Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация. Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и дневниковых записях.
Музыкальные зашифровки (о монограммах в
музыкальных произведениях) Монограмма – одно из
таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она
представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно
звукового комплекса, составленного на основе имени
автора музыкального произведения или имён дорогих
ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в
музыке, используется буквенная и слоговая нотация.
Составление монограммы требует большой творческой
изобретательности, если учесть, что она содержит не
только конструктивное начало, но и является носителем
определённого подтекста музыкальной композиции.
Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах идневниковых записях. МОНОГРАММА,
ПЕРЕЖИВШАЯ ВЕКА Музыкальные монограммы
существуют в сочинениях композиторов разных времён и
народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего
в составе тематического материала двух значительных
музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших
совершенства в творчестве И.С. Баха.
Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной
монограммы: сибемоль (B) – ля (A) – до (C) – сибекар
(H). Она встречается часто в сочинениях композитора,
растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение
символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью,
его музыка – это богообщение (разговор с Богом).Композитор используют монограмму не для
увековечивания своего имени, а для выражения
своеобразного музыкального миссионерства. Как дань
уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в
сочинениях многих других композиторов. Сегодня
известно более 400 произведений, композиционной
основой которых является мотив BACH. Очень ярко
слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из
его Прелюдии и фуги на тему BACH.
СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ МОНОГРАММЫ В
XIX в. музыкальные монограммы являются
интонационным началом многих произведенийкомпозиторовромантиков, тесно соприкасаясь с
принципом монотематизма. Романтизм окрашивает
монограмму в личностные тона. Звуковые коды
запечатлевают сокровенный внутренний мир творца
музыкального сочинения. В обаятельном «Карнавале» Р.
Шумана на протяжении всего произведения слышно
настойчивое варьирование мотива AEsCH, в нем
скрывается монограмма композитора (SCHA) и название
маленького чешского города Аш (ASCH), где встретил
юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает
слушателю конструкцию музыкальных зашифровок
фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».МОНОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ Музыку
прошедшего и нынешнего столетий характеризует
усиление рационального начала. Возможно, поэтому
музыкальные монограммы и анаграммы (перестановка
знаков исходного кода) столь часто встречаются в
музыкальных композициях современных авторов. В
одних, найденных композиторами творческих решениях,
они приобретают значение идеала, восходящего к
духовным ценностям прошлого (как в случае с
монограммой BACH), в других – обнаруживается
намеренное искажение высокого значения музыкального
кода и даже трансформация его в негативную сторону. А
иногда код является некоей забавой для композитора,склонного к юмору. Например, Н.Я. Мясковский мягко
пошутил над своим педагогом по классу композиции
А.К. Лядовым, используя оригинальный мотив – Bregis
– Ladofa, что означает в переводе с «нотного языка» –
«берегись Лядова» (Третий струнный квартет, побочная
партия 1ой части). Известные монограммы Д.Д.
Шостаковича – DEsCH и Р. Щедрина – SH CHED
слились в «Диалоге с Шостаковичем», написанном Р.К.
Щедриным. Выдающийся мастер создания музыкальных
зашифровок, Щедрин написал оперу «Левша» и посвятил
ее 60летию дирижера Валерия Гергиева, используя в
музыке этого интереснейшего произведения именную
монограмму юбиляра.