Музыкотерапия и народное художественное творчество
Оценка 4.6

Музыкотерапия и народное художественное творчество

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитание +2
СCУЗ, ВУЗ
30.04.2020
Музыкотерапия и народное художественное творчество
В статье рассмотрены методы психологической коррекции посредством музыкальной и вокальной терапии, дано определение музыкотерапии, раскрывается содержание этой системы методов, рассматриваются виды музыкотерапии
Музыкотерапия и народное художественное творчество.docx

Леонтьева Ирина Александровна

Музыкотерапия и народное художественное творчество

 

Аннотация: В статье рассмотрены методы психологической коррекции посредством музыкальной и вокальной терапии, дано определение музыкотерапии, раскрывается содержание этой системы методов, рассматриваются виды музыкотерапии.

Ключевые слова: народное художественное творчество, музыкотерапия, групповая психокоррекционная работа, активная и пассивная музыкотерапия, вокалотерапия.

 

В современной психолого-педагогической практике  широкое распространение получают следующие методы психолого-педагогической коррекции: игротерапия; артерапия (включает несколько видов, в том числе: музыкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; проективный рисунок; сочинение историй; сказкотерпия; куклотерапия); группа методов поведенческих коррекций; психогимнастика; психодрама.

Музыкотерапия представляет собой систему методов, использующих музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Народное художественное творчество, имея в своём арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с арттерапией, то есть исцелением искусством. Народное творчество, народная культура настолько богаты и разнообразны, что насчитывают не один десяток народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русского творчества [3, c. 118].

Слушая и исполняя народные песни и мелодии участник народного коллектива и рядовой слушатель пропитывается той эмоционально-психологической атмосферой, которую создают народные музыкальные произведения и частично или полностью погружается в тот ритм, который они задают. Спокойный и уравновешенный ритм, широта и мелодичность русских народных песен благоприятствуют нервно-психическому и эмоционально-психологическому оздоровлению личности, ведут к подъему настроений и чувств, появлению здорового ритма жизни; помогают человеку почувствовать себя необходимым в этой жизни, в данной ситуации, дают внутреннюю полноту и полноценность самоощущения, помогают выйти из депрессии, побуждают к действию.

Правильный выбор музыкальной программы ― ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Как отмечал В.М. Бехтерев, «музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать» [4, c. 170].

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы ― возбуждают, консонансы ― успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей [4, с. 173].

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

― катарсис ― эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

― облегчение осознания собственных переживаний;

―конфронтацию с жизненными проблемами;

― повышение социальной активности;

― приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

― облегчение формирования новых отношений и установок [4, с. 173].

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку [1, c. 98].

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки, пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмическому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждений.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1) Коммуникативная ― совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2) Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3) Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, маракасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учётом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, то есть снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение ― важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Вокальное пение также берёт свои корни из народного коллективного исполнения песен, без аккомпанемента или под сопровождение какого-либо одного музыкального инструмента, например гармошки или балалайки. Вокальное пение народных песен позволяет во-первых как и любое групповое пение ощутить единство группы, ее целостность; во-вторых наполнить себя аурой положительного настроения, положительными эмоциями, царящими в группе.

Численность группы вокалотерапии 15―20 человек, длительность занятий – 25 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы – замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми. Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс [2, с. 201].

Выводы

Народное художественное творчество, как одна из составляющих формирования личности, представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, передающуюся из поколения в поколение, отражающую его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии, музыке, театре, танце, архитектуре, изобразительном  и  декоративно-прикладном  искусстве. 

Под  психологической коррекцией  (латинское  сorrectio  ― поправка, частичное  исправление  или изменение) следует понимать определённую форму психолого-педагогической деятельности, направленную по исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют некоторой гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребёнка на конкретной ступени онтогенеза.

Музыкотерапия представляет собой систему методов, использующих музыку в качестве средства коррекции.

В зависимости от активности детей, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда детям предлагают только прослушать музыку

 

Литература

1.   Бечак, Б.А. Воспитание искусством / Б.А. Бечак. ― М.: Просвещение, 1981. ―  280 с.

2.   Вольпер, И.Е. Психотерапия / И.Е. Вольпер. ― Л.: Медицина, 1972. ― 430 с.

3.   Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. — М.: АКАДЕМИЯ, 2010. ― 117 с.

4.   Мухина, B.C. Возрастная психология: учебник / B.C. Мухина. ―  М.: ВЛАДОС, 2007. ― 456 с.

 


 

Леонтьева Ирина Александровна

Леонтьева Ирина Александровна

Народное творчество, народная культура настолько богаты и разнообразны, что насчитывают не один десяток народных песен, припевок, баллад и т

Народное творчество, народная культура настолько богаты и разнообразны, что насчитывают не один десяток народных песен, припевок, баллад и т

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждений

Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждений

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник

Численность группы вокалотерапии 15―20 человек, длительность занятий – 25 мин

Численность группы вокалотерапии 15―20 человек, длительность занятий – 25 мин

В зависимости от активности детей, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают…

В зависимости от активности детей, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020