В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
МЫ ДЕТИ – МЫ ИМЕЕМ ПРАВО
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с Конвенцией ООН о
правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей декларацией прав
человека и другими международными документами, определяющими стандарты
в области защиты прав человека, а также с Конституцией РФ; формировать
духовные и нравственные качества.
Педагогические задачи: дать обучающимся представление о значимости
Конвенции о правах ребенка; обобщить знания об основных правах ребенка;
познакомить с понятиями «права» и «обязанности», показать единство прав и
обязанностей; формировать отрицательное отношение к противоправным
поступкам; побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к
правам других людей.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о правах ребенка, понятиях
«конвенция», «права» и «обязанности».
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу,
испытывают моральное удовлетворение от результатов внеучебной
деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме;
логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – слушают ответы одноклассников, считаясь с их
мнением, тактично, корректно и аргументированно высказывают свою точку
зрения, отличную от партнерской, но понятную ему, задавая вопросы учителю и
одноклассникам, черпают нужную для решения учебной задачи информацию;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация, толковый
словарь С. И. Ожегова (три экземпляра), плакаты для оформления доски.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить
выполнить специальное задание (в словарях найти определения слов«конвенция», «права» и «обязанности»; подготовить сочинение на тему «Мои
права и обязанности», рисунок по теме).
Х о д з а н я т и я
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал
I. Вступительное слово.
У ч е н и к 1.
ДАР ЛЮБВИ
Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.
За дар родившейся души,
В твоих руках начавшей жить,
За свет ее и за полет,
За счастье, что она найдет.
За веру, за ее мечту,
За внутреннюю красоту,
За взмах волшебного крыла,
За звездные ее дела*.
II. Основная часть.
П е д а г о г . Добрый день. Тема нашего мероприятия – «Мы дети – мы имеем
право».
Игра «Имена».
П е д а г о г . Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день
ребенка. В этот день была принята международная Конвенция о правах ребенка.
Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Перед тем как начать, проведем игру «Имена». Каждый из вас по очереди
называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же
букву, что и имя. Я начинаю первой. (Галина – гордая.)
Интерактивная беседа «Право на имя».
П е д а г о г . Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Д е т и . Конечно, имеем.
П е д а г о г . Можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Каким образом?Д е т и . Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о
рождении.
П е д а г о г . Это первый ваш документ. Что еще записано в свидетельстве о
рождении?
Д е т и . Еще там записаны имена наших родителей.
П е д а г о г . Кроме этого, в свидетельстве о рождении записано, что вы
являетесь гражданами России. Это значит, что наше государство защищает ваши
права, в том числе и ваше право на имя. Какие еще есть у детей права? Где они
зафиксированы? Кто их утверждал?
П р и м е р н ы е о т в е т ы д е т е й :
Права детей зафиксированы в Конституции, законах, указах и т. п.
Разрабатывали их президент, депутаты и т. п.
Минилекция «Конвенция о твоих правах».
П е д а г о г . Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы
использовать эти знания при необходимости. В России проблема защиты детей
стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в
стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это
подтверждают такие факты, как увеличение числа бедных семей, рост числа
правонарушений и преступлений,
совершаемых несовершеннолетними;
увеличение числа детей, оставшихся без родителей, несовершеннолетних,
убегающих из дома, и так далее.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой
провозглашаются социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и
благополучия детей.
ООН – авторитетная международная организация, созданная после Второй
мировой войны. Эта война отняла у десятков миллионов людей их главное право
– право на жизнь. Чтобы не допустить Третьей мировой войны, народы всего
мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
Шло время, мир изменился, и положение детей – будущего всего
человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового
документа, в котором бы не просто декларировались права детей, но на основе
юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по
1989 год над ним работала Комиссия ООН по правам человека, в которой
участвовали специалисты из многих стран мира. Этот документ, Конвенция о
правах ребенка, был принят 20 ноября 1989 года.К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления,
аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не
могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются
дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со
стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О
правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые
подписали этот документ, согласились защищать права детей.
положений
Конвенция
(принципов),
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих общий
характер
включает 54 статьи,
учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением
ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения
Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за
действия в отношении детей.
При появлении ребенка в семье между ним и его родителями сразу возникают
определенные отношения, которые регулируются нормами морали и правилами
совместного проживания людей. Ребенок к семье обладает множеством прав.
Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье,
насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, на
совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, право на
обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За
ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на
общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и
другими родственниками.
Какие же права есть у всех детей мира?
ПРАВА ДЕТЕЙ
• Право на жизнь;
• право на имя при рождении и гражданство;
• право на семью;
• право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или
постоянной защиты со стороны родителей;
• право посещать школу и учиться;
• право на равенство;
• право свободно выражать свои мысли;
• право на собственное мнение;
• право на получение информации;• право на защиту от насилия и жестокого обращения;
• право на медицинское обслуживание;
• право на отдых и досуг;
• право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые
потребности (это касается, например, детей с ограниченными возможностями).
Ролевая игра «Юридическая консультация».
П е д а г о г . Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией
к юристу.
Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо
знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя
от произвола и самоуправства. Представьте себе, что вы юристы, хорошо
знающие права детей (некоторые из них написаны на доске), и к вам за советом
приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права
ребенка нарушены, и разъясните их персонажам. Только, пожалуйста, давая
консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Начинать нужно так:
«Согласно Конвенции о правах ребенка...»
М а у г л и . Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими
зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все
дети?
П е д а г о г . Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое
существо до 18летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, Вы ребенок и
имеете те же права, что и все дети.
М а у г л и . Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке
зверей и птиц. Люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с
животным! Имеют ли они на это право?
П р и м е р н ы е о т в е т ы обучающихся:
Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права унижать
Ваше человеческое достоинство.
Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права подвергать
Вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
Согласно Конвенции «О правах ребенка», Вы имеете право на свободу
перемещения.
Согласно Конвенции «О правах ребенка», Вы имеете право на медицинское
обслуживание, образование, развитие своих способностей.
П е д а г о г . Согласно Конвенции, каждый ребенок, даже в чемто
неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.Г а р р и П о т т е р . Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма,
адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
П р и м е р н ы е о т в е т ы обучающихся:
Согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на
личную жизнь, на тайну переписки.
Согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на
уважение его достоинства.
П е д а г о г . Почему права детей не всегда соблюдаются?
П р и м е р н ы е о т в е т ы обучающихся:
Не все знают права детей.
Не все считают детей полноправными гражданами.
Разбор ситуаций «Права и обязанности».
П е д а г о г . У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно
только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других
людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю
вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права
они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
М а м а . Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом
разбудишь!
С ы н . А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой
музыкой!
П е д а г о г . Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав. (Сын
нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других
людей.)
Сценка 2.
П е д а г о г . Леночка, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску, полей
цветы.
Л е н о ч к а . Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией
ребенка запрещено насилие над детьми!
П е д а г о г . Объясните, пожалуйста, Лене, в чем она не права. (Кроме прав у
Лены есть и обязанности – дежурного (как и у всех детей класса). Кроме
того, у нее есть обязанность уважать права других людей на чистоту в
классе. Права человека действуют, если не нарушаются права других.)
Сценка 3.П е д а г о г . Сидоров, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь
дети ее только что помыли!
С и д о р о в . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым
делом – рисованием!
П е д а г о г . Кто разъяснит Сидорову его права и обязанности? (Все имеют
право сидеть за чистой партой. Сидоров должен уважать права других
учеников.)
Сценка 4.
П е д а г о г . Поляков, ты почему на уроке литературы вышел из класса без
разрешения?
П о л я к о в . Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
П е д а г о г . Правильно ли рассуждает Поляков? (Его одноклассники имеют
право на образование. А он вышел из класса, отвлек внимание учеников от
объяснения учителя и нарушил их права. Поляков не уважает права других
людей.)
Сценка 5.
М а м а . Дочка, а почему ты мусор не вынесла, за молоком не сходила? Я же
тебя просила.
Д о ч ь . Потому что Организация Объединенных Наций запрещает
использовать труд детей!
П е д а г о г . Вот такой борец за права ребенка! Может быть, она права?
П р и м е р н ы е о т в е т ы :
Нет, девочка не права, потому что молоко она должна купить в том
числе для себя, к тому же она обещала маме это сделать.
Вынести мусор – это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
Мама тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать это право и
помогать ей.
П е д а г о г . Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Д е т и . Конвенцию о правах ребенка.
П е д а г о г . Чего они совершенно не знают?
Д е т и . Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
П е д а г о г . Как же примирить свои права с правами других людей? (Если
ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.)
III. Подведение итогов (рефлексия).П е д а г о г . Полезно ли детям знать свои права? Понравилось ли вам
выступать в роли юристов?
П р и м е р н ы е о т в е т ы :
Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Свои права знать нужно, но необходимо помнить и про обязанности, не
нарушать прав других людей.
– Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас
окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.