М.Ю. Лермонтов Тучи

  • docx
  • 11.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала М.Ю. Лермонтов Тучи.docx

Урок 26. Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Образ лирического героя М.Ю. Лермонтова.

- Что изображается в прозе? (события и факты)

- Что изображается в лирике? (чувства и переживания)

- От чьего лица ведётся повествование в лирическом произведении? (ЛГ)

- Определим тему урока

Просмотр видео о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

-Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)

Проверка домашнего задания

- Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

Сегодня мы проанализируем  стихотворение «Тучи» и  постараемся понять, есть ли сходство в их судьбах лирического героя и туч?

Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания стих-я «Тучи».

Несмотря на то, что стих-е было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.

Чтение стихотворения

-Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение?

 

Чтение первой строфы.

- Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?

- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

- Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

- С каким словом оно рифмуется? («странники»)

- Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь)

- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

– С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

- Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

-В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”;

- Что это значит? (поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”)

- Как Лермонтов характеризует холодный и суровый север? («милым»)

- А  теплый, ласковый юг? (всего лишь «южная сторона»)

- Как называется такое противопоставление? (антитеза)

Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.

Чтение второй строфы.

- Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?

-Кому задает лирический герой эти вопросы?

-Ждет ли он ответа на них?

- Как называются такие вопросы?

- Почему поэт должен расстаться с родиной?

- А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)

- Почему? (он одинок, гоним)

Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию

Чтение учителем третьей строфы.

- С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

- Итак, мы сказали, что ЛГ сравнивает себя с тучами. Есть ли сходство в их судьбах лирического героя и туч?

- В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы. Так, свободному странничеству туч противопоставляется невольное изгнание лирического героя.

- Изгнанник или странник ЛГ Лермонтова?

Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение

Работа в парах. Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Небесные

Степь лазурная

Цепь жемчужная

Милый север

Сторону южную

Зависть тайная

Злоба открытая

Друзей клевета ядовитая

Нивы бесплодные

Вечно холодные

Вечно свободные

Вечные странники

Судьбы ли решение

Тяготит преступление

Чужды вам страсти

Чужды страдания

Нет у вас родины

Нет вам изгнания

Как я, изгнанники

 

Подведение итогов по анализу. Какова основная мысль стихотворения?

ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а лирический герой живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный тон стихотворения.

Итоговое выразительное чтение стихотворения

Синквейн

Тучки
холодные, свободные
скучают, путешествуют, мчатся
Нет родины - нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит

Тяжело жить без родины

Одиночество.

Домашнее задание. Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи».


 

Посмотрите также