Мы видим звук
"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет" ?
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о
цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в
цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом
свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже
могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет
"Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие
цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным.
Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А
- красным, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что
ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И -
синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть
индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным
во все цвета радуг.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые
соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие
неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи -
следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том,
что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный
феномен.
2. Общие положения теории
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда
оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в
экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово
остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или
обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область
наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с
трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки",
которые вскрыть своими инструментами не может.
Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.
Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным
интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора
всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит
нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же
понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно
подталкивают нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав -
А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых
на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного
материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника
регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи -
требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки
- требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по
цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее
красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и
т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве
испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо.
Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И.Звук
и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е -
чётко зелёная, а И - определённо синяя.
Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство
испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы:
"белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,
опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А
физики главными считают соответствующие этим гласным
цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и
пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в
языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных
цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в
свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую
важную, ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они
связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше
разброс мнений испытуемых. Так, У- ассоциируется с тёмными
оттенками синегоцвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с
оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым,
светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е,
а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо
располагается между жёлтойО и зелёной Е. Примерно
половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё -
светлая, желто-зеленая.
А вот Я окраской почти не отличается от А,
разве что воспринимается как более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о
световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы -
звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые
единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук.
Сходство Й с И привело и к сходным цветовым
оценкам - Й воспринимается как синяязвукобуква,
хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти
тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е,
зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается:
буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не
связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне
редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее
решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех
экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с
"коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в
разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой
определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не
видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует.
Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно
единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом,
хотя почти никто этого не осознает.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:
3. Реализация теории в поэтических текстах
Если соответствия звуков речи определённым цветам
существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться,
звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно
искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая
сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае,
когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок
гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину
звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании,
например, красных предметов и явлений в тексте будет
подчёркнута роль красных А и Я; они будут
встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных
позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет
сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зеленого -
нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих
статистических подсчётах сталана глазах проявляться живая игра звукоцветовых
ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим
разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному
смыслу произведений. Судите сами.
У Блока есть
стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В.
Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о
грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый
цвет казней, пожаров, крови.
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и
тёмные, мрачные У, Ы, не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки
зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так,
будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о
звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты
чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы
кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых
здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль
ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются
лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно
редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха
они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным.
Поскольку звукобуква Ёоказалась двухцветной, то её количество
разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена
слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только
затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех
букв с удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в
тексте стихотворения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного
текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая":
Как видим, звуков А и Я в
обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в
стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s=
0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в
2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я,
чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по
превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное,
трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением
частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и
лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то
получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с
тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся
только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции
доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно
было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не
парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые
превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом
столбце дана цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии:
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." -звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий.
4. Вместо заключения
Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о
себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его
радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины,
показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность
поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая
гвардия", 1987 год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.