Мыслительные процессы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это -объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.
Иконка файла материала Мыслительные процессы.doc
Мыслительные процессы Мыслительная   деятельность   человека   представляет   собой   решение   разнообразных мыслительных   задач,   направленных   на   раскрытие   сущности   чего­либо.   Мыслительная операция   ­   это   один   из   способов   мыслительной   деятельности,   посредством   которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные   операции   разнообразны.   Это   ­   анализ   и   синтез,   сравнение, абстрагирование,   конкретизация,   обобщение,   классификация.   Какие   из   логических операций   применит   человек,   это   будет   зависеть   от   задачи   и   от   характера   информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Анализ ­ это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез ­ обратный анализу процесс мысли, это ­объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез ­ две взаимосвязанные логические   операции.   Синтез,   как   и   анализ,   может   быть   как  практическим,   так   и умственным. Анализ  и синтез сформировались  в практической  деятельности человека. В трудовой   деятельности   люди   постоянно   взаимодействуют   с  предметами   и   явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение ­ это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано   на   анализе.   Прежде   чем   сравнивать  объекты,   необходимо   выделить   один   или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней ­ поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних  признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Абстрагирование ­ это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой­нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков,   временно   отвлекаясь   от   них.   Изолированное   изучение   отдельных   признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного,конкретного и  подняться на самую высокую  ступень познания ­ научного теоретического мышления. Конкретизация ­ процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный  с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия   содержания.   Мыслительная   деятельность   всегда   направлена   на  получение какого­либо   результата.   Человек   'анализирует   предметы,   сравнивает   их,  абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть  закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.