МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Оценка 4.9
Документация
docx
музыка
Детсад
21.11.2018
Данный материал рассказывает об использовании музыкальным руководителем детского дошкольного учреждения музыкально дидактических игр. Музыкально-дидактические игры как педагогические технологии в деятельности музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения. Виды музыкально-дидактических игр и использование в группах детского сада младшей средней и старшей. Нетрадиционные музыкально-дидактически игры
ВАрзина Маша-методичка 3.docx
Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного
образования Центр развития ребёнка «Малыш»
МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Авторсоставитель: Варзина М.Ю.
Детство это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю
жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии
выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных
народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и
творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова, это эмоциональная
непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов
деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к
процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей
в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным,
значимым задача взрослых.
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые
имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания,
памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности,
умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
Основное назначение музыкальнодидактических игр – формировать у
детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально
дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают
инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям
разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки,
чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкальнодидактических игр на занятии дает
возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее
усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия
музыки и музыкальноритмических движений.
Музыкальнодидактические игры должны быть просты и доступны,
красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают
желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально
1 дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических
и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке,
формируют эмоциональноположительное отношение к ней. Развитое слуховое
восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям
различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима
помощь музыкальнодидактических игр.
Музыкальнодидактические игры стимулируют певческую активность и
способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком.
Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а
чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую
эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка,
дольше сохранять его интерес к музыкальноигровой деятельности.
Организуя музыкальнодидактические игры нужно предоставлять детям
больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь
детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к
поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкальнодидактические игры на
развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития
музыкального слуха.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА.
Игра оптимальное психологопедагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Элькони: «…игра
влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до
самых сложных».
По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель
удовольствие от игры «Хочу.» Вторая цель выполнять правила игры «Надо».
Третья цель творческое выполнение игровой задачи «Могу». Таким образом,
складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на
личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и
самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и
ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ИГРЫ НА
ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В ТРЕХ
АСПЕКТАХ.
физиологический,
Первый аспект
связан с исследованиями
В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова и др., которые
выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный
тонус, регулирует деятельность сердечно сосудистой, дыхательной, опорно
двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально
личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических,
коммуникативных нарушений.
Третий аспект педагогический. Посредством музыки воспитывается у
ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать
социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают
средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи
ритм, динамику, темп, высоту.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между
сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших
педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на
выполнение условий и правил игры. Желания, порывы, чувство радости,
оживление, приподнятое настроение активизируют фантазию ребенка, его
творческие проявления и сопровождают его в каждой игре.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации
детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к
педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы
отражали и разнообразные принципы классификации.
Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально
сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально
дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем
разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и
нашла практическое применение у педагогапрактика Н.Г.Кононовой, которая
определила основную цель и назначение музыкальнодидактических игр
3 формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед
ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие
задачи:
Развитие звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Развитие тембрового и динамического слуха
Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
Развитие творческой активности
Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества,
ответственности и др.)
Обогащение новыми впечатлениями.
Музыкальнодидактическая игра должна включать развитие игровых
действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него
форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и
действовать с ними.
Музыкальнодидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкальнодидактические игры должны быть красочно и интересно
оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов яркими,
художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры
становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкальнодидактические игры можно использовать на музыкальном и
других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же
на праздниках и развлечениях.
В своей работе я применяю музыкальнодидактические игры в соответствии
с учетом общих задач музыкальноэстетического воспитания и провожу их по
заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность
провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее
усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально –
ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда
музыкальнодидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично
в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу
развлечение с использованием музыкальнодидактических игр. Эти игры имеют
4 обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и
развиваются музыкальнотворческие способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных
группах, начиная с первой младшей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В
ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня одна
из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает
незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают
научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над
развитием детского песенного творчества использую несколько типов
упражненийигр:
Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные
лесенки»)
Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
Петь свои имена;
Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
Подражать ритмическому звучанию инструментов;
Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?»,
«Что ты хочешь, кошечка?»)
Сочинение мелодии контрастного характера.
В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою
самостоятельную деятельность,
особенно в сюжетноролевые игры.
Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на
развитие воображения,
необходимых
нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также
музыкальности в целом.
самостоятельной деятельности,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В
ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог
сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкальнодидактическим
5 играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз
слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста
используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться»
с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки,
которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста
использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песнятанецмарш»,
«Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».
Использование музыкальнодидактических игр во время слушания музыки,
способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В
ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных
движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у
ребят развивается музыкальнослуховое восприятия, что необходимо им в
самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевальноигрового
творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому
для малышей использую в музыкальнодидактических играх различные игрушки,
с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий
под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в
упражнении «Гулятьотдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием
музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно
выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно
действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец,
используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с
игровыми моментами. («Ах ты, ВаняВанечка»). Игровая форма разучивания
движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в
начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо
развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами
выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкальнодидактические игры оказывают большую
помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать»,
«Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят
творческого подхода к выполнению задания. Музыкально ритмическая
6 деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам
танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально
дидактическими играми.
МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется
развитию музыкальнотворческих способностей детей. Поэтому необходимо
постоянно пополнять и развивать музыкальнопредметную среду, как в
музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкальнодидактические
игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с
детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами
детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с
детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно
тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные
консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры
можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос,
касающийся музыкального воспитания детей в семье.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Существуют различные виды классификации музыкальнодидактических
игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкальнодидактические игры,
которые используются для развития музыкальносенсорных способностей. Она
разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников.
Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые
собачки» и т.д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например:
«Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты»,
«Угадай, на чём играю» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко тихо», «Кто самый
внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
7 5. Настольные музыкальнодидактические игры представлены в определённой
последовательности с постепенным усложнением музыкальносенсорных
задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети
учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков
(громко тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в
подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка
(громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкальнодидактические игры на три вида:
1. Спокойное музицирование. (настольные)
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости
отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных
заданий(подвижные).
3. Игры, построенные по типу хороводных.
4. В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей,
разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении
быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания
подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 3 детьми, награждается
фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту
или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения
флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра
похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание
музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки в пространстве
групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие другая, а первая
останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий
момент игры физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет
другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей
ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив
(круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки
среднего регистра второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети
третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее
реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их
желания.
Музыкальнодидактическая игра всегда требует значительной слуховой
сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса
8 развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время
должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или
действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально
дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не
достигает своей цели.
Одновременно с проведением музыкальнодидактических игровых
упражнений можно вводить в работу музыкальнодидактические задания на
различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной
выразительности. При этом следует использовать настольнопечатный игровой
материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра,
фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения
бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с
изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет
звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда
будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться
по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности
выполнения задания. Если при проведении музыкально дадактических
упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине
учебного года все они выполняют верно.
В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.
Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых
разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и
в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной
выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких
игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют
несложные пьесы. Музыкальнодидактические игры могут также проводиться и
без использования фортепиано под пение, звуки различных музыкальных
инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.
Музыкальнодидактическим материалом игр является:
песни, инструментальные произведения;
набор музыкальных инструментов;
наборы музыкальных игрушек.
Следует отметить, что кроме музыкальнодидактических игр в практике
используются и музыкальнодидактические пособия.
Музыкально
дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые
правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми,
как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально
9 дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной
иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения
детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных
средств.
Музыкальнодидактические пособия включают зрительную наглядность
(различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а
музыкальнодидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкальнодидактические игры и
пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.
Основное назначение музыкальнодидактических игр и пособий –
формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме
помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство
ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным
действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкальнодидактические игры и пособия обогащают детей новыми
впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к
восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкальнодидактических игр и пособий в том,
что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в
жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей
музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для
него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем
и действовать с ними.
Музыкальнодидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
10 Приложение №1
МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие
звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и
повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать
короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и
маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
– Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей
различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память,
умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать
ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое
восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их
соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
2.«В ЛЕСУ»
Программное содержание: Развивать у детей звуковысотный слух, учить
различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить
различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после
того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и
угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в
низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.
Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов
различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда
прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить,
кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или
зайца.
Как по лесу у нас У него соседи А на ветке птичка,
11 Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую
память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому
восприятию, развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие и
низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать
отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую
картинку.
3.«ВЕРТУШКА»
Программное содержание: Развивать у детей представления об
изобразительных возможностях музыки.
Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку,
по – вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую
песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению;
ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще
песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление
детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и
слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы.
Развивать воображение,
умение представить картины реальной
действительности, переданные с помощью музыки.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
4.«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ»
Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей
в определении ритмического рисунка мелодии.
Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным
ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает
детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием
квадратов, обозначающих долгие звуки.
В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им
выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню
12 по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка
мелодии.
Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную
память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков:
короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью
ассоциативных элементов:
квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с
графическим изображением.
Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не
подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический
рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.
Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.
5.«ДО, РЕ, МИ»
Программное содержание: Учить детей различать образный характер
музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом,
отражающим явления действительности.
Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать
картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при
этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на
ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает
детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую
изображению на картинке.
Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие,
учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный
образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая
при этом музыкальноаналитическую деятельность.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать
фишкой.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
6.«ЗАЙЦЫ»
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении
характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили
были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку
13 «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им
колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям
угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями
(дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное
музыкальноаналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку
различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную).
Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать
другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки,
выбор
соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.
7.«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?»
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах
(высоком, среднем, низком).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее
персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие
мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком
регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание, какого регистра соответствует
художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и
определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать
соответствующую картинку
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей
.узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных
регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное
восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным
по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать
другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента,
выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить
мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
14 8.«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей
узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и
зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы.
Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и
низкие звуки
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в
разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка»
Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки,
передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается
поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут
мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли
погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем
найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь»
Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или
медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее
изображение, и т.д.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать
другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей
изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
9.«ЛЕСЕНКА»
Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально
аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии
вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки)
по слуховому восприятию.
Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии
от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях
музыки
Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При
повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда
движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог
исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а
потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.
Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5
ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.
15 Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:
До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,
соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.
(на трезвучии).
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной
лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой
медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.
Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия: Показ рукой.
Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
10.«МОРЕ»
Программное содержание: Развивать у детей представление об
изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления
окружающей природы. Закреплять умение различать динамические оттенки в
музыке: тихо, громко , не слишком громко , очень громко и т.д. Через умение
соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение,
умение представить картины реальной действительности, переданные с
помощью средств музыкальной выразительности.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.РимскогоКорсакова, дети
делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание
на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные
его состояния: оно: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один
ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на
протяжении всей пьесы.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать
другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей
изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
16
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.