Эта программа была создана для непосредственного обучения мышлению в рамках школьной программы. У нас уже двадцатилетний стаж использования данной программы, которая сейчас широко применяется во всем мире (Канада, США, Мексика, Венесуэла, Великобритания, Ирландия, Италия, Южная Африка, Малайзия, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия). Она может быть обязательной как на территории всей страны, как, например, в Венесуэле, так и в отдельных школах. В Малайзии научные школы MARA используют эту программу уже в течение десяти лет.
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА CORT
Эта программа была создана для непосредственного обучения мышлению в
рамках школьной программы. У нас уже двадцатилетний стаж использования
данной программы, которая сейчас широко применяется во всем мире
(Канада, США, Мексика, Венесуэла, Великобритания, Ирландия, Италия,
Южная Африка, Малайзия, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия). Она
может быть обязательной как на территории всей страны, как, например, в
Венесуэле, так и в отдельных школах. В Малайзии научные школы MARA
используют эту программу уже в течение десяти лет.
Суть данной мыслительной программы — это использование приемов:
непосредственный метод обучения мышлению. Студенты применяют эти
приемы на практике в различных коротких мыслительных задачах. Используя
прием, они вырабатывают навык, который можно потом применять в любых
ситуациях. Студенты часто берут эти приемы домой, чтобы помочь родителям
принимать решения и строить планы. Именно эта возможность переносить
приемы делает их особенно важными.
Лучшее исследование по применению программы CoRT было сделано
профессором Джоном Эдвардсом в Университете Джеймса Кука, Квинсленд,
Австралия.
Эта программа создавалась как простая и практичная. Учителя могут легко
научиться ее преподавать, и студентам она очень нравится. Наверное, это
объясняется тем, что обычно программа обучения редко предлагает что-
нибудь позволяющее свободно мыслить.
Программа CoRT разделена на шесть секций, каждая из которых связана с
одним аспектом мышления. Каждая секция рассчитана на десять уроков.
CoRT 1 — широта
CoRT 2 — организация
CoRT 3 — взаимодействие
CoRT 4 — творчество
CoRT 5 — информация и чувства
CoRT 6 — действиеCoRT 1 содержит основные «направляющие внимание» приемы восприятия,
которые сейчас очень широко используются. Каждый прием имеет название,
чтобы его можно было осознанно выучить и применить. Эти названия выбраны
не случайно, и начинаются с той же буквы, что и процесс, к которому они
относятся. Выделяют следующие основные приемы:
ПМИ — Плюс, Минус и Интерес. Обратите внимание сначала на плюсы,
потом на минусы и, наконец, на интерес. В результате получается беглая
оценка.
РВФ — Рассмотри Все Факторы. Что нам надо взять на заметку, когда мы о
чем-то думаем? Какие факторы здесь задействованы?
ПиР — Направляет внимание на Последствия и Результаты действия. Это
помогает сделать прогноз на будущее, что может произойти потом. Здесь
может потребоваться применение различных временных шкал.
ЦУЗ — Какие Цели, Устремления, Задачи? Что мы пытаемся делать? Чего мы
пытаемся достичь? Куда мы движемся?
ППВ — Приоритеты Первостепенной Важности. Обратите внимание на то,
что действительно имеет значение. Не все одинаково значимо. Каковы
приоритеты?
ABB — Альтернативы, Возможности и Выбор. Какие есть новые
альтернативы? Какие возможности? Какой выбор?
ВДЛ — Взгляды Других Людей. Какие люди вовлечены в это? Какие у них
мнения?
Приемы используются точно и прямо. Существует определенный способ
направления внимания в определенном направлении.
«Здесь выполним ПМИ».
«Давайте начнем с РВФ».
«Что такое ЦУЗ?»
«Настало время для ABB».
Все это может показаться несколько искусственным, но этот метод
срабатывает. Мышление иногда можно намеренно сделать искусственным и
целенаправленным, иначе мы принимаем все как должное и полагаем, что
выполняем определенные действия, хотя в действительности делаем совсем
не то. Многие пытаются следить за последовательностью действий, но опыты
показывают, что целенаправленная просьбапосмотреть на последовательность с установкой ПиР приводит к лучшим
результатам. Внимание надо целенаправленно направлять. Очень многие
считают себя хорошими мыслителями, хотя на самом деле таковыми не
являются.