Мыслительные операции

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне- ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати- зации. Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз- нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав- нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне- мия профессиональной направ-ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны. 6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Иконка файла материала Мыслительные операции.doc
▐ ├┴ ╩ о опыта.                       Мыслительные операции    Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне­ ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати­ зации.    Сравнение ­ установление сходства и различия между предметами. Поз­ нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав­ нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне­ мия об ектов  мР________Ю_____Ю__­_________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____­__Ю__­_______Ю_ ___Ю___Ю_­­____Q \A_@A    В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ­ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,  но и избирательно воспринимает различные их стороны.    6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются  нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с  разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества  предмета воспринимаются нами в неизменном виде.    Константность восприятия ­ независимость отражения объективных ка­ честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра­ жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко­ го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп­ ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как  изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,  листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра­ зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях  мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.    Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри­ ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни­ маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий  освещения.    Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует­ ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она  может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим  вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни­ маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не­ естественно уменьшенными).    Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при­ ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.    Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус­ ловиях и успешно ориентируемся среди них.             Особенности восприятия пространства и времени    Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос­ приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов  и их движения.    Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате  сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических  (мускульно­двигательных) ощущений.    Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за  счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета  зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и  от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от  удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи­ вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус­ талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи­ мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци­ ей.    Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в  пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то  информаци и их виды.4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств.    5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть  смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ­ ление?    6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств. метов.  Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более  чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в  результате взаиморасположения зрительных осей).    Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би­ нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на  несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит  полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате  этого возникает стереоскопический эффект.    Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе­ ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении  предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных  линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер­ спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде­ нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото­ ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя  воздуха.    Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается  в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп­ ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным  признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в  результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также  и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы,  тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про­ исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения  зависит также от движения глаз и головы.    Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через  небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета ­  стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се­ кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).    Способность правильно оценивать пространственные отношения назы­ вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер.    Статический глазомер ­ определение размеров неподвижных предметов,  их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем.    Динамический глазомер ­ способность человека определить соотношение  движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес­ кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев­ ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент  происшествия.    Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения  или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини­ мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции  еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз­ личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг­ ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и  является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари­ тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения,  цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи­ тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с  увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой  скорости объекта, при вибрации тела.    Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного  взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри­ тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая ­ этопример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то  видимый предмет раздваивается ­ это пример физиологической иллюзии.    Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи­ мости от различных причин, которыми они вызываются.    Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать  в следственной практике.    Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа  преступника может возникнуть иллюзия ­ выступы могут показаться углуб­ лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает­ ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про­ исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из­за спины).  Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо­ ложение источника света.    Восприятие времени ­ отражение длительности, скорости и последова­ тельности явлений.    Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное  состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили­ вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь­ ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже­ ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель­ ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается,  а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также  ведет к преувеличению интервала времени, а медленный ­ к преуменьше­ нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями,  кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель­ ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица­ тельных ­ переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре­ зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение  времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно­ образных, малозначимых раздражителей.    Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при­ роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме человека (об­ мен веществ, газообмен и др.).        Учет закономерностей восприятия в следственной практике    Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль­ ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем  тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли­ вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.    При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак­ ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых  происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность,  удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учи­ тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни­ мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно­ шение и размеры.    Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен­ тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп­ риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых  расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо­ оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве­ щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке  размеров предметов связаны с контрастом восприятия.    В следственной практике очень важно правильно установить время со­ вершения расследуемого события, его длительность и последовательность,  темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра­ вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше  рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно  промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока­заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля  во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.    В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности  восприятия человека человеком.    В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо­ бенностям личности, они по­разному относятся друг к другу, испытывают  различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе­ редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.    При производстве такого следственного действия, как предъявление  для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи­ ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе­ мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со­ действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по  росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания группы  лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап­ равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.    При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных  и субъективных условий.    К объективным условиям относятся физические условия первоначального  восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и  т.п.).    К субъективным факторам опознания относится психическое состояние  человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,  отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека  (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со­ отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты­ вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят­ ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы, глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов  лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши.    При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю  осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер­ вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит  от второй сигнальной системы (слова).    Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко­ торые сведения о восприятии речи человека.    С физической точки зрения речь ­ это комбинация звуков, изменяющих­ ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные ­  менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси­ мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При  интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных  слов.    Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума  звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума.  Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли­ чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При  совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека  не может быть выделена.