Урок 26. Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Образ лирического героя М.Ю. Лермонтова.
- Что изображается в прозе? (события и факты)
- Что изображается в лирике? (чувства и переживания)
- От чьего лица ведётся повествование в лирическом произведении? (ЛГ)
- Определим тему урока
Просмотр видео о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
-Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)
Проверка домашнего задания
- Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
Сегодня мы проанализируем стихотворение «Тучи» и постараемся понять, есть ли сходство в их судьбах лирического героя и туч?
Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания стих-я «Тучи».
Несмотря на то, что стих-е было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.
Чтение стихотворения
-Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение?
Чтение первой строфы.
- Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».
- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)
- С каким словом оно рифмуется? («странники»)
- Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь)
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
– С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).
- Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).
-В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”;
- Что это значит? (поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”)
- Как Лермонтов характеризует холодный и суровый север? («милым»)
- А теплый, ласковый юг? (всего лишь «южная сторона»)
- Как называется такое противопоставление? (антитеза)
Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.
Чтение второй строфы.
- Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?
-Кому задает лирический герой эти вопросы?
-Ждет ли он ответа на них?
- Как называются такие вопросы?
- Почему поэт должен расстаться с родиной?
- А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)
- Почему? (он одинок, гоним)
Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию
Чтение учителем третьей строфы.
- С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?
- Итак, мы сказали, что ЛГ сравнивает себя с тучами. Есть ли сходство в их судьбах лирического героя и туч?
- В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы. Так, свободному странничеству туч противопоставляется невольное изгнание лирического героя.
- Изгнанник или странник ЛГ Лермонтова?
Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение
Работа в парах. Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии
Эпитеты |
Метафоры |
Сравнения |
Небесные Степь лазурная Цепь жемчужная Милый север Сторону южную Зависть тайная Злоба открытая Друзей клевета ядовитая Нивы бесплодные Вечно холодные Вечно свободные |
Вечные странники Судьбы ли решение Тяготит преступление Чужды вам страсти Чужды страдания Нет у вас родины Нет вам изгнания |
Как я, изгнанники |
Подведение итогов по анализу. Какова основная мысль стихотворения?
ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а лирический герой живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный тон стихотворения.
Итоговое выразительное чтение стихотворения
Синквейн
Тучки Свобода. |
Поэт. Изгнанный, несчастный. Уезжает, страдает, любит Тяжело жить без родины Одиночество. |
Домашнее задание. Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.