Мы в ответе за нашу планету
Оценка 4.8

Мы в ответе за нашу планету

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл—6 кл
24.10.2022
Мы в ответе за нашу планету
Воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Мы в ответе за нашу планету, сценарий.doc

                       Мы в ответе за нашу планету

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи: воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает;

Развитие кругозора, любознательности

                    Как хрупок мир природы, что беречь его – наша задача.

            Берегите Землю, берегите

            Жаворонка в голубом зените,

            Бабочку над стеблем повилики,

            На тропинке солнечные блики,

            На камнях играющего краба,

            Над пустыней тень от баобаба…

                                             М. Дудин

        Наше мероприятие посвящено очень важной проблеме – проблеме экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому, когда говорим об экологии, имеют в виду всё, что связано с состоянием природы. Эти проблемы для вас, ребята, уже известны, потому что мы с вами принимаем участие в охране природы.

Мы с вами уже знаем, сколько кислорода выделяет лес и даже одно дерево. Не ломаем деревья, стебли, кусты и предупреждаем тех, кто ломает их. Изготовили кормушки и многие из вас ухаживают за зимующими птицами, вы подкармливаете их. Из фантиков создаём нужные и красивые в быту изделия. Даже небольшая бумажка  засоряет планету. Многие учащиеся нашей школы не бросают фантики на землю – и это  маленькая помощь нашей планете.

       От того, как мы будем относиться к окружающей природе, зависит наше настоящее и будущее. Мы помним главное правило Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету», то есть себя, свой дом, свою улицу, всё, что тебя окружает.

       Мы знаем, что проблемы экологии очень важные проблемы. Решить их можно только вместе всем жителям Земли: и взрослым, и детям, в каждом городе, посёлке, стране.

      Проведём викторину «Знатоки природы».

1.     Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?  (Они самые молодые, а потому дольше живут.)

2.     Какое мужское растение одновременно названо мужским и женским

именами?  (Иван – да – Марья.)

3.     Через сколько лет опадает хвоя у ели и сосны? (У ели – через 5 -7 лет, а  

У сосны – через 2- 3 года.)

      4. Какой цветок помогает при сердечных заболеваниях?  (Ландыш.)

      5. Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение?

          (Пастушья сумка.)

      7. Какую пользу приносят дятлы? (Они очищают лес от вредителей.)

      8. Как в лесу без компаса можно определить стороны света?

         (Мхи и лишайники растут с северной стороны. Кора деревьев с        северной стороны всегда темнее и грубее. Компасом может служить

        и муравейник – он располагается  около деревьев с южной стороны.

9. Как используют растения животные?  (Крупные животные питаются    травами, листьями. Птицы питаются семенами, плодами, ягодами. Рыбы      поедают водоросли. Насекомые сосут сок растений, нектар цветов, поедают листья.)

10. На какие группы по внешнему виду можно разделить животных?

    (Насекомые, звери, птицы, рыбы.)

11. Как звери готовятся к зиме?

       ( В норах, дуплах делают запасы пищи на зиму. Медведь, набрав запасы

        Жира на зиму, впадает в спячку. Меняют «шубы» на  более тёплые,    более подходящие под цвет снега – заяц, волк.)

12. Назовите известных вам насекомых.

      ( Бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки.)

              По описанию определить зверей и птиц.

   1. Определите по описанию птицу: «У этой птицы большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми она крепко держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ей вытаскивать из отверстий и щелей в коре насекомых и их яички. Расцветка птицы – защитная: светлая окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползает по коре, но делает это быстро».                      (Поползень.)

2.   Определите, что это за зверь: « У него зимой исчезает обычная пища, и он переключается на другую: кору, веточки, сухую траву и чуть – чуть хвою; серую летнюю шубу меняет на белую, более тёплую, с подшёрстком. Зимой трудно передвигается по снегу, но у этого зверя лапы приспособлены к такому передвижению. Он наступает на снег не кончиками лап, как все звери, а полной ступней – то есть большей площадью – и  проваливается не сильно. Кроме того, на зиму на лапах у него отрастает длинная шерсть и ноги не мёрзнут в снегу, и он, кроме того, может после прыжка ехать на шерсти по снегу и насту, как на лыжах. Передвигается прыжками. У него хороший слух, зрение и чуткий нос».                           (Заяц,)

3. По описанию определи птицу: «Осторожная, недоверчивая птица. Всеядная, ест насекомых, хлеб, мясо, клюёт падаль, за это её называют санитаром. Может убить и съесть цыплёнка, птенцов и яйца в гнёздах других птиц, рыбу. Очень наблюдательна и сообразительна – легко обнаруживает плохо замаскированные гнёзда и разоряет их.»            (Ворона).

4.  Определите по описанию, о каком звере говорится:

     «Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично чует по запаху других животных. Легко и быстро передвигается. Зимой эти звери собираются в стаю так легче охотиться. Зверь ходит по следу след в след. На зиму окраску меняет, только становится светлее, и он по ночам заходит в деревни, добирается до домашних животных, режет и уносит их с собой, забрасывая на спину и придерживая зубами. Хвост у него крупный – служит рулём и стабилизатором при погоне. В небольших количествах эти звери полезны, так как они догоняют и убивают прежде всего старых, слабых и больных животных, которые заразили бы остальных. Охотятся на этого зверя зимой, окружая его жилище длинным шнуром с красными флажками, через которые зверь боится пройти. Шкура этого зверя очень хороша, шапки и шубы из ней очень тёплые. Зверь этот полезен, но численность его надо регулировать, не допуская чрезмерного количества».         (Волк.)

5Определи по описанию название птицы:

«Интереснейшая птица, очень нарядная, с цепкими когтями. Клюв у неё необычный: он приспособлен для шелушения шишек, семенами которых она питается зимой. Семена в шишках на вид очень маленькие, но в них  много масла. И поэтому они очень питательны. Птенцов эта птица выводит зимой, когда трещат морозы. Кормит их полупереваренными семенами, пока они сами научатся добывать.»

                                                                                       (Клёст.)

6. Что за птица сидит на дереве?

   « Очень острые и цепкие когти на пальцах легко держат птицу на коре дерева, как на стенке. Хвост большой и крепкий – именно такой ей и нужен. Питается насекомыми, отыскивая их в коре. Что удивительно, что эта птица слышит, как короеды и древоточцы (личинки питающиеся корой и древесиной) точат кору и дерево! Мощными, быстрыми ударами крепкого клюва птица стремительно раздалбливает кору и повреждённую древесину. Удары так быстро следуют один за другим, что сливаются в очередь, как при стрельбе из пулемёта. Чтобы удары были сильными, птица откидывается назад – вот тут – то ей помогает крепкий, упругий хвост, которым она упирается в кору дерева. А ещё птицу называют «лесным доктором»: она выбирает из дерева вредных насекомых, и дерево оздоравливается. Зимой эта птица питается семенами еловых шишек, для чего зажимает шишку в развилку веток и раздалбливает её. В лесу часто можно наткнуться на такую «кузницу» - на снегу масса чешуек от шишек».                (Дятел.)

                          

                      Конкурс «Дизайнеры».

          Проблем отходов, загрязнения окружающей среды стала одной из самых злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе, никогда не забывайте убирать после себя мусор. Давайте  подойдём к проблеме отходов творчески.

Придумать разные виды кормушек из пластиковых бутылок.

   Каждое изделие защитить.

                       Заповедники нашей страны.

              На правом отвесном берегу реки Сылве, притоке Чусовой вблизи города Кунгур, находится вход в знаменитую Кунгурскую пещеру. Эта крупнейшая карстовая пещера была образована в результате деятельности подземных вод, которые на протяжении миллионов лет подтачивали горные породы, образуя бесчисленные пустоты, подземные ходы, галереи, переходы. В пещере господствует абсолютная темнота, и только при свете факелов открываются сказочные картины подземного царства. В Кунгурской пещере около 100 гротов, общей протяжённостью более 30 км, наиболее изучены же 5 км. С 1948 года Кунгурская пещера охраняется как уникальный памятник природы.

            Когда – то, давным – давно, на западе нашей страны тянулся огромный лесной массив, доходивший до центральной Европы. В этих лесах водилось много всякого зверя: могучие туры, дикие лошади тарпаны, бродили стада зубров, оленей, лосей, кабанов. Пуща  была самым любимым местом сначала княжеской, затем царской охоты. Со временем  в результате хищнической охоты все туры и тарпаны были истреблены. К  началу 20 столетия из крупных животных в пуще остались только зубры. А 1919 году был убит последний вольный зубр. На всей планете они остались только в зоопарках и зверинцах. Началось восстановление зубров в 30 – х годах, когда из зоопарков в пущу были завезены первые животные. В 1940 году Беловежская пуща была объявлена государственным заповедником. Зубры – самые крупные животные у нас в стране, вес достигает 1000 кг и более. Эти животные дают много мяса, шерсти, кожи. Славятся беловежские леса и боровой дичью. Здесь обитает самая крупная разновидность глухарей. Нередко вес этих птиц в заповеднике достигает 5 кг.

       Хопёрский заповедник охраняет ценнейшего зверька нашей планеты выхухоля, или хохулю, как называли на Руси. Выхухоль – животное ископаемое на земле, потому что дожило до наших дней таким же, какими были его предки полтора миллиона лет назад. Выхухоль – эндемик, потому что сохранился только на территории нашей страны. Распределена она была по бассейнам Волги, Дона и Урала, но многолетний хищнический промысел пости полностью уничтожил в этих местах выхухоль. Самое большое скопление её осталось на Хопре, притоке Дона, где в 1935 году для спасения ценного зверька был утверждён Хопёрский заповедник. Более 40 видов млекопитающих живёт в Хопрёрском заповеднике, среди них лоси, пятнистые олени, но выхухоль является главным его богатством.

           По богатству видов растений и животных. По своеобразному сочетанию природы севера и юга, по сохранению растений третичного периода истории земли Уссурийский край представляет собой исключительно редкое явление. Оледенение, охватившее много тысяч лет назад на северное полушарие. Не распространялось на юг Дальнего Востока. Вот почему здесь сохранилось доледниковые растения третичного периода, среди которых знаменит корень жизни женьшеня. Из млекопитающих особенно охраняется уссурийский тигр. Дальний Восток – это единственное место в нашей стране, где ещё водятся тигры.

          Бадхызский заповедник – самый южный заповедник нашей страны. Основная ценность заповедника – редкие вымирающие животные нашей планеты – куланы. Широко распространенные ещё в прошлом веке от восточных склонов Урала до Китая, эти животные с расселением человека на Востоке стали оттесняться в безводные пустыни. Сокращению их численности способствовала также и хищническая охота на них, особенно из – за кожи, из которых выделывают дорогой сафьян. Быдхызские пустыни оказались последним убежищем куланов. Создание заповедника спасло этих животных от вымирания. В Быдхызе можно увидеть ещё и таких редких животных, как дикобраз, архар, джейран, леопард и самая крупная ящерица – серый варан. Тело её достигает в длину до полутора метров. Прочная красивая кожа варана использовалась в кожевенном производстве, что послужило причиной резкого сокращения численности варанов в Средней Азии. Сейчас эта ящерица строго охраняется. На территории заповедника водятся опасные ядовитые змеи: гюрза, эфа, кобра. В специальном питомнике проводится работа по получению от них дорогостоящего змеиного яда, идущего на изготовление лекарств.

Об этих заповедниках знать надо. Ещё немало заповедников в нашей стране, с ними мы познакомимся в следующий раз.

            А сейчас проведём викторину «Экология и я»

1. Сколько литров воды утекает, пока вы чистите зубы?

  а) один литр;

  б) два литра;

   в) пять литров.

2. Вы закончили читать газеты. Ваши действия:

    а) выбрасываете при первой необходимости;

    б) собираю в груду бумаг с целью сдать в макулатуру;

     в) это вообще не моё дело.

3.  Автомобиль ваших родителей грязен. Вы:

    а) едете на станцию техобслуживания, где его помоют;

    б) поручаете вымыть местным мальчишкам;

    в) ставите его посреди газона и моете, используя химические средства.

4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:

    а) умоляете папу подбросить вас на машине;

    б) надеваете ролики – и вперёд;

    в) решаете никуда не идти, так как опаздываете.

5. Ваша любимая рубашка требует стирки. Вы:

     а) стираете её вручную;

     б) просите постирать сестру;

     в) пользуетесь стиральной машиной.

6. Вы с друзьями были на пикнике, после него:

     а) вы зарыли банки, склянки;

     б) весь мусор вы увезли домой;

      в) оставили мусор, вы не дворник, кто – нибудь уберёт.

                Игровая ситуация: «Жалобы обитателей садов,                                            лесов и огородов»

    К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов.

Жалоба 1.                  

  Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.

Ответ. Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова в течение лета съедает тысячи полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за это время.

Жалоба 2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравимся, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Ответ. Летучая мышь.

Жалоба 3.

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.

Подведение итогов.

Не будем обижать лягушек и жаб.

Не будем  бабочек, шмелей, стрекоз других  насекомых!

Не будем  ловить  диких животных и уносить их домой.

Не будем  разорять птичьи гнезда!

Не будем  трогать  птенцов в гнезде и не брать их домой!

Не  будем  оставлять мусор в лесу!

Не будем загрязнять реки  и бросать мусор в неё!

                                                    Синквейны                                                                  

          Животные                                                           Растения

Полезные, нужные                                             Красивые, полезные

Украшают, кормят, оберегают                    Защищают, кормят, очищают

Они приносят огромную пользу.                     Без них планете не быть

           Живые                                                                 Украшения

 

 

 

                     Литература

Грибов П. Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. Из –во «Учитель», Волгоград, 2002

 Дик Н.Ф. Классные часы. Ростов – на – Дону «Феникс» 2004

Дьячкова Г. Т. Автор – составитель. Окружающий мир, олимпиадные задания. Волгоград, 2006

Лященко Е.А. Автор – составитель. Школа юного краеведа. Волгоград, 2007


Мы в ответе за нашу планету Цель : экологическое воспитание учащихся

Мы в ответе за нашу планету Цель : экологическое воспитание учащихся

Мхи и лишайники растут с северной стороны

Мхи и лишайники растут с северной стороны

Хвост у него крупный – служит рулём и стабилизатором при погоне

Хвост у него крупный – служит рулём и стабилизатором при погоне

В пещере господствует абсолютная темнота, и только при свете факелов открываются сказочные картины подземного царства

В пещере господствует абсолютная темнота, и только при свете факелов открываются сказочные картины подземного царства

Быдхызские пустыни оказались последним убежищем куланов

Быдхызские пустыни оказались последним убежищем куланов

Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня

Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022