Музыкальный слух

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальный слух Слух в жизни человека выполняет важнейшую функцию. Жизненные впечатления, воспринимаемые человеком при помощи слуха, беспредельны. В природе мы встречаемся с великим множеством разнообразных звуков, которые воспринимаем благодаря способности нашего слуха улавливать особые воздушные звуковые волны, физическим источником которых являются колебания упругих тел. Источники звука могут быть самыми различными. Мы слышим пение птиц, звон колоколов, вой ветра, писк комара, жужжание пчел. Мы слышим живое разнообразие интонаций человеческой речи, пение голосов, игру на музыкальных инструментах. Слушая музыку, человек постепенно совершенствует и облагораживает свой слух. Вместе с тем он постепенно начинает все глубже понимать язык музыкального произведения. Ведь в музыке – в художественно своеобразной, специфической форме – выражены мысли и чувства людей. Жизненные слуховые впечатления – неисчерпаемый материал для формирования нашего слуха, и все же область воспитания его не может быть ограничена только ими. Необходима специальная, настойчивая и систематическая работа, и эта работа тесно связана с изучением основ музыкальной науки – нотной грамоты. Музыкальный слух – это способность человека к восприятию и воспроизведению звуков, а также к внутренней фиксации их в осознании, то есть мысленному их воспроизведению. Для музыкального слуха характерно более глубокое восприятие внешних звучаний – способность ощутить органические, внутренние связи, объединяющие звуки в единое неразрывное целое. В той или иной форме музыкальный слух свойственен каждому из нас и при условии целеустремленной и настойчивой работы может быть развит и доведен до высокой ступени совершенства.. На протяжении многовековой истории своего развития музыка накопила огромное богатство художественно-выразительных средств, достигла огромного разнообразия форм и жанров. Однако как бы ни было сложно музыкальное произведение, мы воспринимаем в нем прежде всего мелодию. Мелодия – это душа музыки. Любое музыкальное произведение мы узнаем, прежде всего, по мелодии или мелодиям, которые в нем заключены. Мы знаем множество разнообразных мелодий, которые радуют, волнуют, печалят, веселят нас – доставляют нам эстетическое удовольствие, вызывают в нашем представлении те или иные образы. Однако простое и непосредственное восприятие мелодии не может дать нам полного и достаточно глубокого представления о музыкальном произведении. Чтобы по-настоящему осмыслить, до конца понять его, необходимо изучать язык мелодии, который складывался на протяжении столетий. Первое, на что мы обращаем внимание, пропевая любую мелодию, это то, что звуки, встречающиеся в ней, отличаются друг от друга, прежде всего, своей высотой. Способность ясно ощутить высоту звука и точно воспроизвести ее предполагает уже достаточно развитый музыкальный слух. В музыке различают так называем абсолютный и относительный слух. Абсолютный слух это прирожденная способность точно фиксировать высоту звука. Человеку свойственно не только внешнее восприятие звуковых впечатлений, но и внутренняя фиксация их – способность восстановить их в своей памяти – то, что принято называть внутренним слухом. Беспредельным богатством содержания и разнообразием музыкально выразительных средств отмечены и величайшие художественные ценности, созданные классическим музыкальным творчеством. Слушая музыку Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского, Бородина и других замечательных представителей музыкального искусства, знакомясь с музыкой наших современников, советских композиторов Прокофьева, Глиэра, Шостаковича, Хачатуряна и других, мы не только постепенно воспитываем и совершенствуем свой слух, но и поднимаем свою музыкальную культуру, в то же время испытывая огромную радость творческого восприятия подлинно художественных творений.
Иконка файла материала 1.docx
Физические свойства звука. Звукоряд Для того чтобы петь по нотам, необходимо предварительно  ознакомиться с системой нотной записи звуков. Обычно различают два вида звуков: музыкальные и шумовые. Мы  будем рассматривать главным образом музыкальные звуки,  физические свойства которых выражены с достаточной степенью  определенности. Благодаря этому их можно объединять между собой  по высоте, ритмическому движению, тембру, степени громкости и другим присущим им выразительным средствам. Эти особенности  музыкальных звуков дают возможность фиксировать их с помощью  нотного письма. Высота звука зависит от периодичности колебаний звучащего тела  (например, струны, столба воздуха у духового музыкального  инструмента, голосовых связок у певца). Чем чаще колебания, тем  выше звук, и наоборот, чем меньше частота колебаний, тем звук ниже.Запись высоты звука осуществляется при помощи нотного стана,  состоящего из пяти параллельных линеек расположенных  горизонтально. Линейки отсчитываются снизу вверх: Кроме того, употребляются добавочные линейки для записи более  низких и более высоких звуков. Количество добавочных линеек не  ограничено, практически оно не выходит за пределы пяти или шести:На линейках и между линейками нотного стана пишутся ноты,  которыми выражаются звуки той или иной высоты, в зависимости от  местоположения нот на нотном стане. Существует семь названий основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля,  си. Точная высота каждого звука устанавливается при помощи  особого условного знака, который называется ключом. Ключ ставится в начале нотного стана и является показателем,  фиксирующим высоту и название звуков, записанных нотами на  нотном стане.В нотной системе существуют различные ключи, но наиболее  употребительными из них являются два: скрипичный «соль» и  басовый «фа». Скрипичный ключ ставится на второй линейке нотного стана, и нота,  написанная на этой линейке, называется нотой соль первой октавы. Басовый ключ ставится на четвертой линейке нотного стана, и нота,  написанная на этой линейке, называется нотой фа малой октавы. Все употребительные в музыке звуки, расположенные в  последовательном порядке, называются звукорядом.Из этой таблицы видно, что весь звукоряд делится на октавы. Всего 9  октав. Крайние – субконтроктава и пятая октава – являются  неполными. Весь звукоряд можно условно разделить на три регистра: низкий  (субконтр, контр и большая октавы), средний (малая, первая и начало  второй октавы) и высокий (все оставшиеся октавы).