Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация. Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и дневниковых записях.
Иконка файла материала 1.docx
Музыкальные зашифровки (о монограммах в  музыкальных произведениях) Монограмма – одно из  таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она  представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно­ звукового комплекса, составленного на основе имени  автора музыкального произведения или имён дорогих  ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация.  Составление монограммы требует большой творческой  изобретательности, если учесть, что она содержит не  только конструктивное начало, но и является носителем  определённого подтекста музыкальной композиции.  Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах идневниковых записях. МОНОГРАММА,  ПЕРЕЖИВШАЯ ВЕКА Музыкальные монограммы  существуют в сочинениях композиторов разных времён и народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего в составе тематического материала двух значительных  музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших  совершенства в творчестве И.С. Баха.  Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной  монограммы: си­бемоль (B) – ля (A) – до (C) – си­бекар  (H). Она встречается часто в сочинениях композитора,  растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение  символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью,  его музыка – это богообщение (разговор с Богом).Композитор используют монограмму не для  увековечивания своего имени, а для выражения  своеобразного музыкального миссионерства. Как дань  уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в  сочинениях многих других композиторов. Сегодня  известно более 400 произведений, композиционной  основой которых является мотив BACH. Очень ярко  слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из  его  Прелюдии и фуги на тему BACH.  СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ МОНОГРАММЫ В  XIX в. музыкальные монограммы являются  интонационным началом многих произведенийкомпозиторов­романтиков, тесно соприкасаясь с  принципом монотематизма. Романтизм окрашивает  монограмму в личностные тона. Звуковые коды  запечатлевают сокровенный внутренний мир творца  музыкального сочинения. В обаятельном «Карнавале» Р.  Шумана на протяжении всего произведения слышно  настойчивое варьирование мотива A­Es­C­H, в нем  скрывается монограмма композитора (SCHA) и название  маленького чешского города Аш (ASCH), где встретил  юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает  слушателю конструкцию музыкальных зашифровок  фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».МОНОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ Музыку прошедшего и нынешнего столетий характеризует  усиление рационального начала. Возможно, поэтому  музыкальные монограммы и анаграммы (перестановка  знаков исходного кода) столь часто встречаются в  музыкальных композициях современных авторов. В  одних, найденных композиторами творческих решениях,  они приобретают значение идеала, восходящего к  духовным ценностям прошлого (как в случае с  монограммой BACH), в других – обнаруживается  намеренное искажение высокого значения музыкального  кода и даже трансформация его в негативную сторону. А  иногда код является некоей забавой для композитора,склонного к юмору. Например, Н.Я. Мясковский мягко  пошутил над своим педагогом по классу композиции  А.К. Лядовым, используя оригинальный мотив – B­re­gis  – La­do­fa, что означает в переводе с «нотного языка» –  «берегись Лядова» (Третий струнный квартет, побочная  партия 1­ой части). Известные монограммы Д.Д.  Шостаковича – DEsCH и Р. Щедрина – SH CHED  слились в «Диалоге с Шостаковичем», написанном Р.К.  Щедриным. Выдающийся мастер создания музыкальных  зашифровок, Щедрин написал оперу «Левша» и посвятил ее  60­летию дирижера Валерия Гергиева, используя в  музыке этого интереснейшего  произведения именную  монограмму юбиляра.