"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"
Оценка 4.9

"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Детсад
31.10.2021
"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"
Коррекционная программа по развитию общей и мелкой моторики
Программа по развитию общей и мелкой моторики.docx

 

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 161 ОАО «РЖД»

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

 №   2_     от    24.10.2014г.

Заведующий ЧДОУ

«Детский сад №161 ОАО «РЖД»

________О. Б. Михальская

 

 

 

 

 

Коррекционная программа

по развитию общей и мелкой моторики

«Мы ловкие, умелые – ребятишки смелые»»

для детей 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

Сухинина Т.В.,

педагог-психолог

 первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

г. Барабинск

 

 

Оглавление

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.. 4

Пояснительная записка. 6

Актуальность. 7

Новизна. 8

Основные формы реализации. 9

Содержание программы. 11

Календарно-тематическое планирование. 13

Условия реализации программы.. 21

Работа с родителями. 23

Работа с педагогами. 24

Список литературы. 26

Приложения 28

 

 

 


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Коррекционная программа «Мы ловкие умелые, ребятишки смелые» по развитию моторики.

Основные разработчики Программы

Сухинина Татьяна Викторовна – педагог-психолог

Исполнитель Программы

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» города Барабинска

Тел., факс: (8383-61) 7 – 27 – 83

E-mail: [email protected]

сайт: http://дс161ржд.рф

Юридический адрес

632334, Новосибирская обл.,

г. Барабинск, ул. Ермака, 5.

Правовая база

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция дошкольного воспитания.

3. Конвенция о правах ребёнка.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

5. Методические рекомендации Министерства образования Российской Федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (от 01.01.2014г.).

7.Организация деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования Новосибирской области.

8. Общая образовательная программа негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 161 ОАО «РЖД».

Цель Программы

Создание условий для развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

Задачи Программы

1.      Развивать точность выполнения движений, полноту объема движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видах продуктивной деятельности.

2.       Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию общей и мелкой моторики.

3.      Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности.

На кого рассчитана Программа

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Новизна Программы

-         Комплексный подход, что отвечает современным требованиям ФГОС;

-         использование нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, пипетками  и другими материалами.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня, соответствующего данному возрасту.

2. Формирование любознательности, положительной мотивации обучения.

3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и выполнять поставленные задачи.


 

Пояснительная записка

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей разработана программа по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего возраста.

Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную и мелкую.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». 

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые в начальной школе, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста предполагают активную любознательность. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны взрослых. Если же они не обеспечивают ребёнку развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть нежелание впоследствии учиться в школе.

Актуальность

В результате вышесказанного актуальность настоящей программы необходима и продиктована временем. Программа «Мы ловкие умелые, ребятишки смелые» по развитию моторики предназначена для правильного развития общей и мелкой моторики детей  среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Данная программа может быть востребована воспитателями, педагогами-психологами в дошкольных образовательных учреждениях, центрах дополнительного образования, родителями.

Программа разработана на основе методических пособий С. Е. Большаковой, И. А. Ермаковой, Е. А. Лифиц, опираясь на тематическое планирование общей образовательной программы негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 161 ОАО «РЖД», которая составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой (2014).

Новизна программы:

-          комплексный подход, что отвечает современным требованиям ФГОС;

-          использование нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, пипетками  и другими материалами.

Основной целью программы «Мы ловкие умелые - ребятишки смелые»  является создание условий для развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.        Развивать точность выполнения движений, полноту объема движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видах продуктивной деятельности.

2.         Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию общей и мелкой моторики.

3.        Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности.

Для успешной реализации задач используются следующие принципы:

-          индивидуализация интенсивность, количественный и качественный состав игр и упражнений варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей;

-          наглядность - наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, применение технических средств обучения, использование схем, моделей и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми педагог знакомит детей;

-          интеграция - использование структурированной, многокомпонентной и организованной связи всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка;

-          доступность и систематичность предусматривает подбор доступного уровня трудностей для детей определенного возраста и пред­лагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные;

-          осознание совершаемых действий - каждое действие должно сопровождаться проговариванием этого действия. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;

-          обратная связь - комментирование, помощь, подсказка и оценка действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти).

Основные формы реализации

Коррекционная программа «Мы ловкие умелые - ребятишки смелые» рассчитана на 1 год обучения для детей среднего дошкольного возраста. Форма организации детей – групповая (7 человек).  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин.  Всего 32 занятия. Диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

1.   Вводная часть – 3-5 минут.

2.   Основная часть – 10-15 минут.

3.   Заключительная часть – 3-5 минут.

Данная программа частично соответствует цели деятельности образовательного учреждения  по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня, соответствующего данному возрасту.

2. Формирование любознательности, положительной мотивации обучения.

3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и выполнять поставленные задачи.

Эффективность коррекционной программы оценивается диагностическими  методиками, за основу которых взята разработанная и апробированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки (Приложение 1).

В диагностике, проходившей в начале 2014 – 2015 учебного года принимало участие 19 человек средней возрастной группы. Результаты диагностики показали, что развитие общей и мелкой моторики не достигает требуемой нормы. Так при степени успешности 86,7 в норме[1], лишь несколько человек  имели степень успешности выполнения тестового задания от 70 до 80 (Приложение 2, табл. 2, рис.1). В начале 2015 – 2016 в диагностике приняли участие 20 человек. Из них двое имели степень успешности в норме (Приложение 2, табл. 3, рис.2).

В конце каждого учебного года проводилась повторная диагностика развития общей и мелкой моторики, которая показала положительную динамику (Приложение 2, табл. 4,5, рис.1,2).

По результатам итоговой диагностики 2014-2015 учебного года программа по развитию общей и мелкой моторики была дополнена и расширена. В связи с этим результаты второго года обучения были несколько выше.

Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развить общую и мелкую моторику.

По показателям на конец учебных лет (2014-2015, 2015 – 2016): уровень развития общей и мелкой моторики превышающий норму увеличился на 10%, соответствие норме увеличился на 8%, ниже нормы – уменьшился на 18% (Приложение 2, рис.3).

Кроме этого, дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Содержание программы

Программа включает в себя следующие разделы:

-                   пальчиковая гимнастика;

-                   самомассаж с использованием специального массажного шарика, ребристого карандаша;

-                   графические упражнения;

-                   игры и действия с предметами;

-                   упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;

-                   ручная умелость.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических  ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики, улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего  напряжения.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счётные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование).

В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

Календарно-тематическое планирование представлено в табл.1.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Цель занятия

Содержание

1

2

3

Сентябрь

1. Диагностика

Выявить уровень развития общей и мелкой моторики

Приложение

2. «Детский сад – ты всегда ребятам рад»

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, координацию движений.

2. Формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «В детский сад идти пора» (авторская).

2. Самомассаж  шариком «Су-джок».

3. «Выкладываем дорожку к детскому саду из цветных камушков».

4. «Прогулка» (ходьба по выложенной верёвке сначала с открытыми и затем с закрытыми глазами).

5. «Волшебный мешочек». Определить на ощупь игрушку и назвать её.

6. Найди и раскрась игрушку.

3. «Осень золотая»

1. Развивать координацию движений пальцев рук.

2. Учить отрывать кусочки бумаги.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад» - лист жёлтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Аппликация из природного материала «Осенняя берёзка».

4. «Дождик» - работа с пипеткой.

4. «Витамины с наших грядок».

1. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

2. Формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. «Волшебный мешочек». Определить на ощупь овощи.

3. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из картона с дырочкой.

4. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи».

 

 

 

Продолжение таблицы

1

2

3

Октябрь

5. «Я познаю мир».

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Формировать ориентацию на плоскости.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

2. «Мой дом». Выкладывание из счётных палочек домов различной высоты.

3. «Помогаем маме» - сортировка круп.

4. «Помогаем бабушке» - наматывание разноцветных клубков

6. «Пернатые друзья».

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали».

2. «Накормим птичек» - скомкать бумагу в маленькие комочки.

3. «Напоим птиц» - работа с пипеткой.

4. Аппликация «Совёнок». На шаблон наклеить порванные кусочки бумажной салфетки, нарисовать глаза, клюв, лапки.

7. «В мире животных» (домашние).

1.Развивать мелкую моторику.

2Развивать графические навыки и умения.

1. Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка».

2. Обвести котёнка по точкам, обклеить ватой, нарисовать глаза, коготки.

3. «Поиграем с котёнком» - рисование разноцветных клубков.

8. «В мире животных» (дикие).

1.Развивать зрительно-мотор-ные функции.

2. Учить работать с ножницами.

1. Массаж «Ёжик»

2. «Кто где живёт». Отгадать загадку о диком животном и наклеить картинку туда, где он живёт.

3. Аппликация «Ёжик». Нарезать чёрную бумагу тонкими полосками и наклеить на трафарет. Раскрасить мордочку.

Ноябрь

9. «С чего начинается Родина?»

1.Развивать общую и мелкую моторику.

2. Продолжать развивать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!».

2. «Прогулка» (ходьба по выложенной верёвке сначала с открытыми и затем с закрытыми глазами).

3. Нарисовать и раскрасить флаг России.

Продолжение таблицы

1

2

3

10. «Труд людей».

1.Развитие ориентации на плоскости.

2.Совершенствова- ние зрительного внимания.

1. Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул».

2. «Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. Массаж ребристым карандашом «Утюжок», «Добывание огня».

4.Делаем бусы для мамы.

11. «Основы безопасности».

1. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

1. Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много».

2. Логоритмическое упражнение  «Если вдруг стряслась беда».

3. Рисование на крупе экстренных телефонов.

4. Упражнения «Телевизор», «Найди фонарик».

12. «День Матери».

1. Развивать мелкую моторику.

2. Закрепить понятие парности.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».

2. «Помогаем маме» (по методике О. Н. Тепляковой) – стираем и вешаем попарно носочки, закрепляем прищепкой.

3. Обрывная аппликация из бумажных салфеток «Цветы для мамы».

Декабрь

13. «Что такое доброта?»

1. Развивать мелкую моторику.

2.Развивать эмоционально-

волевую сферу.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. «Дерево добра». Обводим свои ладошки на цветной бумаге, вырезаем, наклеиваем на контур дерева на стене кабинета.

3. «Изучаем эмоции» - отгадываем эмоцию на лице педагога или ребёнка, наклеиваем с помощью жгутиков из пластилина на шаблон лица.


 

Продолжение таблицы

1

2

3

14. «Светофор – наш верный друг»

1.Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные функции.

1. Динамическая игра «Светофор».

2. Выкладываем дорожки из цветных камушков.

3. Пластилинография «Светофор».

15. «Новогодние чудеса».

1.Развивать моторику и координацию движений.

2. Развивать зрительное восприятие 3.Стимулировать любознательность..

1. «Снегопад». Делаем снежинки: мелко рвём бумажную салфетку. Затем по команде подкидываем вверх.

2. Эксперименты со снегом.

3. «Бусы на ёлку» - нанизывание бусин по образцу в определённой последовательности.

Январь

16. «Зимние забавы».

1.Развивать зрительно-моторнуюкоординацию.

2. Развивать умение управлять своими движениями.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

2. «Маленький конструктор» - выгибание из проволоки круглого снежка.

3. Шнуровка «Коньки».

4.Рисование лыжни пальчиками на крупе.

5. Игра с пробками «Лыжи».

17. «Снегопад».

1. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

2. Развивать умение управлять своими движениями.

1. «Снегопад». Делаем снежинки: мелко рвём бумажную салфетку. Затем по команде подкидываем вверх.

2. «Ветерок». С помощью резиновой груши, пытаемся сдуть «снежинки».

3. «Цветные льдинки» - с помощью пинцета разложить бусины по соответствующим цветным тарелочкам.

4. «Зимний пейзаж» - на трафарет дерева наклеить манку.

 

 

Продолжение таблицы

1

2

3

18. «Зимующие птицы».

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение саморегуляции.

1. Динамическая  игра «Снегири».

2. «Угощение для птиц» - сортировка семян тыквы, арбуза, фасоли, гороха.

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разгладить скомканные в шарики листы бумаги с изображенными на них контурами зимующих птиц.

4. Динамическое упражнение «Воробушки».

Февраль

19. «Осторожно -  Огонь!»

1. Развивать внимание.

2. Формировать ощущение границ своего тела.

3. Развивать любознательность.

4. Развивать речевое дыхание.

1. Игра «Опасные предметы». Дети шагают на месте, педагог называет предметы. Если они опасны. Дети хлопают в ладоши.

2. Упражнения «Брёвнышко», рисование огня на доске одновременно двумя руками.

3. Эксперименты «Как потушить огонь» (вода, песок, стеклянная банка; показывает педагог).

4. «Задуй свечку».

20. «Береги своё здоровье!»

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Формировать ощущение границ  своего тела и его положения в пространстве.

1. Самомассаж с помощью шарика «Су-джок».

2. Ползание на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги.

3. Подвижная игра «Ловишки» - нетрадиционное физкультурное оборудование.

21. «День защитника Отечества».

1. Развивать зрительно-моторные функции.

2. Учить штриховать в разных направлениях.

1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

3. Штриховка «Танк», «Самолёт».

4. Самолётик для папы яйца из киндер-сюрприза и пластилина.

Продолжение таблицы

1

2

3

22. «Я похож на папу».

1.Развивать зрительно-моторнуюкоординацию.

2. Развивать умение управлять своими движениями.

1. «Маленький конструктор» - делаем геометрические фигуры из мягкой проволоки.

2. «Рыбалка». Раскрасить заготовку рыбки из картона. Вылавливаем карандашом из ёмкости с водой (по методике О. Н. Тепляковой).

3. «Маленький мастер» - учимся пользоваться отвёрткой и гаечным ключом.

Март

23. «8 марта»

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Учить действовать по словесной инструкции.

3. Развивать мелкую моторику.

1. Игры с цветными резинками по образцу.

2. Сматываем клубки для бабушки.

3. Открытка для мамы. Заготовку (восьмёрку) обматываем цветными нитками. Украшаем бусинами.

24. «Народные забавы» (Масленница)

1. Развивать мелкую моторику.

2. Учить использовать результаты своей деятельности в игре.

1. Пальчиковая гимнастика «На блины».

2. «Печём блины» из пластилина.

3. «Фаршируем блинчики».

4. Подвижная игра (перенести блинчики в сковородке из одного конца комнаты в другой).

25. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать ощущение границ  своего тела и его положения в пространстве.

3.Учить использовать результаты своей деятельности в игре.

1. Вспомнить сказку «Колобок».

2. Игровое упражнение «Колобок».

3. Лепка из пластилина героев сказки.

4. Театрализация сказки «Колобок» с использованием вылепленных фигурок.


 

Продолжение таблицы

1

2

3

26. «Весна пришла»

1. Развивать мелкую моторику.

2.Развивать зрительно-моторнуюкоординацию.

1. Пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальчиками на крупе.

3. Нанизывание пуговиц на леску и называние чередования: большая, маленькая.

4. Аппликация из пшена «Солнышко».

Апрель

27. «Комнатные растения»

1. Развивать мелкую моторику.

2.Развивать зрительно-моторнуюкоординацию.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

2. Украшаем кактус колючками и цветочками (прищепки).

3. Обрывная аппликация из бумажных салфеток «Цветок в горшке».

28. «Полёт на луну»

1. Развивать зрительно-моторную функцию.

2. Развивать внимание, усидчивость.

1. Пальчиковая гимнастика «Космос».

2. Динамическое упражнение «Невесомость».

3. Дидактическая игра «Космос» (авторская). На ватмане – звёздное небо с контурами звёзд. Подобрать звезду. Посчитать большие и маленькие, назвать цвета, каких больше.

29. «В мире животных» (птицы).

1. Развивать мелкую моторику.

2.Учить использовать результаты своей деятельности в игре.

 1. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали».

2. «Птичка» - делаем птичку из ватных дисков и трубочки для коктейля.

3. «Покормим птичек» - делаем зёрна из бумажных салфеток и «кормим» сделанных птиц.

30. «В мире животных» (насекомые)

1.Развивать зрительно-моторнуюкоординацию.

2. Формировать ощущение границ  своего тела и его положения в пространстве.

1. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».

2. Упражнение «Паучок», «Гусеница».

3. «Паучок» - из бумажной одноразовой тарелки и ниток делаем паутину. Паучок – из пластилина и зубочисток.

Окончание  таблицы

1

2

3

Май

33. «День Победы»

1.Развивать моторику и координацию движений.

2. Развивать слуховое восприятие.

3. Развивать ручную умелость.

1. «Салют» - из цветной бумаги мелко отрываем кусочки, подкидываем по команде вверх.

2. «Гвоздика» - из красных бумажных салфеток и трубочки для коктейля.

3. «Георгиевская ленточка». Рисуем, вырезаем, приклеиваем на левую сторону груди с помощью двустороннего скотча.

34. «Зелёный росток»

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать внимание, умение работать  сообща.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

2. «Найди растение» - делаем зашумлённые картинки и меняемся с товарищем (работа в парах).

3. Коллективная аппликация из ваты и бумаги «Одуванчик».

35. «Это интересно».

1. Развивать ручную умелость.

2. Стимулировать интерес и мотивацию к продуктивной деятельности.

1. Делаем цветной песок.

2. Аппликация из цветного песка по эскизу ребёнка.

36. Диагностика

Выявить уровень развития общей и мелкой моторики после проведения коррекционных занятий.

Приложение

 

 

 

 


 

Условия реализации программы

Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:

1. Перед каждым занятием объясняется его цель: что будем делать, как и  для чего.

2. Начинается занятие с разминки, далее даётся более лёгкое задание, затем более сложное и заканчивается выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

3. Через каждые 5-7 мин. занятия проводятся физминутки, с использованием упражнений на расслабление, формирование правильной осанки, упражнений для глаз. 

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Ребёнку предоставляется возможность самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий даются, не на скорость, а на качество.

 6. При оценке работы отмечаются правильность выполнения, допущенные ошибки, объясняется, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощряется инициатива детей, интерес, желание задавать вопросы, обращаться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки.

9. Заканчивается занятие на оптимистичной ноте.

Цель вводной части занятия: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, шнуровка, прищепки, пуговицы, крышки, копирование, аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет, рисование пальчиками

Цель заключительной части занятия - снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Работа с родителями

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения входной диагностики проводится анкетирование родителей и индивидуальные беседы.

Обобщив данные анкетирования родителей за два года работы по программе, можно говорить о том, что большая часть объединяют общую и мелкую моторику в одно понятие, считая возраст 3 – 4 года оптимальным для начала её развития. В числе популярных игр для развития общей и мелкой моторики, используемых в домашних условиях, указывались различные виды раскрасок, пазлов, конструкторы лего. Небольшой процент опрошенных  использует нетрадиционный материал – крупа, пуговицы. Большая часть современных родителей берут информацию из интернета. Мнения о форме работы с воспитателем разошлись, все предложенные варианты ответов (родительское собрание, мастер – класс, индивидуальная беседа, консультации в родительском уголке, никакая, информации хватает вполне) набрали примерно одинаковое число голосов. Около половины  родителей выразили желание участвовать в выставке творческих работ.

Таким образом, результаты анкетирования подтверждают актуальность программы по развитию моторики, предназначенной для правильного развития общей и мелкой моторики детей  среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений.

Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников (Приложение 3,4).

 В рамках «Семейной гостиной» совместно с воспитателями ДОУ была подготовлена выставка нетрадиционных пособий, проведён мастер-класс по использованию занимательных игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики дошкольников.

В родительском уголке размещаются рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме (Приложение 3).

Вся информация для родителей по данной теме представлена на сайте детского сада.

Работа с педагогами

Тесное сотрудничество с педагогами  ДОУ по развитию общей и мелкой моторики улучшает качество результатов работы.

Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре и музыкальные занятия. Поэтому для специалистов были разработаны рекомендации по развитию общей и мелкой моторики, подобраны упражнения на развитие координации движений (Приложение 5).

Для воспитателей  детского сада была проведена серия консультаций по оснащению предметно-развивающей среды в группах и использованию игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики в режимных моментах и непосредственно-образовательной деятельности. В результате были приобретены и сделаны своими силами разнообразные виды шнуровок, оформлены центры по развитию мелкой моторики с использованием природного материала.

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий - презентации, открытые НОД (Приложение 6).


 

Список литературы

1.        Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребёнка). – М., 2002.

2.        Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

3.        Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – М.,2008.

4.        Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет. / Под ред. Н. Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

5.        Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2003.

6.        Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2010.- 160с.

7.        Никитина А. В. Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2 – 3 года, 4-5 лет, 6-7 лет). – СПб., 2009.

8.        Николаева Е. П. Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребёнка//Справочник педагога-психолога. – 2015.- № 2. – С.60 – 70.

9.        Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2009.

10.   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2015.

11.   Поспелова Т.А. Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нестандартного оборудования//Справочник педагога-психолога. – 2014.- № 2. – С.53 - 59.

12.   Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет. – М., 2007.

13.   Цыпленкова О. А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребёнка//Справочник педагога-психолога. – 2012.- № 8. – С.47 - 59.

14.   Шишкова С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 4 до 15 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Интернет-ресурсы:

galka-igralka.ru - Развивающие занятия для мамы и малыша до 5 лет.

 


Приложение 1

Диагностический инструментарий

Обследование общей и мелкой  моторики

1. Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

·                   Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Покачайся, как маятник часов (тик-так).

·                   Наклонись и возьми предмет с пола. Колени не сгибать.

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Покажи, каким ты был маленьким (приседание).

·                   Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

·                   Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

·                   Перешагивай через «лужи»  или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Вытяни руки вперёд и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Шагай,  как солдат (маршировка).

·                   Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·                   Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

·                   Пройди по кругу и встань в центр.

·                   Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Оценка состояния общей моторики

1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.

0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

0,25 балла – неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняется.

0 баллов – не способен выполнить задания.

2. Исследование мелкой моторики.

2.1. Исследование кинестической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·          Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперёд, остальные сжаты) поочередно каждой рукой., а затем обеими руками вместе.

·          Покажи уши «зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочерёдно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.

·          Покажи колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

·          Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

2.2. Исследование кинетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

·          Поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-белобока»).

·          Пальчики «здороваются» (поочерёдное прикасание подушечек пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук).

·          «Игра на пианино».

·          Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2 - выпрямленная ладонь и наоборот).

·          Кулак - ребро - ладонь.

Оценка состояния мелкой моторики

1 балл - выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе.

0,5 балла -  заторможеннсоть и нескоординированность движений при выполнени

0,25 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движении.

0 баллов - отказывается от выполнения задания.

Итог: 23 пробы, 23 балла.

 

Баллов за весь тест: N

Степень успешности = N × 100 : 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Рис.1. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году

 

 

Рис.2. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2015-2016 учебном году

 

 

 

Рис.3. Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 



Приложение 3

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Тема

Задачи

 

 

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников».

2. Индивидуальная беседа

Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики  в дошкольном возрасте.

 

 

Налаживание контактов, сообщения о диагностических данных

 

 

 

 

 

Октябрь

1. Семинар-практикум в рамках «Семейной гостиной» «Развитие моторики или несколько идей, чем занять ребенка»

2. Изготовление театра «Живых картинок» для группы.

Настраивать родителей на сотрудничество по развитию моторики детей в домашних условиях

 

 

Использовать театр как средство развития мелкой моторики рук детей.

Ноябрь

Консультация «Пока мама на кухне»

Учить родителей использовать подручные средства для развития мелкой моторики и речи ребенка.

Декабрь

День открытых дверей.

Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей

Январь

Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр

Февраль

Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития

Март

Отчетный показ пластилинового театра по сказке «Колобок»

Показать родителям достижения детей в продуктивной  деятельности.

Апрель

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Совместная творческая деятельность родитель-ребенок

Май

Посещение родителями НОД.

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

 

Приложение 4

Анкета для родителей

 «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников»

                                                               

1.                 Знаете ли вы что такое общая и мелкая моторика ребенка?

Да                            Затрудняюсь ответить                                    Нет

2.                 В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

В младенчестве                                 3-4 лет                                   7 лет

 

3.            Какие игры используете для развития общей и мелкой моторики  дома?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4.                 Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

5.                 Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- Телевидение

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

6.                 Как ребенок выполняет задания игры?

               Пассивно                                        Активно

7.                 Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

8.                 Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

9.                 Готовы ли Вы поучаствовать в выставке творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

 Да                                    Не знаю                                         Нет


 

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка

Семинар-практикум для родителей

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук

5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем, речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Упражнения на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

 «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

 «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

 «Письмо в воздухе». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале можно вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.      

Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

«Гусеница». Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

«Червячок». Ползанье на спине без помощи рук и ног.

Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.

«Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

«Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

«Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

 «Бревнышко» по стене. И.п. — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

 «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести «запрещаемые движения» (какое-то движение повторять нельзя).

 

 


 

Приложение 5

Мастер-класс для педагогов

«Картины из цветного песка».

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных видах изобразительной деятельности.

Задачи: 1. Познакомить педагогов с видами рисования цветным песком.

         2. показать приёмы и основные этапы выполнения работы.

Оборудование: набор для аппликаций песком (плотная основа с нанесённым рисунком, цветной песок), ножницы, картины из цветного песка, песочные картины в сосуде.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Сегодня я познакомлю вас с одним из видов нетрадиционной изобразительной деятельности – рисование цветным песком.

Рисование песком вызывает огромный интерес у детей, и приносит море ярких эмоций всем участникам! Современные психологи рекомендуют создавать картины из песка гиперактивным, непоседливым малышам и детям с ярко выраженными неврозами и страхами. К тому же работа с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук

Прошу обратить внимание на нашу небольшую выставку. Вот такие картины дети могут  создать под вашим руководством  – это могут быть забавные звери, герои любимого мультфильма или индивидуально созданный трафарет.

Здесь представлены картины из цветного песка, приготовленного своими руками. Изготовление цветного песка для творчества само по себе может быть захватывающим процессом. Для этого понадобится: соль марки «Экстра», цветной мел, бумага, небольшой нож. Технология изготовления проста:

1.     На бумагу насыпать немного  соли.

2.     Взять мелок необходимого цвета и растереть его в порошок до получения требуемой окраски.

3.     Аналогичным образом создаётся солёный песок разных оттенков.

4.     Полученная смесь ссыпается в прозрачную ёмкость.

Освоив азы обращения с цветным песком с помощью аппликации, можно переходить к созданию песочных картин в сосуде. Это более сложная технология. Рисунки создаются при помощи тонкой спицы. Сложные узоры и пейзажи удобно насыпать кофейной ложечкой, а необходимые контуры отдельных элементов создаются путём прокалывания соляных слоёв на требуемую глубину. Важно, чтобы такие картины были плотно утрамбованы и закрыты крышками.

Для работы можно использовать также и готовые наборы для аппликаций песком, куда входит плотная основа с нанесённым рисунком, цветной песок, рамка. Сейчас наша воспитанница подготовительной группы Лиза познакомит вас с основными этапами работы.

Лиза: «Сделать аппликацию очень просто. Основа уже заранее покрыта клеем и закрыта защитной бумагой. Начинать лучше с тёмных цветов, постепенно переходя к светлым тонам. Тогда картина будет смотреться более аккуратной. Выбранные элементы одного цвета засыпаются песком. Затем песок нужно немного прижать к поверхности картинки пальцами. Излишки песка стряхиваются на лист бумаги».

Хочется отметить, что песка в готовых наборах много. Оставшийся песок можно использовать в дальнейшем. У готовых наборов есть два минуса. Во-первых, песок рано или поздно заканчивается. Во-вторых, ребёнку предлагается уже готовая цветная картинка, что не способствует развитию фантазии и воображению. Поэтому на своих занятиях я использую песок, приготовленный своими руками.

За столь короткое время овладеть методами и формами работы с цветным песком нелегко, поэтому в своей работе вы можете воспользоваться буклетами.

Мастер-класс подошёл к концу. Хотелось бы услышать, что вы узнали полезного для себя? Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

Благодарю за сотрудничество. До свидания!


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет / Т. В. Кабанова, О. В. Домнина; под ред. Н. Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"

"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование

Правовая база 1. Закон Российской

Правовая база 1. Закон Российской

Пояснительная записка Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования

Пояснительная записка Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания

Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности

Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности

Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1

Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1

Приложение 2, табл. 3, рис.2).

Приложение 2, табл. 3, рис.2).

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное…

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное…

Календарно-тематическое планирование представлено в табл

Календарно-тематическое планирование представлено в табл

Продолжение таблицы 1 2 3

Продолжение таблицы 1 2 3

Продолжение таблицы 1 2 3 10

Продолжение таблицы 1 2 3 10

Продолжение таблицы 1 2 3 14

Продолжение таблицы 1 2 3 14

Продолжение таблицы 1 2 3 18

Продолжение таблицы 1 2 3 18

Продолжение таблицы 1 2 3 22

Продолжение таблицы 1 2 3 22

Продолжение таблицы 1 2 3 26

Продолжение таблицы 1 2 3 26

Окончание таблицы 1 2 3

Окончание таблицы 1 2 3

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы

Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы

Цель заключительной части занятия - снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия

Цель заключительной части занятия - снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия

Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных

Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных

В результате были приобретены и сделаны своими силами разнообразные виды шнуровок, оформлены центры по развитию мелкой моторики с использованием природного материала

В результате были приобретены и сделаны своими силами разнообразные виды шнуровок, оформлены центры по развитию мелкой моторики с использованием природного материала

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Цыпленкова О. А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребёнка//Справочник педагога-психолога

Цыпленкова О. А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребёнка//Справочник педагога-психолога

Приложение 1 Диагностический инструментарий

Приложение 1 Диагностический инструментарий

Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки

Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки

Игра на пианино». ·

Игра на пианино». ·

Приложение 2 Рис.1. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году

Приложение 2 Рис.1. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году

Рис.3. Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Рис.3. Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"

"Мы ловкие, умелые - ребятишки смелые"

Приложение 3 Перспективный план работы с родителями

Приложение 3 Перспективный план работы с родителями

Приложение 4 Анкета для родителей «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников» 1

Приложение 4 Анкета для родителей «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников» 1

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков

То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога

То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога

Приложение 5 Мастер-класс для педагогов «Картины из цветного песка»

Приложение 5 Мастер-класс для педагогов «Картины из цветного песка»

Лиза: «Сделать аппликацию очень просто

Лиза: «Сделать аппликацию очень просто
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021