Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Оценка 4.8

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Оценка 4.8
docx
31.01.2021
Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
ТКУ-Война и мир.docx

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество

Зарипова Зухра Магнавиевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №3 г.Дюртюли

Предмет

Литература

Класс

10

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Цели на достижение результата

 

- Личностные:

на примере семей Ростовых и Болконских показать цвет русского дворянства, нравственные ценности этих семей; научить понимать сопоставление и контраст как основной стилистический прием романа; показать роль портрета для создания целостного образа персонажа; развивать навыки выразительного осмысленного чтения, монологического высказывания и литературоведческого анализа; воспитывать серьезного, вдумчивого читателя; показать значение семьи, воспитания в формировании человека, роль нравственных опор.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий  в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

 - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

  Личностные:
Научиться  проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качеств своего характера. Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев

Сопоставительный анализ характеров литературных героев

Ресурсы:

 

- основные

- дополнительные

 - Учебник, тексты романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

- Компьютер/ноутбук

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

- Карточки-таблицы

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 10 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

 

                                                                          

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регла-мент

УУД

I.

Самоопределение к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Учитель приветствует ребят. Организует рабочую обстановку на уроке.

Хотя, по признанию Л.Н.Толстого, в романе “Война и мир” он больше любил “мысль народную”, чем “мысль семейную”, но если мы не представим себе происхождение героя, его истоки, его “гнездо”, мы не в силах будем понять мотивы его поступков, логику развития характера и судьбу персонажа. Нам не только интересно, но важно проследить жизнь главных героев, таких, как Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья, Николай Ростов др., начиная с юности, детских лет. Семья, дом – это особый мир, место, где человек находит и выражает себя. Поэтому картины семейной жизни обладают большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. И нам открывается многое, если мы внимательно читаем эти эпизоды.

Сегодня мы побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи, а затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

 

Ученики садятся, открывают рабочие тетради, записывают число.

 

3 мин.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества.

 

II.
Проверка домашнего задания. Актуализация и «выход» на объяснение нового материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

 

 

Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”

Назовите героя и обстоятельства, в которых звучат характеристики - представители групп попеременно задают вопросы:

  • “Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще не бритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: “Здорова?.. ну так садись!” (Николай Болконский)
  • “До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием...” (Графиня Ростова)
  • “... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка со своими детскими открытыми плечиками...была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...” (Наташа)
  • “... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...” (Марья Болконская)
  • “..Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын...., мне будет ...стыдно! (отец - А.Болконскому)
  • “... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...” (Графиня Ростова)

Ребята отвечают на вопросы.

Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

Дают характеристику героям.

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

1-2 мин.

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

III.
Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднений.

 

 

 

 

Истоки каждого характера следует искать в семье, именно там происходит его формирование .Чтобы лучше понять сущность  главных героев, учащимся предлагается  проанализировать, какая                атмосфера царит в трёх семьях: Ростовы, Болконские , Курагины, а результаты занести в таблицу .  

Начнём анализ с семьи Ростовых.

Овал: Портреты Для этого предлагается прочитать и про-анализировать небольшой ,но очень показательный отрывок  романа об отношениях домочадцев в семье Ростовых.

(том 1, глава 9)

Система вопросов для обсуждения:

Овал: Речь -что можно сказать об отношениях детей и родителей в этой семье?

-каких идеалов придерживаются  родители?  Что считают важным в воспитании?

-искренни ли дети в своём отношении к родителям?

Сравнительная характеристика героев

Исходя из темы, скажите, какие задачи на этом уроке вы можете поставить перед собой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 

Анализировать рассказ, оценивать поступки героев, дать им сравнительную характеристику, обогащать словарный запас, учиться работать в группе.

 

 

Овал: Его чувства


 


Скругленный прямоугольник: Образ героя

 

 

 

 

 


Учащиеся внимательно слушают.

Учащиеся предлагают вариант таблицы и  чертят  её в рабочих тетрадях:

Болконские Ростовы

Курагины

 

 

Один из учащихся, заранее получивший задание, выразительно читает отрывок романа.

Ученики, прослушав текст и записав  вопросы в тетрадь ,                         начинают обсуждение услышанного: отвечают на вопросы, высказывают разные точки зрения, спорят, пытаются прийти  к общему выводу, который по просьбе                         учителя формирует и                                    озвучивает один из учащихся. Этот вывод все заносят в таблицу.

Пользуясь теми же приёмами, ребята анализируют взаимоотношения в семье Болконский  (том 1 глава 22 ); в семье Курагиных  (том 1, глава 1) . Сделанные                       учащимися выводы  заносят в таблицу. Обсуждение проходит по той же системе вопросов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

1-2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

Осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач (П),
Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К), Принятие и сохранение учебной задачи (Р),
Формирование границ собственного знания и «незнания» (Л).

IV.
Закрепление нового материала

После того как учащиеся рассмотрели и проанализировали взаимоотношения в трёх предложенных  семьях , чтобы  закрепить полученные  знания, учитель даёт задание ответить на вопросы:

-В какой из семей, на ваш взгляд,  более благоприятные условия для детей?

-Какую из этих семей вы могли бы выбрать для себя?

-Изменились ли семейные ценности в наши дни по сравнению с эпохой Л.Н. Толстого?

Рассуждают, высказывают своё мнение. Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

Учащиеся письменно                            самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, учатся формулировать, излагать и аргументировать своё мнение.

Затем желающие зачитывают свои работы вслух, группа обсуждает.

2-3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

Поиск разнообразных способов решения задач (П), Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной (К), Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р), Формирование границ собственного знания и незнания (Л).

V Подведение итогов урока.

Учитель выставляет оценки за устную работу на уроке, намечаются перспективы следующего урока, задаётся домашнее задание.

 

Один из учащихся, по выбору  учителя, пользуясь таблицей в тетради, формулирует выводы, сделанные учащимися на уроке, самостоятельно подводит итог.

Учащиеся записывают д/з  и сдают тетради на проверку учителю.

2 мин.

 

VI.
Рефлексия.

- В какой семье я себя представляю?

- Кто мне более симпатичен?

- Какой я вижу роль семьи в становлении человеческой личности ?

Домашнее задание: читать т I, ч.2

Смотр войск под Браунау.

Шенграбенское сражение.

Аустерлицкое сражение.

Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры Жерков и Несвицкий) – индивидуальные задания

 

5 мин.

 

Познавательные УУД:
делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:
умение слушать других и уважать чужое мнение

                                                           

Литература

1.     Л.Н.Толстой. Избранные сочинения в трех томах. Том 1. М., «Художественная литература», 1988.

2.     А.А.Жук. Русская проза второй половины 19 века. М., «Просвещение», 1981.

3.     Литература 10 класс В.И.Сахаров, С.А.Зинин. М., ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.

4.     Урок литературы в условиях введения ФГОС. Учебное пособие. Автор-составитель В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2016.


 

5.    

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Планируемый результат

Планируемый результат

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Сегодня мы побываем в большом доме

Сегодня мы побываем в большом доме

Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”

Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”

Построение проекта выхода из затруднений

Построение проекта выхода из затруднений

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Изменились ли семейные ценности в наши дни по сравнению с эпохой

Изменились ли семейные ценности в наши дни по сравнению с эпохой

VI. Рефлексия. - В какой семье я себя представляю? -

VI. Рефлексия. - В какой семье я себя представляю? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021