МЫ ДЕТИ – МЫ ИМЕЕМ ПРАВО

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 7.docx
МЫ ДЕТИ – МЫ ИМЕЕМ ПРАВО Цели деятельности учителя:  ознакомить   учащихся  с  Конвенцией   ООН   о правах   ребенка, ее основных  принципах,  связи  с  Всеобщей  декларацией  прав человека и другими международными документами, определяющими стандарты в   области   защиты   прав   человека,   а   также   с   Конституцией   РФ;   формировать духовные и нравственные качества. Педагогические   задачи:  дать   обучающимся   представление   о   значимости Конвенции   о   правах   ребенка;   обобщить   знания   об   основных   правах   ребенка; познакомить с понятиями «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;   формировать   отрицательное   отношение   к   противоправным поступкам;   побуждать   детей   к   защите   своих   прав;   воспитывать   уважение   к правам других людей. Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное   понимание   социальной   реальности   и   повседневной   жизни, приобретение школьниками социальных знаний. Планируемые результаты:  Предметные:  получат   представление   о  правах   ребенка,   понятиях «конвенция», «права» и «обязанности». Личностные:  проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают   моральное   удовлетворение   от   результатов   внеучебной деятельности. Метапредметные (универсальные учебные действия):  – познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;  – коммуникативные  –  слушают   ответы   одноклассников,   считаясь   с   их мнением,   тактично,   корректно   и   аргументированно   высказывают   свою   точку зрения, отличную от партнерской, но понятную ему, задавая вопросы учителю и одноклассникам, черпают нужную для решения учебной задачи информацию;  – регулятивные  –   принимают   и   сохраняют   учебную   задачу;   планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности. О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  мультимедийная   презентация,   толковый словарь С. И. Ожегова (три экземпляра), плакаты для оформления доски. П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить выполнить   специальное   задание   (в   словарях   найти   определения   слов«конвенция», «права» и «обязанности»; подготовить сочинение на тему «Мои права и обязанности», рисунок по теме). Х о д   з а н я т и я Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал I. Вступительное слово. У ч е н и к  1. ДАР ЛЮБВИ Ребенок – это дар любви. Храни его и с ним живи В единстве и созвучье тонком. Ты отвечаешь за ребенка. За дар родившейся души, В твоих руках начавшей жить, За свет ее и за полет, За счастье, что она найдет. За веру, за ее мечту, За внутреннюю красоту, За взмах волшебного крыла, За звездные ее дела*. II. Основная часть. П е д а г о г . Добрый день. Тема нашего мероприятия – «Мы дети – мы имеем право». Игра «Имена». П е д а г о г . Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день ребенка. В этот день была принята международная Конвенция о правах ребенка. Сегодня мы и будем говорить о правах детей. Перед тем как начать, проведем игру «Имена». Каждый из вас по очереди называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Я начинаю первой. (Галина – гордая.) Интерактивная беседа «Право на имя». П е д а г о г . Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? Д е т и . Конечно, имеем. П е д а г о г . Можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Каким образом?Д е т и . Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. П е д а г о г . Это первый ваш документ. Что еще записано в свидетельстве о рождении? Д е т и . Еще там записаны имена наших родителей. П е д а г о г .   Кроме   этого,   в   свидетельстве   о   рождении   записано,   что   вы являетесь гражданами России. Это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Какие еще есть у детей права? Где они зафиксированы? Кто их утверждал?  П р и м е р н ы е   о т в е т ы   д е т е й :   Права детей зафиксированы в Конституции, законах, указах и т. п.  Разрабатывали их президент, депутаты и т. п. Мини­лекция «Конвенция о твоих правах». П е д а г о г . Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы использовать эти знания при необходимости. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране,   пагубно   влияет,   прежде   всего,   на   несовершеннолетних.   Это подтверждают   такие  факты,  как   увеличение   числа   бедных  семей,  рост  числа правонарушений   и   преступлений,   совершаемых   несовершеннолетними; увеличение   числа   детей,   оставшихся   без   родителей,   несовершеннолетних, убегающих из дома, и так далее. В   1959   году   ООН   принимает   Декларацию   прав   ребенка,   в   которой провозглашаются   социальные   и   правовые   принципы,   касающиеся   защиты   и благополучия детей. ООН – авторитетная международная организация, созданная после  Второй мировой войны. Эта война отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить Третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.  Шло   время,   мир   изменился,   и   положение   детей   –   будущего   всего человечества   –   потребовало   от   мирового   сообщества   принятия   нового документа, в котором бы не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989   год   над   ним   работала   Комиссия   ООН   по   правам   человека,   в   которой участвовали специалисты из многих стран мира. Этот документ, Конвенция о правах ребенка, был принят 20 ноября 1989 года.К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети.   Они   даже   в   мирной   жизни   нуждаются   в   особой   заботе   и   внимании   со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка». Конвенция   –   это   соглашение.   Это   значит,   что   все   государства,   которые подписали этот документ, согласились защищать права детей.   положений     Конвенция     (принципов),   По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих  общий характер     включает   54   статьи, учитывающие   практически   все   моменты,   связанные   с   жизнью   и   положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. При появлении ребенка в семье между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения, которые регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей. Ребенок к семье обладает множеством  прав. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное   с  ними   проживание,  на   воспитание   своими   родителями,  право   на обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком   закреплено   и   такое   право,   относящееся   к   личным,   как   право   на общение   с   обоими   родителями,   дедушкой,   бабушкой,   братьями,   сестрами   и другими родственниками. Какие же права есть у всех детей мира? ПРАВА ДЕТЕЙ •  Право на жизнь; •  право на имя при рождении и гражданство; •  право на семью; •   право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; •  право посещать школу и учиться; •  право на равенство; •  право свободно выражать свои мысли; •  право на собственное мнение; •  право на получение информации;•  право на защиту от насилия и жестокого обращения; •  право на медицинское обслуживание; •  право на отдых и досуг; •  право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (это касается, например, детей с ограниченными возможностями). Ролевая игра «Юридическая консультация». П е д а г о г . Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от   произвола   и   самоуправства.   Представьте   себе,   что   вы   юристы,   хорошо знающие права детей (некоторые из них написаны на доске), и к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка   нарушены,   и   разъясните   их   персонажам.   Только,   пожалуйста,   давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Начинать нужно так: «Согласно Конвенции о правах ребенка...» М а у г л и . Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети? П е д а г о г .   Согласно   Конвенции,   ребенком   является   каждое   человеческое существо до 18­летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, Вы ребенок и имеете те же права, что и все дети. М а у г л и . Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей   и   птиц.   Люди   посадили   меня   в   клетку   и   обращаются   со   мной   как   с животным! Имеют ли они на это право? П р и м е р н ы е   о т в е т ы  обучающихся: Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права унижать Ваше человеческое достоинство. Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права подвергать Вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям. Согласно   Конвенции   «О   правах   ребенка»,   Вы   имеете   право   на   свободу перемещения. Согласно Конвенции «О правах ребенка», Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей. П е д а г о г .   Согласно   Конвенции,   каждый   ребенок,   даже   в   чем­то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.Г а р р и   П о т т е р . Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права? П р и м е р н ы е   о т в е т ы  обучающихся: Согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки. Согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства. П е д а г о г . Почему права детей не всегда соблюдаются? П р и м е р н ы е   о т в е т ы  обучающихся: Не все знают права детей. Не все считают детей полноправными гражданами. Разбор ситуаций «Права и обязанности». П е д а г о г .   У   каждого   человека   есть   права.   Но   пользоваться   ими   можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? Сценка 1. М а м а .   Немедленно   сделай   музыку   потише!   Уже   полночь,   ты   весь   дом разбудишь! С ы н .  А   я   имею  право   на   отдых   и   досуг!   Я   привык   отдыхать   с  громкой музыкой! П е д а г о г .  Пожалуйста,  помогите  разобраться, кто  здесь  не  прав. (Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.) Сценка 2. П е д а г о г . Леночка, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску, полей цветы. Л е н о ч к а .   Вы   не   имеете   права   заставлять   меня   дежурить!   Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! П е д а г о г . Объясните, пожалуйста, Лене, в чем она не права. (Кроме прав у Лены есть и обязанности – дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того,   у   нее   есть   обязанность   уважать   права   других   людей   на   чистоту   в классе. Права человека действуют, если не нарушаются права других.) Сценка 3.П е д а г о г . Сидоров, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли! С и д о р о в . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! П е д а г о г .   Кто разъяснит Сидорову его права и обязанности?  (Все имеют право   сидеть   за   чистой   партой.   Сидоров   должен   уважать   права   других учеников.) Сценка 4. П е д а г о г . Поляков, ты почему на уроке литературы вышел из класса без разрешения? П о л я к о в . Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! П е д а г о г . Правильно ли рассуждает Поляков? (Его одноклассники имеют право на образование. А он вышел из класса, отвлек внимание учеников от объяснения учителя и нарушил их права. Поляков не уважает права других людей.) Сценка 5. М а м а . Дочка, а почему ты мусор не вынесла, за молоком не сходила? Я же тебя просила. Д о ч ь .   Потому   что   Организация   Объединенных   Наций   запрещает использовать труд детей! П е д а г о г . Вот такой борец за права ребенка! Может быть, она права? П р и м е р н ы е   о т в е т ы : Нет, девочка не права, потому что молоко она должна купить в том числе для себя, к тому же она обещала маме это сделать. Вынести мусор – это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мама тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать это право и помогать ей. П е д а г о г . Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? Д е т и . Конвенцию о правах ребенка. П е д а г о г . Чего они совершенно не знают? Д е т и . Они не знают, что обязаны уважать права других людей. П е д а г о г . Как  же  примирить  свои  права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.) III. Подведение итогов (рефлексия).П е д а г о г .   Полезно   ли   детям   знать   свои   права?   Понравилось   ли   вам выступать в роли юристов?  П р и м е р н ы е   о т в е т ы : Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Свои права знать нужно, но необходимо помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей. – Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье.  Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.