Музыковед, педагог, просветитель В.А. Коллар.
В сборнике «Открытый текст» (Нижегородское отделение Российского общества историков - архивистов) в выпуске от 31.05.2015 г., том 39 в разделе №5 «Из личных воспоминаний» напечатана статья члена ОСН (Общество старых нижегородцев) Людмилы Всеволодовны Коллар - «Музыковед, педагог, просветитель В.А. Коллар».
Автор статьи Людмила Всеволодовна Коллар - дочь В.А. Коллара. Родилась 11.04.1937 г. Во время войны жила с родителями в блокадном Ленинграде. Окончила физико - математический факультет Горьковского университета в 1960 году, работала в Обнинске, в настоящее время живет в Москве.
Во Ржеве на улице Комсомольская до сих пор находится дом её пра-пра-дедушки Иосифа Коллара.
Дом Колларов в городе Ржеве.
Иосиф Коллар был родом из Чешских Карловых Вар, занимался изготовлением фейерверков и пиротехническим ремеслом. Принимал участие в одной из военных компаний, попал в плен и оказался в России. Женился на ржевитянке Полине. В нашем городе он основал пиротехническую мастерскую, которая обеспечивала фейерверками всю Россию. Владел ремесленной мастерской. А ремеслом он занимался уникальным - изготавливал фейерверки! В праздничные дни и ржевитян развлекали этим ярким зрелищем.
Создание огня и управление им, как искусство, существует с 15 века. Фейерверк - немецкое слово, означает «огнедействие». Потешные и увеселительные огни особенное развитие в России получили в царствование Петра I, который мастерски умел их организовывать.
В его семье было 3 сына и 4 дочери. Специальность отца перенял старший сын Павел. Он был высококвалифицированным пиротехником: специально обучался этому делу в Петербурге.
Семеро детей Иосифа Коллара, его деловая энергия и предприимчивость, направленные на содержание своей большой (даже по тем временам) семьи, его породнение с местным меценатом Павлом Семеновичем Немировым в итоге привели к созданию в Ржеве ядра культурной жизни города. Их совместными стараниями был построен первый городской театр, открыта музыкальная школа.
Семья Колларов.
Из всей династии Колларов наиболее знаменитыми личностями являлись Павел Иосифович и его два племянника - Валерий Михайлович и Всеволод Александрович. Павел Иосифович Коллар (1885-1938) был высококвалифицированным пиротехником. Пиротехническому делу учился в Петербурге.
Большой деревянный дом, который построил Павел Иосифович в Ржеве и сейчас стоит на углу улиц Комсомольской и Островского. Это в районе Филипповой дачи. Здесь же размещалась и пиротехническая мастерская ржевского «ракетчика». В ней работали несколько человек, в т. ч. сам Павел Иосифович и его племянник Валерий. Родился он в Петербурге в 1916 г. в многодетной семье. С десяти лет жил и воспитывался в Ржеве, в семье Павла Иосифовича. Профессионализм мастеров был настолько высок, что их часто приглашали в Москву, Ленинград, Тверь для украшения массовых мероприятий. Занятие пиротехникой чем-то сродни профессии сапера. Это производство повышенной опасности, небрежности и халатности не терпит. По этим причинам в мастерской неоднократно случались пожары и взрывы. Валерий Михайлович несколько раз по полгода лежал в больнице. Однажды чуть не потерял зрение. После того как Павел Иосифович в 1937 г. был арестован по подозрению в антисоветской деятельности, семейную эстафету по изготовлению фейерверков принял Валерий Михайлович. Уже с 1939 года он стал заведующим ржевской пиротехнической мастерской.
Валерий Михайлович Коллар - (1916-1997), ржевский пиротехник. В.М. Коллар в 1943 году.
Массовые гулянья в довоенном Ржеве обязательно расцвечивались яркими фейерверками. Без них не было праздника. В начале войны Валерий Михайлович получил задание Наркомата обороны на изготовление капсул с зажигательной смесью. В те дни мастерская работала целыми сутками, изготовляя по 10 тыс. капсул. Это был вклад семьи Колларов в нашу Победу. После войны в Ржеве был открыт пиротехнический цех и начальником его стал Валерий Михайлович. Снова в праздничные дни засияли фейерверки и не только в нашем городе, но и в парках столицы. Гордостью пиротехника было участие в съемках фильмов на киностудии «Мосфильм». Это он создавал в них эффекты войны: взрывы, пожары, дымовые завесы. С 1946 г. пиротехнический цех выпускал пистоны к детским пистолетам, бенгальские огни. С годами фейерверки становились дорогим удовольствием и устраивали их только по большим праздникам: 7 ноября, 1 мая, в День Победы. В 1976 г. В.М. Коллар вышел на пенсию, но его часто просили порадовать фейерверком к тому или иному Дню календаря. В 1970-е годы пиротехническое производство в нашем городе постепенно сворачивалось. Фабрика «Ракетка», т.е. мастерская перестала существовать. Сейчас праздничные салюты в Ржеве делают на заказ московские пиротехники. Так ушла в историю династия ржевских «ракетчиков» Колларов. |
А второй племянник Павла Иосифовича - Коллар Всеволод Александрович стал известен на музыкальном поприще.
Коллар Всеволод Александрович.
Коллар Всеволод Александрович родился 11 апреля 1908 г. в г. Ржеве Тверской губернии. Участник Великой Отечественной войны. В регистрационном журнале ОСН (Общества старых нижегородцев) есть следующая запись о нём: Коллар Всеволод Александрович, дата рождения 11 апреля 1908 г., образование высшее, музыковед, год вступления в ОСН 1963, дом. адрес ул. Лядова, д.33/6а, кв.3.
Мальчик Всеволод - Волик звали его дома - учился в музыкальной школе Н.Л. Грешищевой и в СШ № 4 в городе Ржеве. В 1924г. он поступил в Ленинградское музыкальное училище. Жил и воспитывался у своей тети - Марии Иосифовны. После окончания муз. училища он поступил в консерваторию и в 1931 г. окончил инструкторское отделение Ленинградской консерватории. Благотворное влияние на формирование его музыкантского облика оказали встречи в годы учебы с А.К. Глазуновым, знаменитым драматическим тенором И.В. Ершовым, блестящим педагогом-пианистом Л.В. Николаевым. По завершении образования Коллар ведёт в Ленинграде педагогическую и административную работу: преподаватель, завуч, а затем и директор детской музыкальной школы. С 1939 г. возглавляет музыкальный отдел Ленинградского горисполкома. Работает во «Всесоюзном комитете по делам искусств» и концертмейстером в музыкальной школе. Был директором Центрального музыкального техникума.
С самого основания в Центральном музыкальном техникуме звучали народные инструменты - балалайки, домры, мандолины, гитары, баяны. Кроме владения своим инструментом учащиеся должны были обладать также навыками хорового пения, дирижирования и организации музыкального досуга самых широких масс населения. Отделение, на котором учили всему этому, называлось инструкторско-педагогическим, и его задачей было воспитать универсальных музыкантов - руководителей художественной самодеятельности. Состав его учащихся был преимущественно пролетарским, к тому же при нем было организовано так называемое рабочее отделение, на которое принимались рабочие, не имевшие никакого музыкального образования, но проявившие музыкальные способности. Рабочее отделение выполняло функцию подготовительного, окончившие его зачислялись в техникум. Помимо музыкальных, в техникуме велись и общеобразовательные предметы, дополнявшие развитие личности музыканта - литература, иностранные языки, военная подготовка, физкультура, которые вели Т. О. Динабургская, А. А. Никаноров-Бобров, Эйгин и другие.
В
1939 году в связи со столетием со дня рождения великого русского композитора М.
П. Мусоргского техникуму было присвоено его имя. При этом были учтены и высокие
результаты педагогической работы его коллектива.
В довоенные годы техникум возглавляли: С. Л. Гинзбург (1926-1928), В. Ф. Фехнер
(1928-1929), Б. И. Загурский (1929-1931), Х. М. Либерман (1931-1933), Н. Ф.
Шидловский (1933-1934), К. С. Андреев (1935-1937-?), В. А. Коллар (1941-1942).
Когда началась Великая Отечественная война, большинство педагогов и учащихся
записалось в народное ополчение и ушло на фронт. Часть талантливых музыкантов
погибла в боях на подступах к Ленинграду, часть умерла в первую блокадную зиму.
Ангелина Евгеньевна и Всеволод Александрович после свадьбы
Уже 5-го июля ушел добровольцем в ополчение и В. А. Коллар, а его семья уехала в эвакуацию. Но обстоятельства и судьба сложились так, что в сентябре 41-го Всеволод Александрович, демобилизованный по болезни, - цинга, отнялась спина - и Ангелина Евгеньевна с двумя детьми воссоединились и остались в Ленинграде. Началась блокада.
Всеволод Александрович открыл, получив разрешение московских властей, музыкальное училище при консерватории им. Мусоргского. Открыл для функционирования, продолжения его работы потому, что все руководство эвакуировалось, а педагоги остались. В этом училище Всеволод Александрович работал до войны. Теперь стал его директором. Его семья поселилась в училище - он с супругой и их двое малолетних детей. Состояние здоровья было ужасное - руководил училищем лежа, поддерживая голову руками.
Зима 1941 - 42 гг. была самая страшная. Выдавали 125 г хлеба. Трупы умерших были везде, в квартирах и на улицах. Его супруга Ангелина Евгеньевна записалась в отряд самообороны, сбрасывала зажигалки с крыш. Ели старый жмых, обнаруженный на чердаке - дореволюционные запасы конного Преображенского полка. Весной 1942 г. американцы начали сбрасывать с самолётов продовольствие на Ленинград, начали с клюквы в апреле. Люди ожили. Училище работало. Педагоги оставались. Учились дети, были концерты. В августе 43-го в зале Филармонии ленинградские оркестранты исполнили 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича, Ленинградскую симфонию. Всеволод Александрович и Ангелина Евгеньевна были на этом концерте.
В 1945 году Всеволод Александрович приглашен проректором открывать новую консерваторию в город Алма-Ата. Весной туда переехала вся семья. В Алма-Ате солнце, яблоки, сказочные горы… Там было много эвакуированных из России музыкантов, артистов, поэтов, театры, цирк. В 1945-1947 г.г. он преподаватель и заместитель директора консерватории в Алма-Ате.
А в 1947 году судьба привела Всеволода Александровича в город Горький. Он приглашен в новую Горьковскую Консерваторию на должность проректора по научной части и преподавателя теоретических музыкальных дисциплин.
Семья приехала в Россию. Здесь реализовались в полную силу все способности, весь багаж знаний и духовных сил В. А. Коллара в просветительстве, в общении, организации музыкальной жизни, в публицистике. С 1947 года он преподавал в Горьковской консерватории, вёл активную деятельность по пропаганде музыкальной культуры. Основным направлением его музыковедческой работы становится краеведение. Здесь опытный педагог и теоретик вел теоретические занятия и ежегодно, во время летних каникул, ездил со студентами в фольклорные экспедиции, собрал свыше тысячи народных песен. Большой интерес он проявлял к городскому фольклору, особенно к песням рабочих Сормова. Всеволод Александрович очень любил Нижний Новгород. Он не дожил до официального возвращения названия города, но называл его ласково - Нижний. Он очень любил Волгу. Не раз плавал до Астрахани и обратно на теплоходе, в том числе и на самоходной барже с сыном-капитаном. Здесь педагогическая деятельность Коллара продолжалась более тридцати лет. Своим ученикам он стремился не только дать профессиональные знания, но и привить любовь к родному краю.
На начало 1951 г. в г. Горьком в составе Союза композиторов СССР насчитывалось девять композиторов и музыковедов: А.А. Касьянов, А.А. Нестеров, О.К. Эйгенс, М.Н. Симанский, Г.С. Домбаев, В.А. Коллар, П.К. Аедоницкий, И.В. Елисеев, В.В. Владимиров. И для дальнейшего роста композиторских и музыковедческих кадров было организовано Горьковское отделение Союза композиторов СССР (сейчас - Нижегородская региональная организация общественной организации «Союз композиторов России»).
Члены Верхневолжского отделения Союза композиторов.
В.А. Коллар будучи ответственным секретарем Верхневолжской организации Союза композиторов СССР, сотрудничал с областными и центральными газетами и журналами. В них часто появлялись его статьи и рецензии на оперные спектакли и филармонические концерты. В своих музыковедческих работах он часто выступал как первооткрыватель. Многие годы жизни Коллар посвятил до него никем не разработанной теме - истории Нижегородского (Горьковского) музыкального театра.
Творчество и работа музыкальных деятелей содействовала формированию и развитию музыкальной жизни г. Нижнего Новгорода о чём нам рассказывают многочисленные документы из Центрального архива Нижегородской области. В ЦАНО хранятся личные и семейные фонды людей, оставивших след в музыкальной жизни города, среди которых был музыкант, музыковед и писатель В.А. Коллар (ф. Р-5440). В его личных фондах содержатся материалы творческой (партитуры произведений, тесты песен, книги, очерки и т.д.), служебной (программы концертов, выступлений, буклеты, афиши и др.), биографической (автобиографии, указы о награждении, фотографии, записные книжки и др.) деятельности и материал, собранный музыкальным деятелем.
Огромен труд Коллара - музыкального критика, автора многочисленных газетных и журнальных статей, посвященных самым разнообразным темам. То это выступление историка, вдумчиво, в характерной для Коллара неторопливо-повествовательной манере рассказывающего о прошлом отечественной или зарубежной музыки, то быстрый непосредственный отклик публициста на важнейшие события музыкальной жизни города (в дни первых нижегородских фестивалей "Современная музыка" рецензии Коллара появлялись буквально на следующий день после фестивального концерта). Часто Всеволод Александрович первым из музыковедов квалифицированно и объективно оценивал то или иное только что написанное сочинение нижегородского композитора. Более того, чуткий и доброжелательный коллега, он неоднократно помогал своим друзьям-композиторам находить новые темы и сюжеты для будущих опер, кантат, симфоний и песен.
В своих краеведческих исследованиях В.А. Коллар выступил подлинным первооткрывателем. Главным итогом его деятельности в этом направлении стала уникальная книга, написанная очень живо и интересно, «Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - города Горького». В ней охвачен период с XIII века от старинных народных песен Нижегородского края до фестивалей современной музыки, рассказано много нового о нижегородском периоде жизни Улыбышева, Виллуана, Балакирева, даны очерки о выдающихся композиторах и исполнителях - современниках Коллара.
Его перу принадлежит интересная серия "Очерков музыкального быта Сормова", в которых с увлечением рассказано о рождении рабочей революционной песни и о песенном творчестве Сормова советского периода. В 1949 году в трех номерах главного музыкального журнала страны «Советская музыка» публикуются его «Очерки музыкального быта Сормова».
На основе уникальных краеведческих материалов написан "Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде". Широкое признание получила и книга "Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького", материал для которой автор собирал в течение многих лет. В равной мере удались в ней рассказы о народном и профессиональном искусстве, очерки о музыкантах-исполнителях и о нижегородских композиторах.
В.А. Коллар обладал счастливым даром открывать новое даже в самом знакомом. Пример тому - Шаляпин, о котором написано много работ. Всеволод Александрович долгое время разыскивал неизвестные ранее документы, фотографии, письма, переписывался с родственниками Шаляпина, живущими за границей. Исследовал и описал материалы о пребывании Ф. Шаляпина в Нижнем Новгороде и дружбе его с М. Горьким. Всеволод Александрович собрал солидный материал для своей новой книги, ставшей самой знаменитой, «187 дней из жизни Шаляпина». Сто восемьдесят семь - это сумма времени, проведенного великим русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным в Нижнем Новгороде на гастролях (1896, 1897, 1901, 1902, 1903, 1909, 1910 гг.) охватили период наивысшего подъема исполнительского творчества артиста. Они же оставили глубокий след в культурной жизни города. В то же время годы эти ознаменовали важные вехи во всем жизненном пути артиста. Об этом он говорит в своей «Автобиографии». Книга богата фактическим материалом. Она по существу документальна. Автор указывает все места и даты выступлений Шаляпина в Нижнем; все оперные роли и концертные программы; дома, в которых бывал, людей, с которыми он встречался. В издании книги привлекает богатство иллюстраций.
С первым изданием книги ознакомились дети и внуки Ф.И. Шаляпина. Писали с благодарностью за «чудесную книгу» дочь певца Лидия Федоровна из Нью-Йорка, сын Борис Федорович из Милана. Дочь Ирина Федоровна Шаляпина-Торнаги, проживавшая в Москве, стала личным другом В.А. Коллара.
Шаляпинская тема волновала его глубоко, работа продолжалась и им была написана еще одна книга - «Ф.И. Шаляпин на Волге», где автор восторженно рассказывает об оперных и концертных выступлениях Шаляпина в городах Поволжья - Нижнем, Казани, Самаре, Саратове, Астрахани.
В итоге создание двух книг - "167 дней из жизни Шаляпина" и "Ф.И. Шаляпин на Волге сделали имя музыковеда Коллара известным не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Семья в 1953 г.
Как педагог из преподаваемых предметов первый проректор Горьковской консерватории особенно отличал народное музыкальное творчество. Каждое лето вместе со студентами он отправлялся в долгие фольклорные экспедиции. И так продолжалось в течение всей дальнейшей жизни Всеволода Александровича в Горьком.
Прибытие экспедиции в село.
Концерт и лекция в одном из сел Горьковской области.
«Но наиболее значительны заслуги Коллара в педагогическом труде. Он не только дает профессиональные знания студентам, но и ведет с ними воспитательную работу с присущими ему тактом и интеллигентностью. Понятны поэтому чувство благодарного уважения со стороны молодежи и большой авторитет, которым он пользуется среди коллег» - так писал в поздравлении с 70-летием Всеволоду Александровичу ректор консерватории Аркадий Александрович Нестеров.
Со студентами у консерватории.
На занятии в консерватории.
Хочу привести имена больших друзей, коллег Всеволода Александровича:
- Лесман Иосиф Антонович, скрипач, создатель первого в Советском Союзе струнного классического квартета в Ленинграде, репрессированный в 1938 году и сосланный в казахский аул. Потом, в 45-м году работавший в Алма-Атинской консерватории, а затем и в Горьковской;
- Эйгес Олег Константинович,
- Благовидов Борис Борисович,
- Благовидова Нинэль Михайловна,
- Хренников Тихон Николаевич,
- Касьянов Александр Александрович,
- Вепринский Борис Семенович,
- Домбаев Григорий Савельевич,
- Елисеев Игорь Васильевич,
- Цендровский Владимир Михайлович,
- Соколов Олег Владимирович,
- Нестеров Аркадий Александрович,
- Гецелев Борис Семенович,
- Ирина Федоровна Торнаги-Шаляпина,
- примадонна Горьковской оперы Софья Михайловна Тухнер,
- студенты Суханов Саша, Ладилов Костя были как члены семьи.
Всеволод Александрович Коллар проработал в Горьком более 30 лет. Труд его все эти годы был активным, а деятельность - многосторонней: заместитель директора консерватории, секретарь правления Верхневолжской композиторской организации, председатель музыковедческой секции. Около 20 лет возглавлял факультет музыки народного университета Дворца культуры им. Ленина. Постоянно шефствовал над музеем, созданным при его непосредственном участии в школе им. Шаляпина. Коллар постоянно общался с самой широкой слушательской аудиторией. Он любил своих слушателей - "больших" и "маленьких". И они отвечали ему такой же любовью. Многие годы он вел циклы музыкальных лекций в Канавинском Дворце культуры, в литературном музее имени Горького, шефствовал над школой имени Шаляпина, первым организовал музыкальный лекторий в домике Балакирева…
В г. Горьком В. А. Коллар прожил до последних дней своей жизни. Всеволод Александрович умер 8 мая 1979 года. Прощались с В.А. Колларом в Доме-музее М.А. Балакирева. Похоронен он на Бугровском кладбище.
Коллар Всеволод Александрович (11 апреля 1908 - 08 мая 1979) музыковед, педагог. Бугровское кладбище - 14 квартал.
Один из первых и старейших членов Верхневолжской композиторской организации, долгие годы бывший ее ответственным секретарем, музыковед Всеволод Александрович Коллар оставил о себе добрую память во многих сферах своей научной, музыкально-общественной и просветительской деятельности - в качестве краеведа, фольклориста, педагога, лектора, музыкального критика.
Основные труды
Книги: 167 дней из жизни Шаляпина. - Горький, 1967, 2-е изд. - 1991; Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976; Ф.И. Шаляпин на Волге. - Горький, 1982.
Статьи:
Очерки музыкального быта Сормова // Советская музыка, 1949, №№ 8, 9, 10; Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде // Из музыкального прошлого. - М., 1960;
Источники:
1. © Автор: Коллар Л.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков - архивистов). Раздел: том 39. Раздел 5. Из личных воспоминаний. Л.В. Коллар. Музыковед, педагог, просветитель В.А. Коллар
2. Коллар В.А. «187 дней из жизни Шаляпина». - Горький, 1967.
3. Коллар В.А. «Ф.И. Шаляпин на Волге» - Горький, 1982.
4. Страницы музыкальной истории Верхневолжья.-Тверь, 2006.
5.Тарасова Л.А., Романюк Е.А., Кузьмина О.М. Музыкальная культура Тверской области: учеб. пособие.-Тверь, 2006.
6. Коллар Всеволод Александрович / Шиков В.И. Музыканты Верхневолжья.- Тверь, 2006. - С.176-178.
7. Шиков В.И. Музыковед из Ржева // Ржевская правда. - 1984. - 12 мая. - С.149-150.
8. Глушков П. Династия Колларов // Ржевская правда. -1997. - 16 мая. - С.3.
9. Ржев. Словарь-справочник. (Автор-составитель Кондратьев О.А.) - Ржев, 2006
10. История Ржева. Очерки по истории ржевской земли./Сост. Е.И. Ожогин; Фото Е. Дмитриев, В. Рыбкин. – Ржев, 2000. – 280с. с ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.