезвучии). Ход   игры: Педагог   предлагает   детям   послушать   как   по   музыкальной лесенке   поднимается   маленький   мальчик   и   старая   бабушка,   или   большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты. Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим. Игровые действия: Показ рукой. Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу. 10.«МОРЕ» Программное   содержание: Развивать   у   детей   представление   об изобразительных   возможностях   музыки,   ее   способности   отражать   явления окружающей природы. Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо, громко , не слишком громко , очень громко  и т.д. Через умение соотносить   музыкальный   и   художественный   образы,   развивать   воображение, умение   представить   картины   реальной   действительности,   переданные   с помощью средств музыкальной выразительности. Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского­Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок   с   помощью   карточек   показывает   изменение   характера   музыки   на протяжении всей пьесы. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые  действия: Отгадывать   мелодию,   выбирать   соответствующее   ей изображение. Игровая цель: Угадать первым. 16

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018