Психологическое здоровье педагога. Тренинг
Оценка 4.8

Психологическое здоровье педагога. Тренинг

Оценка 4.8
Семинары
docx
31.10.2021
Психологическое здоровье педагога. Тренинг
Тренинг для воспитателей по профилактике эмоционального выгорания.
тренинг.docx

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

-          познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-          создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-          совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Материалы: интерактивная доска, ноутбук, презентация, аудиофайлы, стулья по количеству участников, игрушка антистресс, увлажнитель воздуха.

Форма одежды  - спортивная.

Продолжительность – 45 минут.

Предварительная работа: онлайн опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В.Каппони,  Т.Новак), опрос педагогов на наличие аллергических реакций.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Сухинина Т.В., инструктор по физической культуре Кисаретова И.С.

 

Ход проведения тренинга

 

1. Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в заранее хорошо проветренный музыкальный зал, где работает увлажнитель воздуха. Садятся в круг.

Ведущий: - Здравствуйте! Уважаемые коллеги, рада вас сегодня видеть. Располагайтесь, позвольте себе занять удобное положение.

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

1. Для начала давайте:

Скажем «Здравствуйте» руками! (взяли соседа за руки)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (посмотрели друг на друга)
Скажем «Здравствуйте» устами – (хором говорим, друг другу)
Стало радостней нам с вами! (1 минута)

2. Знакомство. Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам познакомиться. Наше знакомство будет немного необычным.

Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся с буквы, с которой начинается имя.

Например: меня зовут Татьяна – тактичная. (3 минуты)

Вывод: Уважаемые коллеги, я рада, что мы с вами познакомились еще ближе, а еще, что рядом с нами такие интересные и веселые люди.

3. Упражнение «Приветствие».

Встаньте, пожалуйста, в круг и разделитесь на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Теперь каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся спинами. Не забывайте обращаться к участникам по имени, которое он называл при знакомстве. (10 минут)

 

2. Основная часть.

Ведущий: В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Тема для всех нас близкая и знакомая. Несмотря на то, что предварительный опрос показал отсутствие  этого явления в нашем коллективе, сегодня мы продолжаем серию тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагога. Для начала предлагаю посмотреть видеоролик «Гореть, не выгорая!».

1. Просмотр видеоролика «Гореть, не выгорая!» (4 минуты).

2. Мини лекция (4 минуты). Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

-          В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

-          Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененной окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

-          В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

-          энтузиазм в работе;

-          пропадает блеск в глазах;

-          нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.

Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Наверняка, вы помните из прошлых встреч или интуитивно используете многие из них (Возможные ответы: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, смех и т.д.).

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

3. Первая техника, с которой мы хотели бы вас познакомить -  Техника «Ластик»

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить (3 минуты).

4. Вторая техника – йога.  Сегодня мы познакомимся с комплексом йоги для начинающих «Расслабление за 15 минут». Рекомендуется делать его вечером после работы, когда зачастую нет сил заняться собой. 

Практикуя йогу, помните - делайте все неторопливо, вдумчиво. Прочувствуйте каждое свое движение, насладитесь им. И не забывайте о мыслях - используйте время занятий йогой для того, чтобы расслабиться, отвлечься от проблем и сделать себя немножко лучше, чем вчера.  Внимание на экран. (15 минут)

 

3. Заключительная часть. (Время:5 минут).

1. Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)

Ведущий: Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание.

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

2. Обратная связь

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

3. Пожелание.  Благодарю всех за участие!

Помните: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать.

 

Список литературы:

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Интернет-ресурсы:

https://emberint.ru/articles/prof_vigoranie/

https://www.youtube.com/watch?v=HMsrGmNQKd0

https://www.youtube.com/watch?v=RFLWsBZBPVI

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога

Вывод: Уважаемые коллеги, я рада, что мы с вами познакомились еще ближе, а еще, что рядом с нами такие интересные и веселые люди

Вывод: Уважаемые коллеги, я рада, что мы с вами познакомились еще ближе, а еще, что рядом с нами такие интересные и веселые люди

Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021