Реальный эксперимент обычно имеет ограниченную сферу применения. Иногда он не осуществим по экономическим соображениям или в связи с его сложностью. Часто материальный эксперимент не дает желаемого результата, поскольку его возможности ограничены уровнем развития знания и техники. Только мысленный эксперимент, в котором логическое мышление и творческое воображение исследователя сочетаются с экспериментальным и теоретическим материалом, позволяет оттолкнуться от реальной действительности и пойти дальше - понять и исследовать то, что раньше казалось неразрешимой загадкой. Во всех тех случаях, когда для познания наиболее глубоких сущностей нужен эксперимент при высокой степени абстракции от реальных условий, исследователь обращается именно к мысленному эксперименту.
Мысленный эксперимент как объективный метод исследования
Реальный эксперимент обычно имеет ограниченную сферу применения. Иногда он не
осуществим по экономическим соображениям или в связи с его сложностью. Часто
материальный эксперимент не дает желаемого результата, поскольку его возможности
ограничены уровнем развития знания и техники. Только мысленный эксперимент, в
котором логическое мышление и творческое воображение исследователя сочетаются с
экспериментальным и теоретическим материалом, позволяет оттолкнуться от реальной
действительности и пойти дальше понять и исследовать то, что раньше казалось
неразрешимой загадкой. Во всех тех случаях, когда для познания наиболее глубоких
сущностей нужен эксперимент при высокой степени абстракции от реальных условий,
исследователь обращается именно к мысленному эксперименту.
Мысленные эксперименты не придумываются совершенно произвольно, а
представляют собой мыслительные операции,
удовлетворяющие определенным
требованиям и принципам проверенной научной теории. Как и в любом другом
теоретическом построении, в мысленном эксперименте все операции должны подчиняться
некоторым правила, вытекающим из знания объективных законов науки. Соблюдение этого
условия служит гарантией высокой степени достоверности знаний, полученных в ходе
исследования.
Мысленный эксперимент это эксперимент в сфере сознания, в котором ведущая
роль принадлежит мышлению. Этим определяется его субъективная сторона. Однако тот
факт, что мысленный эксперимент реализуется целиком и полностью на уровне сознания,
говорит о том, что его содержание объективно.
Оценивая мысленный эксперимент, нельзя к нему относиться как к готовому знанию;
в этом случае он играет роль простой иллюстрации. Также нельзя сводить его содержание
только к обдумыванию, планированию материального эксперимента (хотя он всегда
предшествует материальному эксперименту). Мысленный эксперимент является скорее
продолжением и обобщением, схематизацией последнего, нежели наоборот.
Ценность мысленного эксперимента, вопервых, состоит в том, что он позволяет
исследовать ситуации, неосуществимые практически, хотя и возможные принципиально.
Вовторых, он позволяет в ряде случаев осуществлять познание и проверку истинности
знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Однако, поскольку
мысленный эксперимент является одновременно прямым и модельным, опосредованность
связи субъекта с объектом исследования в конечном итоге требует практической проверки
полученных результатов. Если в материальном эксперименте уже сам ход его служит
подтверждением истинности “посылок”, то этого нельзя сказать об эксперименте
мысленном: свою окончательную оценку мысленный эксперимент может получить только в
процессе проверки его результатов на практике.
Подводя итог, можно охарактеризовать мысленный эксперимент как эвристическую
операцию следующими особенностями: 1) это познавательный процесс, принимающий
структуру реального эксперимента; 2) вся цепь рассуждений ведется в нем на базе
наглядных образов; 3) мысленное экспериментирование связано с процессом идеализации;
4) по своей логической структуре оно представляет собой гипотетикодедуктивное
построение; 5) механизм мысленного эксперимента не автоматизирован, а связан с
процессом решения возникшей в ходе исследования задачей; 6) мысленноеэкспериментирование осуществляется на основе выработки программы, планасхемы
мыслительных действий по переработке исходной информации; 7) мысленный эксперимент
сочетает в себе силу формального вывода с экспериментальной достоверностью.
Таким образом, мысленный эксперимент форма мышления, объективно возникшая
как результат активного воздействия человека на природу. Специфика этой формы
состоит в том, что абстрактное и конкретное, рациональнопонятийное и чувственно
наглядное составляют в ней диалектическое единство. Мысленный эксперимент есть
эффективное средство получения новых знаний о мире.