Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Оценка 5

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка
Детсад
24.02.2017
Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов) Пояснительная записка Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования в подготовке детей к школе. Одним из таких требований, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально – театрализованной деятельности.
4_Широкова О._курсовой проект.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Курсовой проект по профессиональному модулю «Организация различных видов  деятельности  и общения детей»  Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей                            детей дошкольного возраста050144 Дошкольное образование Исполнитель: Широкова О. И., студентка 31 ДО Руководитель: Насонова И.А., преподаватель  педагогических  дисциплин Камышлов, 2016 Оглавление Пояснительная записка............................................................................................3 Практическая часть...............................................................................................28 Список литературы................................................................................................35 Приложения ……………………………………………………………………….37 2 “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки  красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие  духовного мира детей…” (Б. М. Теплов) Пояснительная записка Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования в подготовке детей к школе. Одним из таких требований, федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного образования,   является   развитие   творческих   способностей   у   детей дошкольного   возраста   средствами   музыкально   –   театрализованной деятельности.   С 1 января 2014 года вступил в силу  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки   России  от   17.10.2013   №   1155.   Какие   изменения   в   область музыкального развития дошкольников внёс этот документ? На   нынешнем   этапе   эта   область   называется   «Художественно­ эстетическое развитие», которая предполагает: развитие   предпосылок   ценностно­смыслового   восприятия   и      понимания   произведений   искусства   изобразительного), мира природы; (словесного,   музыкального, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование   сопереживания   персонажам   художественных произведений;  реализацию   самостоятельной   творческой   деятельности   детей (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.).  В связи с этим образовательное содержание программы, музыкальное и театральное,   становятся   условием   и   средством   этого   процесса.   Иными словами, музыка и детская театральная деятельность есть средство и условие 3 вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в   преломлении   музыкально   ­   театрализованного   содержания   программы   в соответствии со Стандартом. В 60­х ­ 70­х гг. ХХ в. выдающиеся психологи, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,   Б.М.   Теплов,   Д.Б.   Эльконин   и   др.,   утверждали,   что   основой творческих   способностей   являются   общие   способности.   Творческие способности   являются   одним   из   компонентов   общей   структуры   личности. Развитие творческого компонента способствует развитию личности ребенка в целом.     Если   ребенок   умеет   анализировать,   сравнивать,   наблюдать, рассуждать,   обобщать,   то   у   него,   как   правило,   обнаруживается   высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной,   музыкальной,   сфере   социальных   отношений   (лидерство), психомоторной   (спорт),   творческой,   где   его   будет   отличать   высокая способность к созданию новых идей. [15, 69 с.] Однако,   проблема   развития   творчества,   в   системе   эстетического воспитания   подрастающего   поколения,   в   настоящее   время,   все   шире привлекает   внимание   философов,   психологов,   педагогов.   Потому   что, общество   постоянно   испытывает   потребность   в   творческих   личностях, способных   активно   действовать,   находить   нестандартно   мыслить, оригинальные   решения   любых   жизненных   проблем.  Музыкально­ театрализованная   деятельность   является   уникальным   средством   развития творческих способностей детей.  По   мнению   исследователей   проблемы   развития   детей   в театрализованной   деятельности   (Т.Н.   Дороновой,   А.И.   Бурениной,   Н.Ф. Сорокиной,   Л.Г.   Миланович,   М.Д.   Маханевой   и   др.),   театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого,   интеллектуального   и   художественно­эстетического   развития   и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций 4 и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим   ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически,   зачастую   для   того,   чтобы   сделать   жизнь   детей   в   группе увлекательнее, разнообразнее. [1, 103 c.] Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для   решения   целого   ряда   задач   из   разных   образовательных   направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка,   которые   в   той   или   иной   мере   решаются   сегодня   в   процессе организованного обучения. Актуальность  обозначенной   проблемы   определяется   необходимостью решения возникших противоречий между:   между   требованиями   федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию творческих способностей дошкольников и  недостаточной системной организацией этого процесса в практической деятельности;  между достаточным количеством методического сопровождения по развитию творческого потенциала дошкольников средствами музыкально­ театрализованной деятельности и   недостаточным обращениям организацией этого процесса в практике воспитателей детского сада;   между   большим   развивающим   потенциалом   музыкально­ театрализованной   деятельности   в   развитии   творческого   потенциала дошкольников   и   ограниченным   использованием   ее   действенных   форм   в ежедневной практике работы с детьми;  Указанные   противоречия  определяют  проблему   исследования:   поиск   деятельности,   форм   музыкально­театрализованной действенных 5 способствующих   развитию   творческих   способностей   детей   дошкольного возраста.  Актуальность   и   теоретическая   значимость   проблемы   для педагогической   практики   обусловили   выбор   темы:   "Музыкально­ театрализованная   деятельность   как   средство   развития   творческих способностей детей дошкольного возраста". Цель   проекта  ­   теоретически   обосновать   и   подобрать   действенные формы   музыкально   ­   театрализованной   деятельности,   способствующие развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.  Объект   исследования  ­   процесс   формирования   творческих способностей у детей дошкольного возраста. Форма проектирования  – детские театральные игры, способствующие развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. В   соответствии   с   целью,   предметом   проекта   были   определены следующие задачи: 1) изучить   и   проанализировать   теоретические   подходы   к определению сущности основополагающих понятий проекта;  2) изучить и охарактеризовать особенности творческого развития у детей дошкольного возраста; 3) изучить и описать формы организации театральных игр с детьми дошкольного возраста; 4) подобрать   и   обосновать   диагностический   инструментарий, позволяющий определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Практическая значимость проекта заключается в том что: содержащиеся   в   работе   практические   материалы   (методики диагностики творческих способностей у детей  дошкольного возраста) будут полезны   педагогам   и   родителям,   не   имеющим   специального   музыкального образования в организации музыкально­театрализованной деятельности.  Теоретическая значимость проекта заключается в том, что: 6 Дан анализ подходов к определению сущностей понятий: «творческой  «способности», деятельностью»,   «творчество»,   «детское   творчество», «творческие   способности»,   «театрализованная   деятельность»,   «театральное детское творчество», «музыкально ­ театрализованная деятельность»,     под   чувственно­ которыми   понимается   совокупность   психомоторных, эмоциональных   свойств   субъекта,   проявляющихся   в   его   эмоциональной отзывчивости на искусство; обоснован   процесс   организации   музыкально­театрализованной деятельности   в   целях   формирования   и   развития   творческих   способностей дошкольников. Научная   новизна   исследования   состоит   в   подборе   фрагментов   из музыкальных   произведений   разных   жанров,   позволяющих   ребенку почувствовать,   осмыслить   и   передать   характерный   образ   героя   сказки, драматизации, в постановке которой он принимает участие или играет роль персонажа,   какого­либо   героя.   Таким   образом,   развивающий   потенциал музыкально­театральной   деятельности   помогает   ребенку   в   развитии   его творческих способностей на основе самостоятельного углубления ребенка в музыкальный   образ   героя   на   основе   поиска   лейтмотива,   сопровождающего персонаж   на   протяжении   всей   сказки   или   драматизации,   а   также   его прочувствования и дальнейшего разыгрывания.  Теоретико­методологическую основу  составили: Исследования   педагогики   и   психологии   о   развитии   творчества прослеживаются в работах (И.Я. Лернера, A. M. Матюшкина, и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах   Л.С.   Выготского,   P.   M.   Грановской,   Ю.С.   Крижанской,   Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова. Развитие   творческих   способностей   средствами   музыкально   – театрализованной   деятельности   у   детей   дошкольного   возраста   процесс чрезвычайно сложный и многогранный, требующий адекватного отражения в 7 научных   трудах   и   в   практических   рекомендациях.   [13,   113  c.]   Данный курсовой   проект   ­   это   попытка   решить   с   теоретической   точки   зрения существующую проблему и подкрепить её практическими разработками.  Данный проект ориентирован на развитие творческих способностей у детей   дошкольного   возраста,   средствами   музыкально   –   театрализованной деятельности. В связи с поставленной целью и задачами,  в проекте  рассматривается состояние   исследуемой   проблемы   в   трудах   отечественных   и   зарубежных психологов   и   педагогов,   изучаются   особенности   развития   творческих способностей   у   детей   дошкольного   возраста     средствами   музыкально   – театрализованной деятельности.  Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития творческих   способностей   в   психологических   исследованиях   в деятельностном,   поведенческом   и   личностном   направлениях.   Анализ педагогических   исследований   позволил   определить   важность   и   значимость развития творческих способностей в жизни ребенка. Наиболее   существенная   зависимость   в   развитии   творческих способностей детей, связана с содержанием музыкально – театрализованной деятельности   и   пространственно­предметной   средой,   обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей.  Таким  образом,  проведенное  исследование  обозначило  круг  проблем, требующих   дальнейшего   разрешения   и   являющихся   актуальными   в современной педагогической ситуации. Анализ   вышеуказанного,   позволяет   сделать   вывод,   что   для   развития творческих способностей ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить   систематическую   и   целенаправленную   работу   по   обогащению чувственного   опыта   детей   в   процессе   музыкально   –   театрализованной деятельности. Основные   подходы,   в   которых   рассматриваются   проблемы   развития творческих способностей детей, раскрываются в работах Б.В. Асафьева, Б.М. 8 Теплова,   Н.А.   Ветлугиной,   К.В.   Тарасовой.     Эти   педагоги   воплощают   на практике новейшие достижения педагогической мысли. В   работах   Е.А.   Флериной,   Н.П.   Сакулина,   Н.А.   Ветлугиной   и   др. система   эстетического   воспитания   рассматривается,   как   развитие способности   воспринимать,  чувствовать   и   понимать   прекрасное   в  жизни   и искусстве, как приобщение к музыкально – театрализованной деятельности и развитие творческих способностей. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества   в   разных   видах   деятельности   (литературной,   изобразительной, музыкальной,   театральной),   неизменно   подчеркивается   необходимость формирования   эстетического   отношения   к   произведениям   искусства   (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая). Проблема   развития   творческих   способностей   исследовалась  С.   В. Акишевым,   Н.   А.   Ветлугиной,   О.   П.   Радыновой,  Л.С.   Выготским, Б.М.Тепловым и другими учёными. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества. Л.С.Выготский   утверждает,   что   «творческой   деятельностью   мы называем   такую   деятельность   человека,   которая   создаёт   нечто   новое,   всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой­нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Исследователь   выделяет   два   вида   деятельности   человека: воспроизводящую   (репродуктивную)   и   комбинирующую   (творческую). Воспроизводящая   деятельность   связана   с   памятью   человека.   Человек воспроизводит   или   повторяет   раньше   создавшиеся   и   выработанные   им   в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний.   В   этих   случаях   деятельность   не   создаёт   ничего   нового,   а основывается на повторении того, что уже было. Результатом   комбинирующей   (творческой)   деятельности   является создание   новых   образов   или   действий.   Как   отмечает   Л.С.Выготский,   мозг 9 является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт,   а   также   органом   комбинирующим,   творчески   перерабатывающим   и созидающим   из   элементов   прежнего   опыта   новые   положения   и   новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым   к   будущему,   созидающим   его   и   видоизменяющим   своё настоящее». Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу,   что   творчество   является   уделом   всех   в   большей   или   меньшей степени,   оно   же   является   нормальным   и   постоянным   спутником   детского развития».   Из   этого   можно   сделать   вывод,   что   творческой   деятельностью могут заниматься все дети. [7, 56 c.] Н.А.Ветлугина   считает   правомерным   распространять   понятие творчества   на   деятельность   ребёнка,   ограничив   его   словом   «детское»   и отметив условность его применения. Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление. Не   каждую   детскую   продукцию   можно   считать   творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы: 1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость,   способность   «войти»   в   воображаемые   обстоятельства   и условные   ситуации,   искренность   переживаний.   На   этой   основе   хорошо развиваются художественные способности. 2.   Показатели,   характеризующие   качество   способов   творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий. 3.   Показатели   качества   продукции:   отбор   детьми   характерных   черт жизненных   явлений,   персонажей,   предметов   и   их   отражение   в   рисунке, 10 музыкальной   игре,   драматизации,   в   словесном,   песенном   и   танцевальном творчестве,   поиски   художественных   средств,   удачно   выражающих   личное отношение детей и передающих замысел. В психологии считается,  что   творчество   «должно   представлять   собой общественную ценность и давать новую продукцию». Детское творчество не полностью   соответствует   этому   определению.   Но   любое   творчество   имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов. [3, 304 c.] По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством. Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, позволяет   дать   определение   понятию   «детское   творчество».   Под   детским творчеством   понимается   создание   субъективно   нового   (значимого   прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка  и  т.  д.);  создание  к  известному  ранее  не  используемых  образов, разных   вариантов   изображения;   применение   усвоенных   ранее   способов изображения   или   средств   выразительности   в   новой   ситуации;   проявление инициативы. Таким   образом,   детским   творчеством   мы   будем   считать   создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым прежде всего для ребёнка. Способности   индивидуально­психологические   особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, ­ не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б. М. Теплов). Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека,   которые   определяют   успешность   выполнения   им   творческой деятельности различного рода. [16, 5­7 c.] 11 Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать   все   имеющиеся   педагогические   ресурсы   для   эффективного развития   ребёнка.   Современная   педагогическая   наука,   смотрящая   на образование   как   на   воспроизведение   духовного   потенциала   человека, располагает   разнообразными   сферами   образовательного   воздействия   на ребенка.   Сфера   искусства   рассматривается   как   пространство, способствующее   формированию   социально­эстетической   активности личности.   По   мнению   современных   ученых,   исследующих   проблемы дошкольного   образования,   раскрытию   внутренних   качеств   личности   и самореализации   ее   творческого   потенциала   в   наибольшей   степени способствует синтез искусств.  Этот   взгляд   на   воспитание   ребенка   сделал  актуальной   проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С.   Л.В.Артемова,   Менджерицкая,   Д.В.   Выготский,   Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.). Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно   связана   с   игрой    (Л.С.   Выготский,   Н.Я.   Михайленко), поэтому   наиболее   синкретична,   т.   е.   содержит   в   себе   элементы   самых различных   видов   творчества.   Дети   сами   сочиняют,   импровизируют   роли, инсценируют какой­нибудь готовый литературный материал. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.  12 На основе изучения литературы по данной теме, определены основные направления   и   педагогические   задачи   по   развитию   таких   важнейших компонентов   творческих   способностей   как   творческое   мышление   и воображение   в   дошкольном   возрасте.   Так   же   важна   заинтересованность   в занятиях   самого   педагога,   использование   на   занятиях   всех   видов   детской театрально­музыкальной деятельности. [11, 21­27 c.] творческое воображение,  творческое мышление  опыт творческой деятельности. В качестве компонентов творческих способностей выделены:     Творческое воображение – проявляется в способности дошкольника к   в   способности   создавать   образному   фантазированию; яркому, художественные   ассоциации;   в   адекватности   возникающих   образов   и ассоциаций звучащей музыке или характеру персонажа.  Творческое   мышление  –  выражается   в   беглости,   гибкости   и оригинальности   мысли.   Беглость   творческого   мышления   характеризуется быстротой переключения вариантов решения творческих заданий и точностью их выполнения; гибкость мыслительного процесса – переключением с одной идеи   на   другую;   оригинальность   творческого   мышления   характеризуется минимальной   частотой   обращения   ребенка   к   одинаковым   ответам, подражанию в выполнении творческих заданий.  Опыт   творческой   деятельности   –   проявляется   в   способности дошкольника к осуществлению различных видов музыкальной деятельности   игры   на   детских (восприятия,   музыкально­ритмических   движений, в музыкальных   инструментах, заинтересованности ребенка в выполнении творческих заданий; интересном элементарной   импровизации);     результате выполнения таких заданий.  В психолого­педагогической литературе широко рассматривается как музыкальное развитие, так и театральная деятельность дошкольников. [17, 87­ 99c.] 13 Раскроем   смысл   опорных   терминов,   понимание   которых   позволяет правильно   представить   в   развитии   проблему   развития   творческих способностей   средствами   музыкально   –   театрализованной   деятельности   у дошкольников. Театрализованная деятельность дошкольников ­ это специфический вид художественно­творческой  деятельности,  в  процессе   которой   ее  участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника­оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в   подготовке   и   разыгрывании   разного   вида   театральных   представлений, приобщаются к театральной культуре. (С. Н. Томчикова)   Театрализованная   деятельность  ­  это   форма   изживания   впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. (В.Г. Петрова) Театрализованная   деятельность   является   неисчерпаемым   источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский) Театрализованная   деятельность  ­  это   самый   распространенный   вид детского   творчества.  Во   время   зрелища   воображение   позволяет   ребенку наделять   героев   пьесы   человеческими   свойствами,   воспринимать происходящее   как   реальность,  сочувствовать,   переживать   и   радоваться  за героев пьесы. Дети учатся замечать  хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся   четко   формулировать  свои   мысли   и   излагать   их   публично,  тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.  В исследовании, посвященном формированию театрального творчества, Л.С. Фурмина дает следующее определение: «Театральное детское творчество ­   это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых   существенных   образов,   объединенных   единым   замыслом».   Она высказывает   мысль   о   том,   что   если   в   театрально­игровой   деятельности 14 сочетаются   три   направления   ­   сочинение   собственных   сценариев, исполнительское   и   оформительское   творчество,   то   этот   случай   следует расценивать как высшее достижение в художественно­творческом развитии детей. Именно такое творчество и следует развивать. В работах современных педагогов  Л.В. Артемовой «Театрализованные игры   дошкольников»,   Т.Н.   Дороновой   «Играем   в   театр»,   М.Д.   Маханевой «Театрализованные   занятия   в   детском   саду»   рассмотрены   особенности организации   театрализованной   деятельности   детей   в   дошкольном   возрасте, определены   содержание   и   задачи   работы   в   разных   возрастных   группах, выделены   основные   принципы   организации   театрализованной   деятельности, предложена   методика   работы,   выявлены   особенности   проведения театрализованных   занятий,   разработаны   сценарии,   пособия,   конспекты занятий. Значение   театрализованной   деятельности   невозможно   переоценить. Театрализованные   игры   способствуют  всестороннему   развитию   детей:   раз­ вивается   речь,   память,   целеустремленность,   усидчивость,   отрабатываются физические навыки (имитация движений  различных животных). Кроме того, занятия   театральной   деятельностью   требуют   решительности,   трудолюбия, смекалки.   Значение  театрального   жанра   заключается   еще   и   в   том,   что   он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку  книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого  героя произведения! Именно поэтому театральному виду деятельности в работе с детьми следует уделять особое значение. [9, 126 c.]   Музыкально   ­   театрализованная   деятельность   необыкновенно эмоционально   насыщенная,  что   делает   ее   привлекательной   для   детей.  Она приносит ребенку большую радость и удивление.   В   педагогической   литературе   музыкально   ­   театрализованная деятельность рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и 15 средство   развития   творческих   способностей   у   детей   (М.А.Васильева, С.И.Мерзлякова, Н.Ф.Сорокина). Музыкально   –   театрализованная   деятельность   в   детском   саду  –   это организованный   педагогический   процесс,   направленный   на   развитие музыкальных   и   театрально­игровых   способностей   детей,   эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.    Музыкально   –   театрализованная   деятельность   ­   это   гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Театрализованная   деятельность,  в  процессе   музыкального  воспитания детей   исполняет   социализирующую   функцию   и   тем   самым   дает   толчок   к дальнейшему развитию способностей ребенка. Театрализованная   деятельность   оставляет   большой   простор   для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание   действий,   самому   подбирать   музыкальные   инструменты   для исполнения, образ своего героя. Театрализованная   деятельность   включает   в   себя   следующие   игровые формы музыкального развития:     инсценировка песен;  театральные этюды;  фольклорные праздники;  сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления. Музыкально­театрализованная   деятельность   является   источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это ­ конкретный зримый результат. Музыкально­театрализованная   деятельность   позволяет   формировать опыт   социальных   навыков   поведения   благодаря   тому,   что   каждое литературное   произведение   или   сказка   для   детей   дошкольного   возраста 16 всегда   имеют   нравственную   направленность   (дружба,   доброта,   честность, смелость и др.) Основные задачи музыкально – театрализованной деятельности: 1.   Поэтапное   освоение   детьми   различных   видов   творчества   по возрастным группам. 2.   Последовательно   знакомить   детей   всех   возрастных   групп   с различными   видами   театра   (кукольный,   драматический,   оперный,   балет, музыкальные комедии). 3.   Совершенствование   артистических   навыков   детей   в   плане переживания   и   воплощения   образа.   Моделирование   навыков   социального поведения в заданных условиях. развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества. Исходя из этого задачи формулируются следующим образом:     Основной   целью   при   этом   является   формирование   думающего и чувствующего,   любящего   и   активного   человека,   готового   к   творческой деятельности в любой области. Музыкально­театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:        основы кукловождения;  актерское мастерство;  игровое творчество; имитирование на музыкальных инструментах;  песенное и танцевальное творчество детей;  проведение праздников и развлечений. Наибольший эффект дают такие методы развития творчества:  творческое задание;     постановка проблемы или создание проблемной ситуации;  создание креативного поля;  переход игры на другой, более сложный творческий уровень; 17    упражнения;  этюды. Таким   образом,   в   театрализованной   деятельности   поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие   творческих   способностей   в   контексте   театрализованной деятельности   способствует   общему   психологическому   развитию, возможностям нравственно­эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.   Театрализованная   деятельность   ­   это   вариативная   система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям,   развитию   творческой   активности   детей.   Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном   плане,   эффективно   решает   задачи   нравственного   и эстетического   воспитания,   обогащает   эмоциональную   сферу,   активизирует речевую   деятельность   и   корригирует   отклонения   в   разных   сферах психической деятельности. Занятия   по   театрализованной   деятельности   выполняют   ряд   функций: познавательную,   воспитательную   и   развивающую.   [8,   128  c.]   Их   задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:  развитие   речи   и   навыков   театрально­исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально­эмоциональное развитие детей.   Занятия   по   театрализованной   деятельности   проходят   в   двух направлениях: 1. освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера; 2. освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусств. 18 Во   время   занятий   необходимо:   выслушивать   ответы   и   предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то,  чтобы   они   могли   подействовать   или   поговорить   с  ними;   в  заключении различными способами вызывать у детей радость. Содержание театрализованных занятий включает в себя:    просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по     формированию   выразительности исполнения (вербальной и невербальной);  упражнения   по   социально­эмоциональному   развитию   детей дошкольного возраста. В   процессе   театрализованных   игр,   происходит   интегрированное воспитание   детей,   они   обучаются   выразительному   чтению,   пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера,   которая   помогает   раскрыться   каждому   ребенку   как   личности, применять   собственные   возможности   и   способности.   В   процессе   создания театрализованных  представлений на основе музыкальных произведений  для ребенка   открывается   еще   одна   сторона   искусства,   еще   один   способ самовыражения,   с   помощью   которого   он   может   стать   непосредственным творцом. Материалом   для   сценического   воплощения   служат   сказки,   которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его   жизнью.   Это,   пожалуй,   наиболее   сложное   выполнение,   т.к.   оно   не опирается ни на какой овеществленный образец. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и   воспитательные   возможности   театра,   усиливает   эффект   эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к 19 театральному   языку   мимики   и   жестов   добавляется   закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. [2, 58­61 c.] Природная   предрасположенность   дошкольников   к   “напеванию”   и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально­ театрального действа и участию в нём.  Становление   творческой   личности   ребенка   особенно   эффективно происходит   в   условиях   реализации   театрализованной   деятельности. Театрализованная   деятельность   формирует   способность   детей   к эмоциональной   эмпатии,   их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на   развивает   творческую   активность, разрешение задач нравственно­эстетического воспитания. Музыкальное   воспитание   является   синтезом   различных   видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация   должна   занимать   весомое   место,   наряду   с   другими   видами деятельности   театрализация   оказывает   большое   влияние   на   развитие   у ребенка творческих способностей, образного мышления. Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на   искусственно   созданных   образах,  которым   нет   звуковой   и  ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации. Для   проведения   занятий,   развлечений   и   спектаклей,   совместно   с воспитателями  и родителями  необходимо изготовить  декорации, атрибуты, маски,   костюмы   сказочных   персонажей,   эмблемы,   шумовые   музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.). В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли   мимику,   проводы   работу   с   детьми   важным   аспектом   является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к   нему   относиться,   ориентироваться   в   пространстве   зала,   следить   за 20 развитием   действия.   Большое   внимание   нужно   уделять   речи   ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе   с   детьми   можно   сочинять   маленькие   истории,   всем   вместе придумывать   диалоги   героев.   Дети   могут   самостоятельно   сочинить   и обыграть какую­либо историю. Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах ­ зверюшек, снежинок,   петрушек.   На   занятиях   должны   использоваться   различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. В   более   старших   группах   нужно   добиваться   выразительной   речи, развития   представления   о   нравственных   качествах,   правилах   поведения зрителей   на   спектакле.   С   помощью   театрализованной   деятельности   дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми,  внимательными,   вживаться   в   образ,   уметь   анализировать   свою игру   и   исполнение   других   героев,   обучаются   новым   приемам   игры   на музыкальных инструментах. Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи   разнопланового   образа.   В   танцевальном   творчестве   ребенок получает   возможность   получить   жизнерадостную   самоутверждающую уверенность   в   себе,   что   становится   прекрасным   фоном   для   развития   его интеллектуальной сферы. Возможно использование следующего музыкального оборудования:  музыкальные   инструменты   для   работы   музыкального руководителя;     детские музыкальные инструменты; музыкальная игрушка; музыкально­дидактические пособия: учебно­наглядный материал, настольные музыкально­дидактические игры; аудиовизуальные   пособия   и   специальное   оборудование   к   ним; оборудование художественно­театральной деятельности; 21 атрибуты и костюмы.  Результатами этой работы являются: 1. 2. 3. 4. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Повышения уровня развития творческих способностей детей. Повышение уровня речевого развития. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность. 5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх. [5, 64­66 c.] Для   того,   чтобы   все   дети   были   вовлечены   в   работу,   рекомендуется использовать   разнообразные   приемы:   выбор   детьми   роли   по   желанию; назначение   на   главные   роли   наиболее   робких,   застенчивых   детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах. Приведенные приемы и методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Игра   в   дошкольный   период   является   основным   видом   деятельности ребенка   и   оказывает   большое   влияние   на   его   психическое   развитие   (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Л. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и   др.)   Понятием   «игра»   объединены   самые   разнообразные   проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и   их   направленностью,   ­   это   игры   дидактические,   подвижные,   сюжетно­   театрализованные,   Таким   образом, ролевые, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает   музыкальные   и   др. существенное влияние на ход развития личности ребенка. На   определенной   ступени   психического   развития   в   результате воспитания   у   дошкольника,   как   отмечает   А.В.Запорожец,   открывается сторона   эстетического   восприятия,   которая   дает   толчок   развитию   его познавательной действительности. Эстетическое   восприятие   детей,   в   том   числе   восприятие   театра,   не сводится   к   пассивной   констатации   известных   сторон   действительности. 22 Ребенку­дошкольнику   доступна   внутренняя   активность   содействия, сопереживания,   способность   мысленно   действовать   в   воображаемых   Старшие обстоятельствах   (Л.С.Выготский, дошкольники   обладают   также   способностью   понимать   внутренний   мир   А.В.Запорожец   и   др.). персонажей и их противоречивый характер.  Анализ психолого­педагогической литературы даёт повод говорить об усилении   внимания   к   развитию   творческих   способностей   средствами музыкально – театрализованной деятельности. С  самого   раннего   возраста   ребенок  нуждается   в  обогащении  яркими художественными   впечатлениями,   знаниями,   умениями   выражать   свои эмоции.   Это   способствует   проявлению   творчества   в   музыкально­ театрализованной   деятельности.   Поэтому   очень   важно   приобщать   детей   к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру. Театрализованные   игры   рекомендуется   использовать   прежде   всего   в работе   по   развитию   речи.   Игра­драматизация   рассматривается   как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений. Проведение игр­драматизаций обеспечивает лучшее понимание детьми смысла арифметических задач. Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности.   Выявлено   взаимовлияние   изобразительной   и   театрально­ игровой   деятельности   на   эстетическое   воспитание   детей:   во­первых,   при оформлении декораций, во­вторых, при возникновении образов у детей. Музыкально ­ театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей у детей. [14, 237­254 c.] В   результате   анализа   психолого­педагогической   литературы   по проблеме проекта можно сделать следующие выводы: 1. Музыкально ­ театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие   и   декламационные   способности, коллективизма, развивается память.   формируется   чувство 23 2.   Все   театральные   игры   можно   разделить   на   две   основные   группы: режиссерские игры и игры драматизации. 3. Игра­драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной,   творческой   личности   и   обеспечивает   проявление индивидуальных   склонностей   каждого   ребенка,   меняет   поведение   детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные   дети   учатся   подчинять   свои   желания,   волю   интересам коллектива,   то   есть   происходит   воспитание   взаимопомощи,   уважение   к товарищу, взаимовыручки. 4. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно   стремятся   вносить   в   исполнение   ролей   личное,   индивидуальное, своеобразное.   А   в   старшем   дошкольном   возрасте   становится   возможным специальное   обучение   детей   способам   художественно­   образной выразительности. 5. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее   интегрирования   с   занятиями   по   изобразительному   творчеству   детей.   В процессе декоративно­ оформительского творчества дети имеют возможность   что   также   положительно   влияет   на подумать,   пофантазировать, выразительность создаваемых образов. 6. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. 7.   Процесс   театральной   деятельности   взрослых   оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально­ игровой   деятельности   детей,   которая   проявляется   как   в   играх, организованных   взрослыми,   так   и   в   самостоятельной   театрализованной деятельности дошкольников.  24 8. В музыкально ­ театрализованной деятельности ребенку открываются нормы   нравственного   поведения,   а   в   реальных   отношениях   происходит собственно их усвоение. 9.   Музыкально   ­   театрализованная   деятельность   оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Театрализованная   деятельность   способствует   психическому   и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Театр – синтетический вид искусства, его связь с музыкой естественна и необходима,   так   как   оба   вида   искусства   усиливают   эмоциональную   сферу ребёнка. Таким   образом,   театрализованная   деятельность,   в   процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка. Развитие   творческих   способностей   средствами   музыкально   – театрализованной   деятельности   в   детском   саду   может   пронизывать   все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей   и   взрослых   в   свободное   время,   осуществляться   в   самостоятельной деятельности   детей.   Развитие   творческих   способностей   средствами музыкально   –   театрализованной   деятельности   может   быть   органично включено в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии творческих способностей   средствами   музыкально   –   театрализованной   деятельности играет грамотное педагогическое руководство. [4, 67 c.] Работа   в   дошкольном   образовательном   учреждении   на   базе   МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад» на современном этапе наполняется новым содержанием   –   растить   человека,   способного   к   самостоятельному творческому труду.  25 Выполнять   эту   задачу   эффективно   помогает   метод   интеграции   в деятельности   участников   образовательного   процесса   всего     дошкольного учреждения.   Учитывая   особенности   детей,   нужно   найти   наиболее рациональные   и   эффективные   пути   стимулирования   их   гармоничного развития.   Музыкально   ­   театрализованная   деятельность   носит   не   только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и   сферу   познавательного   развития,     необходимо   –   создать   комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формировать у дошкольников способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в   жизни,   в   искусстве,   приобщаться   к   художественной   и   творческой деятельности.   Для   того,   чтобы   решить   эту   основную   задачу,   необходимо использовать   в   работе  новые   программы   и   технологии.  Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  Развивая   творческие   способности   средствами   музыкально   – театрализованной деятельности можно решить задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому,  краю,  Родине;   прививать   желание   познавать   культуру  своего   народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества);   воспитывать   уважительное   отношение   к   культуре   других народов;   формировать   бережное   отношение   к   природе.   Приобщение   к художественным,   духовным,   культурным,   нравственным   и   воспитательным ценностям   происходит   в   процессе   ознакомления   с   образцами   устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок). [12, 24­30 c.] Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во  все   времена.   Все   культурные   ценности,   накопленные   человечеством   – 26 результат   творческой   деятельности   людей.   И   то,   насколько   продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Практическая часть В   данной   главе   представлены   театральные   игры,   направленные   на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Все   театральные   игры   можно   разделить   на   две   основные   группы: режиссерские игры и игры драматизации. Режиссёрские   игры  –   это   разновидность   детского   творчества,   где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество   и   фантазию,   придумывая   содержание   игры,   определяя   её участников (как правило, это игрушки и предметы). Режиссёрские игры для развития детей очень полезны, в частности, они развивают воображение, детское творчество, фантазию. Благодаря действиям с игрушками во время режиссёрской игры развивается мелкая моторика рук, способности к общению. [6, 11­20 c.] Игра «Вини – пух», «Ну, погоди!» Цель:   развитие   умений   сюжетосложения   в   совместных   режиссерских играх, на основе готового сюжета. Ход игры. Рассказ о Вини – пухе, волке и зайце, которые зажигают всех своим хорошим   настроением,   летает   и   знает   много   всяких   интересных   историй. Детям предлагается восстановление отсутствующего кадра. 27 Игра «Превращение предмета».  Цель: развивать воображение, фантазию детей. Ход игры.  Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит   актер.   Сценическое   отношение   —   это   умение   с   помощью   веры, воображения   и   фантазии   изменить   свое   отношение   к   предмету,   месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая   условное   превращение».   Педагог   берет   какой­либо   предмет   и кладет   его   на   стол   или   передает   по   кругу   от   одного   ребенка   к   другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по­своему, оправдывая его новое   предназначение,   чтобы   была   понятна   суть   превращения.   Варианты превращения разных предметов:  •   карандаш   или   палочка:   ключ,   отвертка,   вилка,   ложка,   градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка,  расческа и т.д.;  • маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;  •   записная   книжка:   зеркальце,   фонарик,   мыло,   шоколадка,   обувная щетка, игра и т.д.  Можно   превращать   стул   в   пенек;   в   этом   случае   дети   должны оправдывать   условное   название   предмета.   Например,   большой   стул   может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др. [19, 49 c.] В играх ­ драматизациях ребенок ­ артист, самостоятельно создает образ с   помощью   комплекса   средств   выразительности   (интонация,   мимика, пантомима),   производит   собственные   действия   исполнения   роли.   В   игре­ драматизации   ребенок   исполняет   какой­либо   сюжет,   сценарий   которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит основой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Виды   драматизации:   игры­имитации   образов   животных,   людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений;   постановки   спектаклей   по   одному   или   нескольким 28 игры­импровизации   с   разыгрыванием   сюжета   без произведениям; предварительной   подготовки.   Драматизации   основываются   на   действиях исполнителя, который может использовать куклы. Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является  формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности. Сценарий театрализованной сказки «Колобок».  Музыкальное сопровождение для сказки «Колобок». Музыка на начало или для рассказчика ­ «Полянка» русская народная мелодия. Герой заяц­ «Зайчик» музыка М. Старокадомского. Затем снова включается «Полянка». Герой волк­ «Песня волка» музыка З.Роот. Снова «Полянка». Герой Медведь­ «Мишка косолапый» музыка А. Усачева. Снова «Полянка». Герой Лиса­ «Вальс» музыка В. Жилин. Когда колобок поет включить «Полянку». Действующие лица: Колобок, Зайчик, Волк, Медведь, Лиса, Ведущий Вступление. Ведущий: Жили­были старик со старухой. Вот однажды дед и говорит: Испеки, бабка, колобок! Старуха   по   коробу   поскребла,   по   сусекам   поскребла,   набрала   две горсти   муки,   тесто   замесила,   скатала   колобок,     в   печке   его   испекла   и положила на окошко остывать. Ведущий:   Колобок   полежал­полежал   да   и   скатился   с   окошка   на завалинку,   с   завалинки   на   травку,   с   травки   на   дорожку   ­   и   покатился   по дорожке прямо в лес. Катится колобок, катится, а навстречу ему ­ заяц! Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем! Колобок: Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою! Я по коробу скребён, По сусекам я метён, 29 В жаркой печке я печён, На окошке я стужён. Я веселый колобок, Колобок румяный бок, Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл, И от тебя нехитро уйти! И  покатился колобок дальше, только заяц его и видел. Ведущий: Катится колобок, катится, а навстречу ему ­ волк. Волк: Колобок, колобок, я тебя съем! Колобок: Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою. Я по коробу скребён, По сусекам я метён, В жаркой печке я печён, На окошке я стужён. Я веселый колобок, Колобок румяный бок, Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл, Я от зайчика ушёл И от тебя нехитро уйти! Ведущий: И покатился колобок дальше, только волк его и видел. Катится колобок по лесу, катится, а навстречу ему – медведь! Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем! Колобок: Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою. Я по коробу скребён, По сусекам я метён, В жаркой печке я печён, На окошке я стужён. Я веселый колобок, Колобок румяный бок, Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл, Я от зайчика ушёл И от тебя нехитро уйти! И  покатился колобок дальше, только медведь его и видел. Ведущий: Катится колобок по лесу, катится, а навстречу ему ­ лиса! Лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький, румяненький! Ведущий:   Колобок   обрадовался,   что   его   похвалили,   и   запел   свою песенку. Я по коробу скребён, 30 По сусекам я метён, В жаркой печке я печён, На окошке я стужён. Я веселый колобок, Колобок румяный бок, Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл, Я от зайчика ушёл, И от тебя нехитро уйти! Лиса: Колобок мой,  колобок, Колобок, румяный бок! Глуховата я ведь стала И всех слов не разобрала Сядь ко мне на язычок, Да пропой ещё разок. Песня очень хороша, Спой, мой сладкий, не спеша! Колобок: А разве ты язычком слушаешь? Закрой­ ка ты  глаза да уши развесь пошире, вот всё и услышишь. Я по коробу скребён, По сусекам я метён, В жаркой печке я печён, На окошке я стужён. Я веселый колобок, Колобок румяный бок, Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл, Я от зайчика ушёл, И от тебя нехитро уйти! И покатился колобок дальше, только его и видели. Использование педагогом режиссёрских игр и игр ­ драматизации будет способствовать   развитию   творческих   способностей   у   дошкольников.   С помощью   игр   ребенок   эмоционально   и   личностно   познает   себя   и   других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. [18, 71 c.] В   перспективе   планируется   создать   сборник   театрализованных спектаклей,   часть   которых   будет   реализована   в   рамках   преддипломной практики, и подобрать лейтмотивы для персонажей сказки. 31 Для диагностики творческих способностей у детей можно использовать следующие диагностические методики (см. табл. 1 в приложении) авторов: 1.  Методика«Солнце   в   комнате»   (авторы   В.   Синельников,   В.  Цель.   Выявление   способностей   ребенка   к   преобразованию Кудрявцев). «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.   Активизация   и   развитие   творческого   воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. 2.  Методика   «Исключение   лишнего»  (автор   Е.   В.   Доценко).  Цель: оценка мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. 3. Методика «Рисование музыки» (Н. Г. Куприна). Цель: оценить опыт творческой   деятельности   детей, использование   в   рисунке соответствующих   характеру   музыки   тонов,   оттенков   цвета,   создание   через  композиции, соответствующей музыкальному образу. 32 Список используемой литературы Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. ­ 1. М.: ВЛАДОС, 2003г. ­ 103 с.  2. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду ­ М.: Просвещение, 2001 г. ­ 58 ­ 61 с. 3. Ермолаева­Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева­Томина. ­ М.: Академический Проект, 2003. ­ 304 с. 4. Картамышева А.И. Музыкально­театральная деятельность, как  средство развития художественно­исполнительских навыков у детей  дошкольного возраста. ­ Минск: МГИ, 2008. ­ 67 с. 5. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей  дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в  школе.­ 2007.­ N 11.­ С. 64­66 с. 6. Крылов Е. Школа творческой личности. ­ Дошкольное  воспитание. ­2002 №№ 7,8. 11­20 с. 7. 8. Левин В.А., Воспитание творчества. ­ Томск: Пеленг, 1993. 56 с.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:  Пособие для  работников  дошкольных  учреждений. ­ М.: ТЦ Сфера, 2001. ­  128 с. 9. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в  детском саду: Учебно­методическое пособие. ­ Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. ­ 126 с.  10. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое  пособие. ­ Ростов н/Д: «Феникс», 2003. –90­94 с.  11. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. ­  Дошкольное воспитание. ­ 1996 №5. стр. 21­27.  12. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального  воспитания// Дошкольное воспитание.­1994­№ 2­24­30с.  13. Савицкая Л.В. Развитие творческих способностей детей  средствами музыкально ­ театрального искусства: Пособ. для педагогов  учреждений образования и музыкальных руководителей/Авт.­сост.  Л.В.Савицкая. ­ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. ­ 113 с. ­ (Серия «Из  опыта работы дошкольных учреждений») 14. Теплов   Б.   М.   Психология   музыкальных   способностей   /   Б.   М. Теплов. ­ М.: Наука, 2003 ­ С.237–254. 33 15. Томчикова     С.Н.   У   истоков     театра:   Программа     творческого развития  детей  шестого  года  жизни  в  театрализованной  деятельности. ­ Магнитогорск: МаГУ, 2002. ­ 69 с. 16. Танина Л.В. Развитие творчества в художественной деятельности   Материалы   Всероссийской   научно­практической // дошкольников   конференции: Проблемы дошкольного образования на современном этапе. ­ Тольятти, 2003. ­ С. 5 – 7с. 17. Фурмина   Я.С.   Возможности   творческих   проявлений   старших дошкольников  в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. ­ М.: Педагогика, 1972. ­ С.87­99.  18. Чурилова   Э.Г.   Методика   и   организация   театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. ­ 71 с. 19. Эльконин Д.Б. Психология игры. ­ М., 1999. ­ 49 c. Диагностическая таблица с описанием методик для изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста Приложение 1 Название, автор Цель методики Методика   «Солнце   в комнате»   (авторы   В. Синельников, В. Кудрявцев).     Цель. Выявление способностей   ребенка   к преобразованию «нереального» в «реальное»   в   контексте заданной   ситуации   путем устранения   34   Таблица 1   к   проведению, Картинка Инструкция обработка данных Материал. с изображением   комнаты,   в   которой находится   человечек   и   солнце; карандаш. Инструкция к проведению. Показывая   ребенку   картинку:   «Я даю   тебе   эту   картинку.   Посмотри несоответствия. Активизация   и   развитие творческого   воображения дошкольников   в   процессе восприятия   музыкальных произведений.   напутал?     осуществляется внимательно   и   скажи,   что   на   ней нарисовано».   По   перечисленным деталям   изображения   (стол,   стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), психолог   дает   следующее   задание: "Правильно.   Однако,   как   видишь, здесь   солнышко   нарисовано   в комнате.   Скажи,   пожалуйста,   так может   быть   или   художник   здесь что­то   Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться   карандашом   ребенку не   обязательно,   он   может   просто объяснить,   что   нужно   сделать   для «исправления» картинки. Обработка данных: В   ходе   обследования   психолог оценивает   попытки   ребенка   Обработка исправить   рисунок. данных   по пятибалльной системе: 1.   Отсутствие   ответа,   непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") ­ 1 балл. 2. устранение несоответствия   (стереть,   закрасить солнышко) ­ 2 балла. 3. несоответствия: а)   простой   ответ   (Нарисовать   в другом   месте   ­   "Солнышко   на улице") ­ 3 балла. б)   сложный   ответ   (переделать рисунок   ­   "Сделать   из   солнышка лампу") ­ 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий   элемент   от других,   сохранив   его   в   контексте заданной   ситуации   ("Картинку сделать",   "Нарисовать   окно", "Посадить   солнышко   в   рамку"   и т.д.) ­ 5 баллов. Выводы об уровне развития: 5 баллов – высокий уровень; 3­4 баллов – средний уровень; 0­2 балла – низкий уровень.   Содержательное   устранение   Формальное Методика Цель:   оценка   мышления, Детям   35 предлагается   серия «Исключение лишнего»,   автор   Е.   В. Доценко    умственные операции анализа   и   обобщения   у ребенка. Методика   «Рисование музыки»     Г. Куприна)  (Н.     оценить  опыт Цель: творческой   деятельности детей, через использование в рисунке соответствующих характеру   музыки   тонов, оттенков   цвета,   создание композиции, соответствующей музыкальному образу. 36 картинок, на которых представлены разные предметы.  На   выполнение   всего   задания отводится 3 мин. Оценка результатов 10   баллов   ­ ребенок   решил поставленную перед  ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.  8­9   баллов   ­ ребенок   правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин. 6­7   баллов   ­ ребенок   справился   с задачей за время от 1,5 до 2 мин. 4­5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин. 2 ­ 3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин. 0 ­ 1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий уровень 8 ­ 9 баллов – высокий уровень 4 ­ 7 баллов – средний уровень 2 ­ 3 балла – низкий уровень 0 ­ 1 балл – очень низкий уровень Дети   рисуют   звучащую   музыку, самостоятельно   выбирая   сюжет, цветовую гамму, а также и материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т. д. Музыкальный ряд: Ф. Шопен Этюд фа минор. Обработка данных. Высокий   –   «5»   ­   использование   в рисунке соответствующих характеру   музыки   холодных   или тёплых   тонов,   ярких,   насыщенных или приглушённых оттенков цвета; передача эмоционального содержания   музыкального   образа через   адекватную   выразительность линий,   создание   композиции, соответствующей   музыкальному образу. Средний   –   «3­4»   ­   соответствие характеру   звучания   выбранной ребёнком   холодной   или   тёплой цветовой   гаммы,   но   при   этом однообразие,   невыразительность оттенков цветов и  их комбинаций; невыразительность   линий   рисунка; стандартность,   неоригинальность сюжета и композиции в целом. Низкий – «2» ­ формальный подход к выбору цветовой сюжета, гаммы, созданию   собственной   композиции или полное несоответствии рисунка заданной теме, отсутствие интереса и   увлечённости   в   процессе выполнения задания. 37

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкально–театрализованная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017