Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда
Оценка 4.6

Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда

Оценка 4.6
Игры
docx
дефектология
4 кл—8 кл
24.04.2022
Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда
Игра с мячом в логопедической коррекции наиболее популярна и востребована среди детей-логопатов. В статье отражены её многофункциональные задачи и варианты игр.
Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда.docx

Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому может быть одним из занимательных этапов коррекционной деятельности. Игра делает сам образовательный процесс эмоциональным, интересным и развивающим.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии.

Какие же выбрать приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей коррекционным процессом?

Как показывает практика, применение различных видов мячей в коррекционной работе учителя-логопеда помогает отвлечь детей от однообразной и скучной деятельности; осваивать новые знания и навыки; развивать внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; а также мяч развивает общую и мелкую моторику, ориентирование в пространстве и т.д.

Помимо реализации основной задачи – автоматизации навыков произношения корригируемых звуков, благодаря использованию данного приёма у логопеда появляется возможность параллельно решать самые разнообразные речевые задачи:

·        формирование фонематических операций;

·        тренировка навыков речевого дыхания;

·        развитие ритмического чувства;

·        нормализация слогоделения;

·        активизация коммуникативных навыков;

·        формирование положительных эмоций.

Выбор мячей и/ или шариков разнообразен, это и резиновые, пластмассовые, тряпичные, вязаные, деревянные, мячи-массажёры разные по цвету, фактуре и размеру.

В логопедической работе игры с мячом условно можно разделить на четыре блока:

·         развитие фонематического слуха;

·         закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;

·         развитие словаря и грамматического строя речи;

·         развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове;

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук;

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([к], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ка, ли, на; со, ба, ка);

• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол;

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове;

• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук;

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов (аш, ош, уш, ыш; ша, шо, шу, ши);

• «Мяч передавай, слово со звуком [р] называй» - повторение слов с определённым звуком (рот, рак, рык; рука, роза, рама);

• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок;

• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (бочка – почка, лавка – лайка);

• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (са-со-су-сы);

• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении;

• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (роза, ракета, лак, руль).

Игры с мячом для развития словаря и грамматического строя речи

• «Я назову пять названий наземного транспорта» - назвать соответствующие слова (трамвай, автобус, машина, скорая помощь, поезд);

• «Мяч бросаю, диких животных называю» (волк, слон, медведь);

• «Мяч передаю, деревья назову» (берёза, тополь, ива);

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у зайца - заячья, у кошки – кошачья);

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе (стол – столы, лев – львы);

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, игрушка из пластмассы – пластмассовая);

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гусь – гусёнок, кресло – креслице);

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями (мой пенал, моя ложка, мои рукавицы);

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии (повар – варит, швея – шьёт);

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря (лают, ржут, хрюкают);

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы (высоко – низко, тихо – громко);

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления (зимой на улице цветут цветы и зеленеет трава, верно?);

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова (яблоко, банан, груша, персик – фрукты).

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати»;

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка;

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали;

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу;

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку;

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу;

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Таким образом, предложенные игры с мячами позволяют расширить знания, умения и навыки детей-логопатов, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Регулярные игры с мячом, приносящие ребёнку удовольствие, - основной фактор успеха. Они помогут детям подготовиться к школьному обучению и достичь успехов в учёбе.


 

Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда

Мяч как универсальный педагогический инструмент в работе логопеда

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха • «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове; • «Мяч друг…

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха • «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове; • «Мяч друг…

Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (са-со-су-сы); • «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении; • «Мяч лови,…

Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (са-со-су-сы); • «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении; • «Мяч лови,…

Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова (яблоко, банан, груша, персик – фрукты)

Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова (яблоко, банан, груша, персик – фрукты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2022